Ссылка для цитирования: Станько А.И. Журналистика ХХ века (Рецензия на книгу: Ахмадулин Е.В., Овсепян Р.П. История отечественной журналистики XX века. 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. М.: Изд-во «Юрайт», 2016) // Медиаскоп. 2017. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2283
© Станько Александр Иванович
доктор филологических наук, профессор кафедры истории журналистики Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, Россия), yaprofessor2014@ya.ru
«ХХ век представляет собой самую насыщенную событиями эпоху в истории цивилизации. Это век революций и мировых войн, век крушения империй и заявивших о себе национально-освободительных движений, век глобальных катастроф и мировых кризисов, век отчаяния и надежд, век, соединивший прошлое с будущим», − отмечают авторы учебника.
Происходившие процессы нашли реальные проявления в России. В политическом плане страна изменялась в течение столетия как ни одна другая. Пережив две буржуазные и одну социалистическую революции, мировую и гражданскую войны в начале века, Отечественную войну − в середине и отказавшись от коммунистических иллюзий в конце века, Россия строит сегодня демократически ориентированное общество.
Эти исторические этапы отражает отечественная журналистика. Основная цель, которую сегодня ставят перед собой исследователи, связана со стремлением воссоздать правдивую картину исторического развития российской журналистики, отразить реалии современной историко-журналистской науки, находившейся в течение десятилетий в плену догматических стереотипов, мифологизированных фактов в оценке роли той или иной личности в журналистике. Тенденциозный подход исказил многие факты истории российской прессы, привел к разрушению единого историко-культурного, историко-публицистического процесса; разделил журналистику по классовому принципу на буржуазную и большевистскую, а затем на партийно-советскую и эмигрантскую (антисоветскую, контрреволюционную).
Учебник «История отечественной журналистики XX века» как раз и ставит своей целью проследить особенности развития отечественной журналистики − метрополии и русского зарубежья − как единого историко-культурного, историко-публицистического процесса на протяжении ХХ столетия, показать ментальную, творческую, типологическую, функциональную преемственность различных по характеру систем журналистики на динамично изменяющемся фоне российской истории.
Таким образом, учебник представляет собой оригинальный проект объединения в одной книге трех традиционно разделенных учебных курсов: истории отечественной журналистики начала ХХ в. (дооктябрьского периода − 1900−1917 гг.), истории партийно-советской журналистики (1918−1989 гг.) и новейшей журналистики постсоветского периода (1990−2000 гг.).
Каждый из этих крупных периодов имеет свои хронологические градации, которые, по мнению авторов учебника, соответствуют этапным изменениям внутри системы журналистики. На наш взгляд, эта структура выстроена чрезвычайно логично, она позволит студентам анализировать те типологические, творческие, правовые и ментальные изменения, которые происходили в системе СМИ на разных этапах.
Необходимо отметить, что учебник сочетает в себе методически апробированный учебный материал, касающийся истории журналистики советского и новейшего периодов (проф. Р.П. Овсепян) и фактически новый по содержанию и структуре, насыщенный фактами материал по истории журналистики начала ХХ в.. (проф. Е.В. Ахмадулин). Ранее вышедшее учебное пособие С.Я. Махониной «История русской журналистики начала ХХ века» (2003) построено в большей степени на литературно-журналистских традициях и также имеет свои достоинства. В разделе же, написанном Е.В. Ахмадулиным, раскрывается вся система российской печати, выстроенная поэтапно в определенной, обоснованной автором, хронологии. Достоинством этой части учебного пособия является введение в учебный курс крупного звена партийной прессы − консервативной, либеральной и радикальной.
Авторы учебника хорошо известны научно-педагогической общественности как ведущие ученые в области истории российской журналистики. Их совместный проект, несомненно, удачен, перспективен и полезен для студентов.