Ссылка для цитирования: Щепилова Г.Г. СМИ Крымского полуострова: проблемы интеграции в российское медиапространство // Медиаскоп. 2017. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2269
© Щепилова Галина Германовна
доктор филологических наук, профессор кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, зав. кафедрой журналистики в Филиале МГУ в г. Севастополе (г. Москва, Россия), shgg@yandex.ru
Материал подготовлен на основе доклада на пленарном заседании Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2016 году: творчество, профессия, индустрия», прошедшей 7−8 февраля 2017 г. на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.
Аннотация
Автор обращает внимание на медиасистему Крымского полуострова в условиях новой государственности. Присоединение Крыма и Севастополя к Российской Федерации выявило и проблемные зоны, связанные с интеграцией СМИ новых регионов в российскую медиасистему.
Ключевые слова: рынок СМИ Крыма и Севастополя, проблемные зоны, интеграция, исследования.
Необходимость изучения СМИ новых регионов России
Прошло уже три года после присоединения Крымского полуострова к России и образования двух новых российских территориальных субъектов – Крыма и Севастополя. Ситуация на Крымском полуострове во многих сферах жизни в связи с новыми реалиями существенно изменилась и требует научного осмысления и анализа. Наше внимание обращено на крымские СМИ и их интегрирование в существующую российскую медиасистему. Изучение медиасистемы Крыма и Севастополя крайне необходимо как для понимания информационно-коммуникационной и рыночной медиаситуации в этом регионе, так и для выработки рекомендаций для эффективного встраивания региональных крымских СМИ в национальную медиасреду.
До присоединения крымские СМИ практически не рассматривались в научном ракурсе. Именно поэтому на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова осенью 2015 г. была создана межкафедральная исследовательская группа, куда вошли представители различных кафедр факультета и филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополь в качестве руководителей и исполнителей на разных стадиях реализации проекта. Межкафедральный характер проекта связан с изучением различных сегментов медиасистемы, разных элементов коммуникативного процесса, тематических направлений.
Цели исследования:
Основные направления реализации проекта – структурный, типологический анализ средств массовой информации полуострова, изучение особенностей рекламы как одного из значимых направлений коммуникативной деятельности, исследование специфики профессиональной журналистской культуры, изучение процесса медиатизации различных сфер общественной жизни на Крымском полуострове в условиях смены государства, рассмотрение специфики этнической ситуации.
На первой стадии реализации проекта в 2015−2016 учебном году была получена информация об общей структуре медиасистемы Крымского полуострова, специфике финансовой ситуации и рекламного финансирования газет Крымского полуострова, характеристиках маркетинговых коммуникаций в туризме, особенностях процессов медиатизации религии и науки в печатных СМИ и интернет-изданиях региона и чертах профессионального сознания журналистов Крыма. Таким образом, был проведен общий структурный анализ массмедиа с акцентом на печатном сегменте системы СМИ.
Научное сообщество в результате исследований межкафедральной группы получило некоторое представление о медиаситуации на Крымском полуострове. Был опубликован ряд статей участников проекта. В частности, речь идет о публикациях М.Е. Аникиной (2016), Д.С. Ильченко, М.Е. Лебеденко, Ю.Д. Плаутиной (2017),Д.А. Пушкаревой (2016 а; б), В.М. Хруля (2016), Г.Г. Щепиловой (2016). Кроме того, члены исследовательской группы неоднократно выступали на научных конференциях с докладами. В частности, доклады были представлены на Международной научно-практической конференции «Журналистика 2015», 5−6 февраля 2016 г.; Международной конференции «Ломоносовские чтения», 18 апреля 2016 г.; V Международной научно-практической конференции НАММИ, 20 мая 2016 г.; Черноморской конференции МГУ, 26 мая 2016 г.
В настоящее время в редакции научных журналов переданы рукописи статей о телевизионном рынке Севастополя; о туристическом потенциале региона и продвижении туризма в крымских СМИ; об освещение крымскими СМИ развития науки. Готовятся публикации о телевидении в Симферополе; об этических проблемах журналистов в регионе; об источниках информации, которые становятся основой журналистских публикаций.
Структура рынка СМИ Крыма и Севастополя
После присоединения к России СМИ имели возможность пройти перерегистрацию и получить Свидетельства о регистрации российского образца. По данным Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым на 15 мая 2015 г., было зарегистрировано 250 СМИ. Из них 231 имело разрешительные документы по украинскому законодательству и прошло перерегистрацию; 19 российских средств массовой информации впервые вышло на медиарынок Крыма. Среди зарегистрированных СМИ 19 телеканалов, 28 радиоканалов, 184 печатных издания и 12 медиа, которые в отчете Министерства обозначены как «информационные агентства, электронные периодические издания, сетевые издания»1. В подписном каталоге Крыма и Севастополя на 2016 г. значились 21 журнал и 92 газеты2.
Наибольшее развитие из всех типов СМИ имеет телевидение. Так, в Севастополе работают четыре телевизионных канала – НТС, «Первый севастопольский», ИКС и «Народный канал». Два первых финансируются частными инвесторами, два последних – за счет муниципальной финансовой поддержки. В Симферополе телерадиокомпания «Крым» осуществляет вещание на двух каналах – «Первый крымский» и «Крым-24», которые финансируются из муниципального бюджета. Кроме того, за муниципальные деньги работает и общественная крымско-татарская телерадиокомпания «Миллет». Телерадиокомпания ИТВ – частная. В некоторых крымских городах работают также местные телерадиокомпании. В частности, они есть в Судаке, Керчи и Армянске.
Все телекомпании Севастополя и Симферополя работают по принципу полного программирования и вещают по 24 часа в сутки. Это является существенным отличием от других регионов России, где большую часть программной сетки занимает контент сетевых партнеров. Это стало возможным по причине того, что телевидение крымского полуострова живет в условиях реальной цифровизации. Если в других российских регионах вопрос о формировании третьего мультиплекса цифрового вещания до сих пор остается открытым, то в Крыму и в Севастополе ситуация иная. Еще «при Украине» на территории Крыма и Севастополя работало четыре мультиплекса. В настоящее время здесь работает третий мультиплекс (наряду с двумя российскими), в который частично входят и местные телеканалы.
В Крым пришли и российские СМИ. В частности, на полуострове выходят и распространяются региональные выпуски газет – «Российская газета», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец» и др. Транслируются передачи «Радио Россия», «Маяка» и некоторых российских станций FM-диапазона.
Местное радио развито плохо. В Симферополе работает только три местные радиостанции – «Радио Крым», «Радио Море», «Радио Точка». Местное радиовещание в Севастополе пока вообще не ведется, хотя несколько месяцев назад была получена лицензия одной из государственных телерадиокомпаний (ИКС).
Тиражи газет сравнительно небольшие, финансируются газетные издания в основном из государственного бюджета. Для примера приведем тиражи десяти самых крупных газет крымского полуострова.
Таблица 1. Тиражи газет крымского полуострова
Газета |
Город |
Учредитель |
Тираж |
Периодичность |
Крымская правда |
Симферополь |
Трудовой коллектив редакции |
31 556 |
ежедневная |
Крымская газета |
Симферополь |
Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым |
26 999 |
ежедневная |
Севастопольская газета |
Севастополь |
ООО «Полиграфия» |
16 950 |
еженедельная |
Крымские известия |
Симферополь |
Государственный совет Республики Крым |
14 926 |
ежедневная |
Новый Крым |
Симферополь |
ООО «Новый Крым» |
15 000 |
еженедельная |
Крымский телеграфЪ |
Симферополь |
ООО «КрымЕвроСервис» |
10 000 |
еженедельная |
Крымское время |
Симферополь |
ООО «Крымское время» |
10 000 |
еженедельная |
Кафа |
Керчь, Феодосия |
И. Прокопюк |
7 500 |
2 раза в неделю |
Слава Севастополя |
Севастополь |
ООО «Редакция газеты «Слава Севастополя» |
7 414 |
ежедневная |
Огни маяка |
Красногвардейск |
ООО «Редакция «Огни маяка» |
6 500 |
еженедельная |
Далеко не все СМИ имеют значительный вес с точки зрения информационного источника. В таблице представлены рейтинги цитируемости, которые готовит служба мониторинга СМИ «Медиалогия», за 3 квартал 2016 г.
Таблица 2. Индекс цитируемости
ТОП-20 самых цитируемых СМИ Республики Крым и города Севастополь |
||||
№ |
Перемещение |
СМИ |
Категория |
ИЦ |
1 |
0 |
ИА Крыминформ |
Информагентство |
323,49 |
2 |
0 |
РИА Крым |
Информагентство |
134,32 |
3 |
+2 |
Крым 24 |
ТВ |
59,21 |
4 |
+3 |
Спутник в Крыму |
Радио |
56,87 |
5 |
-2 |
FlashCrimea |
Информагентство |
55,47 |
6 |
+3 |
Первый крымский телеканал |
ТВ |
26,50 |
7 |
-3 |
Sevastopol.su |
Интернет |
26,48 |
8 |
-2 |
Аргументы недели − Крым |
Газета |
25,17 |
9 |
-1 |
Крымское информационное агентство |
Информагентство |
22,50 |
10 |
+1 |
Kerch.fm |
Интернет |
16,55 |
11 |
+1 |
Primechaniya.ru |
Интернет |
13,03 |
12 |
+3 |
Комсомольская правда − Крым |
Газета |
12,32 |
13 |
-3 |
Информационный канал Севастополя |
ТВ |
10,99 |
14 |
+2 |
Независимое телевидение Севастополя |
ТВ |
10,35 |
15 |
+4 |
Allcrimea.net |
Интернет |
10,19 |
16 |
new |
Народный канал «Севастополь» |
ТВ |
9,11 |
17 |
+3 |
3652.ru |
Интернет |
8,29 |
18 |
-4 |
Kerch.com.ru |
Интернет |
7,16 |
19 |
-1 |
Севастопольская газета |
Газета |
6,36 |
20 |
-7 |
Ruinformer.com |
Интернет |
6,21 |
Источник:Крымская республика и город Севастополь: рейтинг СМИ за III квартал 2016 г. // Медиалогия. Режим доступа: http://www.mlg.ru/ratings/regional_media/4481/39/2016/3/ (дата обращения: 24.01. 2017).
Как видно из таблицы, самыми цитируемыми, по версии «Медиалогии», являются информационные агентства. В топ-20 представлены также ведущие телеканалы Крыма и Севастополя, некоторые интернет-порталы и в меньшей степени – газеты.
Проблемные зоны крымских СМИ
Несмотря на относительную развитость крымских СМИ, которые представлены всеми сегментами медиасферы, существует ряд проблем, которые пока не дают возможности говорить об их полной интеграции в российскую медиасистему.
Прежде всего, речь идет о правовом статусе телекомпаний, которые являются, несомненно, ведущим типом средств массовой информации. В настоящее время телекомпании Крыма и Севастополя имеют свидетельства о регистрации и универсальные лицензии, выданные Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации. Но в сфере использования вещательных частот до сих пор используются лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, действовавших по состоянию на 21.03.2014 г., то есть лицензии на вещание, выданные Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания. Это двойственное положение в условиях геополитического противостояния вызывает логичные опасения. Тем более что срок существующих частотных лицензий у некоторых телеканалов истекает уже в конце 2017 г.
В публичном реестре инфраструктуры связи и телерадиовещания Российской Федерации все телеорганизации крымского полуострова отнесены к разделу «Кабельное вещание». Хотя, как отмечалось ранее, в реальности способы распространения телевизионного сигнала значительно шире. Но и эта ситуация имеет двойственный характер. Например, кабельное и IPTV-вещание, имеющее высокий уровень развития, также связано с украинскими лицензиями. Согласно законодательству Украины, телеканалы, получившие лицензии Нацсовета для эфирного вещания, обязательны к ретрансляции на бездоговорной основе операторами кабельного и IPTV-телевидения в зоне эфирного вещания каналов в диапазоне частот, следующих за общенациональными.
Вторая проблема − отсутствие данных о численности аудитории телеканалов. Основной измеритель аудитории российских СМИ, компания «Медиаскоп» (до 2016 г. – TNS) пока не работает ни в Крыму, ни в Севастополе и не предоставляет никаких аудиторных данных. Не предоставляют такие данные в регулярном режиме и местные компании. В этой связи затруднительно делать хоть какие-то аналитические оценки и понимать, какой из телеканалов привлекает бόльшую аудиторию. В отсутствие данных измерителей телеканалы проявляют чудеса самодеятельности. Так, например, телеканал ИКС указывает на своем сайте охват аудитории – 406 000 человек3. Откуда взялась эта цифра охвата – невозможно даже предположить.
Отсутствие регулярных измерений аудитории не позволяет давать прогнозы относительно коммерческого потенциала крымских телеканалов, связанных с их монетизацией за счет привлечения рекламы. Вопрос о монетизации за счет рекламы – отдельная история.
Еще в 2008 г. телеканалы получили предписание от Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания о запрете размещения рекламы на русском языке. Для русскоязычного Крыма это было чрезвычайно болезненно. Часть рекламодателей тогда принципиально ушла из эфира. И хотя в дальнейшем запрет был отменен, начало разрушения рекламного рынка было положено именно тогда. После присоединения к России проблема телевизионного рекламного рынка еще более обострилась. С одной стороны, ушли украинские рекламодатели, с другой – из-за санкций в регион не приходят сильные российские бренды. А местные рекламодатели предпочитают использовать не телевизионную рекламу, а наружную, которой в Севастополе и в Симферополе просто переизбыток.
Практически на всех крупных крымских телеканалах объем рекламы незначителен и «не дотягивает» до возможных по Закону «О рекламе» 15% от объема часа вещания. Связано это не только с вышеобозначенными причинами. Есть проблемы и кадрового потенциала, и менеджмента рекламных продаж, и собственного продвижения телеканалов на рынке.
Как уже отмечалось ранее, в регионе присутствует несколько крупных интернет-ресурсов, отмеченных нами в рейтинге со ссылкой на «Медиалогию». Однако проблема конвергентности традиционных информационных каналов остается нерешенной. Редкий случай, когда газета или телеканал имеет достойное представительство в Интернете. Чаще всего сайты СМИ - ни с точки зрения контента, ни с точки зрения дизайна − не являются современными и способными завоевать новую аудиторию посредством новой платформы. Отсюда вытекает и другая проблема − представительство СМИ в социальных сетях. Некоторые СМИ вообще не имеют в соцсетях собственных страниц. А те, у кого они есть, не уделяют должного внимания ни предоставляемому контенту, ни его регулярному обновлению.
Переподготовка журналистов и менеджеров СМИ с целью единого понимания журналистской культуры, этических норм, индустриальных стандартов, правового регулирования и т.д. – также одна из проблем интеграции в российскую медиасистему. Несмотря на то что за последние годы на крымском полуострове проводились семинары для журналистов и сотрудников СМИ на деньги различных грантов, многие медиаспециалисты были просто не осведомлены о таких мероприятиях. Например, семинары, проведенные в Симферополе весной 2015 г. на деньги Агентства по печати и массовым коммуникациям, привлекли лишь небольшое количество сотрудников действующих крымских СМИ. Как выяснилось, многие заинтересованные лица просто не были проинформированы об этих семинарах. Подобная ситуация, к сожалению, наблюдается и при анализе многих других образовательных программ для сотрудников СМИ, что позволяет сделать вывод как об их малой результативности, так и о неэффективной трате грантовых средств. А обучать сотрудников на собственные деньги большинство СМИ в силу отсутствия рекламных заработков просто не имеют возможности.
Изучение СМИ Крыма и Севастополя, на наш взгляд, на сегодняшний день весьма важная задача. Результатом ее должно стать не только понимание особенностей развития медиасистемы на полуострове, но и разработка стратегических и тактических подходов, направленных на грамотную интеграцию крымских СМИ в реалии российского медиарынка.
Примечания
Библиография
Аникина М.Е. Глобальные и локальные особенности профессионального сознания журналистов Крымского полуострова // Актуальные проблемы медиаисследований-2016. Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. НАММИ. М.: Фак-т журн. МГУ, 2016. С. 11−12.
Ильченко Д.С., Лебеденко М Е., Плаутина Ю.Д. Освещение темы науки в печатных и электронных СМИ Крыма в условиях смены государства. Исследования медиа: тенденции-2016 // Сб. ст. науч. сотр. фак-та журн. М.: Фак. журн. МГУ, 2017. С. 53−80.
Пушкарева Д.А. (а) Медиасистема республики Крым и Севастополя // Информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы. Журналистика-2015. Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2016. С. 18−19.
Пушкарева Д.А. (б) Типологическая специфика ведущих крымских газет // МедиаАльманах. 2016. № 2. С. 68−76.
Пушкарева Д.А., Хруль В.М. Этос журналистов Москвы и Крыма: опыт сравнительного анализа // Черноморская конференция МГУ-2016. Севастополь, 2016. С. 33−34.
Щепилова Г.Г. Газетный рынок Крымского полуострова: в поисках модели финансирования // МедиаАльманах. 2016. № 4. С. 32−38.