Languages

You are here

Кипрская Православная Церковь в пространстве печатной и интернет-коммуникации (2000−2016 гг.)

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Богданова О.А. Кипрская Православная Церковь в пространстве печатной и интернет-коммуникации (2000−2016 гг.) // Медиаскоп. 2017. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2264

 

© Богданова Ольга Алексеевна
аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), otheodorova@gmail.com

 

Аннотация

Научная статья посвящена печатным и цифровым средствам массовой информации Кипрской Православной Церкви (2000−2016 г.г.). В работе определяется место церковных СМИ в современной панораме кипрской печати и дается их классификация. Автор также уделят внимание основным особенностям контента и экономической составляющей работы церковных СМИ. Актуальность и научная значимость работы определяется тем, что современные церковные СМИ Кипра не исследованы в научной литературе. Работа может стать базой для дальнейших исследований.

Ключевые слова: Кипр, церковные СМИ, Кипрская Православная Церковь, религиозная журналистика.

 

Настоящее исследование посвящено комплексному анализу современной системы печатных и электронных СМИ Кипрской Православной Церкви (2000−2016 гг.). Мы ставим задачу выявить основные тенденции в их функционировании и развитии печатных и электронных СМИ, проанализировать качество их работы с точки зрения правильной ориентации на аудиторию, а также ответить на вопрос, какое место СМИ занимают в жизни современного церковного сообщества Кипра.

В ситуации Кипра потенциальная аудитория церковных СМИ, принадлежащих к СМИ специализированным и узкотематическим, больше, чем у любого другого европейского государства. Согласно данным Статистической службы Кипра1, 89,1% кипрского населения причисляют себя к Православной Церкви2. При этом, согласно данным Есропейской социологической службы (The European Social Survey)3, только 4,2% киприотов не участвует в церковных службах. Таким образом, Кипр является европейской страной с самым активным в религиозном плане населением.

В связи с этим небезынтересно посмотреть, какое место в жизни киприотов и в медиасистеме Кипра занимают собственно церковные СМИ.

Нами выбран период с 2000 г. по 2016 г., поскольку научного исследования истории кипрских церковных СМИ и их типологизации с 2000 г. по настоящее время пока нет (Κοκκινόφτας, 2007: 193−203). Существующие грекоязычные исследования касаются преимущественно ранних этапов истории кипрской журналистики. (Κοκκινόφτας, 2012; Σοφοκλέους (a), 1997; Σοφοκλέους (b), 1997; Λυμπουρίδη, 1971).

Есть также несколько работ, которые позволяют проследить историю именно церковной печати Кипра до конца XX столетия (Κοκκινόφτας, 2007; Κούκος, 1993).

 В основном в них содержатся перечни церковных изданий (в одном обнаруженном источнике – исследование истории печати конкретного монастыря (Κοκκινόφτας, 1999),обзор персоналий, которые играли значимую роль в становлении журналистики, и практически отсутствует анализ тенденций развития СМИ. Исследований, в которых рассматривается кипрская церковная печать в начале третьего тысячелетия, найти не удалось, − этим объясняется научная новизна темы.

В начале третьего тысячелетия также произошли изменения в административном делении канонической территории Кипрской Православной Церкви (в 2007 г. решением Священного Синода (высшего органа церковного управления) Кипрской Православной Церкви были восстановлены 4 епархии (Константиас-Амохосту, Киккская и Тиллирийская, Тамасосская и Оринийская, Тримифунтская) и созданы три епископии: Карпасийская, Арсинойская и Амафунтская. Кипрская Православная Церковь приобрела нынешнее административное устройство. В новообразованных митрополиях возникли собственные официальные средства массовой информации, которых не было раньше.

В этот период появились также первые интернет-СМИ Кипрской Православной Церкви и страницы в социальной сети Facebook, следствием чего стали количественные и качественные изменения в системе церковных СМИ Кипра.

Выбранная нами методология комплексного анализа (совмещение типологического и экологического подходов) позволит полноценно интерпретировать современное состояние церковной медиасистемы Кипра и обозначить перспективы ее развития как единого целого.

Экологический подход даст возможность проанализировать медиасистему с точки зрения ее существования внутри социальной среды – медиасообщества и аудитории, выявить факторы, которые влияют на ее функционирование и формирование. За основу возьмем факторы, которые используются для описания светской медиасистемы (Реснянская, 2011: 154−155) и последовательно рассмотрим каждый из них в отношении системы церковных СМИ.

Типологический подходпозволит представить и проанализировать структуру церковной медиасистемы Кипра с точки зрения характеристик первого (аудитория, ареал распространения, тематика), второго (периодичность) и третьего (функции СМИ) порядков (Реснянская, 2011: 154−155).

В дальнейшем под словом «медиасистема» мы будем подразумевать только печатные и интернет-издания, а также страницы в социальных сетях. Анализ функционирования радио и телевидения выходит за рамки нашей темы.

Эмпирическая базаисследования – выпуски церковных газет и журналов (2000−2015 гг.), а также серия интервью, которые были сделаны автором статьи в период с 14 по 28 октября 2015 г. непосредственно в редакциях церковных газет и интернет-сайтов Кипра, а также посредством телефона и Интернета.

Для понимания процессов, происходящих в церковных СМИ, необходимо рассмотреть историю Кипрской Демократической республики и, в частности, историю Кипрской Православной Церкви, а также дать общий обзор системы СМИ Кипра. Это позволит представить контекст, в котором создаются и распространяются церковные издания.

 

Кипр и Кипрская Православная Церковь. Историческая справка

Вопросы религии на Кипре вплоть до получения независимости в 1960 г. были тесно связаны с государственным статусом острова.

Кипрская Православная Церковь была основана в 48 г. н.э, ее первым архиепископом был апостол Варнава (48−57 гг. н.э.)4. При этом первым епископом, то есть управляющим, Китийской митрополии Кипрской Православной Церкви считается Лазарь из Вифании (45−63 гг.) 5. Изначально Кипрская Церковь входила в состав Антиохийской Православной Церкви как одна из ее епархий (составных частей). Автокефальный статус (то есть полную каноническую и административную независимость, в том числе право самостоятельно выбирать своего Предстоятеля и епископов) Кипрская Православная Церковь приобрела по итогам III Вселенского (Эфесского) Собора (V в.). С этого времени Кипрской Православной Церковью управляет архиепископ, который не зависит ни от какой более высокой духовной власти. Кипрская Церковь остается в каноническом единстве с другими Поместными Православными Церквями.

В 1192 г. Кипр был завоеван английским королем Ричардом Львиное Сердце. По итогам торгового договора остров перешел к латинскому монашескому Ордену рыцарей Христа, который продал остров иерусалимскому королю Гвидону Лузинианскому. Тогда Кипр перешел во владение Франции6. Для Кипрской Церкви итогом этого периода было, в том числе, уменьшение количества епархий с 14 до 4 (архиепископия, Пафосская, Китийская и Киринийская митрополии).

Далее Кипр стал венецианской колонией (1489−1571), находился во владении Турции (1571−1878 г.г.), наконец, был передан Великобритании (1878−1960 гг.).

Для православного населения Кипра переход под власть не мусульманской, а христианской страны (хотя и не православной) связывался с надеждами на перемены. Это нашло отражение в том числе и в появлении на острове собственных средств массовой информации, то есть оказало прямое влияние на формирование медиасистемы Кипра в целом. В начале своего становления медиасистема Кипра была очень тесно связана с Кипрской Церковью.

 

Рождение кипрской печати. Исторический обзор

1878 год – год рождения кипрской журналистики. Педагог и журналист Феодулос Константинидис перевез из Египта на Кипр типографию и 29 августа (по новому стилю) издал в городе Ларнака первую на острове газету − «Кипр» (ΚύπροςCyprus). Издание было двуязычным (англо-греческим).

25 марта 1901 г. на Кипре вышло первое церковное СМИ – журнал «Апостолос Варнавас» (Απόστολος Βαρνάβας). По экономическим причинам этот еженедельник просуществовал всего год и был закрыт в марте 1902 г.7 В июле 1901 г. появился второй церковный печатный орган – «Христианики Алисиа» (Χριστιανική Αλήθεια). Издание выходило один раз в 15 дней и было приостановлено в ноябре 1903 г., потому что его издатель, Павлос Колесидис, перешел из православия в протестантизм. Начиная с 1910-х гг. на Кипре стали возникать другие церковные газеты и журналы. Церковная журналистика продолжала развиваться на протяжении всего XX столетия. Кроме того уже с 1890-х гг. в светской прессе стали появляться колонки кипрских клириков (особенно Кирилла Васелеу), посвященные богословским темам, проповедям на евангельские тексты, истории христианских праздников и так далее (Κοκκινόφτας, 2012; Κοκκινόφτας, 2007).

Таким образом, церковная тематика практически с самого начала активно присутствовала в светских СМИ. Более того, во второй половине XX в. сама Церковь активно участвовала в жизни государства.

1960 год – год признания независимости Кипрской Демократической Республики – стал переломным моментом в истории Кипра и кипрских СМИ. Статья 19 Конституции (Часть II. «Основные права и свободы»), принятой 19 августа 1960 г. и актуальной сегодня, гарантирует каждому «право на свободу слова и на его реализацию любым способом… Такое право охватывает свободу мнения, получения и передачи информации и идей, без вмешательства какой-либо власти независимо от границ».

Определенную роль в получении Кипрской прессой свободы сыграл предстоятель Кипрской Православной Церкви архиепископ Макарий Третий, который стал первым президентом Кипрской республики по итогам всенародного голосвания. Вплоть до своей смерти в 1977 г. он совмещал полномочия Предстоятеля Церкви и президента Кипрской Республики. Уникальный статус дал определенные возможности: в частности, за время правления архиепископа Макария были восстановлены две митрополии – Лимасольская и Морфосская. Число епархий Кипрской Православной Церкви возросло до шести. В дальнейшем президентами Республики Кипр были светские люди.

Роль Церкви в развитии государства, и следовательно, в формировании медиасистемы СМИ, постепенно снижалась. Материалы серьезного богословского характера стали уходить со страниц светской прессы, ведущую роль заняли светские издания.

 

Церковная медиасистема Кипра: внешний контекст

Выбранный нами экологический подход подразумевает описание социального контекста, в котором существует медиасистема. Начнем с рассмотрения широкого контекста их существования – медиасистемы Кипра в целом.

Работа всех кипрских СМИ регулируется принятым в 1989 г. законом о СМИ. Он гарантирует свободу печати, беспрепятственное распространение газет, право журналистов (как кипрских, так и иностранных) на неразглашение источников информации и доступ к официальной информации (за исключением сведений, разглашение которых ставит под угрозу безопасность граждан, конституционный или общественный порядок, ставят под угрозу честь и права третьих лиц и т.д.). Закон о СМИ подразумевает создание Совета по делам печати, однако он до сих пор не создан. Составлен «Кодекс профессиональной этики» журналиста и образован комитет, который следит за его исполнением.

Периодические издания могут продаваться в киосках и распространяются по подписке свободно, вне зависимости от взглядов и мнений, которые выражают. Термин «газета» («эфимерида»), согласно закону о СМИ, обозначает издание, которое выходит регулярно и не реже, чем один раз в 4 месяца.

В настоящее время на Кипре (и это предусмотрено законодательством) издаются и распространяются кипрские и иностранные издания.

Согласно данным официального сайта Министерства печати и массовых коммуникаций Демократической Республики Кипр8, в настоящее время, по данным на март 2016 г.9, на территории Демократической Республики Кипр 176 печатных периодических изданий − 67 газет (данные на апрель 2016 г.) и 109 журналов. По периодичности издания они распределяются следующим образом.

Газеты: 8 – ежедневные; 28 – еженедельные; 27 – выходящие один раз в 15 дней, раз в месяц, раз в два месяца и раз в три месяца; 4 – издающиеся один раз в 4 месяца, один раз в 6 месяцев и выходящие нерегулярно.

Журналы: 8 – еженедельники; 46 – выходящие один раз в 15 дней, раз в месяц, раз в два месяца; 55 – периодичность выхода которых один раз в три месяца, в четыре месяца, в шесть месяцев, а также альманахи.

Тематика изданий (в том числе политическая) разнообразна (что предусмотрено Конституцией и Законом о СМИ). Есть массовые и качественные, а также специализированные издания (журнал «Новости сельского хозяйства»); мужские и женские журналы; молодежные. По степени распространенности есть общенациональные (газета «Алисиа» (Αλήθεια)) издания, региональные и локальные («О тахидромос тис Пафу» (Ο ταχυδρόμος της Πάφου)) и даже – что характерно для Кипра – издания общностей беженцев из оккупированнных Турцией северных регионов Кипра («Элевсери Кифрея» − Ελέυθερη Κυθρέα)). Есть не только печатные, но и электронные издания (журнал «И фони тис кардиас» − Η φωνή της καρδιάς).

Есть издания не только на греческом, но и на английском (журнал Daxi) и русском (газета «Cyprus Эксперт», журнал «Мой остров») языках, а также двуязычные (журнал «И фони тис кардиас» −Η φωνή της καρδιάς).

На Кипре издается 25 церковных печатных периодических изданий, два из них – официальное издание Кипрской Православной Церкви «Апостолос Варнавас, официальное издание Лимассольской митрополии «Параклиси» («Молебен») и журнал с религиозной тематикой «Махера ту пневматос» («Меч духовный») − включены в список периодических изданий Кипра на официальном сайте Министерства печати и массовых коммуникаций. Церковные издания (если анализировать по количеству наименований) составляют 12,6% от общего числа печатных СМИ, однако их тираж ничтожно мал. Для сравнения, еженедельный тираж кипрского еженедельника «Тиле-Орес» (Τήλε-Ωρες) составляет 15 тыс. экз., тираж общецерковного издания Кипрской Православной Церкви (выходит один раз в два месяца) не превышает 3000 экз., тираж журнала для молодежи «Кат'Одон» (Κατ'Οδόν − «На пути») − 800 экз. (выходит один раз в два месяца), наибольший тираж из приходских изданий – 1500 экз. (при выходе 2 раза в месяц) имеет журнал «Агиос Мамас» (Αγιος Μάμας − «Святой Мамас»).

Кроме того церковные издания распространяются в основном в границах приходов и иных церковных институций. Продажи изданий в обычных газетных киосках нет.

В неспециализированных изданиях церковная тематика присутствует, наряду со всеми остальными, чаще всего в рубрике новостей и хронике.

Таким образом, при потенциальной аудитории, которая составляет почти 90% населения (более 740 тыс. человек), церковные издания могут охватить очень небольшую ее часть. Взаимодействие со светскими СМИ практически отсутствует, совместных проектов, которые могли бы дать выход на большую аудиторию, нет.

Теперь посмотрим, почему так происходит и что определяет основные принципы существования церковной медиасистемы Кипрской Церкви сегодня.

 

Медиасистема Кипрской Православной Церкви: внутренний контекст

Рассмотрим более узкий контекст – церковную систему, в рамках которой создаются СМИ. Последовательно разберем, какие факторы влияют на ее существование и чем можно объяснить крайне низкий охват аудитории.

Политический фактор. Политическим фактором, формирующим платформу принципов существования медиасистемы (Реснянская,2011: 149), для нас будет выступать устройство института Церкви. Поскольку на формирование светской медиасистемы непосредственно влияет государственное устройство, выявим корреляцию между церковным устройством и функционированием системы СМИ.

Следуя принятой в журналистской науке терминологии, определим, к какому типу устройства государственной системы ближе всего система церковная. Кипрская Православная Церковь – одна из 15 Поместных Православных Церквей (если не признавать автокефальной Американскую и Канадскую Православную Церковь, а считать ее самоуправляемой Церковью Московского Патриархата, их получается 14), то есть автокефальных (независимых в плане внутреннего управления), равных между собой составляющих единой Вселенской Православной Церкви (Цыпин, 1994).

Ее составляют 10 епархий − церковно-административных территориальных единиц, каждой из которых управляет архиерей. Епархии не подчинены единому центру и независимы друг от друга в решении внутренних вопросов, в том числе организации работы СМИ. Но внутри каждая устроена по принципу иерархичности, то есть по структуре церковная система ближе всего к авторитарной государственной системе. Это создает предпосылки для формирования системы церковных средств массовой информации по вертикальной парадигме, но в реальности это не так. За работой СМИ не установлено никакого специального контроля (для сравнения: в Русской Православной Церкви на общецерковном уровне существует Синодальный информационный отдел, основной задачей которого, как сказано на официальном сайте, является «формирование единой информационной политики Русской Православной Церкви, координация работы информационных подразделений епархий и синодальных учреждений, а также взаимодействие с православными и светскими СМИ»10).

Работа церковных СМИ вообще не регулируется никакими специальными внутрицерковными документами (в отличие от, скажем, Ватикана11), цензура отсутствует.

Вместе с тем эмпирически церковные СМИ схожи со СМИ в авторитарных обществах тем, что они не являются дискуссионной площадкой, средством выражения каких-либо мнений, то есть не имеют функции коммуникации, ориентированной на общественную дискуссию. Фактически приоритетная задача СМИ – транслировать официальную информацию и церковное предание – совокупность накопленного веками опыта церковной жизни с тем, чтобы человек применял и воплощал его в собственной жизни. Ряд материалов – примеры того, как именно удается реализовать это сегодня. И это более чем соответствует традиционной задаче Церкви – бережно сохранять и передавать основные принципы христианской жизни с тем, чтобы они вновь и вновь воплощались в каждом новом поколении.

Фактор социальной структуры. Фактор социальной структуры влияет на распределение зон влияния СМИ. В нашем случае на месте социальной структуры – структура церковная. Ареал распространения СМИ полностью соответствует территориальному расположению церковных административных единиц (высший уровень − Кипрская Церковь как единая юрисдикция, средний – епархии, нижний – приходы внутри епархий), которые по большей части выступают как учредители и издатели СМИ. Это очень удобно с точки зрения их типологизации: типологизация по территориальному признаку совпадает с типологизацией по аудитории, а также по функциям, которые выполняют СМИ.

По степени территориального охвата церковные СМИ Кипра делятся на общецерковные (в светской терминологии аналог – общенациональные) − 1 журнал, СМИ митрополий (региональные) − 8 изданий, приходские (локальные) − 13 изданий.

Большинство официальных изданий митрополий (и официальный журнал Кипрской Церкви) выходят один раз в два месяц, два журнала издаются один раз в три месяца, один – раз в 4 месяца и один выходит один раз в полугодие. Среди приходских изданий преобладают ежемесячные, журнал «Агиос Мамас» выходит чаще всех остальных − два раза в месяц.

Чтобы увидеть наполнение церковной медиасистемы Кипра, рассмотрим последовательно каждый из типов СМИ по степени территориального охвата.

Общецерковные СМИ. В пространстве средств массовой информации Кипрская Православная Церковь как единое целое представлена скромно: издается один официальный журнал − «Апостолос Варнавас» − и создан один официальный сайт в Интернете − http://www.churchofcyprus.org.cy/.

Как отмечалось выше, журнал с этим названием был первым церковным СМИ в истории Кипра, но тогда он не носил статус официального. Как официальное издание Кипрской Церкви журнал впервые появился в 1918 г. (с 1902 по 1918 гг. журнал не выходил) и издавался до января 1924 г. Затем снова наступил перерыв, журнал был возобновлен и выходил с июля 1929 г. по июнь 1936 г. (Κοκκινόφτας 2007: 195).

С декабря 1939 г. по сегодняшний день журнал издается без перерывов. В настоящий момент он выходит один раз в два месяца. В каждом выпуске – около 100−150 страниц, на которых размещаются около двух десятков статей (например, в выпуске за март-апрель 2015 г. 121 страница и 18 авторских материалов плюс церковная хроника – основные события каждой митрополии за указанные два месяца). Цель журнала – «религиозное просвещение паствы и публикация официальных посланий».

Официальный сайт Кипрской Православной Церкви составляет информация двух типов: официальные сведения о Кипрской Церкви (история, список митрополий, ссылки на официальные сайты митрополий) и новостная лента. Новостная лента обновляется практически ежедневно и состоит из коротких новостных текстов и официальных посланий и проповедей Кипрского архиепископа по случаю праздничных дней.

Официальные СМИ митрополий. Официальные издания имеют 8 епархий из 10 (см. табл. 1), 7 из них печатные, 1 – электронное (Киринейская митрополия).

 

Таблица 1. Официальные печатные и интернет-СМИ митрополий

Название епархии

Официальный печатный орган (периодичность выхода)

Официальный сайт

Страница

в Facebook

Архиепископия

Богословский журнал «Паремваси Экклисиастики» (один раз в 3 месяца)

 

Страница на официальном сайте Кипрской Православной Церкви

http://www.churchofcyprus.org.cy/index.php?categoryID=15

Нет

Пафосская митрополия

«Двухмесячный выпуск проповедей»

(один раз в 2 месяца)

http://www.impaphou.org/

 

Нет

Китийская митрополия

«Христианика Минимата» («Христианские послания») – (один раз в 2 месяца)

http://imkitiou.org/

 

Нет

Киринийскаяя митрополия

Электронный журнал «Сим-Вули» («Со-вет»)

http://www.m-kyrenia.org/periodiko/contents.html

альманах

Нет

Да

 

Лимассольская митрополия

Журнал «Параклиси»  («Молебен») (один раз в 3 месяца)

Журнал для молодежи «Кат Одон» («На пути») (раз в 2 месяца)

 

http://www.imlemesou.org/

 

Да

 

Морфосская митрополия

Нет

 

http://www.immorfou.org.cy/

Нет

Константийская и Амохостская митрополия

 

Журнал «Пневматики Диакониа» («Духовное служение»)

(один раз в 4 месяца)

http://www.imconstantias.org.cy/

 

 

Нет

Киккская и Тиллирийская митрополия

Журнал «Энатенисис» («Пристальный взгляд»),

один раз в 6 месяцев

http://www.kykkos.org.cy/

Нет

Тамасосская и Оринийская митрополия

Нет

http://www.imtamasou.org.cy

Нет

Тримифунтская митрополия

Журнал «Агиос Спиридон»

(«Святой Спиридон») (один раз в 3 месяца)

http://www.imtrimythountos.org.cy/

Нет

 

Мы выделяем следующие функции официальных изданий:

  • информационную (в основном о событиях в митрополии);
  • просветительскую (журналы носят пастырский характер, это голос Церкви, обращенный к пастве);
  • представительскую (разослать журнал в другие митрополии и Поместные Церкви – значит заявить о себе в пространстве коммуникации).

Официальные журналы митрополий очень схожи между собой: как правило, это «толстые» журналы, например, объемом около сотни страниц, на которых размещаются серьезные материалы на исторические, богословские и другие церковные темы или какие-либо современные темы (например, психологии отношений, экономического кризиса) плюс хроника событий митрополии за два-три месяца. Часто хроника сопровождается большим количеством иллюстраций (как, например, в официальном журнале Лимассольской митрополии «Параклиси»). Этим официальные журналы Кипрских митрополий схожи с официальными журналами митрополий Элладской Православной Церкви или Русской Православной Церкви.

Что касается тематики статей, которые размещаются в журналах, то это серьезные тексты на самые разные темы: история Кипра, история Церкви, литургика, выдержки из творений богословов, проблемы воспитания детей, даже литература (например, в журнале Киккской митрополии «Энатенисис» напечатано филологическое текстологическое исследование аллюзий на элегии Проперция в поэме Вергилия «Энеида» «Начало и завершение «Энеиды» в связи с Проперцием: более широкая рецепция элегии в творчестве Вергилия» филолога Лузо Константину (выпуск за январь−июнь 2015 г.). С одной стороны, это тексты, которые предназначены для специалистов или тех, кто интересуется обозначенной проблематикой. С другой же, публикация таких текстов – возможность дать людям представление о том, что существует нечто за рамками их обычной жизни, может быть, вдохновить на изучение истории своего народа, всемирной литературы, наследия святых отцов.

Некоторые тексты опубликованы как ответ на актуальные проблемы. Например, в официальном журнале Лимассольской митрополии есть страничка, посвященная различным еретическим учениям и деятельности современных миссионеров – представителей этих движений. Так, например, публикация «Новая протестантская группа» Андреаса Гатжели (январь-февраль 2015 г.) – краткая справка о деятельности недавно появившихся на территории епархии протестантских миссионеров, история развития протестантизма, основные положения протестантского вероучения и их отличия от догматов Православной Церкви. В заключение статьи – призыв быть внимательным и понимать, какие христианские группы не относятся к Православной Церкви, чтобы не попасть в секты.

Официальное издание Пафосской митрополии представляет собой двухмесячный выпуск проповедей (что соответствует его названию). Он издается тиражом всего 800 экз. (хотя Пафосская митрополия включает в себя наибольшее в Кипрской Церкви количество приходов −122, то есть четверть от всех приходов Кипрской Православной Церкви12) и содержит проповеди на воскресные дни, подготовленные митрополитом Пафосским или местными богословами13.

На территории Лимассольской митрополии наряду с официальным «взрослым» журналом «Параклиси» издается двухмесячный журнал для молодежи «Кат Одон». Его тематика – хроника и новости Союза молодых – молодежной организации митрополии, а также тексты об истории Церкви, церковных обычаях, которые существуют и сегодня, и интервью с каким-нибудь интересным человеком. Журнал готовят сами молодые люди и пишут о том, что им интересно. Язык статей прост и легок для понимания.

Электронное издание Киринийской митрополии – журнал «Сим-Вули» – начало выходить в конце 2015 г. Пока это в некотором роде эксперимент и совершенная новинка (на данный момент подготовлен и размещен в Сети только один выпуск журнала). Темы материалов разные, например, литературно-философские («Развитие свободы личности в "Эмиле" Жан-Жака Руссо» − Η ανάπτυξη της ατομικής ελευθερίας στον Αιμίλιο του JeanJacquesRousseau).

В официальных изданиях, как мы выяснили в ходе интервью с представителями редакций, все сотрудники работают как волонтеры, то есть за подготовку журнала зарплату не получают (но могут иметь зарплату как сотрудники других официальных церковных структур). Иными словами, все, кто делает эти журналы, работают по совместительству. Как правило, есть один (как в журнале «Апостол Варнава», Архиепископия) или несколько (как в журнале «Параклиси», Лимассольская митрополия) редакторов, которые определяют тематику журнала, и 10−20 богословов на территории Кипра и за его пределами (чаще всего − в Греции), которые на добровольной основе готовят материалы специально для конкретного журнала. Иногда в официальных журналах перепечатываются подходящие по тематике фрагменты из книг или других изданий. Рекламы нет.

Расходы по изданию журнала полностью несет на себе каждая конкретная митрополия. Все журналы распространяются по приходам бесплатно. Исключение – официальный журнал Лимассольской митрополии «Параклиси». Он выходит тиражом 4 тыс. экз., и приходы (не каждый прихожанин, а именно сам приход как организация) его покупают, покрывая расходы митрополии на издание. 100 экз. издания бесплатно отвозят в центральную городскую больницу, рассматривая это как форму проповеди и миссионерства среди пациентов.

Кроме того все официальные журналы митрополий рассылаются в библиотеки, другие митрополии Кипрской Православной Церкви и в приходы других церквей, например Элладской. Почтовые расходы оплачивает издающая журнал митрополия.

Исключение – издание «Христианика минимата» (Китийская митрополия): часть тиража поступает в книжные магазины и продается (цена одного выпуска 10 евро).
В Лимассольской митрополии 12 евро стоит годовая подписка на молодежный журнал «Кат Одон» (то есть каждый из 6 ежегодных выпусков стоит 2 евро). Распространяется издание не только по подписке (по почте), но также продается в двух церковных книжных магазинах.

Приходские СМИ. Наглядно представить себе степень распространенности приходских журналов поможет таблица 2.

 

Таблица 2. Приходские печатные и интернет-СМИ митрополий14

Название митрополии

Кол-во приходов*

Кол-во приходских газет

и журналов

Приходы,

о которых есть информация на официальной странице митрополии

Кол-во сайтов приходов

Страница

в Facebook

Архиепископия

64 +38

5

Все

Нет

Нет

Пафосская

122

Нет

Все

Нет

1

Китийская

47

3

Все

(только список)

Нет

Нет

Киринийская

4 + 45

Нет

Нет страницы

Нет

Нет

Лимассольская

101

2

 

Все

(в размещенном в электронном виде Календаре митрополии)

13

6

Морфу

44 + 26

1

 

Нет

Нет

 

Нет

Константийская и Амохостская

17 + 32

2

Все

3

1

Киккская и Тиллирийская

7 + 8

Нет

Нет

Нет

 

Тамасосская и Оринийская

45

1 журнал

Нет

3

4

Тримифунтская

35 +4

3

Нет

Нет

Нет

* Цифра после знака «+» − количество приходов, которые остались на оккупированной турками северной части Кипра. Формально они входят в состав митрополии, но фактически приходской жизни в них нет, так как их прихожане переселились в южную часть. Далее эти приходы в расчет не берутся.

 

Как видно из таблицы 2, приходские издания выпускает очень малое количество приходов, в трех митрополиях – Киринейской, Киккской и Тиллирийской и крупнейшей из всех – Пафосской – приходских изданий нет вообще. Также в Кипрскую Православную Церковь входят три епископии: Карпасийская − 5 приходов (+ 3915 приходов расположены в северной части Кипра, которая управляется Турецкой Республикой Северного Кипра),
Арсинойская– 3916 приходов (4 из них основаны беженцами из северной, турецкой части Кипра), Амафунтская – 2117 приход (2 из них основаны беженцами из северной части Кипра).

Решение о начале выпуска каждого печатного издания принимает лично настоятель храма, как правило, издание – результат его собственной заинтересованности, возможностей и энтузиазма.

Мы выделяем следующие функции приходских журналов:

  • информирование (новости митрополии, много фотографического материала, хроника событий за истекший период);
  • просвещение (катехизация: публикация текстов святых отцов, до которых сами прихожане вряд ли доберутся, рассказ об основных положениях православной христианской веры простым и доступным языком).

В тех митрополиях, где выходит больше двух приходских изданий, собственное СМИ имеют около 8% приходов. Например, 5 приходов из 64 (в Архиепископии) или 3 из 35 (Китийская митрополия).

Есть приходы, которые выпускают листки с расписанием богослужений и приходских событий (например, занятия по изучению Священного Писания), но их мы не рассматриваем, потому что по сути это просто программа мероприятий, иногда сопровождаемая очень кратким текстом о ближайшем христианском празднике. Например, такой 6-страничный листок выходит в приходе Св. Варнавы в Морфосской митрополии, готовит его приходской священник, в Тамасосской и Оринийской митрополии листки выпускают 17 приходов из 45.

Приходские печатные издания печатаются на деньги прихода в одной из ближайших типографий, а тексты для них на добровольной основе готовит или сам священник (как имеющий достаточное образование), или кто-то из его знакомых, кто может готовить материалы.

Отдельно скажем об одном приходском издании Лимассольской митрополии. Журнал «Агиос Мамас» прихода святого Мамаса создан в 2011 г. священником, который совмещает служение в этом храме и в кафедральном соборе Лимассольской митрополии. Он решил делать журнал, чтобы организовать таким образом молодежь. Содержание журнала – тексты просветительского характера (отрывки из житий святых, иногда в пересказе священника-издателя журнала, объяснения на различные церковные темы (например, о значении Креста), краткие исторические справки и так далее. Коротко говоря, то, что могло бы стать содержанием приходских бесед или проповедей. Тираж каждого выпуска – 1500 экз., и в каждый дом его приносит почтальон. Интересно, что журнал берут все жители деревни, в том числе
проживающие там члены секты Свидетели Иеговы. Зная это, в журнал специально включили антиеретическую страничку. Рубрика носит миссионерский характер: все материалы в ней в очень доброжелательном тоне показывают, чего именно недостает учению Свидетелей Иеговы и в чем они ошибаются, говоря о Писании и Христе. К сожалению, данных об эффективности этой рубрики нет. Также журнал берут местные протестанты и представители других религиозных течений, потому что их интересует информация о местных новостях и интересных событиях, в которых можно принять участие (концерты, выставки, экскурсии и так далее).

Журнал «О Тирон» (Ο Τήρων) прихода святого Феодора Тирона в Монагрулли с 2007 г. делает священник храма, который живет в Ларнаке и ездит в храм служить. Цель журнала − компенсировать недостаток личного общения с прихожанами. Журнал бесплатно печатается в местной типографии. Сначала издание состояло из 1 страницы, потом из 2, сейчас составляет 12 страниц (тираж 200 экз.). Правда, поскольку у священника не так много времени, чтобы делать журнал (все материалы он готовит сам, так как в деревне, где расположен приход, пока нет подходящих сотрудников), журнал с 2012 г. выходит не ежемесячно, а один раз в два месяца.

Другие церковные СМИ.Для полноты картины укажем, что есть церковные СМИ, которые не являются ни общецерковными, ни приходскими. На территории Китийской митрополии выходят 2 издания скаутской организации «Тагма одипорион Агапис» (Τάγμα οδηπόρων Αγάπης). В Пафосской митрополии расположенный в монастыре Хрисорройятисса центр иконописи выпускает специализированный журнал «Иконостасион».

Бывают отдельные страницы тех или иных служб митрополий в социальной сетиFacebook − например, «Сообщества молодежи» (Κοινότητα νέων) Пафосской митрополии.

Экономический фактор. Под влиянием экономического фактора медиасистема структурируется: выявляются наиболее выгодные, с точки зрения приобретения аудитории, темы, происходит концентрация медиа в руках тех, кто способен оплатить их работу (Реснянская, 2011: 152).

В церковной медиасистеме издания за редким исключением не являются источниками прибыли: их финансируют епархии либо приходы. Соответственно, это влияет на распределение СМИ (они существуют там, где есть финансовые возможности, − там, где их нет, СМИ закрываются, особенно с учетом экономического кризиса). Политику и тематику изданий определяют управляющие епархиями архиереи или приходские священники. Фактически это означает, что издания носят в основном пастырский характер и призваны помогать священнослужителям организовывать жизнь тех, за кого они отвечают в духовном плане – прихожан.

На данный момент экономический фактор оказывает существенное влияние на изменение облика медиасистемы: падают тиражи изданий, выпуск отдельных СМИ прекращается.

Две митрополии уже приостановили выпуск официальных журналов. Морфосская митрополия издавала журнал «Агиос Мамас» в 1999−2002 гг. Журнал имел тираж 6 тыс. экз., издавался на деньги митрополии, содержал 8−16 страниц и распространялся бесплатно по всем 44 приходам митрополии. В журнале помещали новости из приходов митрополии и других мест, рецензии на книги, статьи на богословские и актуальные современные темы. Вышло 22 выпуска журнала, после чего митрополия не смогла оплачивать издание журнала.

В Тамасосской и Оринийской митрополии с июня 2007 по декабрь 2011 гг. выходил журнал «Агапи» (Αγάπη) тиражом 5 тыс. экз., который бесплатно распространялся по все 45 приходам митрополии по 20−30 экз. в каждый приход. Издание было приостановлено из-за экономических трудностей. В каждом его выпуске было 10−12 статей на актуальные жизненные и богословские темы.

По причине экономического кризиса Китийская митрополия снизила тираж официального журнала «Христианика минимата» с 1 тыс. до 500 экз.

Фактор многоканальности. По данным официального сайта Европейской комиссии, Кипр занимает 22 (из 28 стран) место по степени развития (распространенности) цифровых услуг. 28% кипрского населения вообще не умеют пользоваться Интернетом, 48% имеют хорошие базовые пользовательские навыки18.

Начало третьего тысячелетия ознаменовалось официальным выходом Кипрской Православной Церкви в интернет-пространство. Сегодня по типу носителя информации все СМИ Кипрской Православной Церкви можно разделить на печатные (21) и интернет-СМИ (4).

Церковь осваивает новые каналы связи, расширяя рамки своей аудитории, причем использует не только традиционные СМИ, но и социальные сети. Один из первых сайтов сделала Морфосская митрополия в 2000 г. по решению митрополита. Сайтом занимаются два человека, пять человек готовят тексты специально для сайта – статьи на богословские темы, пересказ житий святых, толкование Священного Писания. Страница обновляется практически ежедневно, в день бывает до 500 просмотров.

Поводом для создания еще 45 сайтов послужило образование в 2007 г. четырех новых митрополий. Параллельно с ними сделали сайты и существовавшие прежде митрополии:

  • 2008 г. − Константийская и Амохостская (образована в 2007 г.), Киккская и Тиллирийская (образована в 2007 г.), Тамасосская и Оринийская (образована в 2007 г., сайт же в 2015 г. находился на стадии переработки, с января 2016 г. возобновлен). Также в 2008 г. появился сайт Китийской митрополии;
  • 2009 г. сделала сайт крупнейшая – Пафосская – митрополия;
  • 2011 г. – Тримифунтская;
  • 2014 г. – Лимассольская.

Таким образом, сейчас 9 из 10 митрополий имеют официальные сайты (см. табл. 1). Сайты могут обновляться ежедневно, один раз в неделю или в несколько дней – это зависит от того, кто занимается сайтом. Только Лимассольская митрополия имеет официальную страницу в Facebook, на которую копируется вся информация с официального сайта. По данным на 3 декабря 2015 г., страница нравится 973 пользователям Facebook . Комментарии к материалам практически отсутствуют. Как правило, весь сайт митрополии ведут 2 человека на волонтерских началах. Пожалуй, внимательнее всех сайтом занимается митрополит Константийский и Амохостский: на сайте есть счетчик посещаемости (например, 3 декабря 2015 г. в 18.45 сайт смотрели 38 человек), есть данные о том, каков процент пользователей с территории Кипра и из каких зарубежных стран заходят на страничку. Этот сайт интересен тем, что на нем особо выделена информация о тех приходах, которые остались на оккупированной Турцией в 1974 г. северной части Кипра. Константийская и Амохостская митрополия занимается организацией встреч переселенцев, которые некогда жили в одной деревне, празднованием престольных (главных в году) праздников оставленных в северной части Кипра храмов. Сайт помогает информировать граждан об этих событиях. По итогам встреч публикуются материалы, в основном фотографии.

 Киринейская митрополия имеет только страницу в Facebook. По данным на 3декабря 2015 г., она нравится 5315. На сайте размещена информация, которая в случае других митрополий публикуется на официальном сайте: новости и анонсы мероприятий. Анонсы мероприятий также создаются с помощью опций Facebook, и через Сеть на них приглашают людей.

Отметим также существование одной «ложной» официальной страницы – неизвестные сотрудникам митрополии люди завели страничку митрополита Лимассольского, причем без его разрешения. Они не называют себя, а на странице копируют новости, связанные с деятельностью митрополита, и его выступления, размещенные на официальной странице Лимассольской митрополии.

Руководители митрополий и представители духовенства относятся к возможностям Интернета осторожно и не стремятся ориентировать своих прихожан на поиск информации в Интернете.

Электронных приходских СМИ в Кипрской Православной Церкви нет. Как видно из таблицы 2, приходские сайты есть у храмов трех митрополий (и то не у всех), в Facebook из всей Кипрской Православной Церкви представлены 12 приходов (то есть примерно 2,5% приходов). Например, в Пафосской митрополии аккаунт имеет только храм святого Димитрия в Муталлосе (создан 18 октября 2015 г., нравится 127). В нем, как и на страницах других приходов, помещают информацию о приходских событиях, комментарии, обсуждения и дискуссии практически отсутствуют, то есть социальная сеть используется только в информационном плане, а не как пространство общения. Четкой корреляции между наличием приходского сайта и аккаунта в Facebook нет. Например, в Тамасосской и Оринийской митрополии только один приход имеет и сайт, и аккаунт (нравится 2962 людям). Два прихода имеют только сайт, три – только аккаунт. Но все эти приходы выпускают листки с программой богослужений. Более представительна в этом плане Лимассольская митрополия:

 

Таблица 3. Приходские сайты Лимассольской митрополии

Название прихода

Сайт

Facebook-сообщество

(дата основания, кол-во подписчиков)

Святой Варвары в Закакиу

Нет

16.03.2015; 775

Святого Николая в Като Полемидион

http://agiosnikolaos-polemidion.blogspot.ru/p/blog-page_1586.html

 

02.01.2013; 20

 

Святого Андрея и Честного Предтечи в Меса Гитониас

http://mesageitonias.com/

 

Нет

Святых Петра и Павла и святого Артемия

http://petroukaipavlou.org/

Нет

Пресвятой Богородицы Хрисэфилиотисси

http://www.agiafyla.org/

Нет

Святого Нектария

http://ayiosnektarioslemesou.blogspot.ru/

Нет

Святых Арсения Каппадокийского и Паисия Святогорца

http://www.agiosarsenios.com/

 

Нет

Богоотец Иоакима и Анны и святого Стилиана

http://theopatoron.blogspot.ru/

Нет

Святого Косьмы Этолийского

http://www.agioskosmas.org/

Нет

Святого Саввы в Ипсоне

http://agiossavvas.blogspot.ru/

18.02.2013; 1264

Святого Харалампия Пустынника

http://www.agioscharalambos.com/

Нет

Святого Арсения и святой Марины

Нет

03.05.2011; 1701

 

Святого Феодора Тирона в Монагрулли

http://o-tiron.blogspot.ru/,

 

Нет

Святого Елевферия в Мутагиаке

Нет

02.02.2012; 396

 

Святого Георгия в Франкуди (Φραγκούδη)

Нет

01.01.2013; 1795

Святого Мины

http://www.agiosathanasioscy.org/

Нет

Апостола Андрея в Хараки

http://www.apostolosandreaslemesou.com/

Нет

Святого Мамаса

Нет

Нет

 

Печатные СМИ имеют только два прихода: Святого Феодора Тирона в Монагрулли − ежемесячный журнал «О Тирон», выходящий с января 2012 г., все выпуски которого размещены в настоящее время на официальном сайте прихода; и Святого Мамаса − журнал «Агиос Мамас, который издается два раза в месяц тиражом 1500 экз.

Относительно приходских сайтов отметим, что один из них − Святого Николая в Като Полемидион – в последний раз был обновлен в апреле 2014 г., то есть функционирующим на данный момент его можно считать условно. Интерес представляет сайт прихода Святого Андрея и Честного Предтечи в Меса Гитониас: он единственный в Лимассольской митрополии, сделанный на русском и английском языках.

Facebook, как показывает мониторинг связанных с Кипрской Церковью страниц, в том числе официальных страниц митрополий, стал осваиваться недавно – с 2011 г. Как видим, только у одного прихода и есть приходской сайт и аккаунт в Facebook, то есть аккаунт в социальной сети во многом заменил сайт. Только у одного издания есть и печатное издание, и официальный сайт (на котором в том числе размещены и все выпуски этого издания). Остальные приходы имеют либо печатное издание (такой приход один), либо официальный сайт, либо аккаунт в Facebook.

В ходе интервью с представителями митрополий, которые отвечают за печатные издания, а также из разговоров со священниками-настоятелями приходов, мы выделили ряд причин, из-за которых Интернет как средство массовой коммуникации практически не используется Кипрской Церковью.

Причины неактивного использования Интернета следующие:

  • принципиальное нежелание пастырей выводить общение в виртуальную среду;
  • достаточность информации, размещенной на официальном сайте митрополии (и, как следствие, отсутствие необходимости создавать в Сети отдельный сайт прихода);
  • возраст прихожан (например, как пояснили в митрополии Морфу, значительная часть местных приходов расположена в деревнях с населением численностью 100−200 жителей старше 60 лет, которые в принципе не пользуются Интернетом);
  • недостаток финансов и кадров (о чем говорят правящие архиереи митрополий, которые определяют стратегию в том числе информационной работы митрополии);
  • отсутствие необходимости в цифровых технологиях.

Последний пункт поясним. В отличие от, скажем, Российской Федерации, Кипр – страна небольшая, и количество прихожан Кипрской Православной Церкви значительно меньше, чем у Московского Патриархата. Реальные и потенциальные прихожане того или иного кипрского храма – жители района (городского) или деревни, в которой расположен храм. Намного проще привлечь прихожан объявлением на дверях храма, чем публикацией в Интернете на сайте, на который человек может и не зайти. Таким образом, более востребованы оказываются печатные СМИ.

Качество медиасообщества. Пятый фактор – качество медиасообщества – определяет содержание СМИ (какие-то СМИ могут позволить себе серьезные богословские тексты, какие-то делают упор на более простые материалы, другие заполняют страницы перепечатками из авторитетных источников). Даже официальную страницу Кипрской Православной Церкви делает не команда штатных журналистов (как, скажем, в случае с официальной страницей Московской Патриархии), а группа волонтеров из числа сотрудников других церковных служб. Вследствие этого как таковое планирование публикаций отсутствует, равно как и оригинальные материалы, на официальной странице помещают те тексты (новости, репортажи, тексты, посвященные церковным праздникам), которые присылают из митрополий Кипрской Православной Церкви. Тем не менее в месяц сайт набирает около 50 тыс. просмотров. В ходе разговора с сотрудниками Архиепископии, которые занимаются этой страницей, причины такой кадровой политики выяснить не удалось.

Поскольку специалистов, способных заниматься подготовкой текстов для журналов, немного, возникает существенный перевес в сторону изданий массового характера. Согласно собранной нами статистике, по целевой аудитории церковные издания Кипра делятся следующим образом: качественные – 2: официальный журнал Кипрской Православной Церкви «Апостолос Варнавас» и официальный журнал Архиепископии «Паремваси Экклисиастикие» (богословский); массовые – 20, специализированные – 3: два скаутских издания в Китийской митрополии и одно издание центра иконописи − журнал «Иконостасион» в Пафосской митрополии. Из изданий массовых (рассчитанных на широкую аудиторию) выделим журнал для молодежи «Кат Одон» (Лимассольская митрополия).

Отдельно скажем о новостном агентстве «Майстор» («Μαίστωρ») (http://www.maistorcy.com), которое имеет также аккаунт в Facebook. Уникальность в том, что это агентство, публикующее информацию о событиях во всех митрополиях Кипрской Православной Церкви, основано в 2012 г. и до сих пор поддерживается только одним журналистом − Лукасом Панайотиу, который ранее возглавлял официальную радиостанцию Кипрской Православной Церкви. «Майстор» представляет собой ленту новостей с большим количеством иллюстраций и позволяет составить довольно полное представление о жизни Кипрской Православной Церкви сегодня. Оно интересно как пример совершенно добровольной (и безвозмездной) работы одного журналиста. Он или сам присутствует на важных мероприятиях, или просит коллег присылать информацию о них и фотоснимки. Агентство имеет авторитет: информацию с сайта http://www.maistorcy.com, например, использует греческое новостное агентство «Ромфея», которое пользуется популярностью и авторитетом в православном мире.

 

Выводы

Потенциально церковные СМИ Кипра имеют выход на аудиторию, равную 89,1% населения страны, однако на практике ограничиваются достаточно небольшим охватом аудитории. Есть отдельные попытки расширить аудиторию СМИ за счет создания новых СМИ и использования интернет-технологий, но в целом тенденций к увеличению охвата аудитории не наблюдается. С одной стороны, это можно объяснить экономическими причинами, которые обусловлены тенденцией к снижению тиражей изданий и частоты выпуска изданий из-за экономических трудностей.

Как и в случае со светскими СМИ, принципы, содержание и перспективы функционирования церковной медиасистемы определяются рядом общих для обеих типов медиасистем факторов, и перемены в системе СМИ возможны только в случае изменения какого-либо из факторов. Причем в случае Церкви это не могут быть политический и социальный факторы, поскольку традиционно устройство Церкви остается неизменным. Сегодня изменения происходят в области фактора многоканальности (выход в Интернет), а также качества медиасообщества (яркий пример – агентство «Майстор», а также некоторые приходские СМИ, которые возникли и существуют исключительно благодаря талантам и энтузиазму своих основателей). Наиболее продуктивный, с точки зрения изменений, экономический фактор. На сегодня здесь наблюдается отрицательная динамика. Положительная динамика возможна в случае возникновения новых источников финансирования, что даст возможность для создания новых СМИ или возобновления работы приостановленных.

В целом, по мнению сотрудников редакций, печатные и электронные средства массовой информации Кипрской Православной Церкви справляются со своими задачами, то есть предоставляют аудитории необходимую и интересную для них информацию в достаточном объеме и в адаптированном для восприятия виде. Есть основания полагать, что в ближайшее время существенных изменений в области коммуникаций Кипрской Православной Церкви не произойдет.

 



Примечания

  1. http://www.mof.gov.cy/mof/cystat/statistics.nsf/populationcondition_22main_en/populationcondition_22main_en?OpenForm&sub=1&sel=2&e=&highlight=religion
  2. 2,9% − представители Римско-Католической Церкви; 2% − англиканцы; 1,8% − мусульмане; 1% − буддисты; меньше 1% составляют марониты, представители Армянской Церкви и индуистской религии, а также представители иных религиозных течений. К атеистам себя относят 0,6% населения; 1,1% затрудняются определить религиозную принадлежность.
  3. http://www.economist.com/node/16767758
  4. «Сравнительное описание устройства Кипрской Православной Церкви и других Православных Церквей в 2015 году» («Διοικητηκή Συγκρότησις της Εκκλησίας Κύπρου καί των λοιπών Ορθόδοξων Εκκλησίων . Ετος 2015, Левкосия, 2014, с. 31
  5. Там же. С. 35.
  6. Επιφάνιος Κ. Χατζηγιάγκου, αρχιμ.. Σύντομη ιστορία της Κύπρου, 2015, с. 28
  7. Впоследствии этот журнал был возрожден, правда, в новом виде и сейчас издается как официальное издание Кипрской Православной Церкви.
  8. http://www.moi.gov.cy/
  9. Γραφείο τυπου και πληροφορίων. Режим доступа: http://www.moi.gov.cy/
  10. Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви. Общая информация. Режим доступа: http://www.sinfo-mp.ru/info.html
  11. Как отмечает исследователь Н.В. Урина (2004), «Ватикан располагает строго очерченной концепцией средств социальной коммуникации, являющейся органичной частью всей католической доктрины. В ней сформулировано отношение церкви к средствам социальной коммуникации и их функциям, широко представлена оценка положительных и отрицательных эффектов их воздействия на личность и общество, определена роль церкви в мире коммуникаций и стоящие перед ней задачи, а также содержатся конкретные рекомендации журналистам, особенно католическим».
  12. Мы не считаем приходы, которые остались на оккупированной Турцией северной части Кипра, поскольку они расположены в опустевших или занятых турками деревнях и поселениях и фактически о церковной жизни и о наличии в них общин говорить нельзя. Беженцы с северной части Кипра в некоторых митрополиях образуют свои приходы, их мы считаем в числе приходов митрополии.
  13. Не все священники Кипрской Православной Церкви имеют образование, достаточное для самостоятельного составления проповедей, объяснения смысла праздников или фрагментов Священного Писания, которые читаются в воскресные дни на богослужении. Поэтому образованные теологи в каждой митрополии составляют проповеди на воскресные дни и рассылают в приходы, где священник читает их прихожанам, а по желанию может размножить и раздать своим прихожанам.
  14. Данные в таблице 2 взяты из «Статистического справочника Кипрской Православной Церкви» («Καταστατικός Χάρτης της Εκκλησίας της Κύπρου). Режим доступа: http://www.churchofcyprus.org.cy/service.php?serviceID=51 (дата обращения: 26.11.2016) и из «Сравнительного описания устройства Кипрской Православной Церкви и других Православных Церквей в 2015 году» («Διοικητηκή Συγκρότησις της Εκκλησίας Κύπρου καί των λοιπών Ορθόδοξων Εκκλησίων . Ετος 2015, Левкосия, 2014.
  15. «Сравнительное описание устройства Кипрской Православной Церкви и других Православных Церквей в 2015 году» («Διοικητηκή Συγκρότησις της Εκκλησίας Κύπρου καί των λοιπών Ορθόδοξων Εκκλησίων . Ετος 2015, Левкосия, 2014.
  16. Там же. С. 224−227.
  17. Там же. С. 230−233.
  18. Индекс распространенности цифровых услуг. Профиль страны Кипр. Режим доступа: http://ec.europa.eu/cyprus/documents/2015/cypruscountryprofile_digital_el.pdf

 

 

Библиография

Реснянская Е.Л. Методологические подходы к анализу медиасистем // Исследования СМИ: методология, подходы. Методы. М.: Фак. журн. МГУ, 2011. С. 147−155.

Урина Н.В. Церковь online: вечное и виртуальное // Медиаскоп. 2004. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/132

Цыпин В.А., прот. Церковное право: Курс лекций. М.: Изд-во МФТИ, 1994.

Επιφάνιος Κ. Χατζηγιάγκου, αρχιμ. Σύντομη ιστορία της Κύπρου, 2015.

Θρησκευτική και Ηθική Εγκυκλοπαίδεια Αθήνα.1962−1963.

Κοκκινόφτας Κ. (2012). Ελληνικές εφημερίδες και δημοσιογράφοι στη Λευκωσία (1878−1931), Επιστημονική Επετηρίς Εταιρείας Κυπριακών Ιστορικών Σπουδών, τόμος 10, σ.σ.2 15−229.

Κοκκινόφτας Κ. Ο εκκλησιαστικός τύπος στην Κύπρο», Ακτή, τεύχος 70 (Λευκωσία 2007), σ.σ. 193−203.

Κοκκινόφτας Κ. (1999) Η Ιερά μονή Κύκκου στον κυπριακό τύπο (1878−1899), Λευκοσία.

Κούκος Κ. (1993) Ο Χριστιανικός Ορθόδοξος τύπος είς την Κύπρον από της εισαγογής τυπογραφίας μέχρι σήμερον, Στρόβολος/Κύπρος.

Λυμπουρίδη Α. (1971) Ιστορία της Κυπριακής Δημοσιογραφίας 1878−1960, Λευκοσία.

Σοφοκλέους Α. (1994) Οι πρώτες κυπριακές εφημερίδες και τα ανθρώπινα δικαιώματα των Ελλήνων της Κύπρου, Λευκωσία.

Σοφοκλέους Α. (1997) Οι πρώτες Ελληνικές εφημερίδες της Λευκοσίας. Από τα πρώτα χρ'ονια της Αγγλοκρατίας μέχρι την πρόσταση της Κύπρου το 1914, Λευκοσία.