- Русский
- English
Russian Beauty Three Hundred Years Later: Ethnic Auto- and Hetero-Stereotypes in Advertising
Part I. Auto-stereotypes
Шляхова Светлана Сергеевна
доктор филологических наук, зав. кафедрой иностранных языков и связей с общественностью Пермского национального исследовательского политехнического университета, shlyahova@mail.ru
Svetlana S. Shlyakhova
PhD, Head of the Chair of Foreign Languages and Public Relations, Perm National Research Polytechnic University, shlyahova@mail.ru
Аннотация
В статье исследуются авто- и гетеростереотипы внешности русской женщины в рекламе (конец XIX – начало XXI вв.) в контексте русской культуры (середина XVIII – начало XXI вв.). Статья состоит из двух частей. В первой части исследуются автостереотипы. Установлено, что стереотип о совершенно особой русской внешности оказывается мифом, который эксплицирован в языке и культуре. В русской культуре, в сознании современной молодежи и в рекламе актуализированы два основных типа русской внешности – универсальный европейский (этнически нейтральный) и собственно русский (этнически маркированный), – которые отличаются устойчивостью, ригидностью, консервативностью, резистентностью. Установлена корреляция между характером социального устройства общества и актуализацией автостереотипов в рекламе. Наиболее востребован в отечественной рекламе универсальный европейский тип.
Ключевые слова: реклама, этнические стереотипы, антропологический тип, красота, Россия.
Abstract
The article consisting of two parts examines the auto- and hetero-stereotypes of the appearance of Russian women in advertising (end 19th − early 21st centuries) in the context of Russian culture (mid 18th − early 21st centuries). In the first part, auto-stereotypes are focused on. It has been established that the stereotype of a very special Russian appearance proves to be a myth explicated in the language and culture. In Russian culture, in the minds of today's youth and in advertising, two main types of Russian appearance are presented – the universal European (ethnically neutral) and Russian (ethnically marked) ones. They are characterized by stability, rigidity, conservatism and resistance. The correlation between the nature of the social organization and the actualization of auto-stereotypes in advertising has been determined. The most demanded in domestic advertising is the universal European type.
Key words: advertising, ethnic stereotypes, anthropological type, beauty, Russia.
Введение
Гендерные аспекты рекламы не раз привлекали внимание исследователей, которые актуализировали проблемы сексуально-эротической1, зависимой от мужчины2 или, наоборот, маскулинной3 стратегии представления женщины, что приводит к дискриминации ее социального и духовного статуса4, а также дискриминации на основе внешнего облика, не соответствующего навязываемым стандартам5. «Основным политическим свойством женского тела является его слабость по сравнению с телом мужчины, а основным общественным свойством – его привлекательность, эксплуатируемая везде, всюду и всеми»6.
В русской культурной парадигме поиски красоты равнозначны поиску духа. Под красотой понимается «энергия духа, явленная как вещь»; «дух управляет душой, а душа – телом, но не наоборот»7. «Красота представляет собой одну из фундаментальных составляющих в русской онтологически-ценностной триаде «добро – истина − красота». Можно сказать, что красота − это эстетическое определение блага»8. Одна из важнейших констант женской русской красоты – целостность и единство красоты внешней и внутренней9. В фокусе нашего внимания – красота внешняя, типаж внешности женщины, явленной в рекламном дискурсе.
Относительно красоты русской женщины существует множество бытовых стереотипов. Главный из них – необычайная красота русских женщин. Издавна транслируемый и устойчивый стереотип: идеал красоты настоящей русской женщины – дородная кустодиевская красавица. Современные бытовые стереотипы: красота определяется параметрами, навязываемыми СМИ (реклама, fashion-индустрия, глянцевые журналы); реклама ориентирована на демонстрацию европейского типа женской красоты, чуждого русскому традиционному идеалу. Наиболее востребованным типажом женской красоты сегодня является высокая, стройная блондинка с развитой грудью, пухлыми губами, длинными ногами, с гармоничными чертами лица.
В статье исследуются авто- и гетеростереотипы внешности русской женщины в рекламе (конец XIX – начало XXI вв.) в контексте русской культуры (середина XVIII – начало XXI вв.). Материал исследования охватывает более чем три века отражения женской русской внешности в различных сферах.
Исследование стереотипов проводилось с целью установить, обладают ли этнические стереотипы устойчивостью, ригидностью, консервативностью, резистентностью в рекламном дискурсе. В первой части статьи исследуются автостереотипы, во второй – гетеростереотипы внешности русской женщины в рекламе.
Методы и материал исследования
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе устанавливались автостереотипы русской внешности, актуализированные в фольклоре, живописи, литературе, кинематографе (тексты классической русской литературы XIX в., русские живописные полотна и графика середины XVIII – XX вв., художественные фильмы XX в.).
На втором этапе были проведены эксперименты с целью выявления представлений современной молодежи о типичной внешности русского человека вообще (ненаправленный ассоциативный эксперимент) и русской женщины, в частности (направленный ассоциативный эксперимент). В результате был выявлен ряд типажей, которые лежат в основе стереотипных представлений о русской красавице. При помощи метода обобщенного портрета из выявленных частотных персоналий был составлен обобщенный портрет русской женщины, который соответствует стереотипу о внешности русской женщины у современной молодежи.
На третьем этапе выявлялись автостереотипы внешности, представленные в рекламном дискурсе (рекламные постеры и плакаты конца XIX – начала XXI вв. и рекламные ролики конца XX – начала XXI вв.).
Традиционные автостереотипы внешности
Антропологический тип русских. Историки и этнологи неоднократно отмечали, что русский народ отличается весьма привлекательной внешностью. Основоположник русской антропологической школы А.П. Богданов пишет: «Еще в 1867 г. по моей просьбе в Русской фотографии составлен был антропологический альбом русских. <…> По появлении альбома русских я получил несколько замечаний. Некоторые русские и иностранцы упрекнули меня за предвзятый выбор особенно хороших лиц и за тенденциозную прикраску материала, хотя в альбом сняты были исключительно крестьяне. Правда, я в главе альбома поставил двух умных и очень симпатичных владимирцев, бывших в то время у меня плотниками, но за ними следовал ряд других, безупречных в отношении прикрашения, т.к. это были представители наиболее часто встречающихся типов, самых обыденных физиогномий»10.
А.В. Терещенко в середине XIX в. писал, что «славяне наружностию и умом ни в чем не уступают прославленным коренным европейцам – германцам и франкам; что они очерком лица, белизною тела, станом и душевными силами суть настоящие европейцы»11.
Современная антропология утверждает, что «русские по своему расовому составу – типичные европеоиды, по большинству антропологических признаков занимающие центральное положение среди народов зарубежной Европы»12. Только по ширине головы, по ширине носа и толщине губ русские группы отличаются от западноевропейских13.
По данным антропологов, по пигментации глаз и волос русские в целом оказались светлее среднего европейского варианта. Светлые глаза (серые, серо-голубые, голубые и синие) у русских встречаются в 45% случаев, тогда как средний уровень для зарубежной Европы − только 35%. Темные глаза (темно- и светло-карие) у русских встречаются в 5%, тогда как у населения Европы в среднем в 45%. Темные волосы у русских встречаются в среднем в 14% случаев, тогда как у населения зарубежной Европы − в 45%. Рост же бороды у русских оказался несколько слабее среднего европейского уровня. Мнение о том, что русские часто бывают «курносыми», не подтвердилось. Наиболее часто (в 75% случаев) у них встречается прямой профиль носа, что даже немного больше среднего европейского варианта (70%). Вогнутый же профиль встречается примерно так же редко (9%) как и у населения Центральной и Западной Европы (10%)14.
Таким образом, стереотип о совершенно особой русской внешности, согласно антропологическим параметрам, оказывается мифом, который эксплицирован в языке и культуре этноса.
По данным И.О. Окуневой, в русском языке зафиксировано наличие двух эталонов красоты: традиционный (деревенский) и заимствованный (городской). Традиционный идеал характеризуется наличием внешних признаков здоровья, таких как румяный цвет лица, крепость телосложения, статность, дородство. Основными характеристиками заимствованного эталона красоты выступает утонченность форм, элегантность, грация, хороший вкус15.
В русском языке эти стереотипы закреплены в синонимических рядах русская красавица, дама, принцесса, богиня, гений чистой красоты и простая русская баба, кровь с молоком, коня на скаку остановит, бой-баба.
На наш взгляд, представляется не совсем корректным говорить о городском типе красоты как заимствованном, поскольку русская портретная живопись и русская классическая литература демонстрируют этот тип красоты как собственно русский.
Вероятно, здесь можно говорить об универсальном европейском (этнически нейтральном) и собственно русском (этнически маркированном) типе русской внешности. Эти два типа внешности наиболее очевидны, поскольку являют собою систему оппозиций: худой, изящный, грациозный − толстый, дородный, статный; бледный − румяный.
Отметим при этом, что дородность и румянец не являлись исключительными признаками деревенской красоты. Собственно русский тип представлен в двух вариантах: локально нейтральный (русская красавица) и деревенский (простая русская баба), локально привязанный к сельской местности. Также являет систему оппозиций: городской − деревенский; дама, барышня, сударыня − баба, девка.
Между этими полярными типами существует множество переходных типов. Антропологи выделяют несколько десятков антропотипов русских, среди которых девять основных областных типов: ильменско-белозерский, валдайский, верхнеокский, нижнеокско-дон-сурский, западный верхневолжский, центральный, клязьминский, вятско-камский, восточный верхневолжский16.
В русской культуре актуализирован собственно русский тип красоты: «эталон женской красоты представлен в виде дородной женщины со здоровым румянцем, о которой говорят кровь с молоком, выступающей плавно, как пава, величаво, неторопливо, словно лебедь белая плывет, с царственным видом»17.
Автостереотипы внешности в фольклоре. В русском фольклоре представления о красоте тела сводились, главным образом, к признакам физического здоровья: полные ноги, белое и румяное лицо – кровь с молоком18. Красавицей считалась девушка «доброго роста, крепкого телосложения, с высокой грудью, крутыми бедрами, белым лицом, румяная, белозубая и с длинной косой»19 (рис. 1).
Рис. № 1. Б. Кустодиев. Русская Венера (1925−1926 гг.)
«Некрасота» в частушках и «страданиях» – это малый или слишком высокий рост, сутулость, худоба и тоненькие ножки, утиная походка, неподходящий цвет глаз, большая (как у нашей лошади) голова. Малоценной представлялась красота «искусственного происхождения»: кудри навитые, щеки и губы намазаны помадой20.
Образы русских устойчивых сравнений, характеризующие русскую красоту, указывают на спокойное величие (волоокий) или кротость (как у лани), голубой цвет глаз, величавость, плавность, неторопливость движений, горделивость походки, румяный цвет лица. О женщине с плавной, горделивой, но грациозной походкой, скажут: выступает важно, плывет как пава, как лебедь [белая], как лебедушка, как царица. Плавность походки особенно отмечается при описании полных, дородных женщин, нежели хрупких и худеньких21.
Представление о русской «красавице-толстухе», с одной стороны, не поддерживается русской традицией: «по народному идеалу, красна девица должна быть “тонка, высока; тонешенька, белешенька”, и, следовательно, толстота вовсе не в народном идеале красоты. Впрочем, народ не отнимал своего рода прелести и у девушек небольшого роста; девица могла быть и “невеличка, круглоличка, румяное личко”»22. С другой стороны, в пословицах и поговорках худоба не является признаком красоты: И тонок, да жилист; Тощ, как хвощ; Костлява, как тарань; Кругла, бела – как мытая репка. «В русском языковом сознании красота напрямую связана со здоровьем, признаками которого является румянец, дородство и густые длинные волосы»23.
Несмотря на то что «красоте в русском фольклоре уделяется довольно много места, невозможно создать единый портрет красивой девушки. В народных сказках зачастую дается очень зыбкий образ, который не дает четкого представления о том, как выглядит красавица. Под описание в сказках можно отнести практически любую девушку»24.
Однако большинство исследований показывает, что в фольклоре актуализирован собственно русский тип красоты.
Автостереотипы внешности в литературе. Универсальный (этнически нейтральный) и собственно русский (этнически маркированный) типы внешности широко представлены в русской литературе парами: Агафья Пшеницына (бела и полна в лице) и Ольга Ильинская (если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии) в «Обломове» И. Гончарова; Ольга (Кругла, красна лицом она, / Как эта глупая луна / На этом глупом небосклоне) и Татьяна (с ее холодною красою) Ларины в «Евгении Онегине» А. Пушкина; Анна Одинцова (высокий рост, стройный стан) и Фенечка (беленькая и мягкая) в «Отцах и детях» И. Тургенева и др. Часто хрупкая, изысканная барышня со временем превращается в основательную домохозяйку или важную барыню (Наташа Ростова у Л. Толстого; Ларина-мать у А. Пушкина и др.).
Художественная литература предлагает целый спектр типов русской внешности.
«Русская красавица» (стереотипно русский «сказочный» тип) – румяная, статная, величавая: Маша в «Капитанской дочке» А. Пушкина (круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами).
«Простая русская баба» (стереотипно русский «деревенский», «некрасовский» тип) – краснолицая, пышная, дебелая, крепкая: прачка Палашка в «Капитанской дочке» А. Пушкина (толстая и рябая девка); Агафья Пшеницына в «Обломове» И. Гончарова (очень бела и полна в лице; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил).
«Милая пухляша» – невысокая, пухленькая: Лиза Болконская в «Войне и мире» Л. Толстого (хорошенькая, румяная, слишком полная по своей молодости, маленькая княгиня Болконская); Арина Власьевна (кругленькая, низенькая старушка) иФенечка (беленькая и мягкая) в «Отцах и детях» И. Тургенева.
Миниатюрная, хрупкая, грациозная: Соня (тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее) в «Войне и мире» Л. Толстого; Татьяна (маленькая, худая, белокурая) в «Муму» И. Тургенева.
Смуглая, тоненькая, черноглазая: Лиза (смуглая, черноглазая шалунья) в «Барышне-крестьянке» А. Пушкина; Ася (Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена) в «Асе» И. Тургенева; Наташа Ростова (черноволосая, очень тоненькая, черноглазая) в «Войне и мире» Л. Толстого.
«Просто блондинка», «красота мотыльковая» (по А. Чехову): Ольга Ларина (Глаза, как небо, голубые, / Улыбка, локоны льняные, / Движенья, голос, легкий стан, / Всё в Ольге... <...> / но любой роман / Возьмите и найдете верно / Ее портрет; <…> / В чертах у Ольги жизни нет) в «Евгении Онегине» А. Пушкина; Лиза, когда принимала Алексея у себя дома и не хотела быть узнанной (Набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIY; талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты ее матери, еще не заложенные в ломбарде, сияли на ее пальцах, шее и ушах) в «Барышне-крестьянке» А. Пушкина.
«Светская львица», «прекрасное животное» – шикарная, ухоженная, часто связывается с внешним блеском, пустотой и фальшью: Элен Безухова (предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала) в «Войне и мире» Л. Толстого.
Строгая, суровая, статная, высокая, большеглазая («иконописный» тип): Ольга Ильинская (не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – с станом) в «Обломове» И. Гончарова; Одна из старух – высокая и черноглазая, со следами строгой иконописной красоты... в «Тихом Доне» М. Шолохова.
Д. Галковский говорит о варварской русской красоте: «Русская женщина – это европейское лицо с правильными чертами, но при этом с емного выдающимися скулами и злое. Это тоже АРХЕТИП. <…> Русская красота варварская, преступная, но уже самим варварством – неожиданная, подлинная и сильная. В этом ее обаяние»25.
В литературной традиции существует небесная красота: идеал небесной красоты (В. Жуковский), небесное создание, святыня красоты, гений чистой красоты (А. Пушкин). Как образец небесной красоты выступает Прекрасная Дама (Вечная Женственность, София, Дева Радужных ворот, темного хаоса светлая дочь) В. Соловьева и его последователей.
Олицетворением небесной красоты могла выступать как истинная красавица (Наталья Гончарова-Пушкина-Ланская) (рис. № 2)26, так и женщина вполне земной красоты (Любовь Менделеева-Блок) (рис. № 3).
Таким образом, в литературе представлены разнообразные варианты русской внешности, функционирующие в рамках русской референтной группы.
Автостереотипы внешности в кинематографе. Традиционные автостереотипы русской внешности ярко визуализированы в сказках А. Роу (рис. № 4−7).
Эти автостереотипы ориентированы на традиционный «сказочный» тип внешности (Иванушка и Аленушка). Признаки, отмечаемые иностранцами-путешественниками в XVIII−XIX вв.: мускуловатые, рослые, толстые, крепкие, жирные, тучные и все они белятся и румянятся27 − не актуализированы. В визуализации сказочных образов эти признаки приписываются отрицательным персонажам: «упитанный, а невоспитанный» Андрей-царский сын (рис. № 7) и Марфушенька-душенька с типичным старорусским «мейкапом» (рис. № 6). Однако традиционный «сказочный» («сказочный» во всех смыслах тип) автостереотип (рис. № 4−5) не исчерпывает все типажи русской внешности.
Говорить о том, что в России культивировался исключительно собственно русский тип красоты, не представляется возможным, однако стереотип статной дородной русской красавицы остается широко распространенным.
Смена имиджа актрисы С. Ходченковой от собственно русского (рис. № 8) к универсальному (европейскому) типу красоты (рис. № 9) привела к разочарованию многих зрителей, которые считают, что с новым имиджем она не сыграла глубоких ролей, таких как в фильме С. Говорухина «Благословите женщину» (2003). Приглашение в Голливуд – показатель того, что ее внешность утратила истинную «русскость», но приобрела «русскость» согласно американскому стереотипу – «роковая», опасная блондинка.. Соответствие требованиям fashion-индустрии, утрата «русской» формы повлекла «утрату» «русского» содержания.
Обитание русской души в «русской» форме можно проследить и в фильме В. Меньшова «Любовь и голуби» (1984). Универсальный (этнически нейтральный) тип красоты выведен в роли Раисы Захаровны (Людмила Гурченко) (рис. № 11), а собственно русский (этнически выраженный) − в роли Надежды (Нина Дорошина) (рис. № 10).Раиса Захаровна (Сучка ты крашена!) и Надежда сыграны и выглядят комично, но симпатии зрителей на стороне Надежды.
Русская душа во внутрикультурных коммуникациях связывается с «русской» формой.
Не вдаваясь в анализ различных кинематографических образов, заключим, что в кинематографе представлены разнообразные варианты русской внешности, функционирующие в рамках русской референтной группы, в том числе и стереотипные.
Автостереотипы внешности в живописи. Начиная с XVIII в. (до этого времени в живописи представлен преимущественно мужской портрет), в русской портретной живописи встречаются универсальный европейский (рис. №12) и собственно русский (рис. № 13) типы красоты.
Традиционные автостереотипы русской внешности ярко визуализированы на полотнах К. Васильева и И. Глазунова, которых часто упрекают в излишней «красивости» создаваемых ими образов (рис. № 14).
Рис. № 14. Автостереотипы русской внешности в современной живописи
В живописи также представлены разнообразные варианты русской внешности, функционирующие в рамках русской референтной группы, в том числе и стереотипные.
Автостереотипы внешности в сознании современной молодежи. Для определения автостереотипов внешности было проведено два эксперимента (2014−2015 гг.): первый (ненаправленный ассоциативный эксперимент) − с целью выявления типичной внешности русского человека; второй (направленный ассоциативный эксперимент) − с целью выявления типажа, с которым олицетворяется типичная русская женщина.
В ходе первого эксперимента был опрошен 101 человек, которые считают себя русскими, в возрасте от 17 до 24 лет (средний возраст 20,5 лет) разного уровня образования и дохода; получена 101 анкета, в которых выявлено 439 реакций, отражающих стереотипные представления русских о самих себе. Респондентам предлагался вопрос: «типичный русский: внешне какой?»
Анализ показал, что в ядро представлений русских о своей внешности входят характеристики: светловолосый (52% респондентов), светлоглазый и высокий (по 30%), светлокожий (20%), большие глаза (15%), румяный (12,5% респондентов). Периферийные признаки: без улыбки и кудрявый (по 7,5% респондентов). Незначимые характеристики: грубоватые черты лица (1,4% респондентов). Достоверные признаки – светловолосый, светлоглазый, высокий. Относительно достоверные – светлокожий, большие глаза.
Ядро автостереотипов молодых русских о русской внешности соответствует обобщенному антропологическому портрету русских, который включает характеристики, отличающие их от западноевропейцев: светловолосый (52%), светлоглазый (30%), светлокожий (20% респондентов). Таким образом, молодые русские представляют себе русских как европеоидов с особенными чертами (светлее среднего европейского варианта), что соответствует антропологическим данным.
В ходе второго эксперимента при помощи ресурса www.survio.com было опрошено 102 человека в возрасте от 15 до 27 лет (средний возраст 21 год) разного уровня образования и дохода; получены 102 анкеты, в которых выявлено 509 реакций, отражающих стереотипные представления молодых людей о типичной внешности русской женщины.
Анализ результатов ответа на вопрос «Кто из актрис и моделей, на ваш взгляд, является олицетворением русской женщины» (для выбора предлагалась только одна позиция) представлен в таблице № 1 и на рисунке № 15.
Таблица № 1. Представления молодежи о внешности русской женщины: ранг
Персона |
% |
Ранг |
Марина Александрова, Анастасия Вертинская |
0 |
─ |
Елена Корикова, Татьяна Арнтгольц, Кристина Асмус, Алла Пугачева |
1,02 |
IX |
Дарья Сагалова, Анна Снаткина, Ирина Алферова, Лиза Арзамасова, Нина Русланова |
2,04 |
VIII |
Анна Ковальчук, Лариса Гузеева, Рената Литвинова, Элина Быстрицкая |
3,06 |
VII |
Наталья Крачковская, Маргарита Терехова, Людмила Гурченко |
4,08 |
VI |
Наталья Водянова |
5,1 |
V |
Наталья Гундарева, Нина Усатова |
9,18 |
IV |
Светлана Ходченкова |
10,2 |
III |
Елизавета Боярская |
13,27 |
II |
Нонна Мордюкова |
14,29 |
I |
Рис. № 15. Представления молодежи о внешности русской женщины: экспериментальные данные
Экспериментальные данные указывают на актуализацию в сознании молодежи двух полярных типов русской внешности.
В сознании молодежи как типично русский актуализирован собственно русский тип внешности: Нонна Мордюкова (14,3% респондентов), Нина Усатова и Наталья Гундарева (по 9,2%), что в целом составляет 32,7% (1 и 4 позиции). Универсальный европейский тип предпочли 23,5% респондентов: Елизавета Боярская 13,3%; Светлана Ходченкова − 10,2% (2 и 3 позиции).
Приблизительно такое же соотношение по всем выбранным персоналиям: 43,03% респондентов предпочли крупных женщин (собственно русский тип); универсальный европейский тип (хрупкая, утонченная) выбрали 34,68% респондентов.
В результате эксперимента был выявлен ряд персоналий, которые лежат в основе стереотипных представлений молодежи о русской женской внешности. При помощи метода обобщенного портрета (программа Face Morph) из выявленных частотных персоналий (I−V позиции: Нона Мордюкова, Нина Усатова, Наталья Водянова, Елизавета Боярская, Наталья Гундарева, Светлана Ходченкова) был составлен обобщенный портрет русской женщины, который соответствует стереотипу русской женщины у современной молодежи (рис. № 16).
Метод обобщенного портрета, разработанный Ф. Гальтоном в 1878 г., сегодня широко применяется в антропологии для выявления общих черт в сериях портретных изображений28. Суть метода − накладывание изображений друг на друга при помощи разных техник (фотонегативы или компьютерные программы). «С помощью такого суммирования мы приходим к типологической характеристике выборки. При этом чем больше у нас выборка, тем больше индивидуальных особенностей может полностью исчезнуть из суммарного результата; происходит своеобразный “отрыв” суммарного образа от индивидуальных признаков». Обобщенные портреты имеют одну особенность: они, как правило, кажутся красивыми. «Чаще всего предполагают, что это связано с большей симметричностью суммарного портрета по сравнению с индивидуальными и нашими представлениями о “красивости” среднего»29.
Антропологические обобщенные портреты русской женщины (рис. № 17−18)30 и обобщенный портрет красивой женщины на базе европейских типажей (Анджелина Джоли, Одри Хепберн, Мерилин Монро, Кейт Мосс, Моника Беллуччи, Джессика Альба, Дженифер Энистон, Меган Фокс, Шарлиз Терон) в ненаправленном эксперименте психологов31 (рис. № 19) привлекаются для сопоставления.
Обобщенный портрет русской женщины, полученный в нашем эксперименте (рис. № 16), включает черты двух типов внешности (собственно русский и универсальный европейский) и представляет собою «сказочный» типаж (Аленушка), который является своего рода инвариантом стереотипа. В сумме черты всех весьма различных персоналий, лежащих в основе обобщенного портрета, содержат общие черты, актуализированные в портрете, и являют собою бытовые стереотипные представления о русской красавице.
Обобщенные портреты, составленные антропологами (рис. № 17−18), больше похожи на наш портрет, но ориентированы на собственно русский тип красоты. Обобщенный портрет красивой женщины на базе европейских типажей (рис. № 19) значительно отстоит от сходства с русскими портретами.
Таким образом, несмотря на то что антропологи говорят о незначительных различиях внешности русских и европейцев, стереотипные представления молодежи о внешности русской женщины (рис. № 16) значительно отличаются от стереотипных представлений о внешности европейской женщины (рис. № 19). Полученный нами обобщенный портрет ориентирован на фольклорные и языковые модели, т.е. является наиболее распространенным стереотипом. Другие варианты русской внешности, функционирующие в рамках русской референтной группы, широко представлены в литературе, живописи и рекламе.
Женщина в рекламе: автостереотипы внешности
В рекламном дисукурсе также представлены два эталона красоты. В российском рекламном дискурсе в дореволюционной, постреволюционной, постсоветской и современной России актуализирован универсальный европейский (этнически нейтральный) тип женской красоты; в советское время – собственно русский (этнически выраженный). «Закрытость» общества и отсутствие стремления интегрироваться в мировое пространство актуализирует в рекламе собственно русский тип красоты.
В дореволюционной рекламе преобладает утонченный тип женской красоты, которая используется в рекламе не только парфюмерных товаров, но и продуктов, табачных изделий, машин и производств (рис. № 20). Обычно это изысканная очаровательная блондинка, брюнетка или шатенка с длинными волосами, которая одета модно, оригинально или романтично.
Рис. № 20. Утонченный тип внешности в дореволюционной рекламе
В рекламе начала ХХ в. также активно эксплуатируется собственно русский типаж в национальном костюме, который используется для «адаптации» импортных товаров для русского потребителя или отражается в сугубо сельскохозяйственной тематике (рис. № 20).
Рис. № 20. Собственно русский тип внешности в дореволюционной рекламе
В дореволюционной и постреволюционной рекламе толстухи и крупные женщины рекламируют «малоизысканные» товары: средство от клопов, калоши и т.п. Однако русский телесный типаж «милая пухляша» также характерен для рекламы того времени (конфеты, парфюмерия, пиво и пр.) (рис. № 21), который часто подчеркивается национальным костюмом.
Рис. № 21. Русский телесный типаж в дореволюционной и постреволюционной рекламе
В постреволюционной рекламе и пропаганде «по инерции» женщина пока изящна и длинноволоса, но со временем она постепенно теряет женственность, обрезает волосы и наращивает мускулы. Традиционный русский тип в это время представляет «дремучую деревенщину» (рис. № 22).
Рис. № 22. Женская внешность в постреволюционной пропаганде
В советское время актуализируется именно традиционный деревенский тип красоты, изящная и утонченная женщина остается только на страницах журнала мод (рис. № 23) или в качестве отрицательного персонажа в кинематографе (например, Лидия Вертинская в роли Анидаг в фильме «Королевство кривых зеркал»).
Рис. № 23. Женская внешность в советских журналах и рекламе
В официальной пропаганде советского образа жизни, например, на фотографиях классика советской фотографии И. Шагина, представлены два типажа женской телесной внешности: крепкий, плотный, дородный (крестьянский) тип и тоненькая, но мускулистая девушка (рис. № 24).
Рис. № 24. Женский телесный типаж в фотографиях Ивана Шагина
Плакаты военного времени демонстрируют сильный, суровый, строгий типаж женщины, олицетворяющий Родину-мать или воплощающий идею трудового подвига женщин (рис. № 25).
Рис. № 25. Женская внешность в рекламе военного времени
Возврат к женственной красоте собственно русского традиционного типа происходит в послевоенное время: женщина становится более мягкой, красиво одетой (рис. № 25).
Рис. № 25. Женская внешность в рекламе послевоенного времени
Современная реклама ориентирована на универсальный (этнически нейтральный) тип русской красоты, который представлен во множестве вариантов русской внешности, функционирующих в рамках русской референтной группы (рис. № 26).
Рис. № 26. Женская внешность в современной рекламе
Несмотря на то что сегодня реклама активно пропагандирует универсальный (этнически стертый) тип красоты, в сознании русских более ценным является традиционный (этнически выраженный) тип русской красоты. Ярким показателем того, что русская душа живет в «русской» форме, является «Русский проект» (1995) К. Эрнста – серия теленовелл социальной рекламы. Этот проект рассматривают как «пропаганду, конструирующую национальные идентичности российской аудитории, “ненавязчиво” натурализующими категории “нация”, “Россия”, “русский”, делающие их незаметными, обыденными элементами здравого смысла»32.
Женщины, представленные в проекте (Нонна Мордюкова, Римма Маркова, Нина Усатова), являют собою собственно русский (ближе к деревенскому) тип женской красоты: дородная, статная, с крепким телосложением женщина (рис. № 27).
Рис. № 27. Собственно русский тип внешности в «Русском проекте» К.Эрнста
Характерно, что героини социальной рекламы, Н. Мордюкова и Н. Усатова, в нашем ненаправленном ассоциативном эксперименте занимают лидирующие позиции (1 и 4 соответственно) в предпочтениях молодых респондентов.
Выводы
На первом этапе исследования устанавливались автостереотипы русской внешности, актуализированные в фольклоре, живописи, литературе, кинематографе (серередина XVIII–XX вв.). Антропологические данные показывают, что стереотип о совершенно особой русской внешности оказывается мифом, который эксплицирован в языке и культуре этноса. В русской культуре актуализированы два основных типа русской внешности: универсальный европейский (этнически нейтральный) и собственно русский (этнически маркированный).
Автостереотипы русской внешности, актуализированные в фольклоре, живописи, литературе, кинематографе демонстрируют устойчивость, ригидность, консервативность. В фольклоре актуализирован собственно русский тип красоты; в литературе, живописи и кинематографе представлены разнообразные варианты русской внешности, функционирующие в рамках русской референтной группы, в том числе и стереотипные.
На втором этапе исследования были проведены эксперименты с целью выявления представлений современной молодежи о типичной внешности русского человека вообще и русской женщины, в частности. Автостереотипы русской внешности, актуализированные в сознании современной молодежи, также отличаются устойчивостью, ригидностью, консервативностью. Экспериментальные данные указывают на актуализацию в сознании молодежи двух полярных типов русской внешности: собственно русский (с незначительной долей предпочтения) и универсальный европейский, которые эксплицированы в эксперименте в виде конкретных персоналий, на основе которых был составлен обобщенный портрет русской женщины, который соответствует стереотипу о типаже русской женщины у современной молодежи (собственно русский тип).
Несмотря на то что антропологи говорят о незначительных различиях внешности русских и европейцев, стереотипные представления молодежи о внешности русской женщины значительно отличаются от стереотипных представлений о внешности европейской женщины. Полученный нами обобщенный портрет ориентирован на фольклорные и языковые модели, т.е. является традиционным стереотипом. Собственно русский (этнически маркированный) тип можно рассматривать как инвариант автостереотипа русской внешности.
На третьем этапе исследования выявлялись автостереотипы внешности, представленные в рекламном дискурсе конца XIX – начала XXI вв. В рекламном дискурсе также представлены два относительно самостоятельных типажа внешности, которые отличаются социально-ориентированной частотностью, вариативностью и резистентностью к социальным изменениям: утонченная, элегантная, грациозная дама (этнически нейтральный) и дородная, статная, с румянцем и крепким телосложением женщина (этнически выраженный). Доминирование того или иного типа внешности в рекламе зависит от социальных задач, стоящих перед обществом.
Установлена корреляция между характером социального устройства общества и актуализацией автостереотипов в рекламе: существующие в этносе стереотипы подстраиваются под существующую идеологическую парадигму. «Закрытость» общества и отсутствие стремления интегрироваться в мировое пространство актуализирует в рекламе собственно русский тип красоты. «Сильный» русский тип актуализируется в периоды военного времени и необходимости мобилизации общества.
В дореволюционной и постреволюционной рекламе преобладает утонченный тип женской красоты; собственно русский тип олицетворяет «дремучую деревенщину». В советское время актуализируется собственно русский деревенский тип красоты; плакаты военного времени демонстрируют сильный, суровый, строгий типаж женщины (Родина-мать, женщина-труженица). Современная реклама ориентирована на универсальный (этнически нейтральный) тип русской красоты, который представлен во множестве вариантов русской внешности, функционирующих в рамках русской референтной группы.
Автостереотипы русской красоты, актуализированные в рекламе, отличаются устойчивостью, ригидностью, консервативностью, резистентностью, поскольку транслируют традиционные русские типажи, однако наиболее востребованным в отечественной рекламе остается универсальный европейский (этнически невыраженный) тип.