Languages

You are here

Основные типоформирующие признаки детских интернет-изданий в Италии (на примере сайтов журналов «Фокус Юниор», «Мессаджеро дей Рагацци» и «Пимпа»)

Научные исследования: 

Main Type-Forming Characteristics of Children's Digital Media in Italy (a study of the websites of the Pimpa, Focus Junior and Mesagero dei Ragazzi magazines)

Дементьева Елена Владимировна
аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, dementevaalena@yandex.ru

Elena V. Dementeva
PhD student at the Chair of Foreign Journalism and Literature, Lomonosov Moscow State University, dementevaalena@yandex.ru

 

Аннотация

Статья посвящена основным типоформирующим признакам детских интернет-изданий в Италии. Проанализировав проявление основных типоформирующих признаков детских печатных СМИ в интернет-среде, автор определяет, как меняются издания при переходе в электронный формат и как эти изменения способны повлиять на интерес детской аудитории к определенному периодическому изданию. В качестве эмпирической базы исследования выбраны детские издания «Фокус Юниор», «Мессаджеро дей Рагацци» и «Пимпа» – наиболее популярные среди юной аудитории и представляющие разные группы итальянских СМИ. Актуальность и научная значимость работы определяется возрастающей ролью Интернета и популярностью интернет-изданий для детей. Сегодня интернет-СМИ оказывают все большее влияние на формирование личности юных читателей, а значит, и на будущее страны в целом.

Ключевые слова: Италия, детская периодическая печать, СМИ для детей, типоформирующий признак СМИ, интернет-СМИ.

 

Abstract

The paper is dedicated to the main type-forming characteristics of children’s digital media in Italy. The author analyses the manifestation of these characteristics in the online versions of children’s periodicals, the way the latter change when going digital and how these changes affect children’s interest in the particular media outlet. The empirical basis of the research is the children's periodicals “Focus Junior”, “Мessagero dei Ragazzi” and “Pimpa”, which are the most popular ones among children and represent different groups of Italian media. The topicality and significance of the research are determined by the increasing role of the Internet and the popularity of online editions among children. Nowadays, the digital media greatly influence the formation of young readers’ personality and, subsequently, the future of the country as a whole.

Key words: Italy, children's press, children’s media, type-forming characteristic of the media, digital media.

 

С возрастающей ролью Интернета и популярностью интернет-изданий увеличивается и интерес к детским интернет-СМИ. В докладе Всемирной газетной ассоциации (World Association of Newspapers) за 2014 г. особо отмечен непрерывный рост тиражей цифровых изданий, что является результатом успешных мультиплатформенных бизнес-стратегий1.

Детские издания наряду со взрослыми также используют различные инновации в сфере электронных СМИ, все чаще наряду с печатными версиями у детских периодических журналов появляются собственные сайты. Итальянские детские СМИ не является исключением.

Объектом научной работы являются основные типоформирующие признаки детских изданий в Италии и их проявление в интернет-версиях журналов. Предмет исследования – типоформирующие признаки на примере журналов «Фокус Юниор» (Focus Junior, FJ), «Мессаджеро дей Рагацци» (Messagero dei Ragazzi, MeRa) и «Пимпа» (Pimpa, Pm).

Цель научной работы – проанализировать, как проявляются основные типоформирующие признаки детских печатных СМИ при переходе издания в электронный формат, и определить, добавляются ли новые, характерные именно для интернет-среды.

Для достижения этой цели необходимо реализовать следующие задачи:

  • определить основные типоформирующие признаки детских печатных СМИ;
  • проанализировать контент печатных журналов и их сайтов и определить проявление основных типоформирующих признаков на примере конкретных изданий;
  • сопоставить основные типоформирующие признаки печатных журналов и их сайтов, выявить совпадения и различия;
  • определить, появились ли в электронной среде новые типоформирующие признаки детских интернет-журналов.

В качестве эмпирической базы исследования выбраны детские издания «Фокус Юниор», «Мессаджеро дей Рагацци» и «Пимпа». Эти издания были выбраны по нескольким причинам. По данным исследований Национального статистического института2, эти издания являются наиболее популярными среди детской аудитории, выпускаются не менее 11 лет, имеют большой для детского издания тираж – от 55 тыс. до 180 тыс. экз. Кроме этого данные издания представляют три наиболее крупных группы периодических изданий в Италии: международные − «Фокус Юниор», католические − «Мессаджеро дей Рагацци» и собственно итальянские − «Пимпа». Выбранные журналы охватывают основные возрастные категории, которым предназначаются детские СМИ: младший школьный возраст, школьники, подростки до 18 лет. Все три издания выделяются на медиарынке благодаря своей богатой истории («Пимпа» и «Мессаджеро дей Рагацци») и интернациональности и известности бренда («Фокус Юниор»). Мы проследили, какие материалы размещались в печатных изданиях и на порталах в апреле, июне, августе и октябре 2014 г. В течение каждого из определенных нами для исследования месяцев следили за обновлениями и размещенными материалами. Это позволило проанализировать проявление основных типоформирующих признаков в журналах как в учебное, так и в каникулярное время, что является существенным для детских СМИ. Исследование основывается на данных, полученных в результате сравнительного и контент-анализа печатных и электронных версий выбранных изданий. Сопоставление проявления основных типоформирующих признаков детских СМИ у печатной и электронной версии каждого издания позволяет сделать вывод о том, какие изменения происходят с журналом при переходе в электронный формат.

 

Теоретические основы исследования

В основе данной научной работы – теоретические аспекты исследований российских и итальянских ученых, посвященных средствам массовой информации и их типологии3. На базе этих исследований сформирован комплекс типоформирующих признаков детских СМИ, который лег в основу научной работы, и определено место и роль детских СМИ в современной системе массмедиа Италии.

Вторым важным блоком научных трудов стали исследования, посвященные поведению детей в глобальной сети и влиянию Интернета на несовершеннолетних пользователей. В исследовании «Дети онлайн»4 приняли участие более 25 тыс. детей из 33 стран. На протяжении шести лет авторы изучали влияние Интернета на формирование детского мировоззрения, привычек и склонностей. В исследовании «От интернет-поколения к мобильному»5 основное внимание уделено приобщению подрастающего поколения к современным гаджетам и цифровым устройствам, а также изменениям, которые они привносят в жизнь несовершеннолетних пользователей. Наконец, масштабное исследование итальянских ученых «Белая книга. Дети и СМИ»6 помогает разобраться, какую роль СМИ, в первую очередь – детские, играют в жизни современных детей в Италии.

Актуальность данной работы обусловлена тремя факторами.

  • Все возрастающей популярностью Интернета среди детей и подростков в Италии. Несмотря на то что показатель пользования Интернетом в Италии один из самых низких в Европе7, подавляющее большинство детей (81%) пользуются глобальной сетью ежедневно. Число подписчиков на электронные детские СМИ также растет8.
  • Вниманием европейского сообщества к проблемам пользования глобальной сетью несовершеннолетними. В 2012 г. Европейская комиссия разработала стратегию, направленную на обеспечение безопасности детей при пользовании Интернетом. Еврокомиссар по вопросам цифровой политики Нили Кроэс отметила, что одной из важных мер станет увеличение образовательного и творческого онлайн-контента для детей9. Именно к такому контенту относятся электронные СМИ для детей, продвижение которых является одним из приоритетов Еврокомиссии в отношении цифровой политики.
  • Интересом к изучению детских СМИ и, в частности, интернет-СМИ, для юной аудитории на мировом уровне. С 1995 по 2014 гг. было проведено семь международных саммитов «СМИ для детей». Площадками стали такие страны, как Австралия, Малайзия, Филиппины, ЮАР, Греция, Бразилия и др. Особое внимание на прошедшем в 2014 г. в Малайзии саммите было уделено интернет-ресурсам для детской аудитории10.

Все это подчеркивает актуальность исследования детских интернет-журналов. Наряду с этим важна практическая значимость работы. Типоформирующие признаки определяют облик и содержание издания, непосредственно влияют на его востребованность, значимость для читателей. Имея представление об основных типоформирующих признаках детских СМИ Италии и их проявлении как в печатной, так и в электронных версиях, российские издатели смогут перенять характеристики наиболее успешных детских СМИ и применять их на практике.

В работе мы рассматриваем интернет-СМИ как «род ресурсов в Интернете, выполняющих функции средства массовой информации», опираясь на определение, предложенное М.М. Лукиной11. В качестве равнозначных будем использовать понятия «онлайн-СМИ», «сетевые СМИ», «электронные СМИ».

 

Типология СМИ

В научной типологии современной прессы нет единого подхода к типологической классификации, исследователи выделяют различные типоформирующие признаки и по-разному определяют их значимость.

Под типоформирующими признаками в данной работе, в соответствии с определением, предложенным А.И. Акоповым, подразумевается основной вид типологических признаков, непосредственно влияющих на возникновение, развитие и трансформацию определенного типа издания12.

Тип издания – это исторически сложившаяся модель группы изданий, содержащая в себе наиболее характерные, существенные черты и свойства, присущие всей рассматриваемой группе13. Мы исследуем в работе такой тип изданий, как журналы для детей.

Профессор М.В. Шкондин выделяет следующие аспекты, важные при типологическом анализе: характер аудитории, целевое назначение, состав учредителей, издателей и владельцев, экономические характеристики14. Профессор А.И. Акопов наряду с этими аспектам выделяет также задачи и программы издания, авторский состав, внутреннюю структуру, жанры, оформление, тираж и периодичность. При этом основными типоформирующими признаками он называет издающий орган, читательскую аудиторию, цели и задачи СМИ15.

Таким образом, нет единого мнения о том, какой принцип (или признак) надо принять за основу типологии средств массовой информации. Однако, говоря о детских печатных изданиях, ученые указывают в качестве основного типоформирующего признака читательскую аудиторию16. Именно характер аудитории влияет на другие типоформирующие признаки детских СМИ, определяет цели и задачи, тематику, оформление, внутреннюю структуру издания.

При проведении исследования мы будем опираться на следующие типоформирующие признаки детских печатных СМИ:

  • характер аудитории (рассчитаны на детей и учитывают их возрастные психологические особенности);
  • целевое назначение (развлекать, развивать, воспитывать, информировать);
  • тематическое направление (специализированные, многотемные или универсальные, посвященные интересным и актуальным для детей темам);
  • оформление (красочно, доступно, в соответствии с детскими психологическими особенностями восприятия окружающего мира17);
  • наличие обратной связи (дополнительный признак).

 

Сохраняются ли основные типоформирующие признаки при переходе издания в электронный формат или приобретает новые? Ответ на этот вопрос и является основной целью данного исследования. Сравнивая содержание, разнообразие рубрик, смысловую наполненность, возможность обратной связи, поэтапно рассмотрим, как проявляются основные типоформирующие признаки в печатных и электронных версиях изданий, определим общие и различные черты у бумажных и цифровых версий.

 

«Фокус Юниор»

Печатный детский журнал «Фокус Юниор» появился в Италии в 2003 г. Он входит в большую «семью» изданий «Фокус» (Focus), среди которых еженедельный журнал «Фокус» (Focus) для взрослой аудитории (издается в Италии с 1992 г.), «Фокус Пико» (Focus Pico) для читателей 6−8 лет, «Фокус Вайлд» (Focus Wild) о природе и еще ряд тематических изданий. Издается основанным в 1990 г. совместным издательством «Грунер+Я/Мондадори СпА» (Gruner+Jahr/Mondadori SpA) холдинга «Мондадори» (Mondadori) и немецкого медиаконцерна «Бертельсманн» (Bertelsmann).

 

Таблица № 1. Сравнение печатной и электронной версий издания «Фокус Юниор»

Типоформирующий фактор

Печатная версия*

Электронная версия**

 

Аудитория

Дети 11–15 лет.

Родители.

Дети 11–15 лет.

Родители.

Другие посетители сайта.

Целевое назначение

Развлекать.

Развивать.

Воспитывать.

Информировать.

Развлекать.

Развивать.

Воспитывать.

Информировать.

Средство коммуникации***.

 

Тематика

Количество статей

Природа, животные.

Занимательная наука.

Спорт.

Новости (высокие технологии, спорт, искусство, музыка и т.д.).

Психология.

Искусство, культура.

Хобби.

Техника.

Сделай сам.

Головоломки.

Комиксы.

Тесты.

Онлайн-игры.

Письма читателей.

 

 

 

17

9

7

27

 

 

5

9

17

9

15

35

12

4

57

47

39

18

46

 

 

19

12

28

17

19

6

5

7

3

918

(комментариев, сообщений от пользователей)

 

Оформление

Наличие

Текст.

Фотографии.

Плакат, формат А2 (постер).

Видеосюжеты.

 

+

+

+

 

 

+

+

+

 

Жанры

Количество статей

Статья.

Интервью.

Новостная заметка.

Комиксы.

Другое.

 

 

87

4

27

12

93

 

118

3

53

5

88

+ 918

(сообщений читателей)

Обратная связь

Письма в редакцию.

Электронные письма в редакцию.

Сообщение в сети. WhatsApp.

Комментарий к статье.

Рубрика «Говорю со всеми».

Чат для зарегистрированных пользователей.

 

* Проанализированы материалы печатной версии: №№ 123, 125, 127, 129 за 2014 г.

** Проанализированы материалы электронной версии за период: апрель, июнь, август, октябрь за 2014 г. (Focus Junior. − URL: http://www.focusjunior.it/)

*** Существует социальная сеть подписчиков «Фокус Юниор»: на сайте есть возможность зарегистрироваться и общаться с авторами журнала и другими пользователями.

 

Сопоставив, как в печатной и электронных версиях проявляются основные типоформирующие факторы детских СМИ, можно сделать следующие выводы.

При переходе издания в электронный формат основной типоформрующий фактор – целевая аудитория – остается неизменным. Однако появляется возможность увеличения числа читателей. Случайно оказавшись на страницах сайта, пользователь может в дальнейшем стать его постоянным посетителем.

Расширяется целевое назначение издания. Помимо основных функций детский журнал в Интернете выполняет и еще одну – является средством оперативной коммуникации: читатель читатель, читатель автор статьи, читатель редактор. Любой зарегистрированный пользователь может разместить свое сообщение, быстро получить на него отклик, в режиме онлайн общаться с другими читателями. Большое количество комментариев и сообщений на сайте говорит о том, что эта функция очень востребована.

Тематика материалов в печатной версии и электронной схожа. Однако на сайте есть возможность разместить на порядок больше информации, чем на страницах журнала. Интересно, что в печатной версии больше головоломок, загадок, кроссвордов и т.д., чем на сайте. Вероятно, потому что электронный формат имеет возможность предложить иные формы интерактива: онлайн-игры, просмотр фото и видео и их дальнейшее комментирование, придумывание подписей к фото, онлайн-общение и многое другое.

Как печатное, так и электронное издание «Фокус Юниор» выпущены с соблюдением основных требований к оформлению детских изданий, выдвинутых для детских СМИ: контрастность текста, яркие цвета в оформлении, приятные глазу и положительно влияющие на настроение юной аудитории18.

Жанровое разнообразие велико как в печатном издании, так и на сайте. Большинство материалов – это полноценные статьи с иллюстративным материалом, также присутствуют новостные заметки. Почти в 2,5 раза больше комиксов печатается в журнале, чем размещается на сайте.

При переходе журнала в электронный формат к основным типоформирующим факторам добавляются новые.

Гипертекстуальность. Редакторы сайта продумали до мелочей, как увеличить глубину просмотра страниц портала. Часто в тексте присутствуют гиперссылки, направляющие читателей на статьи, в которых рассматриваются иные аспекты затронутой темы. В конце каждого материала дан перечень публикаций на схожие темы. На главной странице сайта размещен специальный раздел «Самые популярные», в котором даны ссылки на статьи, набравшие наибольшее количество отметок «Мне нравится» или получившие большое количество комментариев.

Мультимедийность. В электронном журнале есть возможность разместить видео, слайд-шоу, опубликовать мультфильм или аудиозапись. Всё это повышает интерес пользователей к электронной версии издания.

Интерактивность. Электронный журнал обладает широкими возможностями обратной связи. На сайте зарегистрировано более 3,5 тыс. пользователей. Они оставляют комментарии, заполняют рубрику «Говорю со всеми», общаются в чате, пишут анекдоты, рассказы и загадки, придумывают подписи к фотографиям, играют в онлайн-игры и решают головоломки.

 

«Мессаджеро дей Рагацци»

«Мессаджеро дей Рагацци» является оригинальным итальянским изданием, которое было придумано католиками-францисканцами Базилики Святого Антонио в Падуе в 1922 г. Сначала оно носило название «С.Антонио э и Фанчулли» (S.Antonio e i Fanciulli), а сегодняшнее имя приобрело в 1963 г. Журнал выпускается издательством «Мессаджеро ди С. Антонио Эдитриче» (Messaggero di S. Antonio Editrice).

 

Таблица № 2. Сравнение печатной и электронной версий издания «Мессаджеро дей Рагацци»

Типоформирующий фактор

Печатная версия*

 

Электронная версия**

 

Аудитория

Подростки 12–17 лет.

Родители.

Подростки 12–17 лет.

Родители.

Другие посетители сайта

Целевое назначение

Воспитывать.

Развивать.

Развлекать.

Информировать.

Воспитывать.

Развивать.

Развлекать.

Информировать.

Тематика

Количество статей

Исследования:

Природа, животные.

Занимательная наука.

Экономика.

Интернет, новые технологии.

 

Психология.

Образование.

Религия.

Спорт.

Искусство, культура.

Сделай сам.

Игры, головоломки.

Комиксы.

Тесты.

Почта

(письма читателей – ответы).

 

 

6

8

2

6

 

5

4

6

8

58

4

33

24

8

46

 

4

5

4

 

6

5

12

2

8

4

4

4

32

+ 493

(комментария)

Оформление

Наличие

Текст.

Фотографии.

Видеосюжеты.

Аудио.

+

+

+

+

+

+

 

Жанры

Количество статей

Статья.

Интервью.

Новостная заметка.

Комиксы.

Другое.

 

42

4

65

24

83

 

 

 

14

2

4

Большинство материалов – это небольшие заметки, призванные побудить читателей поделиться мнением, вступить в дискуссию. Автор в нескольких предложениях (2−3 абзаца) обозначает тему и предлагает читателям высказаться.

 

Обратная связь

Письма в редакцию.

Электронные письма в редакцию.

Комментарий к статье.

Чат для зарегистриро-ванных пользователей.

 

* Проанализированы материалы печатной версии: №№ 975, 977, 979, 981 за 2014 г.

** Проанализированы материалы электронной версии за период: апрель, июнь, август, октябрь за 2014 г. (Messagero dei ragazzi. − URL: http://www.meraweb.it/)

 

Электронная версия журнала значительно отличается от печатной, однако в ней сохраняются основные типоформирующие признаки детских периодических изданий.

Издание рассчитано на подростковую аудиторию, размещение в Интернете позволяет увеличить круг потенциальных читателей.

Поскольку журнал является изданием католической церкви, то его основные функции – воспитывать и развивать, а затем уже развлекать и информировать. На это указывает и тематика материалов. Большинство из них – на серьезные, нравственные или научные темы. При переходе в электронный формат эти особенности издания сохраняются. Причем материалы на религиозные темы преобладают в электронной версии журнала. А вот новостей − коротких заметок о выпущенных книгах, о музыкальных новинках − на сайте практически нет.

Что касается оформления, то на сайте помимо традиционных элементов – текст, фотография – активно используется видео. Так, за четыре месяца было размещено 23 видеоролика различной тематики: о красоте ледников Антарктиды, о рецептах приготовления пасты, об уличных артистах Великобритании, о жизни Святого Франциска и многое другое. Это говорит о том, что и издание «Мессаджеро дей Рагацци», как и «Фокус Юниор», при переходе в электронный формат приобрело новый типоформирующий фактор – мультимедийность.

Интересно, что на сайте практически отсутствуют статьи, большинство материалов – это небольшие заметки-размышления на определенную тему, практически в каждой есть ссылка на первоисточник или на сайт, где эта тема раскрывается полнее. Так проявляется еще один типоформирующий фактор детских электронных изданий – гипертекстуальность.

Редакторы сайта стараются привлечь аудиторию к активному общению. В конце практически каждой статьи – приглашение читателей высказать свое мнение в комментариях. И хотя у подписчиков «Мессаджеро дей Рагацци» нет возможности писать сообщения по сети WhatsApp, но и они, как и подписчики «Фокус Юниор», могут общаться в чате. Так проявляется интерактивность – еще один типофрмирующий фактор электронных детских СМИ.

 

«Пимпа»

Впервые веселого щенка Пимпу, ставшего позднее главным персонажем одноименного издания, нарисовал в 1975 г. Франческо Туллио Алтан – известный итальянский автор комиксов, дизайнер и сценарист. Первый номер ежемесячного журнала «Пимпа» для младших школьников появился в 1987 г. в издательстве Франко Панини Рагацци (Franco Panini Ragazzi), в котором выпускается и по сей день.

Таблица № 3. Сравнение печатной и электронной версий издания «Пимпа»

Типоформирующий фактор

Печатная версия*

Электронная версия**

 

Аудитория

Дети дошкольного возраста. Родители.

Дети дошкольного возраста.

Родители.

Другие посетители сайта.

Целевое назначение

Развивать.

Развлекать.

Воспитывать.

Развивать.

Развлекать.

Воспитывать.

Рекламировать печатную версию и приложение.

Тематика

Количество статей

Комиксы.

Игры, головоломки.

Рассказ в картинках.

Сказка на ночь.

8

31

4

4

3

14

2

2

Оофрмление

Наличие

Текст.

Фотографии.

 

 

Иллюстрации.

Вложения «Сделай сам».

Видеосюжеты.

Аудио.

+

 

 

+

+

+

+

(сотрудники редакции)

 

+

+

+

 

Обратная связь

Письма в редакцию

(чаще с рисунком).

Электронные письма в редакцию.

 

* Проанализированы материалы печатной версии: №№ 320, 322, 324, 326 за 2014 г.

** Проанализированы материалы электронной версии за период: апрель, июнь, август, октябрь за 2014 г. (Pimpa. − URL: http://www.pimpa.it/)

 

Сайт журнала «Пимпа» существенно отличается от печатной версии. Подразумевается, что посетитель сайта получит общее представление об издании, заинтересуется им и захочет оформить подписку или скачать платное приложение для планшета или смартфона. Реклама печатного издания и приложений – вот основная функция сайта. Посетителям сайта предлагается ознакомиться с некоторыми материалами, полную версию которых можно найти в печатном журнале или приложении. Однако и на сайте есть комиксы, головоломки, интерактивные задания и обратная связь – можно оставить электронное сообщение.

Приложение полностью повторяет печатное издание за некоторым исключением: в нем нет раздела с рисунками читателей, которые они присылают в редакцию, и отсутствуют дополнения к журналу – отпечатанные на плотной бумаге фигурки для оригами, бумажного моделирования и т.д.

Поскольку дети дошкольного возраста – а издание рассчитано на читателей от 2 лет – являются одной из самых пассивных групп среди пользователей Интернета, то и сайт для них разработан простой, с минимальным наполнением. Информации на нем достаточно для того, чтобы сложилось общее впечатление о журнале и было принято решение − покупать его или нет.

На сайте журнала ярко проявляется такой новый типоформирующий фактор электронных детских СМИ, как интерактивность. Большинство рубрик электронного журнала «Пимпа» позволяет читателям развивать активную деятельность на страницах портала. Это обусловлено возрастными особенностями аудитории: журнал рассчитан на младший школьный возраст, а значит, его читателям трудно воспринимать большой объем печатной информации, но полезно выполнять развивающие игровые задания.

Еще один новый типоформирующий фактор – мультимедийность – также характерен для сайта журнала «Пимпа». Благодаря особому звуковому оформлению создается эффект онлайн-общения с героями публикаций: озвучены реплики персонажей комиксов, все задания в играх и головоломках. На портале размещаются серии мультфильма про щенка Пимпу.

 

Несмотря на явные различия − возрастные группы (дети дошкольного возраста, ученики средней школы, подростки), учредители (католическая церковь, итальянское издательство, международный холдинг), наличие специфических тем (развивающие материалы для малышей, публикации на религиозные темы), – рассмотренные издания, несомненно, обладают схожими чертами.

Общие черты прослеживаются в структуре материалов для аудитории 9−16 лет (журналы «Мессаджеро дей Рагацци», значительная часть контента «Фокус Юниор»): задается тема, следует краткое ее описание, раскрывается несколько точек зрения, а затем читателям предлагают высказать свое мнение по предложенному вопросу. Благодаря этому электронное издание более тесно взаимодействует с аудиторией, становится средством общения, площадкой для свободной дискуссии. Предоставляя возможность оперативно высказать свою точку зрения и узнать мнение других читателей, авторы стремятся повысить интерес читателей к журналу.

Схожим у всех трех электронных журналов является стремление вступить с читателем в максимально тесный контакт, завязать диалог, создать эффект живого общения, взаимодействия. Для этого издания используют все возможности и способы: комментарии к материалам, электронные письма в редакцию, сообщения в сети WhatsApp, отдельные рубрики, авторы которых – сами читатели, чат для зарегистрированных пользователей, онлайн-головоломки и игры, творческие задания. Активный диалог, постоянная коммуникация с изданием (другими его читателями, авторами или персонажами) постепенно увлекает пользователей все больше, делая посещение сайта журнала устойчивой привычкой. Став постоянными читателями электронного журнала и ежедневно осваивая новые материалы, юные пользователи вырабатывают у себя привычку к чтению в целом.

Интернет-пространство дает больше способов для реализации коммуникативной функции СМИ, что делает издание более привлекательным для юной аудитории. Умелое привлечение посетителей сайта к обсуждению и дискуссии – залог популярности электронного журнала. На страницах электронных журналов читатели имеют возможность оперативной обратной связи не только с редакцией и авторами журнала, но и с другими подписчиками. У детских электронных СМИ в Италии коммуникативная функция является одной из ведущих. Интернет-издания − не столько информационные площадки, сколько место для общения со сверстниками и взрослыми, авторами журнала.

Среди новых типоформирующих признаков, появившихся у изданий при переходе в электронный формат, наиболее явный – это мультимедийность. В электронном журнале есть возможность разместить видеосюжет, слайд-шоу, опубликовать мультфильм или аудиозапись. Это повышает интерес пользователей к электронной версии издания, а значит, способно повысить популярность детских СМИ в Италии.

 


 

  1. World Press Trends Report 2014. − URL: http://www.wan-ifra.org/reports/2014/10/07/world-press-trends-report-2014 (Дата обращения: 12.03.2015.)
  2. Istat. Noi Italia. 100 statistiche per capire il Paese in cui viviamo. URL: http://noi-italia.istat.it/index.php?id=7&user_100ind_pi1%5Bid_pagina%5D=54&cHash=bc910881cd5567668e76dcb6bd0d0be8 (Дата обращения: 23.02.2015.)
  3. Система средств массовой информации России / Под ред. д.ф.н., проф. Я.Н. Засурского М., 2011; Шкондин М.В. Периодическая печать: системные основы типологии / Под ред. М.В. Шкондина и Л.Л. Реснянской. М., 2009; Ахмадулин Е.В., Чуков П. И. К вопросу о типологии специализированных газет / Е.В. Ахмадулин, П.И. Чуков // Акценты: новое в массовой коммуникации: альманах. Воронеж, 2003. Вып. 5−6. 2003; Bentivegna S. Teorie delle comunicazioni di massa. Roma; Bari, 2003; Pratellesi M., New journalism. Teorie e tecniche del giornalismo multimediale. Milano, 2008. (Sistema sredstv massovoy informatsii Rossii / Pod red. d.f.n., prof. Ya.N. Zasurskogo Moskva, 2011; Shkondin M.V. Periodicheskaya pechat': sistemnye osnovy tipologii / Pod red. M.V. Shkondina i L.L. Resnyanskoy. Moskva, 2009; Akhmadulin E.V., Chukov P. I. K voprosu o tipologii spetsializirovannykh gazet / E.V. Akhmadulin, P.I. Chukov // Aktsenty: novoe v massovoy kommunikatsii: al'manakh. Voronezh, 2003. Vyp. 5−6. 2003.)
  4. Livingstone S., Haddon L. EU Kids Online: final report 2009. – URL: http://www.lse.ac.uk/media@lse/research/EUKidsOnline/EU%20Kids%20I%20%282006-9%29/EU%20Kids%20Online%20I%20Reports/EUKidsOnlineFinalReport.pdf; 2014 (Дата обращения: 01.10.2015) EU Kids Online III: a new project. 2014. – URL: http://lsedesignunit.com/EUKidsOnline/index.html?r=64 (Дата обращения: 01.10.2015)
  5. Mascheroni G., Cuman A. Net Children Go Mobile: Final Report. 2014. URL: http://netchildrengomobile.eu/reports/ (Дата обращения: 01.10.2015)
  6. Libro Bianco. Media e Minori. AGCOM − Autorità per le garanzie nelle comunicazioni. 2014. − URL: http://www.agcom.it/documents/10179/540191/Allegato+24-01-2014/39f92665-84db-4699-b33c-d4aff8d46129?version=1.0 (дата обращения: 17.03.2015)
  7. Digital agenda for Europe. URL: https://ec.europa.eu/digital-agenda/en/scoreboard/italy#_ftn1 (Дата обращения: 12.03.2015.)
  8. The Net children go Mobile Progect. URL: http://www.netchildrengomobile.eu/news/final-report-and-infographic-published/ (Дата обращения: 15.03.2015.)
  9. Digital agenda for Europe. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-12-445_it.htm (Дата обращения: 12.03.2015.)
  10. World Summit on Media for Children [Электронный ресурс]. URL: http://www.wsmcf.com/ (дата обращения: 15.03.2015)
  11. Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.М. Лукиной. М., 2010. С. 341. (Internet-SMI: Teoriya i praktika: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov / Pod red. M.M. Lukinoy. M., 2010. S. 341.)
  12. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). Иркутск, 1985. C. 23. (Akopov A.I. Metodika tipologicheskogo issledovaniya periodicheskikh izdaniy (na primere spetsial'nykh zhurnalov). Irkutsk, 1985. C. 23.)
  13. Ахмадулин Е. В., Чуков П. И. Указ. соч. С. 16 –20. (Akhmadulin E. V., Chukov P. I. Ukaz. soch. S. 16 –20.)
  14. Шкондин М. В. Указ. соч. С. 14. (Shkondin M. V. Ukaz. soch. S. 14.)
  15. Акопов А. И. Указ. соч. С. 25. (Akopov A. I. Ukaz. soch. S. 25.)
  16. Система средств массовой информации России. С. 83. (Sistema sredstv massovoy informatsii Rossii. S. 83.)
  17. Учебно-методический комплекс по дисциплине специализации «Детская и молодежная пресса» / Сост. Е.А. Демидова. Тверь, 2012.URL: http://edc.tversu.ru/f/ff/spec/030601/1/sdv0102.pdf (Дата обращения: 25.03.2015.) (Uchebno-metodicheskiy kompleks po distsipline spetsializatsii «Detskaya i molodezhnaya pressa» / Sost. E.A. Demidova. Tver', 2012. − URL: http://edc.tversu.ru/f/ff/spec/030601/1/sdv0102.pdf)
  18. Антонова С.Г. Редакторская подготовка зданий. М., 2004. С. 248. (Antonova S.G. Redaktorskaya podgotovka zdaniy. Moskva, 2004. S. 248.)