Languages

You are here

Актуальные тенденции в эфире общественного телевидения Закавказья: сравнительный анализ особенностей программной политики телеканалов «Ичтимаи ТВ» (Азербайджан), «Айлур 1» (Армения) и «Пирвели архи» (Грузия) в 2011 г. и 2014 г.

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Latest Trends of Public Service Television in the Transcaucasian Region: a Comparative Analysis of Programming Policies of the Ictimai TV (Azerbaijan), Haylur 1 (Armenia) and Pirveli Arkhi (Georgia) Television Channels in 2011 and 2014

 

Абашина Екатерина Викторовна
соискатель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, goldarama@gmail.com

Ekaterina V. Abashina
PhD degree-seeking student at the Chair
of Foreign Journalism and Literature, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, goldarama@gmail.com

 

Аннотация

Изучая программное наполнение общественных телеканалов Азербайджана, Армении и Грузии, автор определяет основные направления их программной политики. На основании анализа программной структуры этих телеканалов и методов программирования их эфира автор выявляет национальные особенности каждого из общественных телеканалов стран Закавказья в отдельности, а также соотносит их программную политику с основными принципами общественного вещания. Сравнение содержания эфира рассматриваемых телеканалов выявляет общие тенденции и особенности в работе общественного телевидения в регионе Закавказья.

Ключевые слова: общественное телевидение, программная политика, Азербайджан, Армения, Грузия.

 

Abstract

In a study of the programming content of public television channels in Azerbaijan, Armenia and Georgia, the author defines the major directions of their programming policies. Examining their program structure and television programming methods the author identifies the national features of each of these public television channels in Transcaucasian countries and correlates their programming policies with the general principles of public service broadcasting. A comparative analysis of content of the channels under consideration reveals the general trends and features of public service television in the Transcaucasian region.

Key words: public service television, programming policy, Azerbaijan, Armenia, Georgia.

 

В начале 2000-х гг. система вещания стран Закавказья обогатилась новым и уникальным для региона элементом – общественным телевидением. Его появление в странах Закавказья − Азербайджане, Армении и Грузии − было связано с большими надеждами на улучшение качества работы вещательных СМИ и развитие плюрализма и независимости журналистики в регионе.

Толчком для создания общественного ТВ в Азербайджане, Армении и Грузии послужило вступление этих стран в Совет Европы, который требует от своих членов проведения демократических реформ, в число которых входит и развитие общественного вещания. Принятие специальных законов, регулирующих деятельность нового вещателя, явилось важным практическим шагом по созданию системы общественного вещания. За разработкой и принятием законодательства об общественном вещании (Закон Азербайджанской Республики «Об общественном телерадиовещании», Закон Республики Армении «О телевидении и радио», Закон Грузии «О вещании») последовало учреждение общественных телекомпаний Закавказья: в Армении − в 2000 г., в Грузии − в 2004 г., в Азербайджане − в 2005 г.1 Создание общественного вещания в странах Закавказья представляет собой реформирование государственного вещания, «перенастройку» государственного телевидения, доставшегося Азербайджану, Армении и Грузии «в наследство» от Советского Союза. На хозяйственной и технологической базе государственных телекомпаний были организованы новые, общественные вещательные компании, которые должны отличаться от своих «предшественников» принципами работы, моделью управления и финансирования, а также программной политикой. При всей важности и взаимосвязанности каждого из обозначенных аспектов работы общественного вещания целью настоящей статьи является подробное изучение и анализ одного из них – программной политики общественных телеканалов стран Закавказья, содержания их эфира в контексте нормативных требований к программной политике общественного вещания, содержащихся в законодательстве рассматриваемых стран, а также с учетом стандартов общественного вещания, сформулированных Советом Европы.

 

Универсальные характеристики концепции общественного вещания

 В разных странах общественное ТВ может выглядеть по-разному – в зависимости от национальных, культурных, социальных и прочих особенностей. Особенности работы общественного вещания в каждой отдельной стране по большей части проистекают из характеристик правового регулирования данного вида вещания. Тема особенностей и стандартов общественного вещания подробно разработана зарубежными исследователями и нашла свое отражение в работах, обобщающих мировой опыт функционирования и правового регулирования общественного вещания. Примерами таких работ являются «Энциклопедия общественного вещания»2, справочник ЮНЕСКО «Служба общественного вещания. Лучшие приёмы и методы работы»3, а также типовые законы об общественном вещании4.

При всем многообразии мирового опыта общественного вещания национальные общественные телеканалы объединяет их особая задача и принципы работы. Значительный вклад в формулирование «общего» определения общественного вещания, его основных задач и принципов, равно как и в «обновление» рассматриваемой концепции в зависимости от изменчивого контекста функционирования системы общественного вещания, внес Совет Европы, который способствует «трансплантации» концепции общественного вещания в постсоветское пространство, включая рассматриваемые в данной статье страны. По этой причине в своем анализе эфира общественных телеканалов стран Закавказья мы руководствовались по большей части документами Совета Европы (далее – СЕ), в которых сформулированы универсальные определения, принципы и задачи общественного вещания5.

По нашему мнению, в Рекомендации ПАСЕ № 1641 (2004) «Общественное вещание» дано достаточно полное и исчерпывающее определение общественного вещания, которое отражает его основные принципы и характеристики и которое можно считать универсальным: «Общественное вещание, кем бы оно ни осуществлялось − общественными организациями или частными компаниями, отличается от вещания по чисто коммерческим и политическим причинам своей особой задачей, которая, по существу, заключается в том, чтобы вести свою деятельность независимо от экономической и политической власти. Общественное вещание обеспечивает общество в целом информационными, культурными, образовательными и развлекательными программами, способствуя росту социальной, политической и культурной активности граждан и сплочению общества. В связи с этим оно, как правило, является универсальным с точки зрения содержания и доступа, гарантирует редакционную независимость и беспристрастность, представляет собой критерий качества, предлагает множество разнообразных программ и услуг, удовлетворяющих запросам всех групп населения, и несет ответственность перед всем обществом. Эти принципы верны вне зависимости от того, какие изменения придется внести для того, чтобы удовлетворять требованиям XXI века»6. В данном определении нашли свое отражение общие, универсальные, принципы общественного вещания, которые оставались неизменными на протяжения всего развития института общественного вещания:

  • независимость и автономность;
  • универсальность;
  • разнообразие и самобытность;
  • подотчетность обществу.

Именно через призму универсальных принципов общественного вещания всегда проходило осмысление роли и задач общественного вещания, а также различных аспектов работы данного института: структура управления общественным вещателем, методы финансирования организаций общественного вещания, программная политика общественных телеканалов. Согласно позиции СЕ, эфир общественного вещателя также должен подчиняться определенным принципам, соответствующим концепции общественного вещания:

  • универсальность и разнообразие содержания эфира общественного вещателя, рассчитанного на широкую аудиторию и все слои обществ;
  • сбалансированность различных направлений вещания: информационно-аналитического, культурно-познавательного и развлекательного;
  • высокое качество и инновационность программ, выходящих в эфир общественного вещателя;
  • непредвзятость и точность предоставляемой информации7.

В соответствии с данными принципами общественный вещатель должен выполнять целый ряд особых задач, которыми не обременены коммерческие вещатели. Медиаисследователь К. Якубович описал «эволюцию» целей и задач общественного вещания Европы следующим образом: «Изначально, до середины XX века, миссия общественного вещания имела широкую формулировку и заключалась в “информировании, воспитании и развлечении”. Потом появилась задача поддержки национальной идентичности и культуры. Время молодежных протестов 1960-х и 1970-х гг. породило дополнительные задачи: избежание и борьба с дискриминацией, защита детей и молодежи от пагубного влияния медиа и продвижение толерантности. К концу XX века общественное вещание стало уделять особое внимание разнообразию и качеству программ, а также вернулось к задачам развития социального единства и сплочения общества. Позже фокус внимания был перемещен к вопросам построения социального капитала в двух направлениях: сплочение (построение более сильных связей и сплоченности в обществе, а также в отдельных группах общества) и соединение [выделено К. Якубовичем. – Е.А.] (формирование связей и соглашений между соответствующими группами во имя, например, улучшения международных отношений и взаимопонимания)»8. Описанные К. Якубовичем задачи общественного вещания зафиксированы и в используемых документах СЕ. К выделенным исследователем задачам следуют также добавить следующие: общественное вещание должно быть ориентиром для всех членов общества; оно должно быть форумом для публичных дискуссий и средством продвижения более широкого демократического участия индивидов; общественные вещатели должны вносить вклад в производство аудиовизуальной продукции, составляющей национальное и европейское культурное наследие; компании общественного вещания должны использовать новые технологии для более эффективного выполнения своей особой роли. Особое внимание общественное ТВ должно уделять программам большой социальной значимости, от которых частные каналы обычно отказываются по коммерческим соображениям (например, детские передачи, программы о национальной культуре, этнических и религиозных меньшинствах и т.д.)9.

Особенность общественного ТВ заключается как раз в том, что в своей программной политике оно ориентируется на зрителя-гражданина, а не на зрителя-потребителя. Для осуществления такого посыла организация общественного вещания должна быть застрахована от влияния со стороны каких-либо экономических или политических сил. Экономическая независимость достигается за счет определенных механизмов финансирования общественного вещателя10. Гарантом экономической и политической независимости является особый орган – Совет общественного вещания, который должен осуществлять надзор за деятельностью общественного вещателя в плане соответствия работы компании только общественным интересам и в плане соблюдения национального законодательства11. Наличие в соответствующем законодательстве нормативных обязанностей в отношении программной политики общественного вещателя также является одним из внешних признаков рассматриваемого типа вещания12, который должен отличать его от коммерческого и государственного вещания.

 

Программная политика общественных телеканалов Закавказья

Принятие новых законов вовсе не означает, что в Азербайджане, Армении и Грузии сразу появилось универсальное по содержанию, независимое и высококачественное телевидение, отвечающее интересам и потребностям общества. На данный момент общественное телевещание стран Закавказья находится в стадии становления и пока остается объектом критики вследствие предполагаемого несоответствия результатов и методов его работы универсальным принципам общественного вещания, сформулированным в документах Совета Европы.

Чтобы понять, что собой представляет общественное телевидение в Азербайджане, Армении и Грузии, был проанализирован эфир главных телеканалов общественных вещателей Закавказья: «Ичтимаи ТВ» (Азербайджан), «Айлур 1» (Армения) и «Пирвели архи» (Грузия). Данный анализ представляет собой изучение уже имеющихся немногочисленных исследований и измерений эфира общественных телеканалов Закавказья, а также эмпирическое исследование, самостоятельно проведенное автором данной работы в два этапа. В рамках данного эмпирического исследования мы изучили программы передач вышеуказанных общественных каналов в обозначенные контрольные периоды (14−20 марта 2011 г. и 17−23 марта 2014 г.)13 и определили программную структуру общественных телеканалов, т.е. перечень программных продуктов, появившихся в эфире рассматриваемых телеканалов в контрольные периоды, жанровый и тематический состав программной структуры телеканалов. Данные программные продукты также были разделены на четыре основные тематические группы: информационно-аналитические, познавательно-просветительские, развлекательные и детские программы. После этого мы рассмотрели приемы и стратегии, использованные при программировании эфира рассматриваемых каналов (составлении программы передач, размещении программных продуктов в вещательной сетке), обратив особое внимание на контентное наполнение эфира в прайм-тайм. Следующим шагом нашего эмпирического исследования стало определение долей эфирного времени, отведенных разным типам программ: информационно-аналитическим, познавательно-просветительским, развлекательным и детским.

Мы также сравнили исследуемые телеканалы между собой, чтобы понять, есть ли в эфире общественных телеканалов Закавказья общие черты. На основании проведенного самостоятельного эмпирического исследования автором также выявлены актуальные изменения в эфире общественных телеканалов Азербайджана, Армении и Грузии; сравнение результатов анализа программной политики рассматриваемых каналов за 2011 г. и за 2014 г. позволит оценить, насколько реальная практика работы общественных вещателей Закавказья приблизилась к концептуальной модели общественного вещания. На заключительном этапе анализа мы ответим на вопрос о том, какие из качеств, приемов и стратегий программирования эфира общественных телеканалов Азербайджана, Армении и Грузии перекликаются с основными принципами общественного вещания, а какие нет. Поскольку в документах Совета Европы не содержится конкретных количественных и качественных рекомендаций по программированию эфира общественных телеканалов, а, скорее, разъясняются цели, задачи и принципы общественного вещания, в своем анализе мы будем руководствоваться, по возможности, соответствующими принципами, а именно: универсальностью и разнообразием содержания эфира общественного вещателя, рассчитанного на широкую аудиторию и все слои обществ; сбалансированностью различных направлений вещания – информационно-аналитического, культурно-познавательного и развлекательного; высоким качеством и инновационностью программ, выходящих в эфир общественного вещателя; непредвзятостью и точностью предоставляемой информации.

 

«Ичтимаи ТВ» (Азербайджан)

В Азербайджане требования к программной политике общественного вещателя мало чем отличаются от требований, предъявляемых к вещателям других типов. Закон АР «Об общественном телерадиовещании» перечисляет основные принципы работы службы общественного вещания, но не делает никаких существенных пояснений в отношении программной политики общественного вещателя. Общественный вещатель Азербайджана обязан предоставлять непредвзятую и сбалансированную информацию, а также просветительские, познавательные и развлекательные программы, развивающие национально-духовные и общечеловеческие ценности14.

С самого начала вещания общественного телеканала Азербайджана был запущен годовой проект мониторинга его эфира. Исследование показало, что в декабре 2005 г. информационные программы заняли 19% всего эфирного времени «Ичтимаи ТВ», просветительские программы – 25,7%, развлекательные программы – 51,6%15. Эти данные позволяют говорить о несбалансированности эфира «Ичтимаи ТВ» в первые месяцы его работы.

Что же можно было увидеть в эфире общественного телеканала Азербайджана в 2011 г.? На основе анализа содержания эфира «Ичтимаи ТВ» за период 14−20 марта 2011 г. мы можем сказать, что канал предлагал зрителю программы различной тематики, однако его программная структура наполовину состояла из развлекательных передач различных жанров и тематики. Значительная часть развлекательного вещания «Ичтимаи ТВ» была посвящена музыке: в 2011 г. в эфире общественного телеканала Азербайджана мы насчитали восемь регулярных музыкальных программ (примерно 1/3 от общего количества развлекательных программ), три из них были посвящены национальной музыке Азербайджана. С одной стороны, внимание к национальной музыке является положительной тенденцией в эфире телеканала и выступает его отличительной чертой; с другой стороны, большое количество музыкальных программ в составе развлекательного вещания приводит к некоторому однообразию. Говоря о развлекательном направлении, важно отметить, что все три игровых шоу телеканала, выходящие в эфир в 2011 г., носили познавательный характер (два из них проверяли эрудицию участников, а третье разъясняло зрителям систему налогообложения).

Информационно-аналитические программы составили в 2011 г. около 1/5 всего списка передач, вышедших в эфир в рассматриваемый период. Среди них преобладали передачи в формате информационных выпусков (общие и специализированные новости), которые дополнялись двумя ток-шоу.

Просветительские и образовательно-познавательные передачи составляли в 2011 г. примерно 1/3 программной структуры канала. Важно отметить присутствие в эфире «Ичтимаи ТВ» программ, нацеленных на продвижение общечеловеческих ценностей и морали (ток-шоу для молодежи «Яркость ночи» и программа об исламе «Общество и религия»), ведь в Законе АР «Об общественном телерадиовещании» как раз оговаривается обязательное участие общественного вещателя в продвижении национально-духовных и общечеловеческих ценностей. Выпуская в эфир обучающую английскому языку программу «От А до Я», канал следовал рекомендации справочника ЮНЕСКО «Служба общественного вещания», который называет развитие образовательного вещания одной из отличительных черт программной политики общественного телевидения. В познавательно-просветительской линейке канала было две программы о музыке. Вместе с многочисленными музыкальными программами развлекательного направления они создали в 2011 г. избыточность музыкальной тематики в эфире общественного телеканала.

Более полное представление о приоритетах общественного ТВ Азербайджана дает анализ его сетки вещания. В прайм-тайм канал «Ичтимаи ТВ» придерживается стратегии линейного программирования16 и ставит в эфир детскую программу «Жили-были», информационные выпуски (общие новости «Джарчы», а также тематические новости), информационную программу «Вне закона» и зарубежный сериал «Красивая неудачница». Утром и днём канал придерживается информационно-музыкальной концепции, чередуя в эфире новости и музыкальные программы. Развлекательный блок дневного эфира дополняют два сериала. Изредка канал демонстрирует небольшое отступление от своей информационно-музыкальной концепции и транслирует днём программу-беседу о национальной культуре «Озан меджлиси» (понедельник), повтор передачи «Вторник» (среда) или телевизионный урок английского языка «От А до Я» (четверг). В выходные дни канал «Ичтимаи ТВ» выпускал в основном те же передачи, которые можно было увидеть в течение рабочей недели. При этом ставка в 2011 г. делается на развлекательные программы. Аналитические программы отсутствовали в субботнем и воскресном эфире канала, а доля познавательных передач и программ о культуре была крайне мала.

Анализ вещательной сетки «Ичтимаи ТВ» за неделю 14−20 марта 2011 г. показал, что доля информационно-аналитических программ слишком мала для общественного формата телеканала – 20% от суммарного эфирного времени. Большую часть информационно-аналитического вещания составили регулярные информационные выпуски. Ток-шоу об актуальных событиях и социально важных проблемах присутствовали в эфире в прайм-тайм, но не каждый день, что в совокупности с малым количеством подобных программ является минусом общественного телеканала Азербайджана. Познавательные, воспитательные и образовательные передачи в 2011 г. в основном идут в утреннее и дневное время. Такие программы заняли 17% недельного эфира телеканала. Среди просветительских передач также были спецпроекты телеканала (цикл документальных фильмов «Патриоты», передача «Мост», «Повесть о деревне»). Многие спецпроекты выходят на «Ичтимаи ТВ» нерегулярно и чаще всего рано утром. Если бы программная сетка канала состояла из большего количества подобных передач (они, например, могли бы частично заменить дневные музыкальные программы), а также аналитических программ, эфир канала в большей мере соответствовал бы своему общественному формату. Большую часть как программной структуры телеканала, так и эфирного времени (61%) в 2011 г. занимал развлекательный контент. Важно отметить, что часть программ канала имеет формат инфотейнмента и эдьютейнтмента (например, игровые шоу «Виртуальный ринг», «Хемсе» и «Драгоценное время потребителя»). Однако эти программы занимали незначительное место в эфире телеканала. В целом же развлекательное вещание общественного телеканала нельзя назвать разнообразным.

Анализ эфира общественного телеканала Азербайджана в период 17−23 марта 2014 г. предоставил нам следующую сравнительную эфирную «картину» общественного вещателя. Преобладание в программной структуре телеканала развлекательного контента, характерного для 2011 г., сохранилось и в 2014 г. Также среди передач «Ичтимаи ТВ» сохранилось большое количество музыкальных программ, которые составили около половины всего перечня развлекательных передач телеканала (музыке посвящены также три передачи из познавательно-просветительского программного сегмента). Вместе с тем из развлекательного эфира общественного телевидения Азербайджана в 2014 г. ушли зарубежные сериалы, которые можно было увидеть в эфире телеканала в 2011 г. Это стало следствием принятия в июне 2012 г. поправок к закону «Об общественном телерадиовещании», которые исключили зарубежные телесериалы из списка приоритетных в использовании телепрограмм иностранного производства (новая редакция статьи 13.5 предписывает общественному вещателю Азербайджана использовать лучшие мировые художественные, документальные и мультипликационные фильмы, но не сериалы). В 2014 г. малое количество информационно-аналитических программ осталось неизменным для «Ичтимаи ТВ» − такие программы составили лишь 1/6 программной структуры канала (четыре передачи новостного формата, одна программа об актуальных политических проблемах, ток-шоу о системе образования в Азербайджане). Познавательно-просветительская линейка передач канала в 2014 г. по своему тематическому и жанровому составу осталась практически неизменной по сравнению с 2011 г. и заняла немногим больше 1/3 программной структуры телеканала.

Если говорить о программном наполнении эфира, то в 2014 г. мы увидели значительные изменения в методах формирования программной сетки прайм-тайма «Ичтимаи ТВ», а также некоторые изменения в политике дневного вещания. Прайм-тайм телеканала в 2014 г. уже нельзя назвать линейным, ведь из ежедневно повторяющихся программ прайм-тайма можно назвать лишь новостные выпуски и детскую программу «Жили-были». Обязательной составляющей прайм-тайма общественного телеканала в 2014 г. также стали музыкальные программы, которые можно увидеть на экране почти каждый день (за исключением пятницы и воскресенья) вечером − между 21:00 и 23:00. Исключение из эфира общественного телеканала Азербайджана сериалов дало возможность сделать эфир прайм-тайма более разнообразным и включить в его состав познавательно-просветительские передачи (документальные фильмы, ток-шоу на медицинскую тематику «Эскулап», ток-шоу «Религия и общество», передачу о национальной музыкальной культуре «Песни прошлого», игровое шоу «Хемсе», образовательный лекторий «Треугольник науки» и т.д.). Из информационно-аналитических программ, не считая новостных выпусков, в прайм-тайм попали программы «В центре внимания» (вторник), ток-шоу «Открытый урок» (среда) и «Итоги недели» (воскресенье).

Утренняя и дневная сетка телеканала в рассматриваемый период достаточно разнородна. Помимо ежедневных выпусков новостей и информационно-развлекательной музыкальной программы «Новый день» в это время в эфир «Ичтимаи ТВ» выходит примерно равное количество развлекательных и познавательно-просветительских программ (по большей части документальные фильмы и повторы других передач). В выходные дни эфир общественного телеканала отличается от будничного по набору программ. Так же, как и в будние дни, вещательная сетка выходных дней представляет собой сочетание развлекательных и познавательных программ с небольшими перерывами на новости, однако программный состав выходных отличается от эфира будних дней. Программа передач этих дней включает в себя ряд передач, выходящих в эфир только в субботу и воскресенье и имеющих узкую тематическую направленность (например, медицина, наука, программы для женщин и т.п.).

Если говорить о долях информационно-аналитического, познавательно-просветительского и развлекательного контента в эфире общественного телеканала Азербайджана 17−23 марта 2014 г., то можно назвать следующие цифры. Доля информационно-аналитических программ снизилась и составила 13% суммарного эфирного времени «Ичтимаи ТВ» в рассмотренный период (в 2011 г. такие программы занимали 20% эфирного времени). Доля познавательно-просветительского вещания выросла с 17% в 2011 г. до 21% в 2014 г. Основную часть как программной структуры телеканала, так и эфирного времени продолжает занимать развлекательный контент: 61% − как в 2011 г., так и в 2014 г. Доля детских программ в эфире общественного телеканала Азербайджана несколько выросла: с 2% − в 2011 г. до 5% − в 2014 г.

Рисунок 1. Азербайджан, эфир общественного телеканала «Ичтимаи ТВ»: 14−20 марта 2011 г. и 17−23 марта 2014 г. (в %)

 

Таким образом, в тематическом плане «Ичтимаи ТВ» хотя и отвечает требованиям Закона АР «Об общественном телерадиовещании», но по сути мало соответствует общественному формату, так как сохраняет излишнее количество развлекательного контента и малые доли информационно-аналитического вещания, которое даже сокращается. Положительной тенденцией можно назвать лишь увеличение доли познавательно-просветительских программ и включение таких программ в эфир прайм-тайма.

 

«Айлур 1» (Армения)

В Армении требования к содержанию общественного телеканала в Законе РА «О телевидении и радио» сформулированы неясно и расплывчато. В этом плане общественное телевидение Армении, как и общественный телеканал Азербайджана, мало чем отличается от остальных вещателей страны. Статья 28 «О телевидении и радиовещании» нечетко формулирует требования к содержанию программ: «обеспечивать разнообразие жанров транслируемых передач; представлять многообразие мнений по проблеме или вопросу; преподносить аудитории программы, в которых учитываются интересы разных регионов Армении, национальных меньшинств, различных слоев и социальных групп общества; обеспечивать в своих программах доступность получения возможной информации глухонемыми». Все эти требования относятся и к частным вещателям17.

В 2008 г. благотворительная организация Фонда Всемирной службы Би-би-си (BBC) по поручению ОБСЕ провела оценку деятельности Общественной телерадиокомпании Армении, которая включала изучение программной политики канала «Айлур 1»18. Исследование тогда показало, что в его эфире преобладали развлекательные программы: популярные зарубежные сериалы и фильмы занимали 50% эфирного времени − и это являлось главным минусом канала. Исследователи отметили, что каналу «Айлур 1» надо увеличить количество общественно-политических программ и внимательнее отнестись к качеству некоторых уже существующих программ. Оценка Фонда Всемирной службы Би-би-си показала, что канал в своей деятельности ориентируется на прибыль от рекламы, а не на нужды общества. Благодаря этому в 2007−2008 гг. общественный канал «Айлур 1» выступал сильным конкурентом для коммерческих телеканалов и был лидером на вещательном рынке Армении. И в дальнейшем канал сохранил свои позиции, завоевав самые высокий рейтинг среди армянских телеканалов19. До недавнего времени общественный телеканал «Айлур 1» позиционировал себя как лидер на телевизионном рынке Армении, как стабильное предприятие, отвечающее европейским стандартам20, и, можно сказать, что он отчасти соответствовал собственному посылу. Но в какой степени его программы соответствуют формату общественного вещания?

Обзор недельного эфира канала «Айлур 1» в период 14−20 марта 2011 г. показал, что программное наполнение телеканала оставалось разнообразным, но несбалансированным. В программной структуре преобладал развлекательный контент. В эфире «Айлур 1» выходило пять сериалов, из них три ежедневно транслировались в прайм-тайм и в дневное время. Музыкальные передачи составили около 1/3 развлекательной линейки «Айлур 1». Из развлекательного блока программ выделяются передачи на семейную тематику: ток-шоу с известными людьми Армении «Механика счастья» и цикл поучительных фильмов «Карусель жизни». Целью этих программ является продвижение семейных ценностей. Присутствие темы семьи и семейных ценностей в эфире общественного телеканала Армении кажется нам важной культурной тенденцией, которую можно назвать одной из отличительных черт телеканала за счет ежедневного размещения программ данной тематики в прайм-тайм.

Информационно-аналитическое направление эфира «Айлур 1» в 2011 г. состояло из новостных выпусков, циклов аналитических репортажей, социально-политических ток-шоу, программы о состоянии национальной армии (в формате новостного выпуска) и передачи о работе парламента. Программы данного направления составляли около 1/4 программной структуры канала.

Программы познавательно-просветительского характера занимали 1/5 программной структуры общественного телеканала. Среди них есть три постоянные передачи, посвященные армянской культуре и ее представителям (совместные проекты общественного ТВ Армении и Панармянской географической ассоциации «Дорогами Армении», «Дорогами диаспоры», «Наши люди»), циклы документальных фильмов, программа о современных технологиях и Интернете, передача о шахматах.

Стержневыми жанрами для общественного телеканала Армении в 2011 г. были новостные выпуски, сериалы и художественные фильмы. Именно эти виды программ составляли прайм-тайм будних дней, причем сериалы занимали большую часть вечернего эфира общественного телеканала: в период с 19.00 до 23.00 выходило четыре сериала. Более того утренний и дневной эфир тоже был частично заполнен мыльными операми, а точнее, их повторами. Подобная программная политика привела к сильному преобладанию развлекательного контента, который занял 80% недельного эфира телеканала «Айлур 1» в рассматриваемый период 2011 г.. Информационно-аналитическим программам отдавалось 12% эфирного времени, познавательно-просветительским – 8%. Информационно-аналитические передачи, как правило, выходили в ранний прайм-тайм или поздно вечером, а также повторялись в дневном эфире. То же самое относится и к познавательно-просветительским программам. Частые повторы сериалов в течение дня никак не служат целям привлечения аудитории, делают эфир однообразным и не соответствуют концепции общественного вещания. Но все же на канале в 2011 г. присутствовало немалое количество общественно важных и познавательных программ, некоторые из которых выходили в прайм-тайм и слегка разбавляли развлекательное содержание эфира.

В 2014 г. программная структура общественного вещателя Армении сохранила большое количество развлекательных программ – они составили почти половину перечня передач телеканала «Айлур 1». Вместе с тем по сравнению с 2011 г. количество сериалов в эфире общественного ТВ Армении сократилось с пяти до трех: в 2014 г. два из них выходили в прайм-тайм будних дней, один – только по выходным. В целом развлекательную линейку передач общественного телеканала Армении в 2014 г. можно назвать сбалансированной как в жанровом, так и в тематическом плане. Информационно-развлекательная утренняя программа, художественные фильмы, сериалы, спортивные программы, женское ток-шоу, музыкальные передачи – таков состав развлекательного вещания телеканала «Айлур 1». При этом из эфира пропала ярко выраженная семейная тематика, характерная для данного телеканала в 2011 г.

В 2014 г. жанровый состав информационно-аналитического вещания остался неизменным по сравнению с 2011 г., однако доля таких передач в программной структуре телеканала уменьшилась до 1/7 (против 1/4 в 2011 г.).

Спектр познавательно-просветительских программ, наоборот, расширился – до 1/3 всего перечня программ общественного телеканала (напомним, в 2011 г. данный показатель составил 1/5). В эфире остались передачи об армянской культуре «Дорогами Армении», «Дорогами диаспоры», «Наши люди»; канал почти каждый день выпускает в эфир документальные фильмы; в «меню» телеканала появилась образовательная программа в формате лектория, интеллектуальная викторина «IQ», а также ориентированная на молодежную аудиторию программа в формате пресс-конференции (в ней молодые люди задают вопросы главному герою программы).

В 2014 г., как и в 2011 г., основу прайм-тайма канала «Айлур 1» составили новости, сериалы и художественные фильмы. Однако сокращение количества сериалов в 2014 г. освободило место в эфирной сетке для информационно-аналитических программ, которые в рассматриваемый период присутствуют в прайм-тайме каждый день, за исключением воскресенья, и выходят в эфир в промежуток между 20:00 и 22:00.

Говоря о распределении эфирного времени между тремя видами вещания (информационно-аналитическое, познавательно-просветительское и развлекательное), отметим, что, несмотря на снижение его доли, большую часть эфирного времени общественного телеканала Армении все еще занимает развлекательный контент – 62% (в 2011 г. этот показатель составил 80%). Информационно-аналитическим программам уделялось 15% эфирного времени (в 2011 г. − 12%), познавательно-просветительским – 18% (вместо 8% − в 2011 г.), детским 5,4% (вместо практически полного отсутствия в 2011 г.).

Рисунок 2. Армения, эфир общественного телеканала «Айлур 1»: 14−20 марта 2011 г. и 17−23 марта 2014 г. (в %)

 

Положительным изменением для общественного телеканала «Айлур 1» стало новое количественное распределение эфирного времени между тремя направлениями вещания, однако доля развлекательного контента все еще слишком велика для телеканала, который называется «общественным». Значительное увеличение доли познавательно-просветительского эфира обусловлено большим количеством документальных фильмов в сетке вещания телеканала.

 

«Пирвели архи» (Грузия)

В Грузии деятельность общественного вещателя регламентирует Закон «О вещании». Обязательства общественного ТВ по содержанию эфира в законе изложены в духе общих принципов функционирования общественного вещания (независимость, универсальность, разнообразие и т.д.). При этом закон содержит и вполне конкретные требования по программной политике общественного телеканала: обеспечить равенство между программами новостей, общественно-политическими, познавательно-просветительскими, культурными и спортивными программами; передавать новостные и общественно-политические программы в прайм-тайм; обязательно размещать в эфире программы для детей21.

О планах и целях общественного ТВ Грузии можно узнать и из корпоративного рабочего документа «Программные приоритеты ОВГ», который Попечительский совет (один из руководящих органов общественного вещателя Грузии) составляет каждый год с учетом общественных интересов и проделанной за год работы. Первый телевизионный сезон, для которого Попечительский совет разработал и документально зафиксировал программные приоритеты, был сезон 2006 г. С начала этого сезона канал «Пирвели архи» должен придерживаться следующих стратегических направлений: содействовать укреплению демократических ценностей, участвовать в популяризации культурного наследия страны, повышать уровень образованности общества, продвигать ценности многообразия и сплоченности общества22. Эти стратегические задачи общественного ТВ Грузии из года в год фиксируются в «Программных приоритетах ОВГ».

В «Программных приоритетах ОВГ 2010−2011» устанавливается следующее распределение эфирного времени «Пирвели архи» между передачами разной направленности: новостные выпуски и социально-политические программы – не менее 33% от эфирного времени, познавательно-просветительские передачи и программы о культуре – не менее 42%, развлекательные и спортивные передачи – не менее 25%23. В «Программных приоритетах ОВГ 2013−2014» эти ориентиры слегка поменялись: на новостные выпуски и социально-политические программы считается необходимым выделять 45% эфирного времени (при этом отмечается необходимость ежедневного выпуска в эфир общественно-политических ток-шоу и проектов, увеличение частоты выхода в эфир новостных программ), на познавательно-просветительские и культурные – не менее 35%, развлекательный и спортивный контент предлагается сократить до 20% эфирного времени24. Созданная в «Программных приоритетах ОВГ» модель телеканала соответствует как грузинскому законодательству, так и европейским требованиям к общественному ТВ. Посмотрим, соответствует ли реальный эфир этому образу.

За неделю 14−20 марта 2011 г. в эфир «Пирвели архи» вышли разнообразные по жанру и тематике передачи. Информационно-аналитическая программная линейка канала состоит из информационных выпусков (в том числе на языках национальных меньшинств) и разнообразных по жанру передач на социально-политическую тематику. Некоторые аналитические программы не только учитывают актуальные события и проблемы, но и сосредоточены на узкой тематике (работа национальной судебной системы, проблемы национальных меньшинств, состояние национального сельского хозяйства, национальной транспортной системы, интересы лиц с ограниченными возможностями и т.д.).

Линейка просветительских и познавательных программ общественного телеканала состоит из передач о культуре, циклов документальных фильмов и программы, посвященной науке. Циклы документальных фильмов разнообразны по тематике (путешествия, архитектурные сооружения, приключения, история и т.д.) и составили значительную часть познавательно-просветительского наполнения программной структуры «Пирвели архи» за неделю 14−20 марта 2011 г.

Развлекательное направление телеканала было представлено сериалами, художественными фильмами, спортивными трансляциями и передачами, развлекательными ток-шоу. Для детей «Пирвели архи» ежедневно выпускал в эфир две передачи – одну для детей дошкольного возраста, другую для учащихся младших классов. Раз в неделю выходило ток-шоу «Детство», ведущими и участниками которого являлись сами дети. По выходным утром телеканал предлагал детям полнометражный художественный или мультипликационный фильм.

Надо отметить, что разнообразие программного «меню» телеканала способствует разнообразию эфирной сетки «Пирвели архи». Однако его сбалансированность зависит от того, как наполнить вещательную сетку телеканала. Хотя в программной структуре канала соотношение информационно-аналитических, познавательно-просветительских и развлекательных передач можно назвать сбалансированным, распределение эфирного времени между ними несколько неравномерно. Информационно-аналитические программы заняли 32% недельного эфира общественного телеканала Грузии, познавательно-просветительские – 17%, развлекательные – 43%, детские – 8%.

После рассмотрения эфира прайм-тайма в период 14−20 марта 2011 г. стало очевидно, что канал стремится к разнообразию контента. В будние дни «подход» к прайм-тайму и сам прайм-тайм состоят из постоянных передач (детская программа «Планета Басти и Бубу» и передача «Память», составленная из архивных съемок грузинского ТВ). Состав прайм-тайма также неизменен в течение недели: два новостных выпуска, документальный фильм, детская передача и итальянский сериал. Вечерний эфир становится более разнообразным в недельной перспективе после 22.00 (это время в зависимости от дня занято либо социально-политическим ток-шоу, либо аналитическим интервью, либо документальным фильмом). Поздний вечер в будние дни «Пирвели архи» посвящает в основном спорту.

В период 14−20 марта 2011 г. утром на телеканале выходили новостные выпуски (один из них на языках национальных меньшинств), развлекательные ток-шоу и выпуск телемагазина. Благодаря большому количеству аналитических передач на социально-политическую тематику общественный телеканал имеет возможность сформировать в дневном эфире блок из трех аналитических или познавательных программ, включая в него каждый день разные передачи. Программирование эфира выходных дней отличается развлекательной ориентацией, но при этом аналитические и познавательно-просветительские передачи не вытеснены развлекательным контентом.

Обобщая вышесказанное, отметим, что положительной чертой общественного телеканала Грузии в 2011 г. является большое количество и разнообразие информационно-аналитических программ. Значительную часть эфира при этом занимает развлекательный контент, размещаемый в основном утром, в прайм-тайм, а также днем по выходным. По сравнению с программами информационно-аналитического или развлекательного направлений доля познавательно-просветительских передач в эфире общественного канала меньше.

На основе повторного анализа сетки вещания общественного телеканала Грузии в период 17−23 марта 2014 г. мы можем отметить, что программная структура эфира данного канала изменилась незначительно, сохранив баланс между контентом трех основных направлений: информационно-аналитическим, познавательно-просветительским и развлекательным. При этом в 2014 г. линейка информационно-аналитических программ несколько оскудела. В эфире остались новостные выпуски (в том числе и специализированные, хотя их стало меньше), однако помимо этого из информационно-аналитических программ в эфире телеканала можно увидеть два разных ток-шоу (на политическую тематику − «Первая студия», на социальную тематику − «Реальный мир») и репортажи на социальную тематику под заголовком «ТВ-блог». Структура познавательно-просветительского вещания в 2014 г. по сравнению с 2011 г. расширилась: к большому количеству документальных фильмов были добавлены две музыкальные программы о национальной музыке («Шемодзахили» в формате концерта и ток-шоу «Неизвестная музыка»), а также программа-интервью «Встреча в доме писателя». Состав развлекательного вещания остался неизменным; детское вещание состоит из мультипликационных фильмов, детской программы «На улице умников» и игрового шоу «Эталон».

Опорой прайм-тайма телеканала «Пирвели архи» в 2014 г. остались новостные выпуски и сериалы, «разбавляемые» в зависимости от дня недели либо аналитическими программами, либо сочетанием документальных фильмов, полнометражного кино, музыкальных и спортивных программ. Общественный телеканал Грузии придерживается нелинейного метода программирования эфира, что позволяет добиться разнообразия в эфире в недельной перспективе. Утро и день в рассматриваемый период 17−23 марта 2014 г. состояли исключительно из новостного и развлекательного контента.

Рисунок 3. Грузия, общественный телеканал «Пирвели архи»: 14−20 марта 2011 г. и 17−23 марта 2014 г. (в %)

 

Так же, как и в 2011 г., в 2014 г. относительная сбалансированность программного «меню» телеканала не гарантировала баланс в распределении эфирного времени между различными тематическими направлениями телевещания. В период 17−23 марта 2014 г. информационно-аналитические программы заняли 25% недельного эфира общественного телеканала Грузии (в 2011 г. доля таких программ была больше – 32%), познавательно-просветительские заняли 14% (вместо 17% в 2011 г.), развлекательные – 59% (43% в 2011 г.), детские – 2% (против 8% в 2011 г.).

 

Заключение

Все три общественных канала в своей программной политике следуют соответствующим национальным законам и отвечают изложенным в них требованиям к программному наполнению эфира. К сожалению, учитывая неясные и абстрактные формулировки подобных требований, данное утверждение едва ли можно трактовать как положительную оценку. Исключением здесь может считаться грузинский «Пирвели архи», т.к. в Законе Грузии «О вещании» содержится несколько конкретных требований к эфиру общественного ТВ, которые телеканал выполняет. Он также отличается большей сбалансированностью эфира, в то время как в эфире общественных телеканалов Азербайджана и Армении значительно преобладает развлекательный контент.

 

Характерной чертой всех трех рассмотренных общественных телеканалов является преобладание чисто развлекательного контента в эфире телеканалов. Все три общественных телеканала объединяет недостаточное развитие познавательно-просветительского направления вещания, слабое развитие информационно-аналитического вещания объединяет два из трех изученных телеканалов − общественный телеканал Азербайджана «Ичтимаи ТВ» и общественный телеканал Армении «Айлур 1». Общей чертой эфира всех трех рассмотренных телеканалов также является недостаточное развитие детского вещания. Регулярные программы о национальной культуре в разном объеме присутствуют в эфире всех трех общественных телеканалов.

Если же обратить внимание на изменения в эфире рассмотренных общественных телеканалов в 2011 г. и 2014 г., то следует отметить положительные (хоть и небольшие) изменения в программной политике общественных телеканалов Азербайджана и Армении: в эфире обоих каналов выросла доля познавательно-просветительского вещания и оба канала сократили количество сериалов в своем эфире (в случае с Азербайджаном это явилось следствием принятия поправок в правовое регулирования программной политики общественного вещателя). Грузинский общественный телеканал продемонстрировал обратную тенденцию: сокращение информационно-аналитического и познавательно-просветительского контента на фоне увеличения доли развлекательного эфира.

Сравнительный анализ содержания общественных телеканалов стран Закавказья доказывает адекватность требований общественности и международных организаций детального разъяснения в соответствующих национальных законах обязанностей и программной политики общественных вещателей. Конкретные требования к эфиру общественного телеканала и четко сформулированные обязанности общественного вещателя содержатся только в грузинском законодательстве. Благодаря этому «Пирвели архи» больше других соответствует формату общественного вещания, т.к. вынужден следовать не только своей внутренней стратегии развития, но и тому, что диктует ему закон. Несомненно, что в эфире общественных каналов Азербайджана и Армении есть передачи, которые соответствуют концепции общественного вещания (например, познавательные игровые шоу и программы о национальной культуре «Ичтимаи ТВ» или экранизации произведений армянской классической литературы и проекты, посвященные национальной культуре, на «Айлур 1»), однако они теряются на фоне развлекательного контента. Возможно, большие объемы программ развлекательного характера в эфире помогают общественным телеканалам Закавказья привлечь аудиторию, однако их общественный статус подразумевает, что они должны делать ставку на иные интересы зрителей.

 


 

  1. Рихтер А. Г. Свобода массовой информации в постсоветском пространстве. М., 2007. С. 100. (Rikhter A. G. Svoboda massovoy informatsii v postsovetskom prostranstve. Moskva, 2007. S. 100.)
  2. Энциклопедия общественного вещания. М., 2005. (Entsiklopediya obshchestvennogo veshchaniya. Moskva, 2005.)
  3. Public Service Broadcasting: A Best Practices Sourcebook / Ed. by I. Banerjee, K. Seneviratne. UNESCO, 2006.
  4. См., напр.: Типовой закон об общественном вещании: разработан организацией «Артикль 19». Лондон, 2005. Июнь. – URL: http://www.medialaw.ru/projects/1/3/d21.htm; Rumphorst W. Public Service Broadcasting. Model Law. 2007. – URL: http://bit.ly/m3ok2X (Tipovoy zakon ob obshchestvennom veshchanii: razrabotan organizatsiey «Artikl' 19». London, 2005. Iyun'. – URL: http://www.medialaw.ru/projects/1/3/d21.htm)
  5. См., напр.: Recommendation R (96) 10 of the Committee of Ministers of the Council of Europe on the guarantee of the independence of public service broadcasting. 1996. September11. − URL: http://www.coe.int/t/dghl/standardsetting/media/doc/cm/rec(1996)010&expmem_EN.asp; Recommendation (2007)3 of the Committee of Ministers of the Council of Europe on the remit of public service media in the information society. 2007. January, 31. − URL: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=1089759; Recommendation 1878 (2009) of the Parliamentary Assembly of the Council of Europe on the funding of public service broadcasting. 2009. June, 25. URL: http://assembly.coe.int/Documents/AdoptedText/ta09/EREC1878.htm; Recommendation CM/Rec(2012)1 of the Committee of Ministers to member States on public service media governance. 2012. February, 15. URL: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=1908265; Declaration of the Committee of Ministers on Public Service Media Governance. 2012. February, 15. − URL: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=1908241.
  6. Общественное вещание: Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1641 (2004). – URL: http://bit.ly/m3degT (Obshchestvennoe veshchanie: Rekomendatsiya Parlamentskoy Assamblei Soveta Evropy № 1641 (2004). – URL: http://bit.ly/m3degT)
  7. Совет Европы воздерживается от конкретных количественных рекомендаций в отношении программной политики общественных телеканалов, оставляя данный вопрос на усмотрение национального законодательного регулирования.
  8. Jakubowicz K. Media and Democracy in the 21st Century: Searching for New Models. Warsaw, 2013. P. 180.
  9. Public Service Broadcasting. A Best Practices Sourcebook. UNESCO, 2006.
  10. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие. М., 2003. (Vartanova E.L. Mediaekonomika zarubezhnykh stran: Ucheb. posobie. Moskva, 2003.)
  11. Hanretty C. Five ways to govern a public broadcaster. 2007. URL: http://bit.ly/123wQE1
  12. Jakubowicz K. Media revolution in Europe: ahead of the curve. Council of Europe, 2011.
  13. При использовании и анализе данных, полученных в результате анализа сетки вещания 14−20 марта 2011 г. и 17−23 марта 2014 г. рассматриваемых телеканалов, следует учитывать срок контрольного периода (семь дней). Стабильность и повторяемость содержания недельной программы передач исследуемых телеканалов позволяет говорить об относительной репрезентативности годовой сетки вещания (с учетом определенной доли условности количественных данных о распределении эфирного времени между различными типами программ), а также выявить общие черты и характеристики эфира соответствующих телеканалов.
  14. Об общественном телерадиовещании: Закон Азербайджанской Республики. 2004. – URL: http://www.itv.az/index.php/az/televiziya/qanun (Ob obshchestvennom teleradioveshchanii: Zakon Azerbaydzhanskoy Respubliki. 2004. – URL: http://www.itv.az/index.php/az/televiziya/qanun)
  15. Monitoring of Public Television // Short review in the project Monitoring of Public Television from December 1 to30. Nacaf Nacafov Fund. 2006. January, 12. URL: http://nnf.az/ITV/dekabr.htm
  16. Метод линейного программирования телевизионного эфира заключается в том, что одна и та же программа ставится в эфир каждый день в одно и то же время. Метод нелинейного программирования сводится к тому, что один программный продукт выходит в эфир один раз в неделю (не считая повтора).
  17. О телевидении и радио: Закон Республики Армения. 2000. URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1464&lang=rus(O televidenii i radio: Zakon Respubliki Armeniya. 2000. – URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1464&lang=rus)
  18. Needs Assessment of Armenia’s Public Television Company. A BBC World Service Trust Report commissioned by the OSCE Office in Yerevan. 2008. – URL: http://bit.ly/jK3NRP.
  19. Media Sustainability Index (MSI) – Europe and Eurasia. IREX, 2010. С. 118. URL: http://bit.ly/lGOZNh
  20. Ориентация на лидирующие позиции на телевизионном рынке Армении была публично и открыто выражена на интернет-сайте телеканала www.1tv.am. Однако 17 декабря 2014 г. Национальное собрание Армении приняло поправки в законы РА «О телевидении и радио» и «О рекламе», заменяющие 7-процентное ограничение на объем рекламного времени в эфире общественного телеканала на полный запрет коммерческой рекламы на телеканале «Айлур 1». При этом общественный вещатель Армении добровольно отказался от коммерческой рекламы еще до вступления в силу указанных поправок. Добровольный отказ от коммерческой рекламы в ноябре 2014 г. подтвердил глава департамента международных отношений общественного вещателя Армении Эрик Антаранян в ходе 11-ой Южнокавказской конференции СМИ, организованной в Тбилиси Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ.
  21. О вещании: Закон Грузии. 2004. – URL: http://bit.ly/1E8b69B (O veshchanii: Zakon Gruzii. 2004. – URL: http://bit.ly/1E8b69B)
  22. GPB Program Priorities for 2006. – URL: http://bit.ly/jkS8xV
  23. GPB Program Priorities for 2010−2011. URL: http://bit.ly/jkS8xV
  24. GPB Program Priorities for 2013−2014. – URL: http://gpb.ge/ProgramPriorities.aspx?Location=&LangID=1