Languages

You are here

Дети и Интернет: проблемы и гарантии информационной безопасности

Научные исследования: 

Children and the Internet: Problems and Guarantees of Information Security

 

Толоконникова Анна Владимировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В.Ломоносова, a.tolokonnikova@mail.ru

Anna V. Tolokonnikova
PhD, Associate Professor at the Chair of Media Theory and Economics, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, a.tolokonnikova@mail.ru

 

Аннотация

В настоящей статье рассматривается современная практика регулирования Интернета, направленная на формирование безопасной для детей информационной среды. Анализ российского законодательства в этой сфере и тех действий, которые в интересах защиты детей предпринимают ведущие российские и глобальные интернет-компании позволили нам выявить основные методы борьбы с опасным сетевым контентом и обозначить круг тем, от которых сегодня стараются оградить юное поколение.

Ключевые слова: Интернет и дети, кибербезопасность, регулирование Интернета.

 

Abstract

This article considers the current practice of regulating the Internet aimed at establishing an information environment that is safe for children. An analysis of Russian legislation in this area and a study of the tools which the leading Russian and global internet companies integrate in their products in order to protect children enabled us to identify the key methods used to tackle dangerous network content and designate the range of topics they are trying to shield today’s youth from.

Key words: the Internet and children, cyber security, regulation of the Internet.

 

В 2014 г. российский сегмент Интернета отметил свой юбилей. Ему исполнилось 20 лет. Всемирной сетью в стране пользуется 87,5 млн человек1, и, как минимум, 9 млн – это дети в возрасте до 14 лет2. Интернет с малолетства становится неотъемлемой частью жизни нового поколения. Это и привычное средство связи, и площадка для общения, и неиссякаемый источник развлечений, и незаменимый помощник в учебе. Вместе с тем, наряду с необходимой информацией, дети могут столкнуться с ресурсами, содержащими опасный, неэтичный или не соответствующий их возрасту контент: ведь единых законов, регулирующих Интернет по всему миру, на сегодняшний день не существует. Однако и говорить о том, что всемирная паутина по-прежнему позволяет беспрятственно распространять любую информацию без исключения, тоже не приходится. Особенно, когда речь идет о ее публичном размещении. В настоящей статье мы постарались назвать основные действия, которые сейчас предпринимаются в интересах защиты детей в сетевом пространстве, и обозначить круг тем, с которыми сегодня становится все менее вероятным столкновение детей в Интернете.

 

Кибербезопасность по закону

Борьба за кибербезопасность и, в первую очередь, за безопасность детей в Интернете сегодня становится одним из основных трендов в развитии глобального сетевого пространства, и Россия здесь не исключение. Воздействие на интернет-рынок в нашей стране оказывается преимущественно за счет правового регулирования отрасли: в последние годы был принят целый ряд новых законов, накладывающих ограничение на распространение информации в Сети. Многие из них позволили исключить из Рунета внушительный пласт опасных для детей тем.

Во-первых, в России блокируются сайты, содержащие детскую порнографию и информацию о несовершеннолетних, пострадавших в результате преступлений.

Во-вторых, закрывается доступ к ресурсам, способным спровоцировать опасное для жизни и здоровья поведение детей, сайты, где есть призывы к самоубийству, беспорядкам, экстремизму, участию в массовых публичных мероприятиях.

В-третьих, законодательство ограждает юных экспериментаторов от любой информации в Интерете, рассказывающей о производстве и распространении наркотиков.

Все эти ресурсы, согласно закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», с 2012 г. попадают в Единый реестр запрещенных сайтов и подлежат быстрому досудебному закрытию. Заблокировать при этом могут как весь сайт, так и отдельную его страницу.

Например, 12 ноября 2012 г. Роскомназор включил в реестр сайтов с запрещенной информацией страницу файлообменного сервиса Rutracker.org, содержащую «Энциклопедию суицидов», но доступ к самому сайту запрещен не был. После того как владельцы ее удалили (а это произошло уже на следующий день), Rutracker.org был исключен из реестра3. В то же время интернет-библиотека «Либрусек», по решению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, в те же дни была заблокирована полностью за описание конопляного супа в тексте «Поваренной книги анархиста» – творения американца Уильяма Пауэлла, написанного в конце 1960-х гг. в знак протеста против действий правительства США во Вьетнаме. После удаления «рецепта» ресурс разблокировали4.

Ряд сайтов включается в тот же реестр запрещенных по решению суда. Процедура более длительная, но позволяет бороться с азартными играми и лотереями в Сети, а также с любыми ресурсами, содержащими информацию, распространение которой на территории России запрещено: например, сведений о продаже поддельных дипломов или иных документов.

На этом законодательное регулирование сети Интернет в России практически заканчивается. Однако вряд ли можно говорить о том, что наличие «черного списка» в лице Единого реестра запрещенных сайтов способно полностью решить проблему безопасности российских детей в Сети. Даже рассматривая так называемые контентные риски (кроме них еще есть коммуникационные, потребительские, технические5), стоит учитывать тот факт, что информация, размещенная на сайте, может быть не только незаконной, но и просто не соответствующей возрасту ребенка.

Казалось бы, даже телевизионный рынок в России подлежит куда более жесткому регулированию с точки зрения защиты интересов детей. Так, днем на экране не могут появляться программы, провоцирующие у детей панику, страх, оправдывающие насилие и противоправное поведение. В эфире не должна звучать нецензурная брань. Закон также запрещает распространение любых эротических программ и информации, которая может вызвать у детей тягу к употреблению наркотиков, алкоголя, а также к азартным играм. Кроме того все выходящие в эфир программы подлежат возрастной маркировке6.

Аналогичные требования касаются Интернета, лишь когда речь идет о сетевых изданиях. Их деятельность, как и телевизионная, попадает под действие закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», т.е. требует возрастной маркировки контента и исключения информации, которая может быть опасна для детей. На все остальные ресурсы всемирной сети данные требования не распространяются, да и вряд ли могли бы.

 Попытка регулировать сетевой контент исключительно по принципу телевизионного уже доказала свою несостоятельность в США, где практику возрастной и тематической маркировки интернет-страниц пытались внедрить еще в начале 2000-х гг.: всемирная сеть развивалась во много раз стремительнее, чем системы, способные классифицировать ее содержание в соответствии с возрастом пользователя. Очевидную проблему представляла также трансграничность интернет-ресурсов и, как следствие, проработка и внедрение маркировки контента на международном уровне, поскольку в различных странах представления о присвоении информационной продукции определенной возрастной категории могут сильно разниться. В качестве примера можно привести вышедший не так давно в мировой прокат фильм «300 спартанцев: расцвет империи» (300: Rise of an Empire. 2014): во Франции его рекомендуют смотреть детям старше 12 лет; в Великобритании, Дании и Швеции – с 15 лет, в России, Австрии и Нидерландах – с 16, а в Германии – с 187.

Данные трудности по-прежнему остаются актуальными, однако мировая практика в области обеспечения безопасности детей в Интернете за прошедшие годы сильно продвинулась вперед. Основополагающую роль при этом сыграли не столько попытки регулировать интернет-среду на законодательном уровне, сколько действия самих участников рынка: компаний – мировых лидеров в сфере интернет-технологий, разработки программного обеспечения, провайдеров сетевого доступа. Правда, подтолкнули их к этим действиям некоторые государственные инициативы.

 

Европейский курс на безопасность

Практика показывает, что наиболее безопасным для детей Интернет стал именно в тех странах, где сильны были традиции общественного диалога и, как следствие, саморегулирования медиарынка – в Канаде, США, Великобритании и ряде других государств Евросоюза. Позитивный опыт этих стран постепенно распространяется по всемирной сети, в том числе за счет реализации различных глобальных программ и инициатив.

Важную роль при этом играет новая европейская стратегия экономического развития на ближайшие 10 лет, принятая в 2010 г., – «Европа 2020» (Europe 2020). Разработанная как ответ на кризис 2008 г., стратегия призвана создать условия для устойчивого и всеобъемлющего экономического роста и развития Евросоюза. При этом первой из семи ведущих инициатив стратегии является реализация Цифровой Повестки дня для Европы (Digital Agenda for Europe). Ее цель – повышать роль цифровых технологий в европейской экономике, стимулируя тем самым ее рост8.

В Повестке дня обозначен ряд приоритетных направлений деятельности, среди которых можно выделить:

  • модернизацию нормативно-правовой базы в условиях новой цифровой среды (особенно основ авторского права);
  • поддержку инновационных технологических решений для бизнеса и государства;
  • проработку стратегии кибербезопасности.

Постановка задач на столь высоком межгосударственном уровне привела к принятию ряда важных решений, связанных в том числе и с формированием безопасной для детей интернет-среды. В мае 2012 г. была представлена Европейская стратегии по формированию лучшего Интернета для детей (European Strategy for a Better Internet for Children)9.

В рамках стратегии усилия Европейской комиссии, стран-участников Евросоюза, операторов мобильной связи, производителей мобильных телефонов и провайдеров социальных сетей предлагалось направить на решение следующих вопросов:

  • создание позитивного контента в Интернете (речь идет, прежде всего, о творческих и образовательных ресурсах, которые позволили бы детям сформировать положительное представление о работе в Сети);
  • повышение интернет-грамотности населения: обучение граждан основам онлайн-безопасности, проведение соответствующих уроков во всех европейских школах;
  • формирование безопасной интернет-среды путем внедрения маркировки контента и возрастных настроек; расширение возможностей родительского контроля;
  • борьба с материалами, содержащими сцены сексуального насилия над детьми и их сексуальной эксплуатации10.

Поощрение саморегулирования рынка как такового в странах Евросоюза также давало свои плоды. В декабре 2011 г. крупнейшие интернет-компании, лидеры глобального рынка, объединились в Коалицию по созданию лучшего Интернета для детей (CEO Coalition to make a Better Internet for Kids). В настоящий момент уже можно говорить о том, что решения, которые принимают ее участники, сегодня являются ключевыми в области формирования безопасной интернет-среды для детей по всему миру.

Членами коалиции стали такие хорошо известные в России гиганты: Apple, Blackberry, Facebook, Google, LG Electronics, Microsoft, Nintendo, Nokia, Opera Software, Samsung и др. В общей сложности 31 компания. В течение года они прорабатывали общий план действий, решая, как сделать Интернет лучше и безопаснее для детей, и в январе 2013 г. обсудили свои предложения с представителями некоммерческих организаций, защищающих интересы детей; юристами и научным сообществом. В результате участники рынка определили пять основных направлений для работы:

  • Создание простых, но надежных инструментов, позволяющих пользователям жаловаться на опасный для детей контент: простая и заметная для пользователя функция подачи жалоб на любых устройствах позволит быстро выявлять опасные для детей материалы (или связи) и принимать соответсвующие меры.
  • Насторойки безопасности, соответствующие возрасту пользователя: настройки, которые по умолчанию подстраивают аккаунт под нужды различных возрастных групп: например, настройки, определяющие, будет ли информация о данном пользователе, его контакты и фотографии доступны любому желающему или лишь узкому кругу лиц.
  • Внедрение классификации интернет-контента: проработка возрастной маркировки контента, которая бы соответствовала различным видам информационной продукции, размещенной в Сети, и вместе с тем была понятна родителям.
  • Интеграция функции родительского контроля, расширение ее возможностей: чем удобнее и понятнее инструмент, тем скорее его начнут осваивать пользователи.
  • Удаление материалов сексуального посягательства на детей: добиваться устранения материалов сексуального насилия над детьми из Интернета, активно сотрудничать с правоохранительными органами и горячими линиями по этим вопросам11.

Данные положения во многом сходны с задачами, поставленными в рамках Европейской стратегии по формированию лучшего Интернета для детей, однако носят более прикладной характер и ориентированы непосредственно на участников рынка, которые в течение года обязались совершенствовать свои продукты в заданных направлениях. В январе 2014 г. каждая из вступивших в Коалицию компаний представила отчет о проделанной работе12. И стоит особо отметить, что интегрированные в продукты сервисы заработали не только в Европе, но и в других странах, в том числе и в России.

Ниже мы рассмотрим, какие действия в интересах защиты детей предприняли компании-члены Коалиции, которые, по данным агентства Bloomberg на конец 2013 г., входили в десятку крупнейших компаний мира по капитализации – корпорации Apple Inc. (1 место), Google Inc. (3 место) и Microsoft Corp. (4 место)13 и чьи продукты популярны в России.

 

Глобальное саморегулирование

Начнем с американской корпорации Google. Ее флагманским продуктом является одноименный поисковик – крупнейший в Интернете. В России он занимает второе место по популярности среди поисковых систем после «Яндекса»: Google используют 45% россиян – 47,2 млн человек14.

Корпорации Google также принадлежит почтовый сервис Gmail, социальная сеть Google+, сервис для ведения блогов Blogger, браузер Google Chrome, программа для работы с фотографиями Picasa и др., включая популярнейший видеохостинг YouTube: сегодня он является третьим сайтом в мире по количеству посетителей15, а в России, по данным Alexa.com, – пятым по посещаемости сайтом16. В апреле 2015 г. YouTube.com ежедневно посещало почти 12 млн жителей нашей страны17.

Работа Google в рамках Коалиции по формированию безопасной для детей интернет-среды затронула все эти продукты, в большинстве из которых (поиск Google, YouTube, Picasa, Blogger) пользователи теперь могут быстро и просто пометить неподходящие для детей материалы. С жалобами на противоправный контент можно также обращаться в Центр помощи компании (Help Center). Семейный центр безопасности (Family Safety Center18) позволяет взрослым контролировать, какой контент просматривают дети в Интернете.

Социальная сеть Google+ включила возрастные настройки: если взрослому по умолчанию может написать сообщение любой посетитель, то подросткам − лишь пользователи из круга его друзей. Таким образом, пока сознательно ребенок не изменит эти настройки, он не может контактировать с чужими людьми.

Настройки безопасного поиска Google помогают исключить появление «взрослого» контента в результатах, в том числе среди видеороликов YouTube. Он активизируется в каждом установленном на компьютере браузере и скрывает нежелательные материалы и изображения сексуального характера. Многие из них попадают в черный список благодаря жалобам пользователей, которых Google активно призывает к сотрудничеству. Материалы при этом фильтруются на всех языках. Кроме того учитываются культурологические аспекты и требования, предъявляемые к качеству контента в разных странах. И хотя эта функция не гарантирует стопроцентную защиту, работает она достаточно эффективно.

Безопасный поиск в Google взаимосвязан с Безопасным режимом в YouTube: при включении первой функции автоматически активируется вторая и наоборот. Вместе с тем в YouTube и без него действует ряд правил, призванных обепечить безопасность детей, использующих сервис.

Принципы сообщества YouTube запрещают размещение видеороликов следующего характера:

  • порнографии и сцены откровенного сексуального содержания (даже если на видео сам автор ролика);
  • сцены приема наркотиков и изготовления бомб;
  • сцены беспричинного насилия (в том числе его провоцирующее), причинения боли, нападений, оскорблений, в том числе грубого обращения с животными;
  • жестокие видео несчастных случаев, трупов и т.д.;
  • материалы, нарушающие авторские права (в том числе музыкальные дорожки, фрагменты программ, защищенных авторским правом; видео, созданные другими пользователями, нельзя размещать без их разрешения);
  • материалы, разжигающие нетерпимость: «высказывания, направленные на группу, с апелляцией к таким понятиям, как расовое или этническое происхождение, религия, ограниченная дееспособность, пол, возраст, статус ветерана, сексуальная ориентация или половая самоидентификация»19.

Кроме того YouTube нетерпимо относится «к нападкам, приставаниям, угрозам, оскорблениям, нарушению конфиденциальности или раскрытию личной информации других участников»20. Все материалы, нарушающие вышеперечисленные правила, удаляются, а аккаунт размещающих их пользователей блокируется.

В случаях, когда контент противоречит законам, его передают в правооохранительные органы (в первую очередь речь идет о материалах, связанных с похищением и сексуальной эксплуатацией детей). Отдельное место занимают также видеоролики, в которых пользователи рассказывают о планируемом самоубийстве или членовредительстве: YouTube старается связаться с этими пользователями и помочь им совместно с организациями по предотвращению самоубийств.

Стоит также отметить, что в условиях использования хостинга YouTube четко прописано: заводить аккаунт могут только дети старше 13 лет. Видеоролики, которые не следовало бы смотреть детям этого возраста, подлежат возрастной маркировке и становятся доступны только вошедшим в систему пользователям, которые достигли 18 лет, и только после того, как они прочтут предупреждение.

Возрастная категория присваивается контенту, исходя из наличия или отсутствия:

  • вульгарных выражений (бранных слов и других слов, которые «нельзя употреблять при общении с детьми»21).
  • сцен жестокости и пугающих образов;
  • обнаженной натуры и сцен сексуального характера (видеоролики, носящие явно провокационный сексуальный характер к публикации вообще не допускаются);
  • демонстрации опасных или незаконных действий22.

«Опасными» YouTube считает действия, способные привести к серьезным травмам или смертельному исходу, а «незаконными» – опасные игры, изготовление взрывчатых веществ и оружия, наркотиков и других предметов или веществ, которые могут причинить серьезный ущерб здоровью. Исключение составляет лишь размещение подобных роликов «в качестве учебных, документальных, научных или художественных материалов», что должно иметь под собой обоснование23.

В интернет-браузере Chrome, который также является продуктом корпорации Google, появились контролируемые профили, позволяющие наблюдать за тем, какие сайты посещает ребенок и разрешать или запрещать их просмотр. В контролируемых профилях по умолчанию включен безопасный поиск24.

В целом же, реализуя программу Коалиции, корпорация Google определяет для себя три основных направления работы: расширять возможности пользователей, позволяя им самим выбирать, какой контент могут видеть дети; обучать юное поколение правилам безопасносного поведения в Сети и, наконец, защищать своих потребителей от опасных материалов, блокируя последние и передавая информацию о нарушениях в правоохранительные органы.

Другая лидирующая американская корпорация – компания Microsoft – является разработчиком самой распространенной в мире программной платформы: семейства операционных систем Windows. В рамках поставленных Коалицией задач Microsoft активно прорабатывала два направления: во-первых, создавала условия для самостоятельной настройки параметров семейной безопасности; во-вторых, с большим вниманием отнеслась к параметрам, заданным по умолчанию. Индивидуальные настройки сегодня доступны в большинстве продуктов и сервисах Microsoft – в операционных системах для компьютеров и мобильных устройств Windows 8 и Windows Phone, игровой приставки Xbox 360 и др. В некоторых случаях предусмотрена также возрастная градация – ребенок, подросток, взрослый (например, на устройстве Kinect, которое позволяет пользователю взаимодействовать с игровой приставкой через устные команды, позы тела и показываемые им объекты или рисунки).

Операционная система Windows 8 подразумевает настройку детского профиля с различными параметрами. В телефонах Windows Phone 8 реализована функция Kids Corner, которая позволяет создать в телефоне безопасную для ребенка среду, открыв доступ лишь к тем приложениям, которые разрешил родитель. Это дает возможность родителям спокойно давать свой телефон детям, не опасясь за их безопасность.

Microsoft также много сделала для того, чтобы внедрить в свои сервисы эффективный механизм подачи жалоб на противоправный контент в Интерете. В 2012 г. данная функция появились в том числе и в магазинах приложенией компании Windows Store и Windows Phone Store.

Жалобы пользователей сегодня обрабатывает огромная команда сотрудников Microsoft. В конце 2012 г. компания даже ввела новую должность руководителя службы интернет-безопасности (Chef Online Safety Officer), чтобы добиться лучшей координации подразделений по этим вопросам и способствовать дальнейшему развитию данного направления внутри компании.

Заметим, что Microsoft является членом и партнером Национального центра по делам пропавших и эксплуатируемых детей (National Center for Missing and Exploited Children’s – NCMEC), для которых компания разработала технологию PhotoDNA. Технология позволяет находить незаконные изображения (в первую очередь − детскую порнографию) и пресекать распространение их дубликатов. Она была внедрена во многие сервисы Microsoft, включая поисковую систему Bing, облачное хранилище SkyDrive (теперь OneDrive), почтовую службу Hotmail, и позволила идентифицировать и удалить тысячи фотографий, относящихся, по градации NCMEC, к категории «худшего из худшего». Недопустимость размещения материлов, содержащих сцены насилия над детьми, прописана на уровне пользовательского соглашения Microsoft.

Прямой конкурент Microsoft – компания Apple, производитель планшетных и стационарных компьютеров, аудиоплееров, телефонов и программного обеспечения – также провела серьезную работу по всем направлениям, определенным Коалицией.

Компьютеры Mac сегодня предусматривают создание детского профиля, позволяющего ограничить доступ к определенным программам (приложениям) или настроить особенности их использования. Родительские настройки есть как на стационарных компьютерах Mac, так и на устройствах с операционной системой iOS (телефоны, планшеты). Возможности взрослых теперь достаточно широки. Во-первых, они могут регулировать доступ ребенка к Интернету, определяя, что ребенку разрешено, а что запрещено. Во-вторых, родители имеют возможность ограничить время, которое ребенок проводит за компьютером – либо общим количеством часом, либо определенными временными промежутками с делением на рабочие дни и выходные. В-третьих, взрослые определяют круг людей, с которыми ребенок имеет возможность общаться с помощью почтовой программы Mail и программой обмена сообщений iChat. Все эти настройки защищены родительским паролем.

На телефонах и планшетах Apple можно установить ограничения на использование интернет-браузера Safary, включение камеры, доступ к iTunes, установку приложений и др. Другой вариант позволяет ограничить доступ к различным типам контента: музыке, фильмам, телепрограммам, книгам − либо отсекать его в соответствии с возрастной маркировкой.

В медиаплеер iTunes (который служит для организации и воспроизведения музыки и фильмов) была внедрена возрастная классификация контента. Все приложения в магазине Apple App Store также сейчас делятся по возрасту на категории 4+, 9+, 12+ и 17+. Функция родительского контроля при этом позволяют пресечь доступ ребенка к не соответствующим его возрасту контенту или приложениям. Размещение материалов, содержащих насилие над детьми, в App Store запрещено.

Особое внимание также хотелось бы уделить одной из крупнейших социальных сетей в мире – компании Facebook. В России его месячная аудитория, по данным TNS на конец апреля 2015 г., составила 22,9 млн пользователей25. Это третья по популярности в стране социальная сеть после «ВКонтакте» и «Одноклассников».

Facebook активно сотрудничает с горячими линиями и правоохранительными органами по вопросам насилия над детьми. В последнее время компания также значительное внимание уделяет борьбе с насмешками и оскорблениями в Сети (так называемым кибербуллингом), стремясь особенно обезопасить от него детей в возрасте 13−17 лет, а также обучить их правильному поведению в подобных ситуациях.

Результатом работы Facebook в составе Коалиции стало, как и у его конкурента Google+, изменение настроек безопасности личных данных. Общение юных пользователей по умолчанию ограничилось кругом «Друзей», а не «Друзьями друзей», как у совершеннолетних пользователей. Кроме того подростки не могут вести публичную деятельность в Facebook.

 

Российская альтернатива

Сайты Google, Facebook и YouTube популярны в России, как и во многих других странах, и уверенно входят в число лидеров по количеству посещений в месяц, однако верхние строчки в этом списке все же занимают отечественные ресурсы – поисковые системы «Яндекс» и Mail.ru, социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники». Вместе с тем далеко не каждый из этих ресурсов предоставляет пользователям возможность влиять на информационную безопасность детей в Сети, а проводимая в данных направлениях политика не сопоставима по своим масштабам с деятельностью зарубежных компаний, описанных выше.

Так, лидирующая в стране поисковая система «Яндекс», которой пользуется 48% жителей Рунета – 49,8 млн человек, весной 2013 г. запустила сервис безопасности «Яндекс.DNS»26. Он позволяет пользователю самому создавать список запрещенных сайтов, ограничивая таким образом доступ ребенка к определенным ресурсам. Расширенный поиск «Яндекса» также подразумевает три режима: «без защиты», «умеренный» и «семейный». Алгоритмы последнего умеют выявлять эротику и порно, поэтому при открытии сайта для взрослых на компьютере или в Сети с «Яндекс.DNS» в «семейном» режиме пользователь видит только заглушку. Данный шаг видится крайне актуальным, поскольку главную страницу «Яндекса» посещает 60% российских подростков27.

Другой популярный в России поисковик – Mail.ru – каждый месяц использует 20% россиян, или 21 млн человек (главную страницу сайта при этом посещает значительно больше − 39 млн)28. Обнаружить настройки безопасности, позволяющие отсекать неподходящий для детей контент, нам здесь не удалось. Возможно, свою роль играет относительная «молодость» сервиса. Собственные технологии, разработанные командой инженеров Mail.Ru, он начал использовать лишь 1 июля 2013 г., в то время как долгие годы в поисковой строке на главной странице Mail.ru использовался сторонний движок: в 2004−2006 гг. и 2010−2013 гг. – поиск Google, в 2007−2009 гг. – решение от «Яндекса».

Вместе с тем другая, ранее популярная в России поисковая система − Rambler, которой сегодня пользуется всего 2% населения, напротив, по умолчанию имеет фильтр, позволяющий исключить из результатов сайты с эротическим содержанием (если пользователь намеренно их не ищет). Он был запущен 1 июня 2010 г. – в День защиты детей. Компания также планировала расширять возможности «Семейного поиска», который мог бы обезопасить детей от нежелательного появления не только «взрослого» контента, но и некоторых других тематик (азартные игры, наркотики и др.). В настоящее время такая функция в сервисе предусмотрена. При этом в июне 2011 г. rambler.ru начал использовать в качестве базовой технологии поиск «Яндекса»29.

Крупнейшая российская социальная сеть «ВКонтакте», месячная аудитория которой составляет 54 млн человек30, в апреле 2012 г. запустила фильтр в поиске видео31. Вариант «Безопасный поиск» позволяет не показывать в результатах те записи, которые пользователи посчитали материалом для взрослых. Такую видеозапись можно пометить, нажав кнопку «Пожаловаться». Несовершеннолетние и пользователи, не указавшие свой возраст в профиле, данного фильтра не видят: для них он включен по умолчанию. Заметим, что «ВКонтакте» пользуется 90% российских подростков и 7% детей в возрасте до шести лет32.

Во второй по популярности социальной сети России «Одноклассники», месячная аудитория которой составляет 38,6 млн человек, фильтры и функции подачи жалоб на непристойный контент отсутствуют33. При этом данную социальную сеть использует 40% российских детей34.

Все это говорит о том, что, с точки зрения информационной безопасности, возможности, которые предоставляют российские интернет-компании, пока что не сравнимы с теми, что предлагают западные.

Безусловно, во многом данную проблему помогают решить опции, интегрированные в операционные системы компаний Apple и Microsoft. Кроме того функцию «родительского контроля» нередко позволяет включить установленный на компьютер антивирус (например, антивирус Касперского). Есть также специальные программы, обеспечивающие фильтрацию для всех веб-браузеров («Интернет Цензор», NetPolice и др.). Аналогичную роль может играть и специально установленный детский браузер (российский «Гогуль» или зарубежные KIDO’Z, Zoodless и др.) или просто включенный ребенку детский поисковик (поисковая система «АгА», KidInfo, KidsClick! и др.).

Вместе с тем нельзя недооценивать те шаги, которые сегодня делает мировое интернет-сообщество с точки зрения обеспечения информационной безопасности нового поколения. Глобальные сетевые гиганты ведут не только колоссальную просветительскую работу по этим вопросам, которая, к счастью, начинает постепенно проводиться и в России, но и предпринимают реальные действия по устранению нелегального сетевого контента, внедрению возрастной классификации для потенциально опасных материалов, а также поиску других эффективных решений, направленных на защиту детей. При этом очевидным становится и тот факт, что непосильную ношу сортировки материалов Интернета профессиональное сообщество сегодня может разделить лишь с самими пользователями, для которых создаются удобные механизмы подачи жалоб на недостойные материалы. Хорошим примером здесь служит YouTube: несмотря на то что каждую минуту на этот сервис загружается более 72 часов видео35, проводимая компанией политика позволяет быть практически уверенным, что через релевантные предложения юный пользователь не выйдет на опасный для него контент.

Однако главная проблема сегодня, пожалуй, заключается в том, что многие из описанных выше инструментов информационной защиты начинают действовать лишь после того, как их активируют взрослые. А в этом вопросе статистика не слишком утешительна: по данным исследования Фонда «Общественное мнение» и портала «Спутник.ру», проведенного в 2015 г., лишь 17% российских семей используют средства, позволяющие защитить их ребенка в Сети36. Данные цифры красноречиво говорят о том, что на нынешнем этапе вопрос обеспечения безопасности детей в Интернете требует огромной работы, связанной с привлечением внимания родителей к тем угрозам, с которыми сталкивается новое, цифровое поколение, и обучения как детей, так и самих взрослых тому, как этим угрозам противостоять.

 


 

  1. По данным Internet World Stats на 30 июня 2014. − URL: http://www.internetworldstats.com/stats4.htm (Po dannym Internet World Stats na 30 iyunya 2014. URL: http://www.internetworldstats.com/stats4.htm)
  2. Дети в Интернете. Исследование компании RUметрика. − URL: http://www.internet-kontrol.ru/stati/deti-v-internete.html (Deti v Internete. Issledovanie kompanii RUmetrika. − URL: http://www.internet-kontrol.ru/stati/deti-v-internete.html)
  3. Rutracker убрали из черного списка сайтов // MR7.ru. 2012. Ноябрь, 13. – URL: http://www.mr7.ru/articles/62734/ (Rutracker ubrali iz chernogo spiska saytov // MR7.ru. 2012. Noyabr', 13. – URL: http://www.mr7.ru/articles/62734/)
  4. Библиотека «Либрусек» удалила «Поваренную книгу анархиста» // Lenta.ru. 2012. Ноябрь, 14. URL: http://lenta.ru/news/2012/11/14/librusec/ (Biblioteka «Librusek» udalila «Povarennuyu knigu anarkhista» // Lenta.ru. 2012. Noyabr', 14. − URL: http://lenta.ru/news/2012/11/14/librusec/)
  5. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М., 2013. С. 94−95. (Soldatova G.U., Nestik T.A., Rasskazova E.I., Zotova E.Yu. Tsifrovaya kompetentnost' podrostkov i roditeley. Rezul'taty vserossiyskogo issledovaniya. Moskva, 2013. S. 94−95.)
  6. ФЗ РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
  7. По данным интернет-порталов Kijkwijzer. − URL: http://www.kijkwijzer.nl/europese-classificaties/page25.html и Кинопоиск. − URL: http://www.kinopoisk.ru/film/418839/ (Po dannym internet-portalov Kijkwijzer. − URL: http://www.kijkwijzer.nl/europese-classificaties/page25.html i Kinopoisk. − URL: http://www.kinopoisk.ru/film/418839/)
  8. Digital Agenda for Europe. A Europe 2020 Initiative // European Comission. – URL: http://ec.europa.eu/digital-agenda/digital-agenda-europe
  9. A European Strategy to deliver a Better Internet for our Children. Digital Agenda for Europe. A Europe 2020 Initiative // European Comission. – URL: http://ec.europa.eu/digital-agenda/en/european-strategy-deliver-better-internet-our-children
  10. Ibid.
  11. Digital Agenda: Coalition of top tech & media companies to make internet better place for our kids // European Comission − Press release. − URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-11-1485_en.htm?locale=en
  12. Better Internet for Kids: CEO Coalition 1 year on. Digital Agenda for Europe. A Europe 2020 Initiative // European Comission. – URL: https://ec.europa.eu/digital-agenda/node/61973
  13. Тугелов А. Составлен список десяти крупнейших компаний мира… // Политическое обозрение. 2014. Янв., 7. − URL: http://politobzor.net/show-10658-sostavlen-spisok-desyati-krupneyshih-kompaniy-mira.html (Tugelov A. Sostavlen spisok desyati krupneyshikh kompaniy mira… // Politicheskoe obozrenie. 2014. Yanv., 7. − URL: http://politobzor.net/show-10658-sostavlen-spisok-desyati-krupneyshih-kompaniy-mira.html)
  14. TNS Web Index: Аудитория интернет-проектов. Результаты исследования: апрель 2015 г. Россия 0+. − URL: http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/internet/information/?arrFilter_pf[YEAR]=2015&set_filter=Y (TNS Web Index: Auditoriya internet-proektov. Rezul'taty issledovaniya: aprel' 2015 g. Rossiya 0+. − URL: http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/internet/information/?arrFilter_pf[YEAR]=2015&set_filter=Y)
  15. The top 500 sites on the web // Alexa.com. 2015. June. – URL: http://www.alexa.com/topsites
  16. Top Sites in Russia // Alexa.com. 2015. June. – URL: http://www.alexa.com/topsites/countries/RU
  17. TNS Web Index. Указ. соч. (TNS Web Index. Ukaz. soch.)
  18. Google Safety Center. 2014. November. – URL: http://www.google.com/goodtoknow/familysafety/
  19. Принципы сообщества YouTube. 2014. Ноябрь. – URL: http://www.youtube.com/t/community_guidelines?hl=ru&gl=RU (Printsipy soobshchestva YouTube. 2014. Noyabr'. – URL: http://www.youtube.com/t/community_guidelines?hl=ru&gl=RU)
  20. Там же. (Tam zhe.)
  21. YouTube. Центр правил. Прочие политики. 2014. Ноябрь. – URL: https://support.google.com/youtube/answer/2801981 (YouTube. Tsentr pravil. Prochie politiki. 2014. Noyabr'. – URL: https://support.google.com/youtube/answer/2801981)
  22. YouTube. Справка. Центр отчетов. Контент с ограничениями по возрасту. 2014. Ноябрь. – URL: https://support.google.com/youtube/answer/2802167?hl=ru (YouTube. Spravka. Tsentr otchetov. Kontent s ogranicheniyami po vozrastu. 2014. Noyabr'. – URL: https://support.google.com/youtube/answer/2802167?hl=ru)
  23. YouTube. Центр правил. Вредный или опасный контент. 2014. Ноябрь. – URL: https://support.google.com/youtube/answer/2801964 (YouTube. Tsentr pravil. Vrednyy ili opasnyy kontent. 2014. Noyabr'. – URL: https://support.google.com/youtube/answer/2801964)
  24. Chrome. Справка. Контролируемые профили. 2014. Ноябрь. – URL: https://support.google.com/chrome/answer/3463947 (Chrome. Spravka. Kontroliruemye profili. 2014. Noyabr'. – URL: https://support.google.com/chrome/answer/3463947)
  25. TNS Web Index. Указ. соч. (TNS Web Index. Ukaz. soch.)
  26. Там же. (Tam zhe.)
  27. Соцсетью «ВКонтакте» пользуются 90% подростков и только 42% взрослых // digit.ru. – 2013. Ноябрь, 25. – URL: http://digit.ru/internet/20131125/408583059.html (Sotsset'yu «VKontakte» pol'zuyutsya 90% podrostkov i tol'ko 42% vzroslykh // digit.ru. 2013. Noyabr', 25. – URL: http://digit.ru/internet/20131125/408583059.html)
  28. Там же. (Tam zhe.)
  29. «Рамблер» будет использовать поиск «Яндекса» // Lenta.ru. 2011. Июнь, 23. – URL: http://lenta.ru/news/2011/06/23/ramdex/ («Rambler» budet ispol'zovat' poisk «Yandeksa» // Lenta.ru. 2011. Iyun', 23. – URL: http://lenta.ru/news/2011/06/23/ramdex/)
  30. TNS Web Index. Указ. соч. (TNS Web Index. Ukaz. soch.)
  31. ВКонтакте. Live. 2014. Ноябрь. URL: http://vk.com/wall-2158488_203163 (VKontakte. Live. 2014. Noyabr'. – URL: http://vk.com/wall-2158488_203163)
  32. Соцсетью «ВКонтакте» пользуются 90% подростков и только 42% взрослых.( Sotsset'yu «VKontakte» pol'zuyutsya 90% podrostkov i tol'ko 42% vzroslykh.)
  33. TNS Web Index. Указ. соч. (TNS Web Index. Ukaz. soch.)
  34. Соцсетью «ВКонтакте» пользуются 90% подростков и только 42% взрослых. (Sotsset'yu «VKontakte» pol'zuyutsya 90% podrostkov i tol'ko 42% vzroslykh.)
  35. YouYube. Справка. Центр отчетов. Как пометить недопустимый контент. 2014. Ноябрь. – URL: https://support.google.com/youtube/answer/2802027 (YouYube. Spravka. Tsentr otchetov. Kak pometit' nedopustimyy kontent. 2014. Noyabr'. – URL: https://support.google.com/youtube/answer/2802027)
  36. Россия: только 17% семей используют хотя бы одно средство для обеспечения безопасности детей в Сети. 2015. Июнь, 2. URL: http://safe.cnews.ru/news/2015/06/02/rossiya_tolko_17_semey_ispolzuyut_hotya_by_odno_sredstvo_dlya_obespecheniya_bezopasnosti_detey_v_seti_596179 (Rossiya: tol'ko 17% semey ispol'zuyut khotya by odno sredstvo dlya obespecheniya bezopasnosti detey v Seti. 2015. Iyun', 2. − URL: http://safe.cnews.ru/news/2015/06/02/rossiya_tolko_17_semey_ispolzuyut_hotya_by_odno_sredstvo_dlya_obespecheniya_bezopasnosti_detey_v_seti_596179)