Languages

You are here

Медиаполитика в контексте научных исследований СМИ: российские и зарубежные векторы

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Media Politics in the Context of Scientific Media Research: Russian and Foreign Vectors  

 

Материал подготовлен на основе доклада на пленарном заседании IV Всероссийской научно-практической конференции НАММИ («Национальной ассоциации массмедиа исследователей») «Актуальные проблемы медиаисследований – 2015», прошедшей 15 мая 2015 г. на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова

 

Вартанова Елена Леонидовна

доктор филологических наук, профессор, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, зав. кафедрой теории и экономики СМИ, evarta@mail.ru

Elena L. Vartanova

PhD, Professor, Dean of the Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Head of the Chair of Media Theory and Economics, evarta@mail.ru

 

Аннотация

Автор обращает особое внимание на чрезвычайно актуальную в зарубежных исследованиях область знаний – медиаполитику, пока не достаточно разработанную в России. В нашей стране актуальность нового направления определяется не только универсальными тенденциями, проявляющимися в медиасистемах многих стран мира, но и сохраняющейся спецификой национального развития. 

Ключевые слова: медиаисследования, исследования СМИ, медиаполитика.

 

Abstract

The author of the paper focuses on media politics, an area of knowledge that is extremely topical in foreign research but has not been sufficiently elaborated in Russia. In this country, the topicality of the new line of research is determined not only by the universal trends observable in the media systems of many countries but also by the persistent distinctness of national development.

Key words: media research, mass media research, media politics.

 

Медиаисследования: особенности научной области

Вопрос о практическом смысле, прикладном значении научных исследований всегда был и остается центральным в социальных дискуссиях о науке, о ее природе, целях и задачах, и, что очень важно, о легитимизации существующих способов ее финансирования. Очевидно, что в условиях растущей зависимости науки от государственного и отраслевого финансирования появляется и проблема поиска оптимального баланса между государственным/отраслевым заказом, социальной необходимостью и логикой научного поиска. Точные и естественнонаучные области знания уже в течение многих лет осознают эту проблему. Что же касается наук об обществе, то в этой области – не только в российских, но и во многих зарубежных национальных научных центрах – понимание важности независимого или хотя бы балансирующего между разными точками зрения научного знания, учитывающего и динамику научного знания, и социальный, а не только политический/идеологический запрос, пока еще только формируется.

Не является исключением и изучение массовой коммуникации (а в некоторых подходах уже говорят и о массовых коммуникациях – во множественном числе), медиа, массмедиа (или средств массовой информации, что в силу устоявшейся в России терминологии может рассматриваться как синоним), журналистики. Как одно из наиболее молодых полей гуманитарных исследований, медиаисследования все еще вызывают определенные сомнения ученых в законности их институционализации в качестве отдельной области.

Причин этого несколько. Во-первых, в силу пересечения вышеперечисленных понятий, которые все-таки отличаются друг от друга, часто исчезает их четкость, а потому однозначное понимание объекта исследования. С другой стороны, благодаря значительным социальным и технологическим изменениям границы области на протяжении двух последних столетий постоянно меняются, точнее, расширяются и интегрируют СМИ в другие научные дисциплины. Поэтому ответ на вопрос: что мы изучаем? – в медиаисследованиях требует постоянных обновлений и уточнений.

Во-вторых, для многих ученых остается неочевидной самостоятельность предметной области, которая включает в себя и политику, и социальную психологию, и филологию, и политэкономию и многие другие устоявшиеся научные направления/специальности. В случае (масс)медиа, несомненно, возникает определенное самостоятельное поле, но в силу большой изменчивости последнего, а также встроенности его в традиционные социальные институты и явления, представляется сложным настаивать на его автономности. В-третьих, очевидна несамостоятельность методов исследования, включающих и филологические, и социологические, и эконометрические, а также и другие разнообразные методы.

Однако перечислять причины, по которым СМИ еще не всеми признаются отдельной областью научных исследований, − дело неблагодарное, поскольку наша позиция иная. Она опирается на современные подходы к гуманитарным наукам, которые предполагают выявление наиболее перспективных объектов в междисциплинарных полях, возникающих на стыке классических областей науки. Несколько драйверов подчеркивают актуальность медиаисследований, в том числе:

  • проявление процесса медиатизации в сферах, традиционно достаточно независимых от СМИ и даже первичных по отношению к ним: политике, экономике, науке, культуре, повседневности, личном – профессиональном и индивидуальном – опыте людей. Процесс публично-информационного опосредования (медиатизации) из вторичного социального процесса для аудитории превращается в один из главных, первичных («в реальности нет того, чего нет в СМИ, в Интернете»), поэтому предметом гуманитарного исследования становятся не процессы и явления сами по себе, а их репрезентация в СМИ;
  • доминирование медиапотребления в досуге современного человека, когда потребление медиапродуктов и услуг, а также процессы медиатизированной коммуникации начинают аккумулировать основной ресурс свободного времени (до 9–11 часов), превращая (масс)медиа в важнейший институт формирования социальных и индивидуальных смыслов, ценностей, идентичности и т.п., что расширяет сферу влияния массовой коммуникации, СМИ далеко за ее традиционные границы;
  • формирование новой экономики, в которой значительный объем выпускаемого продукта напрямую детерминируется наличием каналов и содержания массмедиа, что превращает медиаиндустрию в важнейшую отрасль, обладающую значительным потенциалом;
  • усиление «обратной связи» между производителями и потребителями массмедиа, между профессионалами и любителями, стирание границ между разными акторами при повышении значения профессионализма информационного производства.

Очевидно, что, используя неклассические и постнеклассические подходы к изучению массмедиа, сегодня уже необходимо определять и формировать понимание особой дисциплины научного знания – медиаисследований.

 

О практическом значении исследований СМИ

Исходя из утверждения важности изучения СМИ/массмедиа как отдельного предметного поля науки, следует признать, что многие его аспекты превратились в достаточно хорошо разработанные и методически подкрепленные направления. Изучение принципов, приемов и технологий «формирования повестки дня» и форм репрезентации реальности редакциями и журналистами (тематика, проблематика, профессиональные стандарты и ценности, особенности журналистских технологий для различных индустриальных платформ), социология СМИ (изучение медиаэффектов в массовой и различных сегментированных аудиториях), управление медиакомпаниями (с учетом сдвоенного рынка СМИ), анализ законодательного регулирования – эти и некоторые другие направления получили в последние годы особую популярность.

Связано это не только с тем, что подобные исследования имеют очевидную теоретическую ценность, но и с тем, что им присущ и прагматический характер. Такие исследования необходимы факультетам, кафедрам и школам журналистики при разработке и реализации образовательных программ по журналистике. Нужны они и тем образовательным структурам, которые готовят специалистов по рекламе и связям с общественностью. Медиасоциологические исследования востребованы рекламной индустрией, предприятиями связей с общественностью, политологами. Менеджмент медиакомпаний проявляет растущий интерес к научно-исследовательским разработкам, учитывающим реалии медиарынка. Словом, сегодня мы становимся свидетелями интеграции теоретических и практических задач, стоящих перед институциализирующейся областью медиаисследований.

 

Медиаполитика как актуальное направление исследований

Признавая растущую значимость медиаисследований, мы должны сегодня обратить особое внимание на еще не достаточно разработанную в России, но чрезвычайно актуальную в зарубежных исследованиях область – медиаполитику. В зарубежных исследованиях с каждым годом термин наполняется новым содержанием, хотя базовое понимание его остается в целом неизменным. В его основе лежит трактовка Д. МакКуэйла, который определял медиаполитику как «политические, законодательные, экономические, а также культурные рамки, в которых сегодня регулируется деятельность СМИ в обществе».

Необходимость выделения этого поля исследований связана, очевидно, с тем, что ни реальные практики демократического общества, ни рыночная модель экономики не в состоянии сегодня в полной мере гарантировать реализацию ценностей «общественной службы»/«общественного блага» в деятельности СМИ в равной мере, как и выполнения обществом задач, предписанных массмедиа, которые во многих странах определяют философию журналистики.

Следует учитывать и еще одно обстоятельство, которое сегодня придает особую актуальность медиаполитике. Становясь одним из ключевых институтов/систем современного общества, СМИ превращаются в систему, внутри которой и на которую действуют разнообразные силы, и поэтому формирование и анализ медиаполитики превращается в широкую междисциплинарную задачу. Речь должна идти об учете интересов игроков разной природы, преследующих различные цели. Поэтому здесь не может быть только одного, традиционного для понимания классической наукой инструмента регулирования – законодательного. Для реализации демократических целей в деятельности СМИ становится важным применять и другие формы регулирования – само-, сорегулирование, медиакритику, индустриальное регулирование, гражданское участие. Очевидно, что теоретическое осмысление медиаполитики в современном обществе должно не только формулировать ее миссию и философию, цели и задачи, но и носить прикладной характер, предлагая медиасреде и инструментарий для реализации медиаполитики, и баланс форм регулирования. При этом важнейшей чертой такого подхода остается интеграция многочисленных интересов в целях реализации общих социальных и коллективных ценностей.

Современный – интегральный, междисциплинарный – подход к выработке коллективных целей медиаполитики уходит корнями к появлению концепции социальной ответственности журналистики/СМИ в начале ХХ в. Тогда массмедиа представляли собой четко очерченную медиасистему аналоговой эпохи, адресованную массовой аудитории индустриального общества. В основе медиаполитики, вырабатонной для национальных медиа, лежало законодательное регулирование, на которое «нанизывались» в качестве дополнительных другие традиционные формы индустриального, профессионального, этического регулирования.

Сегодня − по мере становления цифрового общества и глобальной экономики − формирование медиаполитики преодолело уровень национального государства и при этом превратилось в процесс, на который оказывают влияние новые цели, игроки и процессы: международные и региональные организации, телекоммуникационные сети и компьютерная индустрия, авторское право, концепция универсального доступа к ИКТ, открытые исходные коды и становление непрофессиональных/пользовательских СМИ.

В России актуальность нового поля определяется не только универсальными тенденциями, проявляющимися в медиасистемах многих стран мира, но и сохраняющейся спецификой национального развития. С учетом этого еще рано говорить о завершении в нашей стране законодательных процессов, становлении адекватных времени регуляторных механизмов, достижении общественного согласия – и по вопросу формулирования обществом миссии СМИ и журналистики, и по вопросу применения современного инструментария для ее реализации.