Languages

You are here

Инфографика в российских СМИ: периодизация и тренды развития

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Infographics in the Russian Media: Periodization and Development Trends

 

Лайкова Яна Владимировна
аспирантка кафедры фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, yanal88@mail.ru

Yana V. Laykova
PhD student at the Chair of Photojournalism and Media Technology, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, yanal88@mail.ru

 

Аннотация

Статья посвящена развитию инфографики в российских СМИ с конца XIX в. по настоящее время. Особое внимание уделяется периодизации истории данного метода визуализации, которая связана с технологическим прогрессом и коммуникационными процессами. На базе эмпирического материала анализируются ключевые изменения инфографики с точки зрения особенностей ее создания, дизайна и функций.

Ключевые слова: история российской инфографики, визуализация, СМИ, мультимедийный текст.

Abstract

This article is devoted to the development of infographics in the Russian media from the late 19th century to the present day. The author focuses on the periodization of the history of this visualization method, which is associated with the technological advance and communication processes. On the basis of the empirical material, the author analyzes the main changes in infographics in terms of its creation, design and functions.

Key words: history of Russian infographics, visualization, the media, multimedia text.

 

Термин «инфографика» произошел от сокращения словосочетания «информационная графика» и изначально обозначал подготовку графиков для газет и журналов. В широкое употребление в странах Европы и США он вошел относительно недавно – в конце 1980-х – начале 1990-х гг.1, в России – в начале 2000-х гг., что связано с распространением инфографики в печатных и онлайн-СМИ и появлением теоретических работ в данной области. Сегодня под инфографикой понимается, как правило, визуальное представление информации, однако существует и ряд более узких определений, сформулированных специалистами, изучающими инфографику в таких областях, как искусствоведение, дизайн, журналистика, лингвистика и пр. Например, российские искусствоведы С. Остриков и В. Лаптев называют инфографику методом представления информации вербально-графическими средствами, главная задача которых состоит в эффективной передаче данных2. Известный испанский дизайнер-инфограф, профессор А. Каиро считает инфографику «функциональным искусством»3 и, таким образом, подчеркивает ее прикладное назначение – структурировать информацию для комфортного прочтения.

Указанные выше определения фактически перенесены и в научные исследования в областях журналистики и лингвистики, когда речь идет об инфографике в СМИ. Однако, на наш взгляд, использование общепринятого термина «инфографика» в этом случае представляется недостаточным и не вполне правомерным в силу особенностей медиаконтента. Во избежание искажения парадигмы дальнейшего исследования мы считаем необходимым введение такого термина, как медиаинфографика. Медиаинфографика представляет «синтетическую форму организации журналистского материала»4, креолизованный текст (сочетание вербальных и невербальных компонентов). Ее основные функции – привлечение внимания аудитории СМИ, информирование и убеждение читателя, аргументация тезисов − одним словом, сообщение, оформленное в форме медиаинфографики, всегда является социально значимым. Обоснованием иного взгляда на исследование инфографики в СМИ служит предлагаемая периодизация данного формата подачи медиатекста.

Настоящая работа посвящена развитию российской медиаинфографики от несложных по технике исполнения рисунков до современных интерактивных медиапроектов. Предлагается периодизация истории медиаинфографики, выделяются ключевые тенденции в ее применении на каждом из этапов развития. Основанием для периодизации служит технологический прогресс в области печатных и электронных технологий, изменения в дизайне медиаинфографики (графические и композиционные приемы, виды используемой инфографики, техника и средства ее создания) и особенности ее применения в СМИ (взаимодействие с текстом статьи и графической моделью издания, функции инфографики).

В ходе исследования был изучен теоретический и эмпирический материал по данной теме. В работах российских и иностранных авторов, как правило, освещается история возникновения инфографики как метода визуализации за рубежом: протоинфографика и первые примеры инфографики в научных трудах (Р. Декарта, Э. Галлея5 и др.), возникновение отдельных видов инфографики (графиков, диаграмм). В указанном ключе об истории метода пишут Э. Тафти, искусствовед В. Лаптев, исследователь статистической инфографики В. Артюхин, дизайнер И. Рудерман6 и др. Частные примеры использования инфографики в печатных отечественных СМИ упоминаются в статье С. Некляева, интервью А. Новичкова7, а также в ряде публикаций на профильном сайте infographer.ru8.

Попытка периодизации истории инфографики как метода визуализации предпринята в исследовании С. Острикова9. Он выделяет три этапа развития: допечатный – протоинфографический, печатный (ранний, зрелый и новый − теоретико-практический) и электронный периоды. Очевидно, что исследователь связывает развитие инфографики с эволюцией печатных и компьютерных технологий, периодизация носит  общий характер и не соотносится с медиаинфографикой, не является универсальной для зарубежной и российской истории инфографики.

Предлагаемая нами периодизация российской медиаинфографики позволяет:

  • проанализировать факторы, повлиявшие на становление ее содержательной и визуальной сторон;
  • изучить примеры использования инфографики в СМИ;
  • оценить современное состояние инфографики, уровень общественного дискурса в этой области и перспективы эволюции метода.

 Выделяются ключевые этапы эволюции инфографики в изданиях: от метода несложного представления информации до медиаинфографики как полноправного, самостоятельного медиапродукта – синтеза журналистского и дизайнерского труда. Уделяется внимание основным функциям инфографики, ее роли в СМИ, графическим решениям и визуализации в контексте технологического развития и коммуникативно-информационных условий в стране.

Диахронический методисследованияпомогаетвыяснить причины возникновения инфографики в российских СМИ и проследить еепоследовательное становление на протяжении более чем векового развития.

Дедуктивный метод способствует, с одной стороны, анализу общих тенденций в использовании инфографики в СМИ в разное время, что связано с социально-политическими изменениями в обществе и технологическими – в области СМИ и графического дизайна.

С другой стороны, анализ конкретных публикаций позволяет проиллюстрировать указанные тенденции, аргументировать периодизацию истории данного метода визуализации, обосновать популярность тех или иных видов инфографики и детально проанализировать графические инструменты и особенности инфографики в различных типах изданий. В качестве эмпирического материала в исследовании выступают научно-популярные журналы «Наука и жизнь», «Вокруг света», «Химия и жизнь», «Техника – молодежи», так как именно они положили начало традиции закономерного, обоснованного, а не случайного использования медиаинфографики и вплоть до начала XXI в. развивали основные принципы ее применения, которые в дальнейшем переняли другие печатные СМИ и онлайн-издания.

В России возникновению инфографики как метода визуализации предшествовало развитие протоинфографических10 форм (петроглифов, берестяных грамот, икон и т.д.). Отметим, что С. Остриков относит протоинфографический период непосредственно к одному из этапов истории инфографики, однако, на наш взгляд, протоинфографика явилась одним из этапов развития письменности, рисунка, живописи и послужила лишь предпосылкой к появлению инфографики в СМИ. Только с XIV в. начали развиваться различные способы графического представления данных, которые в дальнейшем легли в основу современных видов инфографики: карт, чертежей, таблиц, графиков, диаграмм. Их возникновение было связано с необходимостью представления новых знаний и информации в краткой и наглядной форме. Среди ранних примеров инфографики – планы русских земель XIV в., «Чертеж московских земель» (1497 г.). С XVI в. в областях картографии, строительства, промышленности и военного дела стали повсеместно использоваться чертежи (например «Годуновский чертеж Кремля» в начале XVII в.).

Развитие научной и инженерной иллюстрации вызвало появление инфографики в СМИ и оказало серьезное влияние на графику и способ подачи информации на страницах изданий. Принципы визуализации данных в статистических справочниках, например  в книге Н.А. Рубакина «Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы» 1912 г.11, также перенимаются газетами и журналами, что делает инфографику в них более разнообразной.

 

1890–1920 гг. Возникновение инфографики в СМИ

В этот период спорадически появляются первые примеры использования инфографики в печатных СМИ. Она еще не является ни постоянным компонентом графической модели издания, ни самостоятельной формой отображения информации – напротив, фактически представляет собой методы представления данных, заимствованные из научной и технической литературы или статистических справочников. Инфографика возникает на страницах журналов и газет в виде таблиц, ертежей, схем, графиков и карт. Среди журналистских тем, иллюстрируемых таким образом, − биологические и физические процессы и явления, технические изобретения, научные эксперименты.

На раннем этапе развития инфографика служит вспомогательным, второстепенным смысловым компонентом издания. На журнальных и газетных полосах доминирует текст, инфографика имеет небольшой формат (максимально – ¼ страницы). Она выполнена вручную (в соответствии с возможностями репродуцирования иллюстраций при высоком способе печати) и представляет собой либо черно-белый карандашный рисунок, либо иллюстрацию тушью. Как правило, отделяется от основного текста прямоугольной рамкой и служит центром композиции полосы.

Инфографика в этот период соответствует условно-пассивной форме коммуникации: читатель может только рассматривать и анализировать публикацию. Тем не менее данный метод вносит разнообразие в композицию и изобразительный ряд качественных научно-популярных и общественно-политических журналов и массовых газет.

 

Рис. № 1. Наука и жизнь. 1890. № 1. С. 9.

 

Так, в первом номере «общепонятно-научного» журнала «Наука и жизнь» (№ 1. 1890. С. 9) статью «Новый аппарат для составления белого цвета» (рис. № 1) иллюстрирует инфографика  изобретения Пуатевена для проведения ньютоновского опыта по исследованию свойств цвета. Этот чертеж представляет интерес как один из первых опытов использования инфографики в СМИ в просветительских целях. Техническое устройство объекта изображается на полосе с разных ракурсов, т.е. с применением проекций: иллюстратор объединяет вид аппарата анфас (чертеж) и ракурс в ¾ (карандашный рисунок, передающий объем предмета). Изображение объекта в различных проекциях было на тот момент единственной известной формой демонстрации всех деталей устройства. Так представляли на бумаге различные предметы ученые, инженеры и архитекторы. Например, первая попытка применения проекций не для архитектурного объекта была предпринята в 1856 г. художником и историком Ф.Г. Солнцевым. Для того чтобы наглядно изобразить собранные в археологических целях предметы, он «зарисовывал их в виде ортогональных проекций – так, как это принято у архитекторов: показывать фасады, планы, боковые виды»12. «Наука и жизнь» спустя 34 года использовала этот прием в инфографике для убедительности и выразительности рисунка: фотографическая точность демонстрируемого принципа работы аппарата дает читателю полное представление о проводимом опыте. И в этом случае форма передачи информации на страницах журнала соответствует его научно-популярным публикациям и характеру издания.

 

Рис. № 2. Огонек. 1899. № 1. С. 8.

 

На вдумчивого читателя ориентирована и иллюстрированная таблица (рис. № 2), опубликованная общественно-политическим журналом «Огонек» (1899. № 1. Дек., 9 (21). С. 8). В ней сопоставлена структура «кровяных шариков» (красных кровяных телец) человека и различных животных и птиц. Инфографику отличает развернутый текстовый блок: заголовок, поясняющие подписи под каждой ячейкой таблицы. Такой способ представления данных соответствует принципам подачи материала в качественном издании и адресован аудитории, заинтересованной в серьезных аналитических статьях.

«Газета-копейка», выходившая с 1908 по 1918 гг. в Петербурге под редакцией М.Б. Городецкого и В.А. Анзимирова13, также иногда применяла инфографику, несмотря на то, что это массовое издание рассказывало, как правило, о скандальных историях, городских новостях и не содержало аналитических и научно-популярных материалов. Простой по своему исполнению рисунок, иллюстрирующий текст «Новые усовершенствования на подводных лодках», можно отнести к инструкции (одному из видов инфографики), которая доступно объясняет, как «в случае несчастья <...> балласт отделяется»14 от корпуса венгерской лодки, чтобы она всплыла на поверхность и не утонула.

Конечно, указанные выше примеры еще далеки от инфографики в ее современном виде: они представляют собой скорее разновидности иллюстрации, построенной по канонам технического рисунка. Однако ценен первый опыт их включения в текст изданий с целью наглядного представления сложной для передачи вербальным языком информации: статистических сведений, устройства предмета, визуализации процесса, сравнения структуры схожих объектов. В ранний период развития инфографики очевидна тенденция преемственности между узкоспециальными изданиями технического характера, статистическими справочниками и инфографикой в СМИ. Используются методы чертежа и технической иллюстрации, однако они видоизменены, адаптированы художниками, которые постепенно начинают ориентироваться на удобство чтения, характер аудитории, формат издания. Пытаясь избежать сложности формы таблиц, чертежей и схем, иллюстраторы ищут новые способы их подачи. Они используют размер, композицию графических элементов в качестве функциональных приемов, что упрощает процесс восприятия инфографики.

 

1920–1960 гг. Становление инфографики как компонента графической модели печатных СМИ

С появлением стандартных макетов в конце 1920-х гг. развивается художественное конструирование печатных СМИ. Оформлению в газетно-журнальном деле уделяется больше внимания, макеты позволяют ускорить процесс подготовки полос к публикации. Происходит движение от графики к графическому дизайну, который становится средством организации процесса восприятия15. В 1920–1930 гг. для инфографики характерны свободный стиль изображения, иногда сознательно небрежная техника иллюстраций, упрощенность и схематичность, уход от документальности. В композиции инфографики появляется динамика, исчезает излишняя декоративность, художники стремятся к предельной ясности изображений, ориентированных на восприятие широкими массами.

На инфографику этого периода влияют такие стилевые направления, как супрематизм, конструктивизм и постконструктивизм. Супрематизм находит свое отражение в колористике: в работах преобладают энергичные, броские, контрастные − черный, белый, красный и желтый − цвета. Конструктивистский метод прослеживается в преобладании прямоугольных форм, геометризации элементов, применении акциденций; постконструктивизм – в «более тонкой проработке пропорций, появлении скруглений, расширении палитры материалов»16.

Все более популярным методом визуализации становится фотография (см. работы Эль Лисицкого, А. Родченко и др.). Она выходит за рамки иллюстрированных журналов, в которых возникла еще во второй половине XIX в. − «Нива», «Всемирная иллюстрация» и др., и получает распространение в большом количестве других изданий – как газетных, так и журнальных. В связи с этим инфографика, с одной стороны, развивается как альтернатива фотографии, а с другой – выступает в синтезе с ней, является элементом фотоколлажа.

К концу 1920-х гг. «старые методы статистических диаграмм – в виде «кривых линий», столбиков, кружков или ничего не говорящих изображений»17 − уже не могли разрешить задачу, поставленную советским правительством перед газетами, журналами и другими печатными органами, – задачу популяризации статистических данных, связанную с массовой агитацией. Следует отметить, что до 1931 г. в стране не было специализированных организаций, занимающихся инфографикой в целях пропаганды, – она была результатом работы отдельных художников. Созданный в Москве в 1931 г. и просуществовавший до 1940 г. Изостат стал институтом, повлиявшим на введение изобразительной статистики.

Графической системой для пропагандистских целей служил венский метод. Разработанный австрийским экономистом и социологом Отто Нейратом, он явился альтернативой вербальному языку: для передачи смысла использовались пиктограммы. Новый язык, названный «графическим эсперанто», основывался на жестко формализованных правилах: различия между значениями отображались не изменением величины изображения (как это было прежде, например в упомянутой выше инфографике книги Н.А. Рубакина), а при помощи повторения одинаковых символов. Графики и диаграммы намеренно не применялись «как не обладающие образной силой»18. В.В. Лаптев пишет о венском методе как о «симбиозе элементарных символьных изображений – пиктограмм и количественных гистограмм столбчатого вида»19. В рамках этого метода Герд Арнц – единомышленник и коллега Нейрата (оба специалиста работали в Изостате в 1931–1934 гг.) – разработал около 4000 пиктограмм, символов и схем.

Рис. № 3. Слева направо: сборник «Молодежь СССР в цифрах» (1936); «Достижения Советской власти за 40 лет в цифрах» (Статистический сборник, 1957); «СССР и капстраны» (1963)

 

В CCCР венский метод, отличавшийся информативностью и наглядностью, широко применялся в статистических отчетах, книгах, плакатах, открытках, пропагандировавших успех страны в промышленности, сельском хозяйстве, машиностроении20 (рис. № 3). Несмотря на все преимущества метода, его критиковали за невозможность отображения точности числовых данных, в отличие от диаграмм и графиков, ведь цифры в инфографике отсутствовали и заменялись знаком-пиктограммой.

Площадкой для развития и экспериментов с инфографикой в этот период остаются научно-популярные журналы, т.к. именно их читатели в первую очередь нуждались в большом количестве иллюстраций разъясняющего характера – чертежах, схемах, картах и т.д. Инфографика перестает быть случайным компонентом графической модели этих изданий − появляются новые приемы в ее оформлении.

 

Рис. № 4. Техника ­– молодежи. 1936. № 4–5. С. 86–87.

В научно-популярном журнале «Техника – молодежи», созданном в 1933 г., постепенные изменения в подходе к инфографике и формирование новых способов ее подачи наиболее очевидны. Так, в середине 1930-х гг. на смену плоскостным техническим иллюстрациям, использованию проекций приходят объемные изображения объектов. Отдельные части на них представлены в разрезе, что позволяет читателю «заглянуть» внутрь сложного механизма (рис.№4). Это прототип будущей компьютерной 3D-графики. Для издания важно не только отображение точных характеристик и размеров предмета, но и их наглядность, благодаря которой изображение становится впечатляющим и запоминающимся.

Двухполосная инфографика в «Технике – молодежи» резко выделялась своим форматом на фоне других изданий 1930-х гг., в которых она по-прежнему оставалась второстепенным компонентом знаковой системы. К 1937 г. в «Технике – молодежи» инфографика занимала уже до 30% общей площади журнала и существовала наравне с фотографией, играя ключевую роль в повествовании о научно-технических устройствах и процессах.

 

Рис. № 5. Техника – молодежи. 1941.  № 3.  С. 26.

На журнальной полосе именно инфографика служила способом организации текста, а не наоборот, и визуализация преобладала над вербальной составляющей. Например, в 1941 г. в одном из выпусков художник превратил весь текст статьи «Схема использования полевого телефона» в комикс – рисованную историю в картинках (рис. №5), где текст играет роль комментария к иллюстрации.

Так, в выбранной форме комикса проявляется элемент игры с читателем. Этот пример не единственный: например, в одном из выпусков журнала «Вокруг света» за 1955 г. (см. рис. № 6) опубликована загадка, составленная из карт гидроэлектростанций: читатель, как кроссворд, должен отгадать все наименования. Коммуникация, безусловно, рассчитана на эрудированную и заинтересованную данной темой аудиторию.

Тенденцией периода 1945−1955-х гг. стало изменение авторского подхода к визуализации карт: на них появляется перспектива, что несвойственно для традиций картографии, карты-локаторы, паттерны (узоры) как декоративный элемент и акциденция на отдельно взятых географических объектах. Карты были особенно популярны в журналах «Огонек» и «Вокруг света» (рис. № 6). Это связано с типом изданий (качественный общественно-политический и научно-популярный журналы, соответственно), тематикой материалов «Огонька», посвященных геополитической обстановке в мире (см. рубрику «За рубежом» в журнале за 1945 г. № 5 (924) от 10 февраля. С. 7; № 29 (948) от 22 июля. С. 14). В монохромных картах использовались линии различной толщины для имитации объема, перспективы и выделения главных или второстепенных объектов. Карты-локаторы с увеличением конкретного фрагмента местности и перспектива в изображении географических объектов, отображение линии горизонта – с одной стороны, оригинальный и выразительный ход художника, с другой стороны, максимальное упрощение и наглядная подача данных для читателя.

 

Рис. № 6. Слева направо: Огонек. 1945 . № 26 (945). Июль, 1. С. 13; Вокруг света. 1950. № 9, Вокруг света. 1955. № 2. С. 63.

 

Художники журнала «Вокруг света» использовали различные проекции, вариации масштаба, ракурсы при изображении местности. Карты обрамлялись в рамку или публиковались на белом фоне между колонок текста (так возникала игра формы и контрформы), замысловатая береговая линия островов или материков создавала декоративный рисунок на страницах журнала.

Период 1920–1960-х гг. отличает формирование инфографики, близкой к ее современному облику. Издания отходят от традиционных для науки, инженерии, архитектуры, картографии форм отображения информации и развивают свои собственные, актуальные для медийной информации приемы представления данных, их взаимодействия с текстом, предлагают новые композиционные и смысловые решения. Так, появляется инфографика в виде истории-комикса, объемные изображения объектов, карты в виде ребусов и карты-локаторы. Графики, таблицы, диаграммы выступают в сочетании с пиктограммами и фотографией, что делает их более наглядными и легкими для чтения. СМИ предпринимают попытки предложить читателю игру в виде инфографики – таким образом, закладываются основы будущей интерактивности. Развиваются технологии печати, которые допускают более тонкую прорисовку объектов, благодаря чему становится возможным создание емких и детализированных изображений.

Инфографика востребована качественными научно-популярными, общественно-политическими, «производственно-техническими» («Техника – молодежи») журналами, в них ярче всего проявляются ее новаторские черты. Под инфографику отводится все большая площадь, что говорит об осознании необходимости визуализации сложных данных и их популяризации. В газетах используется изостатистика для пропагандистских, рекламных целей, что способствует развитию у массового читателя навыка анализа визуализированных данных и восприятия больших объемов статистической информации.

 

1960–2000 гг. Развитие дизайна инфографики. Влияние телевизионных и компьютерных технологий

В период 1960−2000-х гг. большое влияние на развитие инфографики оказывает технологический прогресс. С середины века офсетный способ печати вытесняет высокую печать, становится допустимым использование мелких графических элементов в инфографике, с 1960-х гг. развивается процесс фотонабора. С.И. Галкин отмечает, что новые технологии этого времени отразились, в первую очередь, на эстетике журналов, в то время как в газетах наблюдалось «тотальное преобладание функционального фактора»21. В научно-популярных журналах, в зависимости от формата, тематики, целевой аудитории, представлена широкая палитра видов инфографики: объемные иллюстрации, графики и диаграммы, схемы, чертежи, карты. В общественно-политических изданиях и газетной периодике их разнообразие меньше, в основном это карты, диаграммы и графики, в целом иллюстративный ряд составляют фотографии.

Рис. № 7. Техника ­– молодежи. 1969. № 2. С. 38.

 

На высоком качестве инфографики в журналах отразились не только новые технологии печати, использование плотной бумаги, но и привлечение к работе профессиональных художников. Например, в «Технике – молодежи» над «Исторической серией» работали известные иллюстраторы М. Петровский, В. Барышев, С. Лухин, М. Дмитриев, М. Шмитов. Эта рубрика, посвященная вооружению Великой Отечественной войны, появилась в журнале в 1969 г. и стала постоянной. Под материалы отводился разворот, на одной из полос которого был текст статьи, а на другой – фотографически точное объемное изображение предмета в трех разных ракурсах и рядом – его технические характеристики (рис.№ 7). Формат серии стал популярным, и в 1970 г. родилась еще одна – «Музей ТМ», рассказывающая о кораблях Военно-морского флота, позднее – о стрелковом оружии (1973 г.), паровозах (1974 г.), тракторах (1976 г.) и т.д. Принцип изображения техники, оружия и машин оставался прежним. Аналогичные рубрики по примеру «Техники – молодежи» создавались позднее в других научно-популярных изданиях. Успех такого формата подачи информации заключался в наглядности и простоте визуализации, лаконичности и четкости ее структуры.

Другой научно-популярный журнал – «Химия и жизнь» (с 1997 г. – «Химия и жизнь – XXI век») – также с первых номеров наряду с качественными фотографиями и графическими иллюстрациями использовал инфографику с целью вовлечения широкого

круга людей в сферу химии, знакомства с ее возможностями22. Ее появление в этом издании закономерно: химические формулы и процессы, строение молекул и веществ требовали визуализации. Инфографику журнала отличали разнообразие и

оригинальность в подаче непростой для вербального восприятия информации: например, химическая реакция могла быть представлена в виде разбитого на слайды изображения, на каждом слайде которого – новый этап реакции23. Химия словно

«оживала» на страницах журнала, художники «одушевляли» различные формулы и процессы, делали их «героями» инфографики и старались максимально просто преподнести их читателю. Инфографику объединяла общая стилистика изображения и эффект «ручной» работы: нарочитая кривизна и искажение линий, штриховка плоскостей объектов «в разрезе» (рис. № 8).

Рис. № 8. Химия и жизнь. 1966. № 1. С. 12; Химия и жизнь. 1966. № 12. С. 55.

 

Инфографика в крупнейших российских газетах в это время по-прежнему встречалась редко. Например, газеты «Правда», «Вечерняя Москва», «Гудок» для визуализации материалов использовали лишь фотографии, реже – авторский рисунок (карикатуры, шаржи и др.). Оформление газет, подчиненное фактору функциональности, оставалось достаточно однообразным: по модульной сетке полосы выстраивались монотонные длинные колонки, разделенные заголовками и линейками. Одной из первых в этой период начала использовать инфографику газета «Аргументы и факты», в которой появились различные виды инфографики: круговые диаграммы, таблицы, иллюстрированные графики с использованием пиктограмм и др.24

В 1985 г. в редакциях появилась настольная издательская система, которая позволяла осуществлять верстку на мониторе компьютера, а не в типографии, и повышала ответственность художника при оформлении газет и журналов. Дизайн изданий стал более адресным. Художественные и документальные фотографии, соответствующие тематике журналов, на долгий период фактически вытеснили инфографику из научно-популярных журналов. Например, в первых пяти выпусках 1980 и 1985 гг. журнала «Вокруг света» опубликованы лишь две небольшие (форматом 1/10 полосы) карты. Черно-белая графика была неспособна превзойти преимущества ярких фотографий, которые «прорываются» на страницы печати и составляют основной иллюстративный ряд вплоть до начала 1990-х гг.

Эстетика постмодернизма наиболее ярко отражается на инфографике 1990-х гг.: акциденция становится эффектнее, разнообразнее и насыщеннее, происходит постепенное упрощение изобразительных форм и уделяется больше внимания белому пространству на полосе, иллюстрации становятся крупнее и выходят на передний план. Многоплановость изображения на полосе или развороте создает иллюзию объема и перспективы. Исчезают массивные подложки под текстом, характерные для супрематических композиций начала XX в. Инфографика «встраивается» в узкие колонки на полосе (рис. № 9), что не было характерно для более раннего периода развития. Это связано с художественным конструированием издания и введением модульной сетки. «Ручная» техника для создания иллюстраций в инфографике (например акварельные рисунки в «Технике – молодежи») сменяется компьютерным дизайном. К 2000 гг. особенно популярными стали 3D-изображения (рис. № 9) и фотографии предметов «в обтравку» – «вырезанные» из фона.

 

Рис. № 9. Вокруг света. 1990. № 1; Химия и жизнь. 1995. № 10−12, Химия и жизнь. 1995. № 10−12.

 

Вербальный текст в инфографике со временем отходит на второй план, его количество сокращается, что происходит благодаря высокой концентрации данных, кодируемых в самом изображении. Объемные текстовые описания того или иного предмета со временем заменяются краткими пояснениями, оформленными при помощи выносов и линий, которые ведут к деталям изображения. Этот принцип подачи текста стал впоследствии одним из ключевых в инфографическом дизайне (рис. № 9, № 10). Сформировалась «классическая» форма подачи инфографики как медиаконтента – c заголовком, подзаголовком и лидом, иногда – кратким разъясняющим текстом. Инфографика становится в научно-популярных журналах 1990-х гг. полноценным материалом (рис. № 10), превратилась в сторителлинг – повествование с завязкой, кульминацией и ключевыми выводами. Когнитивная функция инфографики в журналах к концу века стала столь же важной, как иллюстративная.

 

Рис. № 10. Техника – молодежи. 1999. № 10. С. 32−33.

 

Распространение Интернета и электронных технологий повлияло на процесс визуализации в СМИ и внедрение в инфографику стилистики веб-дизайна. Художники получили возможность развивать метод с использованием компьютера, уменьшилось количество работ, нарисованных вручную. Инфографика используется, с одной

стороны, как художественный прием, возможность разнообразить визуальную составляющую изданий, что важно в условиях коммерциализации СМИ, борьбы за рекламодателя и читателя. С другой стороны, инфографика остается успешным методом концентрации и наглядного отображения большого объема данных на полосе и компонентом медиатекста. Благодаря появлению специализированных компьютерных программ (Quark Xpress, Adobe Photoshop, Illustrator, Corel Draw) инфографика со временем стала сложнее и разнообразнее по форме и содержанию.

Прежде чем приступить к анализу инфографики нового, современного, этапа развития, подведем итоги исследованию тенденций развития инфографики в 1960–2000 гг. Очевидно, что одним из факторов ее качественного изменения и профессионального «взросления» послужило появление квалифицированных художников в области научно-технической иллюстрации и статистической графики. На принципах визуализации отразились изменения технологий печати, появление и распространение телевидения, позднее – Интернета и дизайнерских программ. Среди наиболее интересных приемов в инфографике, появившихся в этот период ее развития, назовем: использование объемных иллюстраций, узко-вертикальное расположение на странице, использование линеек и выносов для текстовых пояснений, создание многоплановых композиций. В инфографике появился цвет, что придало ей выразительности, выделило на фоне текстовых материалов и позволило составить конкуренцию другим методам визуализации. Очевидно увеличение количества белого пространства в журналах и стремление художников к чистоте линий и форм. Под инфографику как эффективный формат отводилась все большая площадь в научно-популярных журналах.

 

Начало 2000 гг. – настоящее время. Формирование медиаинфографики как мультимедийного текста

С начала 2000-х гг. наступает новый этап в истории инфографики, она начинает быстро меняться и развиваться как в печатных, так и в электронных СМИ. Распространение интернет-технологий, процессы дигитализации и конвергенции редакций, а также высокая конкуренция среди изданий в условиях рыночной экономики повлияли на рост востребованности и популярности инфографики.

Инфографике уделяется внимание в образовательной сфере: в учебные программы вузов включают спецкурсы и интенсивы по данному предмету. Формируется профессия инфографа – специалиста, который отвечает за создание инфографики в издании и работает над медиапродуктом совместно с журналистом. В крупнейших информационных агентствах, а позднее и в онлайн-СМИ создаются специализированные студии инфографики, среди них отделы в информационных агентствах «РИА Новости» (c 2007 г.) и ИТАР ТАСС (с 2011 г.), газетах «Деловой Петербург» (2008 г.) и «Московские новости» (с 2011−2013 гг.), холдинге «Рамблер-Афиша-СУП» (с 2014 г., издания «Лента.ру», «Газета.ру» и др.) и др.

В 2008 г. российская работа впервые получала признание на международном конкурсе инфографики «Малофей» (Malofiej), на котором авторы представляют свои лучшие проекты в сфере информационного дизайна. Призером стала инфографика «Любимая книга должна быть одна»25 дизайнера Федора Шумилова − основателя дизайн-студии «Паровоз» в Санкт-Петербурге.

Распространению инфографики в стране способствовали Всероссийский конкурс и конференция «Газетный дизайн» (2004–2011 гг., в 2012 г. конференция в последний раз прошла под названием «Дизайн медиа – 2012»), а также всероссийская конференция «Инфографика и информационный дизайн» (2011–2013 гг.). Эти мероприятия были организованы российским отделением общества новостного дизайна (SND Russia). Дизайнеры, инфографы и журналисты получили возможность живого обмена теоретическими и практическими знаниями, а участие в конкурсе на лучшую газетную инфографику стимулировало развитие метода как в федеральных, так и в региональных СМИ. В рамках конференций с докладами и мастер-классами выступали известные российские и зарубежные специалисты в области инфографики (А. Новичков, И. Анишев, Ф. Шумилов, М. Горбачевский, Х. Эрреа и др.). Конференции стали значимым событием для широкого круга специалистов.

Среди тенденций 2000-х гг. стоит отметить и рост количества профессиональных сообществ и профильных сайтов, посвященных проблемам инфографики и ее совершенствованию (например infographer.ru, metkere.com и др.).

Параллельно с этими событиями инфографика становилась одним из основных методов визуализации во множестве российских СМИ, и сегодня ее успешно применяют газеты «Деловой Петербург», «Московские новости» (печатная версия закрыта в 2013 г.), «Ведомости»; журналы «Эксперт», «Секрет фирмы», «Русский репортер», «Вокруг света»; онлайн-издания «Лента.ру», «Газета.ру»; агентства «РИА Новости» (ликвидировано в 2013 г.) и «Россия сегодня», ИТАР-ТАСС; телеканал «Москва-24» и его онлайн-версия. Их отличает качественный подход к созданию инфографики, узнаваемый дизайн, использование передового мирового опыта, стремление к мультимедийности, добросовестная работа с источниками.

Инфографика сформировалась как полноправный компонент СМИ и самостоятельный формат медиатекста. За последние 15 лет российская медиаинфографика стала мультимедийным, интернациональным, поликодовым, метафоричным языком СМИ, который в большей степени ориентирован сегодня на новые медиа в связи с быстрым развитием электронных технологий и языка гипертекстуальности. Инфографика интегрируется в различные форматы материалов: широкое распространение получило в 2010−2015 гг. создание интерактивных статей и проектов, лонгридов. В них инфографика включается наравне с другими средствами мультимедиа – видео- и аудиоматериалами, фотографией, графической иллюстрацией. Интерактивность метода привлекает внимание читателя и позволяет продлить контакт с ним благодаря различным формам взаимодействия с контентом, служит эффектной иллюстрацией сложных данных и аргументацией журналистского текста.

Рис. № 11. Все ясно. 2007. № 5−6; Секрет фирмы. 2011. № 6; фрагмент раздела «Инфографика» на сайте ria.ru

 

Ключевыми особенностями и тенденциями в современном развитии медиаинфографики являются следующие.

  • Стилеобразующий характер инфографики как элемента знаковой системы СМИ. Ее дизайн соответствует тематике и аудитории издания. Цвет, формат, графика линий, фирменные персонажи определяют фирменный стиль для инфографики и делают ее легко узнаваемой. Например, формату развлекательного рекламного журнала «Инфографика» соответствует броская, яркая инфографика, напоминающая комиксы и превращающая издание в цветной калейдоскоп разнообразных материалов. Инфографика может оформлять обложку издания (рис. № 11) или полностью составлять его содержание (журналы «Все ясно», «Секрет фирмы», «Инфографика»).
  • Распространение мультимедийной инфографики и развитие сферы интерактивных проектов. В инфографике все более важной становится коммуникация – «обратная связь» с пользователем: комментарии к материалу, количество собранных «лайков», публикации в социальных сетях. Развиваются активная и деятельностная формы взаимодействия с контентом: пользователь может взаимодействовать с инфографикой, изменять ее элементы, генерировать новые. К инфографике все чаще предъявляется требование «юзабилити» – удобства в использовании, навигации, прочтении.
  • Увеличение площади, занимаемой инфографикой в СМИ. Создание многоплановых и сложных композиций, занимающих в печатных изданиях от одной полосы до нескольких разворотов и создание специальных разделов, посвященных инфографике, на сайтах онлайн-СМИ (рис.№ 11) говорит о растущем значении визуализации в журналистике.
  • Применение шаблонов при создании новостной инфографики для увеличения скорости работы и удобства дизайнера и журналиста («РИА Новости», сайт «Аргументы и факты»).
  • Рост количества используемых видов инфографики в отдельно взятом издании ввиду разнообразия визуализируемой информации.
  • Новый формат работы с инфографикой: это уже не труд одного художника, а продукт коллектива журналистов и дизайнеров.

 

Заключение

Пройдя длинный путь, инфографика развилась от документальной технической иллюстрации в газетах и журналах до одного из ключевых методов визуализации медиатекста. На протяжении развития метода инфографики ни один из последующих этапов не отменял предыдущий, а лишь совершенствовал уже существующие подходы и расширял диапазон используемых инструментов. Именно поэтому основные виды инфографики (карты, графики, таблицы и т.д.) всегда присутствовали на полосах изданий,  менялись лишь способы их визуализации, технология создания, а композиционные принципы становились сложнее, многограннее, оригинальнее.

Изучение истории инфографики в российских СМИ в диахроническом аспекте позволило выявить факторы, повлиявшие на развитие содержательной и визуальной сторон инфографики, ее эволюцию от протоинфографических форм к собственно медиаинфографике как формату журналистского текста. Среди этих факторов − появление цветной полиграфии, офсетной печати, распространение телевидения, компьютеризация и начало использования НИС, интернет-технологии. Очевидно, что важный вклад в развитие инфографики и ее популяризацию внесли научно-популярные журналы, которые привлекали талантливых художников и экспертов для создания качественных работ. Интенсификация информационных потоков в начале 2000-х гг. вызвала формирование тренда визуальной журналистики как синтеза вербального текста и изображения для более эффективного донесения информации до аудитории СМИ. И медианфографика в современных условиях высокой концентрации данных служит одним из методов визуальной журналистики: наглядно отображает информацию, удовлетворяет потребность целевой аудитории в интересных и аргументированных материалах.

Прогресс в области компьютерных технологий и работа конвергентных редакций позволяют сегодня оперативно создавать медиаинфографику в условиях высокой скорости передачи данных. Идет постоянное пополнение банка инфографических проектов и накопление опыта работы над ними. Все больший акцент делается на удобство пользования инфографикой (юзабилити), и здесь стоит отметить, что она максимально подходит для «клипового» восприятия современной аудитории, стремящейся к краткой сводке «о главном» и с трудом читающей большие массивы текста.

В настоящее время медиаинфографика является обязательным элементом знаковой системы практически каждого печатного или онлайн-издания и функционирует как компонент медиатекста, выполняя как иллюстративную функцию, так и когнитивную.

 


 

  1. Крам Р. Инфографика. Визуальное представление данных. СПб, 2015. С. 37. (Kram R. Infografika. Vizual'noe predstavlenie dannykh. Sankt-Peterburg, 2015. S. 37.)
  2. Остриков С.В. Проектно-художественное моделирование инфографики: теоретические основы и принципы: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.06. М., 2014. C. 3; Лаптев В.В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику. СПб; М., 2012. С.10. (Ostrikov S.V. Proektno-khudozhestvennoe modelirovanie infografiki: teoreticheskie osnovy i printsipy: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya: 17.00.06. M., 2014. C. 3; Laptev V.V. Izobrazitel'naya statistika. Vvedenie v infografiku. Sankt-Peterburg; Moskva, 2012. S.10.)
  3. Cairo A. The functional art. An introduction to information graphics and visualization. Berkeley, 2013.
  4. Смирнова Е.А. Инфографика в системе журналистских жанров // Вестн. ВолГу. Сер. 8: Литературоведение. Журналистика. Вып. 11. 2012. − URL: http://cyberleninka.ru/article/n/infografika-v-sisteme-zhurnalistskih-zhanrov (Дата обращения: 07.01.2015). (Smirnova E.A. Infografika v sisteme zhurnalistskikh zhanrov // Vestn. VolGu. Ser. 8: Literaturovedenie. Zhurnalistika. Vyp. 11. 2012. − URL: http://cyberleninka.ru/article/n/infografika-v-sisteme-zhurnalistskih-zhanrov)
  5. Friendly Michael. Brief History of Data Visualization // Chen C., Hardle W., Unwin A. Handbook of Data Visualization. Berlin, 2008. P.20−21.
  6. Tufte E.R. The Visual Display of Quantitative Information. Graphics Press, 2-nd Edition, 2001; Лаптев В.В. Указ. соч; Артюхин В.В. Статистическая графика и инфографика: меньше, чем требуется, больше, чем нужно, и другие проблемы. – URL: http://www.ifap.ru/pr/2013/n130107a.pdf; Рудерман И. Что такое инфографика? 2013. Ноябрь, 29. – URL: http://www.colta.ru/articles/specials/1339 (Дата обращения: 30.10.2014). (Laptev V.V. Ukaz. soch; Artyukhin V.V. Statisticheskaya grafika i infografika: men'she, chem trebuetsya, bol'she, chem nuzhno, i drugie problemy. – URL: http://www.ifap.ru/pr/2013/n130107a.pdf; Ruderman I. Chto takoe infografika? 2013. Noyabr', 29. – URL: http://www.colta.ru/articles/specials/1339)
  7. Некляев С.Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 4. С. 53−66; Алексей Новичков: «Даже Колумбу нужно было презентовать открытия». 2014. Июль, 18. – URL: https://metkere.com/2014/07/novichkov.html (Дата обращения: 10.11.2014). (Neklyaev S.E. Infografika: printsipy vizual'noy zhurnalistiki. // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10, Zhurnalistika. 2010. № 4. S. 53−66; Aleksey Novichkov: «Dazhe Kolumbu nuzhno bylo prezentovat' otkrytiya». 2014. Iyul', 18. – URL: https://metkere.com/2014/07/novichkov.html)
  8. См., напр.: Горбачевский М. ИЗОСТАТ – история визуальной статистики в СССР. 2014. Авг., 13. – URL: http://infographer.ru/izostat-istoriya-vizualnoj-statistiki-v-sssr/ (Дата обращения: 10.11.2014). (Gorbachevskiy M. IZOSTAT – istoriya vizual'noy statistiki v SSSR. 2014. Avg., 13. – URL: http://infographer.ru/izostat-istoriya-vizualnoj-statistiki-v-sssr/)
  9. Остриков С.В. Указ. соч. С. 64–83. (Ostrikov S.V. Ukaz. soch. S. 64–83.)
  10. Там же. С. 66–67. (Tam zhe. S. 66−67.)
  11. Рубакин Н.А. Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы. СПб, 1912. – URL: http://istmat.info/files/uploads/24767/glava_1.pdf (Дата обращения: 06.11.2014). (Rubakin N.A. Rossiya v tsifrakh. Strana. Narod. Sosloviya. Klassy. Sankt-Peterburg, 1912. – URL: http://istmat.info/files/uploads/24767/glava_1.pdf)
  12. Лаврентьев А.Н. История дизайна: учеб. пособие. М., 2007. С. 90. (Lavrent'ev A.N. Istoriya dizayna: ucheb. posobie. Moskva, 2007. S. 90.)
  13. Есин Б.И. История русской журналистики (1703–1917). М., 2000. – URL: http://www.evartist.narod.ru/text4/10.htm (Дата обращения: 10.11.2014). (Esin B.I. Istoriya russkoy zhurnalistiki (1703–1917). Moskva, 2000. – URL: http://www.evartist.narod.ru/text4/10.htm)
  14. История инфографики в России. 2012. Апр., 18. – URL: http://slava-nekliaev.livejournal.com/966.html (Дата обращения: 06.11.2014). (Istoriya infografiki v Rossii. 2012. Apr., 18. – URL: http://slava-nekliaev.livejournal.com/966.html)
  15. Волкова В.В. Специфика медиадизайна // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2014. № 4. С. 13. (Volkova V.V. Spetsifika mediadizayna // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10, Zhurnalistika. 2014. № 4. S. 13.)
  16. Лаврентьев А.Н. Указ. соч. С.138. (Lavrent'ev A.N. Ukaz. soch. S.138.)
  17. Лисс А.М. Предисловие // Иваницкий И.П. Изобразительная статистика и венский метод. М; Л., 1932. (Liss A.M. Predislovie // Ivanitskiy I.P. Izobrazitel'naya statistika i venskiy metod. Moskva; Leningrad, 1932.)
  18. Лаптев В.В. Указ соч. С. 44. (Laptev V.V. Ukaz soch. S. 44.)
  19. Там же. С. 45. (Tam zhe. S. 45.)
  20. См., напр.: Изо-блокнот агитатора. Иллюстрированное пособие для докладов и бесед к 16-й годовщине Октябрьской революции. М., 1933; На стройке социализма. Достижения 1 пятилетки. М., 1933. (Izo-bloknot agitatora. Illyustrirovannoe posobie dlya dokladov i besed k 16-y godovshchine Oktyabr'skoy revolyutsii. Moskva, 1933; Na stroyke sotsializma. Dostizheniya 1 pyatiletki. Moskva, 1933.)
  21. Галкин С.И. От дизайна «вещей» к дизайну СМИ. Некоторые проблемы промышленного проектирования и художественного конструирования. Учеб. пособие. М., 2010. С. 59. (Galkin S.I. Ot dizayna «veshchey» k dizaynu SMI. Nekotorye problemy promyshlennogo proektirovaniya i khudozhestvennogo konstruirovaniya. Ucheb. posobie. Moskva., 2010. S. 59.)
  22. Семенов Н.Н. Ожидаемое и неожиданное // Химия и жизнь. 1965. № 1. С. 7. (Semenov N.N. Ozhidaemoe i neozhidannoe // Khimiya i zhizn'. 1965. № 1. S. 7.)
  23. Химия и жизнь. 1965. № 1. С. 32. (Khimiya i zhizn'. 1965. № 1. S. 32.)
  24. См.: Аргументы и факты. 1987. № 52. С. 3–4. (Argumenty i fakty. 1987. № 52. S. 3–4.)
  25. Доброва И. Что почитать? Или как русские получили награду на Малофее 2008. 2010. Июнь, 10. – URL: http://infographer.ru/malofiej-2008/ (Дата обращения: 06.11.2014). (Dobrova I. Chto pochitat'? Ili kak russkie poluchili nagradu na Malofee 2008. 2010. Iyun', 10. – URL: http://infographer.ru/malofiej-2008/)