Languages

You are here

Ценностная картина мира потребителя современной рекламы

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Axiological World View of a Modern Advertising Consumer

 

Аниськина Наталия Васильевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории коммуникации и рекламы Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, yar_nauka@mail.ru

Nataliya V. Aniskina
PhD, Associate Professor at the Chair of Theory of Communication and Advertizing, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky,  yar_nauka@mail.ru

 

Аннотация

В статье исследуются механизмы формирования современной рекламной картины мира, анализируются трансформации ценностей российского общества под влиянием рекламы. Реклама рассматривается как инструмент воздействия, позволяющий манипулировать ценностями разных уровней и способствовать разрешению конфликта между вечными ценностями и ценностями потребительского общества. Сопоставляя традиционное содержание ценностей с содержанием, предлагаемым рекламой, автор констатирует создание квазиценностей, построенных на придании материальным объектам нематериальной значимости1.

Ключевые слова: рекламный текст, картина мира, трансформация ценностей российской культуры, квазиценности.

 

Abstract

The article investigates the formation mechanisms of modern advertising world view, the transformation of values in Russian society in response to advertising. Advertising is regarded as an instrument of influence which enables one to manipulate the values of different levels and help resolve the conflict between the eternal values and the values of the consumer society. The authors compares the content of traditional values with the advertising content and acknowledge the creation of quasi-values imparting material objects with intangible meaning.

Key word: advertising text, world view, transformation of values in Russian culture, quasi-values.

 

Как известно, рекламу можно рассматривать как специфическую форму пропаганды – системы деятельности, направленной на формирование взглядов, представлений, ценностей, оказания влияния на социальное поведение людей. Другими словами, реклама пропагандирует определенный образ жизни. Результатом такого воздействия вполне может стать изменение ценностной картины мира потребителя, в связи с чем становится очевидной необходимость изучения рекламной практики с точки зрения пропагандируемых в ней ценностей. Эта задача тем более актуальна, что настоящий период времени определяется рядом ученых как аксиологическая революция, или «слом существовавшей ранее системы ценностей»2.

Под ценностями в данной статье понимаются одобряемые обществом и разделяемые большинством людей представления о предметах и явлениях культуры, морали и т.п. К числу общечеловеческих ценностей традиционно относят добро, справедливость, патриотизм, дружбу, любовь, уважение, самоуважение и т.п. Обращение к тем или иным ценностям нередко позволяет рекламодателю значительно повысить эффективность воздействия на целевую аудиторию, установить контакт с новой аудиторией, продемонстрировав общность ценностных установок рекламодателя и потребителя рекламы. Очевидно, что при этом выбираются наиболее значимые для общества ценности – человеческие взаимоотношения, самореализация личности, безопасность жизни, здоровье и др. В рамках данной статьи мы остановимся, прежде всего, на тех ценностях, которые подвергаются трансформации, переосмыслению в рекламной коммуникации, за счет чего и происходит изменение ценностной картины мира потребителя современной рекламы.

Необходимо отметить, что наиболее ярко воздействие рекламы проявляется в том, что она позволяет разрешать возникающий у современного человека конфликт между ценностями вечными и ценностями потребительского общества. Одним словом, манипулируя ценностями разных уровней, реклама может оказывать значительное влияние на потребителя, формируя особую картину мира, в которой удовлетворение человеческих потребностей может приравниваться к совершению общественно значимого поступка.

Наиболее часто апелляция к ценностям используется в рекламе как средство аргументации. Важной особенностью таких аргументов является то, что нельзя однозначно ответить на вопрос об их истинности/ложности. По мнению А.А. Тертычного, связано это с тем, что сами по себе оценочные понятия и ценности никакого эмпирического качества в предмете оценки не отражают3. Кроме того, важное влияние на степень истинности оценки оказывает ее критерий, и если он отсутствует или потребитель не знает его, то степень доверия к оценочному суждению может снизиться. В рекламе же, как показывает практика, критерии оценки указываются крайне редко, однако копирайтерами найден ряд приемов, которые могут повысить достоверность, а значит, и убедительность ценностных аргументов. К числу таких приемов относятся: ссылка на авторитет, статистические данные или результаты исследований, примеры из жизни или истории и т.д.

Как известно, ценности принято подразделять на материальные и духовные. Материальные ценности – это предметы потребления, однако важно помнить, что ценность вещи придает определенное отношение людей к вещам, точнее, это отношения между людьми на вещной, материальной основе. Такие ценности служат сигналом материального благополучия человека в обществе, определяют его социальный статус. Ни у кого уже не вызывает сомнений тот факт, что в обществе массовой культуры материальные ценности доминируют, и задача рекламы заключается в том, чтобы придать подобную ценность каждой рекламируемой вещи.

Понятие же «духовные ценности» в сознании большинства членов современного общества весьма расплывчато. Они являются вторичной реальностью, построенной за счет сознательной творческой деятельности человека. Интересно, что у духовных ценностей есть своя иерархия: часть из них не утрачивает связи с материальными ценностями, как, например, предметы искусства, дизайна, моды, которые имеют официальную рыночную стоимость. По мнению исследователей, эта группа ценностей в силу всеобщей коммерциализации в значительной мере подверглась разрушению4. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что цена подобных предметов нередко играет для потребителя более важную роль, чем их художественная ценность.

К «высшим» же относят духовные ценности, никак не связанные с материальными. Они не имеют потребительского, рыночного характера. Это, в первую очередь, нормы морали, и именно они в силу их идеального характера (существуют только в сознании людей) наиболее размыты. Очевидно, что духовные ценности обладают особым статусом. Их, пользуясь современным языком, можно назвать виртуальными: нельзя купить или накопить, запасти впрок. Однако, как мы увидим далее, именно к этим ценностям стараются приравнять в рекламе ценности первого и второго видов. В результате возникают «квазиценности», построенные на придании определенным предметам мнимой значительности и притягательности для достижения коммерческих целей5. В целом в медийно-рекламной картине мира возникает редукция представлений о смысле жизни, мечте, гармонии, счастье до мыслей об удовлетворении бытовых потребностей6. Более того, реклама нередко опровергает принятые в обществе представления о невозможности приобретения духовных ценностей за деньги. Так, нередко можно встретить слоганы, построенные по одной модели: «Праздник не купишь» (реклама «Аксон-банка»), «Мечту не купишь» и «Успех не купишь» (реклама автомобилей). Зачеркнутая частица НЕ недвусмысленно дает понять, что все это можно купить, стоит лишь обратиться по указанному в рекламе адресу.

Однако, несмотря на то что рекламу принято обвинять в разрушении ценностных основ, нельзя не отметить и ее положительное воздействие на отношение к целому ряду проблем. Так, в частности, реклама в определенной степени позволяет решить проблему социальной адаптации пожилых людей, «снимая стереотипы общества о старости как о закате жизни, и предлагает способы решения возникших проблем, показывая новые формы самореализации»7. Кроме того, благодаря рекламе формируется доброжелательное отношение к новым социальным группам (отцам, занимающимся уходом за детьми; пожилым людям, стремящимся к долголетию; женщинам, совмещающим карьеру с выполнением домашних обязанностей, и др.)8.

Для выявления ценностей, к которым апеллирует реклама того или иного товара, мы использовали следующие методологические подходы.

Во-первых, основным средством апелляции к ценностям в рекламе является оценочная лексика. Традиционно оценки делят на абсолютные (представляют явление как хорошее или плохое, отличное, безобразное и т.д.) и относительные (говорят о предмете как о лучшем, худшем, более/менее красивом и т.д.); внешние (характеризующие предмет с точки зрения значимости его как средства, инструмента достижения цели) и внутренние (рассматривающие предмет с точки зрения степени его совершенства в ряду ему подобных)9. Общепринятой является и классификация оценок, разработанная Н.Д. Арутюновой, согласно которой существуют общие оценки (хороший – плохой) и частные оценки, образующие три группы: 1) сенсорные оценки, связанные с чувственным опытом человека, физическим и психическим, и включающие сенсорно-вкусовые, или гедонистические оценки, и психологические оценки, подразделяемые на интеллектуальные и эмоциональные; 2) сублимированные оценки, включающие эстетические, основанные на синтезе сенсорно-вкусовых и психологических, и этические, удовлетворяющие нравственные чувства; 3) рационалистические оценки, связанные в первую очередь с практической деятельностью человека и его практическим опытом и включающие утилитарные, нормативные и телеологические оценки10.

Именно анализ оценочной лексики позволил нам выявить систему координат ценностной картины мира в рекламе, определить, что такое хорошо и что такое плохо, с точки зрения рекламы. Использование оценочной лексики направлено на выделение тех или иных свойств объекта рекламирования. В этом случае оценки преподносятся как нормы, что позволяет апеллировать к внутреннему миру людей, их потребностям, обычаям, традициям, моде и т.д.

Во-вторых, для указания на ценность предмета (объекта рекламирования), как правило, используются положительные ценностные образы, понятия и слова, которые относятся к основным ценностям общества. Все эти объекты связаны с наиболее важными потребностями, мотивами человека, а также устоявшимися общественными стереотипами. Для выявления ценностей в этом случае необходимо использовать методы когнитивной лингвистики, направленные на анализ концептов, используемых в рекламе. В частности, нами были проанализированы такие концепты, как здоровье/здоровый образ жизни, успех, красота, семья/любовь и др.

В-третьих,важную роль в создании квазиценностей играет использование образных средств, особенно тех, которые построены на взаимодействии вербального и визуального компонентов рекламного текста11.

В-четвертых,процедура анализа ценностей в рекламе предполагает обязательное использование таких значимых информационных ресурсов, как лингвистические словари и Национальный корпус русского языка (http://www.ruscorpora.ru/). Привлечение этих материалов позволяет, с одной стороны, исследовать традиционное наполнение тех или иных концептов-ценностей (за счет анализа словарей разных типов), а с другой – выявить изменения в их структуре и содержании (за счет сопоставления данных словарей с практикой употребления в текстах разных стилей).

Таким образом, метод, используемый нами для исследования ценностной картины мира, представленной в рекламе, можно назвать комплексным, учитывающим как вербальные, так и невербальные компоненты рекламного текста.

Анализ рекламных текстов показал, что сегодня можно говорить о трех основных тенденциях трансформации ценностной картины под влиянием рекламы. Первая тенденция связана с внедрением новых ценностей (нехарактерных для нашей культуры) и обогащением содержания уже существующих. К числу таких ценностей относится, например, агрессивность. Традиционно слова «агрессия», «агрессивный»воспринимались в русской культуре как слова с отрицательной оценкой, о чем свидетельствует анализ словарных статей. Тем не менее, в рекламе они нередко используются для создания идеального образа, к которому надо стремиться: и реклама автомобилей, и реклама парфюмерии в равной степени могут призывать мужчину стать дерзким, наглым, агрессивным. По всей видимости, такое изменение оценки стало возможным благодаря соотнесенности этого качества с мужественностью, маскулинностью, однако и в рекламе, адресованной женской аудитории, можно встретить подобные призывы (именно так строится образ женщины-искусительницы, женщины-повелительницы своей судьбы).

С концептом «агрессивность» во многом связан и концепт «скорость жизни»: реклама призывает нас жить «быстрее», в частности, благодаря формированию новых привычек. Так, при разработке концепции для сети кофеен DOUBLE U COFFEE была использована следующая идея: людям часто хочется удвоить себя, чтобы быть в двух местах одновременно, успевать в два раза больше. Для решения этой задачи потребителям предлагается пить кофе не за столом, а на ходу. Такое поведение преподносится как новая городская привычка, как своего рода социальный маркер: так поступают активные, энергичные и молодые.

Очевидно, что внедрение описанных выше ценностей не могло не повлиять на переосмысление того, что считать успехом. Несмотря на то что в рекламе разных товарных категорий преобладают разные составляющие этого концепта12, можно выделить общие черты: успешный человек – это человек современный, молодой (или, по крайней мере, стремящийся таким казаться и так выглядеть), сексуальный, свободный (то есть не признающий ограничений), ориентированный на стандарты завтрашнего дня.

Успех потребителя может быть обусловлен, во-первых, приобретением успешного продукта: «Не верьте тому, кто говорит, что успех – это нечто нематериальное. Успех можно увидеть, услышать и почувствовать. <…> Выберите Toyota Camry – и Вы почувствуете, что успех говорит с Вами на одном языке. Все успешные люди делают это. По утрам», а во-вторых, взаимодействием с успешным производителем: «Косметическая компания МИРРА ЛЮКС. 6 лет успешной работы на российском рынке. Приглашаем Вас к взаимовыгодному сотрудничеству. Широкий спектр услуг, включая уникальные информационные технологии. Мы работаем на Ваш успех!».

Интересно, что в структуру понятия «успех» в рекламе не входит такая характеристика, как «богатый» в традиционном значении. С точки зрения рекламы, «богатый» – это не тот, кто много имеет или хорошо зарабатывает, а тот, кто много тратит. Нелогичность такого потребительского поведения (тратить больше, чем можешь себе позволить) объясняется весьма убедительно с психологической точки зрения: «Ведь Вы этого достойны!»

Анализ рекламных текстов показал, что в структуре концепта «успех» в рекламе происходят следующие изменения (по сравнению с традиционными представлениями, закрепленными в языковом сознании):

  • важно не что делает человек, а что он потребляет;
  • везение не играет важной роли в достижении успеха, так как повезти может каждому: рекламируемые товары доступны всем;
  • доминирующую роль играет не достижение результатов, а их оценка обществом;
  • успешным является не действие, а сам человек.

Значительные изменения произошли под воздействием рекламы и в структуре концепта «здоровье».  В частности, исследователи отмечают, что появилось даже новое направление в отечественной медицине – медицина для здоровых людей13. Однако, на наш взгляд, более важно то, что в рекламе концепт «здоровье» обогащается новыми ценностными смыслами: реклама нередко апеллирует к семейным ценностям, призывая заботиться не только о себе, но и о своих близких: «Семейный бассейн – это одновременно милые домашние радости, постоянное ощущение праздника и уверенность в здоровье своих близких».

Слова, передающие отношение к здоровью, показывающие его значение («забота», «удовольствие», «работоспособность», «заработок», «качество жизни» и др.), используются в рекламе довольно активно (то есть входят в ядро концепта «здоровье», формируемого рекламой), хотя, по мнению исследователей, эти понятия находятся на периферии концепта в языковом сознании носителей. Реклама убеждает потребителей, что быть здоровым – это не только приятно, но и выгодно: «Бассейн купили – здоровье укрепили – работоспособность повысилась – заработок вырос – можно и вторую машину купить» (реклама оборудования для бассейнов); «Наше будущее зависит от нашего здоровья» (реклама стоматологической клиники).

Рекламный дискурс обогащает исследуемый концепт и такими понятиями, как «качество жизни» («Качество жизни определяется не только тем, как мы одеваемся и где живем, но и тем, как мы лечимся» − в рекламе витаминов) и «репутация» («Здоровые люди – здоровая репутация»).

Отметим также, что многие рекламные тексты направлены на формирование активной стратегии поведения потребителей, основанной на внимательном отношении к своему здоровью, вопреки традиционному для русской культуры пассивному поведению (в нашей национальной культуре не развита практика заботы о себе). Это, безусловно, можно было бы считать положительным результатом, если бы при этом реклама не подменяла понятие заботы о здоровье покупкой «чудо-средств», обещающих вылечить без помощи врачей.

Вторая тенденция заключается в создании новых комбинаций ценностей. В частности, на смену традиционному соотношению «честность – бескорыстие» приходит «честность и выгода»14.  Именно такая идея положена в основу серии рекламных роликов «Альфа-банка», убеждающих потребителя в том, что «честным быть выгодно».

В рекламе алкогольных напитков часто используется апелляция к ценностям здорового образа жизни, несмотря на, казалось бы, полную несовместимость этих понятий – алкоголь и здоровье15. Очевидно, что связать употребление алкоголя с принципами правильного питания как одной из составляющих здорового образа жизни трудно, поэтому производители, как правило, выбирают другие мотивы: занятия спортом, в том числе активным туризмом; отдых на природе и т.д. Так, в рекламе водки «Кедровица» типичный потребитель изображен как человек, который любит созерцать живописные пейзажи, много времени проводит на природе, дышит свежим воздухом, предпочитает активный отдых – одним словом, ведет здоровый образ жизни, частью которого является, по мысли авторов рекламного текста, и рекламируемый продукт. В рекламе водки «Пять озер» употребление водки приравнивается к купанию в волшебных озерах, а потому преподносится как средство, способствующее улучшению здоровья.

В некоторых случаях апелляция к здоровому образу жизни происходит через «призыв» заниматься спортом, однако рецепт спортивного вечера в этом случае может выглядеть, например, так:

«Рецепт спортивного вечера:

Шаг 1. Дождитесь самого важного матча.

Шаг 2. Приправьте его шумными кричалками.

Шаг 3. Добавьте благородный вкус White Horse».

Анализ 150 текстов, рекламирующих крепкие алкогольные напитки, позволяет говорить о том, что апелляция к ценностям здорового образа жизни встречается в 30% текстов и является одной из наиболее характерных для данной товарной категории. К числу ценностей, к которым обращается реклама крепкого алкоголя, относятся также ценности человеческих взаимоотношений (любви, дружбы) – 38% и самореализации – 24%, благодаря чему возникают такие комбинации ценностей, как «любовь-дружба − алкоголь» и «самореализация – алкоголь».

Очевидно, что употребление алкоголя противоречит нормам здорового образа жизни, однако именно в рекламе крепких алкогольных напитков нередко используется указание на их оздоровительный эффект. Так, в 2010 г. самарская компания ООО «Директ Лайн» разместила в Интернете рекламу водки, в которой, в частности, использовались такие выражения, как «улучшает пищеварение», «помогает при простуде – хорошо прогревает горло».

И, наконец, третья тенденция в изменении ценностной картины миры под воздействием рекламы заключается в подмене ценностей, провозглашаемых в рекламе, когда эксплицитно выраженная апелляция к какой-либо ценности не соответствует реальному содержанию текста.

Так, например, потребителю часто предлагается приобретать экологически чистые продукты, качественную воду, продукты из экологически чистых районов и т.д. Эти эпитеты стали привычными благодаря рекламе, однако формулировка «экологически чистый продукт» может ввести потребителя в заблуждение, поскольку нет регламентированных требований, а значит, это словосочетание может использоваться любым производителем и привлечь его к ответственности за предоставление недостоверной информации практически невозможно.

Однако подмена ценностей может происходить и без помощи подобных размытых формулировок. Так, в рекламе сигарет Kiss подпись к фотографии молодой девушки гласит: «Люблю все новое, вкусное и круглое!». Очевидно, что «вкусными» и «круглыми» названы рекламируемые сигареты, которые и предлагается попробовать вместо сладостей читательницам журнала.

Еще одним характерным примером является утверждение «Считать калории – это плохо». Эта идея нередко используется в рекламе биологически активных добавок или продуктов питания для похудения: «Она адресована тем, кто хочет вести здоровый образ жизни, кто хочет питаться правильно и при этом вкусно, не мучая себя подсчетом калорий» (реклама каш быстрого приготовления). В данной фразе выражены следующие семантические пресуппозиции: во-первых, правильное питание обычно бывает невкусным, а во-вторых, считать калории (то есть следить за количеством и качеством съеденного) – зря мучить себя.

После того как Президент РФ В.В. Путин призвал граждан вести здоровый образ жизни, реклама стала значительно чаще апеллировать к таким ценностям, как правильное питание, активный образ жизни, спорт и др. В результате появились ролики, построенные на отождествлении несовместимых прежде понятий. Так, например, незадолго до начала Олимпиады в Сочи в эфире федеральных телеканалов прошла рекламная кампания чистящего средства для туалета Sanfor, в котором процесс чистки унитаза уподоблялся занятию спортом: известная биатлонистка «расстреливала» грязь и бактерии, используя в качестве пуль бутылки рекламируемого средства. Бренд Lacoste предложил свою концепцию занятий спортом: реклама, продвигающая коллекцию одежды весна/лето 2014, сообщала потребителям, что любовь – это тоже своего рода спортивное соревнование.

Многочисленные примеры подмены понятия «здоровье» другими понятиями мы находим в рекламе алкогольных напитков. Использование в рекламе таких приемов, как указание на экологичность продукта и на наличие лекарственных трав в его составе, использование терминов при описании технологии производства, ссылки на результаты исследований и т.д., вполне может привести к появлению у потребителей иллюзии полезности рекламируемого продукта или, по крайней мере, превратить алкоголь и здоровье из взаимоисключающих понятий во взаимодополняющие. Такое воздействие на ценностную картину мира тем более опасно, что поддерживается рекламой других товаров, где также происходит подмена понятий: рыбалка (как вид активного отдыха на природе) подменяется походом в магазин, туристическая поездка приравнивается к листанию журнала, просмотру передачи или покупке определенного товара (например, продуктов питания), занятия спортом предлагается заменить ношением стильной спортивной одежды, а под правильным питанием понимается приготовление еды из концентратов и полуфабрикатов. С другой стороны, опасность включения алкогольной составляющей в структуру концепта «здоровье» заключается еще и в готовности русского человека оправдывать употребление крепких напитков в целом ряде жизненных ситуаций.

Особенность данной тенденции заключается в том, что, хотя мы и определили ее как подмену ценностей, в заблуждение такая реклама, пожалуй, никого не вводит, но, что не менее опасно, предлагает готовые оправдания для тех, кто понимает важность, скажем, здорового образа жизни, но не готов по каким-либо причинам его вести.

Итак, анализ рекламных текстов показал, что реклама, действительно, оказывает значительное влияние на изменение ценностной картины мира, проявляющееся, прежде всего, в том, что реклама:

  • внедряет в сознание потребителей ценности, нехарактерные ранее для нашей культуры, обогащает/изменяет наполнение традиционных ценностей;
  • создает новые комбинации ценностей, которые могут объединять те ценности, которые раньше считались даже взаимоисключающими;
  • подменяет истинные ценности ложными, предлагая готовые оправдания для людей, не соблюдающих правила/традиции/нормы.

В результате подобных изменений реклама создает квазиценности, придавая рекламируемым объектам нематериальную значимость.

 


 

  1. Статья выполнена при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (проект № 01201455067).
  2. Лингвистика и аксиология / Е.Н. Серебренникова, Н.П. Антипьев и др. М., 2011. C. 14. (Lingvistika i aksiologiya / E.N. Serebrennikova, N.P. Antip'ev i dr. Moskva, 2011. C. 14.)
  3. Тертычный А.А. На грани истины и лжи // Реклама: культурный контекст. М., 2004. С. 100.
    (Tertychnyy A.A. Na grani istiny i lzhi // Reklama: kul'turnyy kontekst. Moskva, 2004. S. 100.)
  4. Ильинова Е.Ю. Рекламный дискурс: ценности, образы, ассоциации // Рекламный дискурс и рекламный текст / Т.Н. Колокольцева, А.В. Олянич. М., 2011. С. 39. (Il'inova E.Yu. Reklamnyy diskurs: tsennosti, obrazy, assotsiatsii // Reklamnyy diskurs i reklamnyy tekst / T.N. Kolokol'tseva, A.V. Olyanich. Moskva, 2011. S. 39.)
  5. Лингвистика и аксиология. C. 284. (Lingvistika i aksiologiya. C. 284.)
  6. Ежова Е.Н. «Честным быть выгодно»: трансформация ценностей российского общества в медийно-рекламном дискурсе // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2013. № 1 (34). С. 161. (Ezhova E.N. «Chestnym byt' vygodno»: transformatsiya tsennostey rossiyskogo obshchestva v mediyno-reklamnom diskurse // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2013. № 1 (34). S. 161.)
  7. Там же. С. 160. (Tam zhe. S. 160.)
  8. Penn M., Zalesne E. Microtrends: Surprising tales of the way we live today. London, 2007.
  9. Ивин А.А. Основания логики оценок. М., 1970. (Ivin A.A. Osnovaniya logiki otsenok. Moskva, 1970.)
  10. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988. (Arutyunova N.D. Tipy yazykovykh znacheniy: Otsenka. Sobytie. Fakt. Moskva, 1988.)
  11. Ухова Л.В. Использование риторических фигур в текстах печатной рекламы: к вопросу об эффективности коммуникации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Филология. 2011. № 4 (Т. 7). С. 96−106. (Ukhova L.V. Ispol'zovanie ritoricheskikh figur v tekstakh pechatnoy reklamy: k voprosu ob effektivnosti kommunikatsii // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. Filologiya. 2011. № 4 (T. 7). S. 96−106.)
  12. Аниськина Н.В. Концепт «успех» в рекламе // Язык и культура. Новосибирск, 2014. С. 158−162. (Anis'kina N.V. Kontsept «uspekh» v reklame // Yazyk i kul'tura. Novosibirsk, 2014. S. 158−162.)
  13. Ильинова Е.Ю. Указ. соч. С. 39. (Il'inova E.Yu. Ukaz. soch. S. 39.)
  14. Ежова Е.Н. Указ. соч. С. 158−162. (Ezhova E.N. Ukaz. soch. S. 158−162.)
  15. Аниськина Н.В. Апелляция к ценностям здорового образа жизни в рекламе алкогольной продукции // Modern linguistic systems as instruments of the reality transformation. London, 2014. Р. 15−17. (Anis'kina N.V. Apellyatsiya k tsennostyam zdorovogo obraza zhizni v reklame alkogol'noy produktsii // Modern linguistic systems as instruments of the reality transformation. London, 2014. P. 15−17.)