Languages

You are here

Детские СМИ Италии: история и основные тенденции развития в XIX- XX вв.

Научные исследования: 

Children’s Media in Italy: History and the Main Development Trends in the 19th – 20th Century

 

Дементьева Елена Владимировна
аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, dementevaalena@yandex.ru

Elena V. Dementeva
PhD student at the Chair of Foreign Journalism and Literature, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, dementevaalena@yandex.ru

 

 

Аннотация

Научная статья посвящена детским средствам массовой информации в Италии в XIX-XX вв. В работе в хронологическом порядке прослеживается история возникновения детских СМИ Италии, основные тенденции их развития на протяжении двух столетий. Автор также уделят внимание отличительным особенностям детских средств массовой информации в Италии. Актуальность и научная значимость работы определяется тем, что тема итальянских СМИ для детей мало изучена в исследованиях не только российских ученых, но и самих итальянцев. Это определяет актуальность данной работы, которая может стать базовой для дальнейших исследований.

Ключевые слова: Италия, детская периодическая печать, СМИ для детей.

 

Abstract

The paper deals with children's media in Italy during the 19th – 20th centuries. It investigates in chronological order the history of children's media in this country, their emergence and the main development trends over the two centuries. The author also highlights the distinctive features of children's media in Italy. An overview of the research into Italian children’s media made by Russian and Italian scholars shows that the topic has been underexplored so far. For this reason, this paper seems to be quite timely and a good starting point for further research.

Key words: Italy, children's periodical press, children’s media.

 

 

Детские СМИ1 в Италии имеют богатую историю и сложившиеся традиции. За два века существования они прошли долгий путь становления и развития, всегда чутко реагируя на изменения политической и социальной ситуации в стране, оказывая влияние на формирование мировоззрения юных итальянцев. Сначала популярность завоевали детские газеты и журналы, затем конкуренцию за внимание аудитории им составили радиопередачи и телепрограммы. Сегодня же одну из ведущих позиций в жизни детей и подростков занимает Интернет.

Объектом данной научной работы являются детские средства массовой информации Италии. Предмет исследований – история и тенденции развития детских СМИ Италии в XIX-XX вв. Целью работы было проследить историю детских СМИ Италии и выявить влияние основных событий экономической и политической жизни страны на их развитие. Для достижения этой цели был выбран историко-генетический метод исследования, предполагающий раскрытие фактов, свойств, функций, процессов с учетом их изменения в ходе исторического развития. Этот метод в полной мере позволил рассмотреть процесс возникновения и становления детских СМИ и раскрыть закономерности их исторического развития. Генетический метод позволил в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории детских СМИ в Италии, поскольку по форме выражения информации он является описательным, а по своей природе – аналитически-индуктивным, то есть путем движения мысли от частного к общему (от изучения отдельных детских изданий и программ к логике развития системы СМИ) позволяет установить взаимосвязь между отдельным явлением и общим законом. При более подробном изучении отдельных средств информации для детей применялись дескриптивный (описательный) и историко-системный методы, в совокупности позволившие представить цельную, комплексную картину истории детских СМИ Италии.

Проведение обзорного исследования детских СМИ Италии, включающего в себя изучение предпосылок зарождения и становления детской периодики, выделение основных этапов развития и характеристик СМИ для детей, позволит подтвердить гипотезу о том, что детские средства информации Италии, с одной стороны, являются неотъемлемой частью общей системы итальянских СМИ, функционирующей по общим законам и развивающейся в едином направлении, с другой − обладают специфическими особенностями, которые определяют и подчеркивают их особый статус в этой системе.

Тема итальянских детских СМИ мало изучена не только в России, но и в самой Италии. Среди немногочисленных работ на эту тему наибольшее количество исследований посвящено какому-то определенному детскому СМИ: телеканалу, журналу или радиостанции. Реже речь в них идет о детском телевидении или печати в целом в определенный исторический период. Научная новизна настоящей работы заключается в том, что впервые предпринимается попытка обзорного комплексного изучения детских СМИ Италии. Именно комплексное исследование позволит реализовать основную задачу, которую мы перед собой ставим, − проследив историю детских СМИ, выявить основные тенденции развития детских средств информации в Италии и доказать, что они являлись отражением своего времени.

Наиболее полное исследование темы итальянских печатных СМИ для детей представлено в книге Д. Дженовезе «Периодическая печать для детей: от “Куоре” до Чарли Брауна», а также в работах Ф. Лаццерато, П. Боэро, К. де Лука, К. Корте. Исследованию детского телевидения посвящена монография С.С. Аквавива и Дж. Сарпеллона, а также книга П. Джудичини, М. Кастриньяно. Современное состояние детского телевидения представлено в исследовании группы итальянских ученых центра изучения СМИ «Фокус ин Медиа» (Focus in Media), Фонда Субсидиарности (Fondazione per la Sussidiarietà)2. В данной работе используются статистические данные Исследовательского центра CENSIS (Centro Studi Investimenti Sociali) и Национального института статистики ISTAT (Istituto Nazionale di Statistica).

Актуальность данного исследования заключается в том, что оно впервые систематизирует имеющиеся сведения и дает комплексное представление об истории детских СМИ Италии. Роль средств массовой информации невозможно недооценивать: они оказывают сильное влияние на формирование ценностных установок, моделей поведения и морально-этических принципов у детей, определяя, какой станет сама Италия, когда дети вырастут. Детская аудитория наиболее восприимчива к посланиям, которые передаются посредством массмедиа. Это обусловлено, в первую очередь, возрастными особенностями3. Дети стремятся познать окружающий мир и буквально на лету схватывают любую новую информацию – будь то правила игры или реплики героев мультфильма. Именно в возрасте до 15 лет люди узнают около 80% информации, которой будут пользоваться в 40−50 лет. Детское сознание (мозг, нервная система, органы чувств) нацелены вовне, готовы к приему новых знаний о мире и о себе самом. Именно поэтому очень важно, в какой среде растет ребенок и что влияет на формирование его личности. Современные дети растут в информационном обществе, т.е. в полной мере испытывают на себе влияние различных средств массовой информации, предназначенных как детям, так и взрослым. Данное исследование посвящено СМИ, целевой аудиторией которых являются дети в возрасте от 0 до 14 лет.

В итальянском языке существует специальный термин для обозначения печатного периодического издания для детей – giornalino («джорналино»)4. Это понятие достаточно широко, его используют при описании различных изданий: объемом от 4 до 158 страниц (альманахи для детей), сброшюрованных и нет, напечатанных на мелованной бумаге и обычной. Главное − это издание для детской аудитории. В своей работе мы разграничим информационные листки, журналы и альманахи для детей. Что же касается газет, то они подразумевает под собой определенную периодичность и обычно выходят ежедневно или два-три раза в неделю. Для детской периодики это нетипично, поэтому назвать детские издания «газетами» в полном смысле нельзя.

 

Детские СМИ Италии в XIX в.

Детские СМИ с момента своего возникновения всегда чутко реагировали на политические и социальные изменения, которые происходили в Италии; самые значимые исторические события и процессы оказали существенное влияние на прессу для детей, зачастую определяя ее облик.

Первые детские периодические издания в Италии стали плодами века Просвещения и появились во многом благодаря влиянию Франции. В 1812 г. в издательстве Джованни Пиротты появилось первое итальянское периодическое издание для детей − «Л’Амико дей Фанчулли» (L'Amico dei Fanciulli −«Друг детей»), представлявшее собой 158 сброшюрованных страниц книжного формата. Оно было переводом французских брошюр. Альманах выходил на протяжении 2 лет5. Свет увидели 14 томов, которые содержали сказки, познавательные, назидательные и религиозные рассказы для детей.

По сравнению с другими европейскими странами, детская журналистика в Италии стала развиваться достаточно поздно. В Германии, например, первое детское издание − «Ляйпцигер Вохенблат» (Leipziger Wochenblatt «Лейпцигский еженедельный листок») − выходило уже в 1772−1774 гг., а в России «Детское чтение для сердца и разума» печаталось в университетской типографии Н.И. Новикова в 1785–1789 гг. В Италии детская периодика начала зарождаться в сложный исторический период. Нестабильная политическая обстановка негативно повлияла на количество и качество всех печатных изданий, в том числе детских. По итогам Венского Конгресса 1814-1815 гг. Италия оказалась разделенной на отдельные области-государства. Непростую социальную и экономическую обстановку осложнил начавшийся вскоре период Реставрации. Таким образом, начало XIX в. не способствовало становлению и развитию детской периодики, ощущалась острая нехватка развлекательных и образовательных изданий6.

Новый этап в развитии детской периодики начинается в 1832 г. Именно тогда Пьетро Туар выпустил в печать «Иль Нипоте ди Сесто Кайо Бачелли» (Il Nipote di Sesto Caio Bacelli − «Внук Кайо Бачели Шестого») – календарь об истории, экономике и морали, на страницах которого размещались произведения для детей и семейного чтения. Календарь полюбился маленьким читателям и способствовал росту интереса к детской периодике.

В 1830–1840 гг. появились такие журналы и информационные листки для детей, как «Джорнале пер фанчулли» (Giornale per fanciulli − «Газета для детей»), под редакцией Луизы Амалии Паладини; миланский «Иль Джоведи» (Il Giovedi − «Четверг») Джованни Пиротты; «Леттуре пер фанчулли» (Letture per fanciulli − «Чтение для детей») издателя Рафаэле Ламбрускини, которое выходило как приложение к информационному вестнику для педагогов «Гуида делль эдукаторе» (Guida delleducatore − «Руководство педагога»). Важная особенность детской печати того времени заключалась в том, что издания были не общенациональными, а местными, выходившими в определенном городе или области. Так, в Генуе печатался «Иль джовинетто итальяно» (Il giovinetto italiano«Итальянский мальчуган»), на Сардинии – «Леттуре пополари» (Letture popolari − «Народное чтение») под редакцией В. Канту, а в Папский области выходил «Л’Артиджанелло» (LArtigianello − «Подмастерье»). Но все эти издания были недолговечны, так как детские журналы только искали свой путь к читателю и не могли еще успешно справляться с возникающими экономическими трудностями7.

Первое детское издание, просуществовавшее в Италии достаточно долго, было изданием того же Пьетро Туара – «Леттуре ди фамилья е скритти пер фанчулли» (Letture di famiglia e scritti per fanciulli − «Семейное чтение и рассказы для детей»), которое выходило с 1849 по 1875 гг. в Милане. На самом деле газета ориентировалась на взрослых читателей, однако, чтобы соответствовать заголовку и расширить аудиторию, печатала и произведения для детей. Задумка привлечь таким названием больше читателей и завоевать популярность себя оправдала: газета выходила с переменным успехом в течение 26 лет. Значимым событием, повлиявшим и на развитие детской периодики, стало принятие в 1859 г. закона об образовании Г. Казати8, который в дальнейшем станет основой системы образования Объединенной Италии. Благодаря тому, что закон Казати вводил принцип обязательного бесплатного образования, уровень грамотности населения заметно повысился. И это благоприятно отразилось на востребованности детских книг и периодических изданий. Однако произошло это лишь после того, как в Объединенной Италии были решены насущные проблемы и преодолены основные противоречия.

Первое десятилетие после основания Итальянского Королевства в 1861 г. отличалось активностью в сфере СМИ. На страницах газет шла ожесточенная борьба между представителями разных партий и группировок. Естественно, на какое-то время детская журналистика оказалась в тени. Выпуск литературной и периодической продукции для маленьких читателей практически остановился c 1860 по 1870 гг. Развитию детской периодики препятствовали определенные факторы. Во-первых, ввиду особой геополитической ситуации в стране наряду с достаточно развитыми регионами существовали отсталые провинции, которые и после объединения Италии были мало заинтересованы в подъеме авторитета детской образовательной литературы и повышении культурного уровня населения. Во-вторых, был еще очень низок уровень грамотности. И, наконец, в силу финансового положения позволить себе покупать газеты и книги могли лишь обеспеченные семьи – а это очень небольшая часть населения страны.

Поэтому неподдельный интерес к литературе и периодическим изданиям для детей в Италии возникает лишь спустя несколько лет после объединения государства, когда удалось преодолеть некоторые противоречия. С середины 1870-х гг. намечается рост количества изданий для детей, как книжных, так и периодических. В этот период появляются журналы в основном образовательной тематики, предназначенные для детей из богатых семей9. Редакторы стремились к тому, чтобы их издания в первую очередь понравились родителям, ведь именно от них зависело решение оформить подписку. В 1881 г. появляется первый еженедельник для девочек, названный в честь дочери учредителя – «Корделия» (Cordelia) флорентийского издательства «Ле Монье» (Le Monnier) − лидера в области учебной литературы10. Два черно-белых листа формата 31х20 см. были посвящены культу семьи – настоящему призванию будущей женщины. Еженедельник вполне отвечал формуле «Бог, Отечество, Семья», которая в то время была лозунгом многих изданий.

7 июля 1881 г. в свет вышел еженедельный журнал «Джорнале пер и бамбини» (Giornale per i bambini − «Газета для детей») Фердинандо Мартини. Он стал самым ярким изданием конца XIX в. С этим журналом сотрудничали Карло Коллоди, Ида Баччини, Эмилио Де Марки и другие, не менее известные литераторы той эпохи. При создании еженедельника Фердинандо Мартини опирался на успешный опыт своих зарубежных коллег. К началу 80-х г. XIX в. во Франции, Англии и Германии рынок детской периодики был уже достаточно развит и подобные издания пользовались постоянным спросом. Своим успехом газета Мартини во многом обязана и публикации в ней приключений Пиноккио, которые выходили под заголовком «История Куклы» (Storia di un burattino) с первого номера 1881 г. по февральский номер 1883 г.11

Подводя итог обзору детской периодики второй половины XIX в., можно сказать, что главной темой большинства изданий 1861–1900 гг. стало воспитание и образование. В детских журналах печатались статьи о пользе обучения, о том, как должен себя вести хорошо воспитанный ребенок, давались рекомендации, что читать и как с толком проводить свободное время. Конечно, маленьких читателей могли интересовать и другие темы, но такое содержание очень нравилось родителям, которые в итоге и принимали решение, что будут читать их дети.

 

Первая половина XX в.

Новый период Итальянской истории – с 1901 по 1914 гг. – называют «Эрой Джолитти». Будучи премьер-министром, Джованни Джолитти провел ряд либеральных реформ. Изменения в политической жизни страны оказали благоприятное воздействие и на детскую периодическую печать. В это время появляются итальянские издания для детей, на долгие годы завоевавшие любовь маленьких читателей.

24 июня 1906 г. во Флоренции вышел первый номер еженедельной «Иль Джорналино делла Доменика» (Il Giornalino della Domenica − «Воскресная детская газета») Луиджи Бертелли12. Издание было рассчитано на детей от 7 до 15 лет из обеспеченных семей. Возникший в период столкновения новых и старых течений, еженедельник чутко реагировал на политическую ситуацию в стране, однако в первую очередь стремился соответствовать интересам своих маленьких читателей и отвечать их требованиям13. «Иль Джорналино делла Доменика» на протяжении многих лет оставалось одним из самых популярных детских изданий в Италии, для которого был важен живой диалог с читателями.

Что касается изданий для детей старшего возраста, то среди появившихся в начале XX в. наиболее интересным журналом был «Джовинецца» (Giovinezza − «Молодежь»), выходивший в Милане с 1909 г. раз в две недели. Он был посвящен культуре, искусству и другим темам, интересующих подростков. Но без преувеличения можно сказать, что самым важным детским периодическим изданием, появившимся в начале XX в., стал «Коррьере дей Пикколи» (Corriere dei Piccoli«Детский курьер») – еженедельное детское приложение к газете «Коррьере делла Сера» (Corriere della Sera – «Вечерний курьер»). На его страницах впервые в Италии стали регулярно публиковаться комиксы. «Коррьерино», как его еще называли, выходил с 1908 по 1995 гг. и был любимым журналом для многих поколений итальянцев14. В 1924 г. в Италии появляется католическое издание для детей − «Джорналино» (Giornalino«Газетка»), которое выходит и по сей день.

В начале XX в. рынок детской периодики еще не очень широк и разнообразен. Но в силу того, что и спрос на издания умеренный, вполне удовлетворяет потребности в чтении детей из обеспеченных семей. А именно на них, в первую очередь, и были ориентированы все детские издания, выходившие в Италии.

Очередной этап в развитии детской периодической печати – становление фашистского режима. Для детских изданий, как и для всей итальянской журналистики, наступили трудные времена: они так же подверглись строгому контролю со стороны власти, как и издания для взрослых читателей. Относительно свободными в детских газетах остались лишь страницы с письмами читателей и забавными карикатурами. Одним из ярких изданий времен фашизма было «Иль Джоведи» (Il Giovedi«Четверг»), впервые вышедшее 31 июля 1927 г. На его страницах каждый четверг маленькие читатели узнавали о новых приключениях Золотого Карабина − человека, который с ранних лет привык смотреть в лицо смерти и ничего не бояться15. Этот журнал стал одним из многих, воспитывающих молодое поколение в духе военного времени.

Главным детским изданием режима дуче стал «Джорнале дей Балилла» (Giornale dei Balilla – «Газета Балиллы»), позже сменивший название на более простое − «Балилла», что на генуэзском диалекте означает мальчик от 8 до 14 лет. Это имя было прозвищем исторического персонажа, подростка из Генуи, который стал в Италии символом борьбы за национальную независимость. С 1926 по 1937 гг. в Италии существовала детская фашистская организация, которая называлась «Опера Национале Балилла» (Opere Nazionale Balilla). Помогать формировать мировоззрение этих детей и должен был еженедельник «Балилла». На его страницах печатались итальянские комиксы (без привычных «облачков» из слов, а с подписями внизу картинок), приключенческие истории и рассказы, пропагандирующие идеалы фашизма. Позже появился еженедельник специально для девочек – «Ла Джоване Итальяна» (La Giovane Italiana − «Молодая итальянка»).

В 1932 г. появляется самое известное итальянское издание комиксов − «Тополино» (Topolino«Мышонок») – о приключениях Микки Мауса и его диснеевских друзей. Начиная с № 137, вышедшего 11 августа 1935 г., и по сегодняшний день «Тополино» выпускается крупнейшим издательством «Мондадори» (Mondadori). Уже с первых номеров еженедельник завоевал любовь юных читателей. Однако вскоре Муссолини ужесточил надзор за прессой и запретил публикацию иностранных комиксов. Начиная с № 476 от 27 января 1942 г. на страницах «Тополино» вместо историй про мышонка стали появляться комиксы про обычного мальчика Туффолино, нарисованного известным иллюстратором Пьерлоренцо Де Вита. После войны публикация историй про Микки Мауса возобновилась.

В 1934-1935 гг. появляются такие издания комиксов, как «Аввентурозо» (L'avventuroso − «Авантюрный»), «Аудаче» (L'Audace − «Смелый»), «Интрепидо» (L'Intrepido − «Бесстрашный»). Все они были цветными, объемом от 16 до 20 страниц. В них печатались комиксы об американских супергероях, а также веселые истории и рассказы. Содержание этих изданий соответствовало духу времени: учило героизму, пропагандировало идеалы смелости и отваги.

Католическая церковь, наблюдая за успехом светских журналов комиксов, решила начать издавать свой подобный журнал. Так, в 1937 г. появился «Витторьозо» (Vittorioso − «Победоносный»). Он сумел составить конкуренцию перечисленным светским изданиям. С журналом сотрудничали знаменитые авторы комиксов для детей, которые сочиняли для «Витторьозо» истории, не только пропитанные духом приключений, но и несущие в себе идеалы и ценности католической церкви.

С приходом к власти Муссолини начинает развиваться итальянское радио – в первую очередь как средство массовой пропаганды нового режима. 6 октября 1924 г. в Италии состоялась первая радиотрансляция. Рим, Милан, Неаполь, Турин – к 1929 г. во всех крупных городах было налажено радиовещание. Режим Муссолини особое внимание уделял воспитанию подрастающего поколения. И именно радио стало одним из средств, с помощью которого идеи фашизма можно было донести до юных итальянцев. На радиостанциях всех крупных городов один час в послеобеденное время, когда все школьники возвращались домой, отводился для детских передач. С их помощью юным итальянцам с самого маленького возраста прививались ценности нового режима.

Однако помимо пропагандистской функции радио успешно выполняло и образовательную. С июня 1933 г. в деревнях стало появляться так называемое «Сельское радио» (Radio Rurale) – приемник, который устанавливался в местах наибольшего скопления людей, в государственных учреждениях, в том числе школах, в сельской местности. Благодаря этому новому средству пропаганды идей фашизма более трех миллионов итальянских школьников узнали, что такое радио и начали изучать итальянский язык. Таким образом, радио сыграло значительную роль в повышении уровня образованности юных итальянцев.

 

Детские СМИ Италии во второй половине XX в.

После окончания войны и освобождения Италии заметно увеличилось число печатных периодических изданий, в том числе и изданий для детей. 1945−1953 гг. – это период формирования системы печати и радиовещания в условиях становления новой политической системы Италии и борьбы политических партий. 1946−1948 гг. были связаны с выработкой основных принципов деятельности СМИ и принятием на их основе законодательных норм. 2 июня 1946 г. прошел референдум, по итогам которого Италия была провозглашена Республикой. На парламентских выборах в апреле 1948 г. побеждает партия христианских демократов. Она будет сохранять лидирующие позиции на политической арене страны до 1990-х гг. Это позволило ее лидеру, Де Гаспери, сформировать центристскую правительственную коалицию, в которую вошли христианские демократы, либералы, республиканцы, а позже и социал-демократы. В оппозиции оказались коммунистическая и социалистическая партии. С 1948 по 1953 гг., в годы центризма, произошла окончательная поляризация сил в средствах массовой информации16. Система СМИ Италии обрела не только свои характерные черты, но и формы взаимодействия с экономической и политической властями.

Важным этапом в истории страны стало принятие Конституции, которая вступила в силу с 1 января 1948 г. Она утверждала принцип свободы печати, ограниченный рамками закона. Были определены конституционные принципы деятельности СМИ, приняты законодательные нормы. Вышел новый закон о печати, предусматривавший особую ответственность изданий, адресованных детям и молодежи.

Конформистская, близкая к либералам и христианским демократам «Коррьере делла Сера», следовавшая в русле политики правящего большинства, заняла ведущие позиции в ежедневной печати. Это сказалось и на стабильной популярности детского приложения «Коррьере дей Пикколи». Издание располагало профессиональными авторами, обширной сетью подписчиков и было в послевоенный период самым читаемым детским изданием Италии. Газете удалось сохранить общую познавательную тональность и при этом успешно выполнять развлекательную функцию детской периодики.

Что касается наиболее успешного детского издания оппозиции, то им стал журнал «Иль Пионьере» (Il Pioniere«Пионер»), который под редакцией Дины Ринальди выходил каждое воскресенье c 1950 по 1962 гг., а с 1963 по 1969 гг. в качестве еженедельного приложения к коммунистической газете «Унита» (L’Unità – «Единство»). Объем издания с 16 полос постепенно увеличился до 48, однако потом снова уменьшился. Издание придерживалось коммунистических взглядов и стремилось в упрощенной форме донести их до своих читателей17.

После освобождения Италии наметился рост числа периодических изданий. Но из-за возрастающих расходов на бумагу, типографское оборудование и распространение количество газет после 1946 г. начало сокращаться. Не могла печать преодолеть и разделение по регионам. Все это касалось и детских изданий.

Издания, вышедшие после 1945 г.: «Вера Вита» (Vera Vita«Истинная жизнь») – печаталась дважды в месяц в Неаполе с 1945 г.; «Ла Ceттимана дей рагацци» (La Settimana dei ragazzi«Неделя подростков») – газета с цветными и черно-белыми иллюстрациями, выходила дважды в месяц; «Иль Коррьере делла Доменика» (Il Corriere della Domenica«Воскресный курьер») – издавалась во Флоренции с 1945 по 1947 гг., – просуществовали совсем недолго. Им не удалось приспособиться к новым требованиям читателей. Издания остались верными устаревшим образцам, как в отношении оформления, так и в отношении содержания.

Настоящий бум переживают в послевоенные годы издания комиксов. С падением режима Муссолини был отменен и запрет на «рисованные истории». Большая их часть печаталась маленькими издательствами, которые стремились выпустить товар, востребованный на рынке печатной продукции для детей. Качество подобной продукции оставляло желать лучшего. Это относилось и к полиграфическим материалам (дешевые бумага и краски), и к содержанию. Однако эти комиксы смогли в некоторой степени переманить читателей на свою сторону. В основном − за счет привлекательной цены и ярких обложек.

Набирающее в 1950-е гг. популярность телевидение начало постепенно завоевывать все больше поклонников и среди маленьких итальянцев. Хотя радио стало развиваться чуть раньше и увеличивало охват аудитории довольно стремительно в конце 1940-х – начале 1950-х гг., оно не имело сильного влияния на детскую аудиторию, более восприимчивую к визуальной информации.

Экспериментальная фаза развития итальянского TВ стартовала еще в 1929 г., однако после Второй мировой войны все пришлось начинать заново. Работа продолжилась в 1949 г., а с января 1954 г. начали выходить регулярные телепередачи. В стране, где 12,9% населения были неграмотны и только один из пяти итальянцев говорил на чисто итальянском языке, именно телевидение становится главным средством повышения культурного уровня и образованности населения.

3 января 1954 г. в рамках вещания Национальной Программы (Programma Nazionale, сегодня – РАИ 1 (RAI 1)) появляется «Детское телевидение» (La Tv dei Ragazzi), девизом которого было «Обучать, развлекая» (Insegniare divertendo). Ежедневно, кроме вторника и воскресенья, в 17.30 начинались передачи для детей. Телепрограмма каждого дня была разделена на три блока: образовательные программы для подростков, программы для малышей и развлекательные передачи. Число образовательных и информационных программ было гораздо больше, чем число программ развлекательных. Детское телевидение в эпоху своего становления представляло собой четко отрегулированную систему: программы, отобранные с учетом возрастных особенностей аудитории, в первую очередь были призваны привить своим зрителям морально-этические ценности и принципы.

Настоящей телесенсацией стал первый выпуск «Кароселло» (Carosello – «Карусель») в 1957 г. Целевой аудиторией этой рекламно-развлекательной передачи, длившейся около пяти минут, были взрослые, однако она буквально очаровала маленьких зрителей. Яркая, веселая, красочная, она пользовалась популярностью у юной аудитории, которая теперь все чаще предпочитала обращаться за развлечениями и информацией к телевидению, а не к печатным периодическим изданиям. Роль телевидения еще больше возросла благодаря появлению в 1958 г. телепередачи нового формата, которая называлась «Телескуола» (Telescuola − «Телешкола») и выходила на Национальной Программе до 1966 г. Ее целью было не только развлекать детей, но и воспитывать их, увлекать новой информацией и полезными знаниями.

Среди печатных изданий, продолжавших успешно выходить в 1950-е – 1960-е гг., наиболее популярными были «Эсплорьямо» (Esploriamo − «Исследуем»), ежемесячник «Селеционе дей Pагацци» (Selezione dei Ragazzi − «Выбор ребят») и еженедельник c мальчишеским именем «Микелино» (Michelino), выходивший по субботам с 1961 г. Очень часто в 1950-е гг., как и раньше, детские издания выпускались как еженедельное приложения к газетам. Один из самых известных примеров – «Иль Джорно дей Рагацци» (Il Giorno dei Ragazzi − «День подростков») – приложение к миланской газете «Иль Джорно» (Il Giorno − «День») с 1957 г.

А одним из самых популярных детских изданий остается по-прежнему «Коррьере дей Пикколи». В 1960-е гг. тираж некоторых номеров достигал рекордных 700 тыс. экземпляров! Отчасти успех изданию обеспечивало благосклонное отношение к нему правящей партии христианских демократов.

Детская периодическая печать 1960-х гг., отражавшая противоречия своего времени, характеризуется и нехваткой воспитательных тем. В отличие от изданий первой половины XX в., теперь на страницах газет и журналов гораздо меньше внимания уделялось проблеме образования. Зачастую газеты уклонялись и от освещения мировых новостей и проблем современного человека, считая, что главной функцией детской периодики должна быть развлекательная, а не воспитательная или образовательная, как это было раньше. К концу 1960-х гг. намечается общий кризис печати, связанный с нарастанием политического напряжения в стране. Уменьшается количество газет и, в частности, детских изданий. Наряду с экономическими причинами – резким увеличением расходов на изготовление печатной продукции, повышением цен на бумагу, отставанием технического оснащения типографий – существовали и иные причины, препятствующие росту популярности детских изданий. Одной из них была неграмотность населения. В 1957 г. среди населения старше 6 лет неграмотных и полуграмотных было 30,8%. В связи с кризисом сокращается число подписчиков, а ведь именно эта статья доходов всегда была основной для итальянской прессы.

В 1970−1980 гг. телевидение закрепляет свои позиции лидера на рынке СМИ для детей. Телепрограмма становится более интенсивной (ежедневные программы) и разнообразной. На РАИ 1 в эфир выходит игровое шоу для детей «Скакко ал рэ» (Scacco al re − «Шах»). Правда, просуществовала передачи всего год – с 1972 по 1973 г. Появляются программы для совсем маленьких зрителей, предназначенные для семейного просмотра. Например, «Бим, бум, бам» (Bim bum bam). Таким образом, благодаря привлечению родителей к просмотру передач, увеличивается аудитория детского телеконтента. Этому способствует и появление первых частных телеканалов, например «ТелеМилано» (TeleMilano) Сильвио Берлускони в 1974 г.

В конце 1970-х гг. в Италии набирают популярность знаменитые японские мультфильмы. Частные телеканалы организуют вещание собственного детского телевидения, нацеленного на более юную аудиторию. В то время как целевой аудиторией государственной телерадиокомпании РАИ остаются семьи и подростки.

Возрастающая мощь телевидения стала новым испытанием для детской периодики, в частности для медиаимперии С. Берлускони. К началу 1980-х гг. Берлускони принадлежит треть телевизионной аудитории Италии, несколько радиостанций и рекламное агентство. Детские печатные издания ощущают все более жесткую конкуренцию со стороны других средств массовой информации. Поэтому издателям приходится снова и снова придумывать, как привлечь читателей. Отсюда и пестрые обложки, и множество иллюстраций (чем раньше могли похвастать далеко не все издания), и подарки – приложения к выпуску, и материалы на любой вкус. В условиях жесткой конкуренции издатели все чаще задумываются о коммерческой выгоде, а не о пользе, которую их журнал может принести ребенку.

Однако в киосках появляется и качественная периодическая продукция для детей. Например, в 1987 г. в издательстве «Франко Козимо Панини Эдиторе» (Franco Cosimo Panini Editore) выходит журнал «Пимпа» (Pimpa), названием которого стала кличка забавного щенка. Издание может похвастаться богатой историей, разнообразными рубриками и материалами, призванными не только развлекать, но и развивать детей: многочисленными картинками для раскрашивания, загадками на внимательность, играми, шарадами и головоломками. Журнал выходит и сегодня.

В этот период продолжают пользоваться популярностью комиксы. И самые востребованные из них – по мотивам мультфильмов Уолта Диснея. В 1976 г. выходит один из самых известных журналов издательства Уолта Диснея в Италии – ежемесячник «И Классичи ди Уолт Дисней» (I Classici di Walt Disney – «Классики Уолта Диснея»). Как и было заявлено в самом названии, в издании в основном печатались комиксы, созданные по мотивам мультфильмов знаменитой корпорации. Этот журнал продолжает выходить и сегодня. Своим успехом он, очевидно, обязан неуменьшающейся популярности диснеевских героев.

1990 г. ознаменован принятием закона «О деятельности общественного и частного телевидения и радио в Италии»18. Особый интерес для нас представляют статьи 10, 11 и 13, в которых говорится о запрете телевизионных программ, которые могут нанести ущерб психическому и моральному развитию несовершеннолетних, а также фильмов, которые не разрешены к просмотру лицам моложе 18 лет. До принятия этого закона существовали отдельные кодексы различных изданий и телегрупп, регулирующие правоотношения СМИ и несовершеннолетних.

1990-е гг., благодаря появлению новых телеканалов и росту внимания к проблемам детского телевидения, ознаменованы расцветом телепередач для детей. Основными критериями успешных программ были совмещение активной умственной и физической деятельности, а также коммерческая выгода. Именно в эти годы телевидение вступает в тесное взаимодействие с производителями игрушек – герои популярных мультфильмов неизменно пользуются спросом у юных зрителей. С разрешения в Италии частных теле- и радиостанций прошло почти 25 лет (закон был принят в 1976 г.), и СМИ в полной мере ощутили, что для того, чтобы продолжать развиваться, нужно следовать законам рынка.

В 1997 г. был подписан «Кодекс саморегламентации»19, разработанный Комитетом по выработке «Кодекса поведения в отношениях между телевидением и несовершеннолетними». Этот Кодекс подписали руководители крупнейших телеканалов и теле- радиоассоциаций. В нем были изложены основные принципы, нормы и правила, которыми должны руководствоваться телеканалы при составлении эфирной сетки. Так, например, с 7.00 до 22.30, в так называемое «защищенное время», следует транслировать информационные и развлекательные передачи, фильмы, разрешенные для просмотра детям. Нарушение этого правила неоднократно фиксировал Контрольный комитет, отправлял запрос на телестанцию с требованием разъяснить ситуацию. Однако никакое наказание кроме общественного порицания последовать не могло, что значительно умаляло эффективность «Кодекса саморегламентации».

Что касается печатных периодических изданий, то все больше укреплялась развлекательная функция этих изданий, их количество увеличивалось в ущерб долговечности20. В целом периодике все труднее было выдерживать конкуренцию со стороны других способов проведения досуга.

В феврале 1996 г. вышло детское приложение к газете католической церкви «Аввенире» (Avvenire«Будущее») – «Попотус» (Popotus«Попотус», имя бегемота, главного персонажа). Это было информационное издание для детей и подростков, в котором публиковались новости со всего мира, научно-познавательные статьи, занимательные рассказы и веселые рисованные истории. Через год после выхода «Попотуса» коммунистическая партия выпускает еженедельное детское приложение к газете «Унита». Оно было названо в честь главного издания, но порядок букв был обратным: «Атину» (Atinu`). Многие отмечали схожесть двух детских изданий: круг тем, оформление, аудитория. На страницах «Аввенире» даже появилась статья под названием «Мы рады, что подарили идею. У Попотуса” есть последователи» (Siamo felici di avervi dato un'idea. Popotus fa scuola)21.

Чуть позже появляются издания иного типа, созданные по образцу американских «глянцевых» журналов про актеров, музыкантов, моду и шоу-бизнес. Один из наиболее успешных – «Чоэ» (Cioe`– «То есть»), предназначенный для ребят от 12 до 16 лет и печатающий фотороманы, комиксы, статьи о музыке и кино, посвящающий отдельную рубрику письмам читателей и «сердечным делам». Постепенно такие издания становятся популярнее, чем научно-познавательные и информационные, как «Попотус» или «Атину».

 

Данное исследование позволило рассмотреть процесс возникновения и становления детских СМИ и раскрыть закономерности их исторического развития. Систематизируя исследования итальянских ученых, обращаясь к оригинальным средствам массовой информации (журналы для детей, телевизионные программы и т.д.), используя историко-генетический метод исследования, нам удалось доказать, что итальянские детские СМИ на протяжении своей двухвековой истории чутко реагировали на изменения в политической и социальной жизни страны, оставаясь верными спутниками подрастающего поколения. Полные нравоучений в XIX в. и пропитанные идеологией и призывом к действию в эпоху фашизма, развивающие в середине XX в. и развлекающие в 1990-е гг., детские СМИ всегда были отражением своего времени.

Таким образом, благодаря проведению обзорного исследования детских СМИ Италии и более подробному изучению отдельных средств массовой информации для детей, удалось представить цельную картину их истории и доказать, что детские массмедиа Италии являются неотъемлемой частью общей системы итальянских СМИ, функционирующей по общим законам и развивающейся в едином направлении, но при этом они обладают специфическими особенностями, которые определяют и подчеркивают их особый статус в этой системе.

 

 


  1. Под «детскими СМИ» вслед за итальянскими учеными Фонда Субсидиарности (Fondazione per la Sussidiarietà), Центра изучения СМИ и Коммуникации Массимо Балдини в Риме (CMCS − Centre for Media and Communication Studies “Massimo Baldini”, Roma) Католического университета Святого сердца в Милане (Università Cattolica del Sacro Cuore, Milano) и другими итальянскими исследователями данной темы мы понимаем средства массовой информации, предназначенные для детей от 0 до 14 лет, как для мальчиков, так и для девочек.
  2. Genovesi G. La stampa periodica per ragazzi da «Cuore» a Charlie Brown. Parma, 1972;
    Lazzarato F. Giornalini giornaletti. Contenuti e modello nei periodici per l’infanzia. Roma, 1990;
    Boero P. De Luca C. La letteratura per l’infanzia. Bari; Laterza, 1995; Corte C. I Fumetti. Milano, 1961; Acquaviv‎a S.S., Sarpellon G. Televisione e immagine del mondo nella prima infanzia Con una prefazione di Franco Ferrarotti. ERI, Torino, 1976;
    Guidicini P., Castrignano M. L’utilizzo del dato qualitativo nella ricerca sociologica. Milano, 1997; Televisione e Infanzia. Rapporto sull’offerta televisiva per bambini in Italia. Milano, 2013.
  3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. 4 изд., стереотип. М., 1999. С. 53. (Abramova G.S. Vozrastnaya psikhologiya: Ucheb. posobie dlya stud. vuzov. 4-e izd., stereotip. Moskva, 1999. S. 53.)
  4. http://www.grandidizionari.it/Dizionario_Italiano/parola/G/giornalino.aspx?query=giornalino
  5. Genovesi G. Op. cit. P. 18.
  6. Ibid. P. 27.
  7. Lazzarato F. Op. cit. P. 57.
  8. Balboni P.E. Storia dell'educazione linguistica in Italia. Dalla legge Casati alla riforma Gelmini. Torino, 2009. P. 93.
  9. Boero P. De Luca Ce. Op. cit. P. 16.
  10. Lazzarato F.. Op. cit. P. 63.
  11. Fanciulli G. Scrittori e libri per l'infanzia. Torino, 1952. P. 35.
  12. http://www.ilgiornalinodelladomenica.it
  13. Fanciulli G. Op. cit. P. 46.
  14. Genovesi G. Op. cit. P. 38.
  15. Lazzarato F. Giornalini giornaletti. Contenuti e modello nei periodici per l’infanzia. Roma, 1990. P. 88.
  16. Урина Н.В. Итальянская журналистика в 1945−1990 гг. М., 1999. С. 25. (Urina N.V. Ital'yanskaya zhurnalistika v 1945−1990 gg. Moskva, 1999. S. 25.)
  17. Franchini S. Diventare grandi con il Pioniere(1950−1062). Politica, progetti di vita e identità di genere nella piccola posta di un giornalino di sinistra. Firenze, 2006. Р. 33.
  18. Disciplina del sistema radiotelevisivo pubblico e privato. Legge 6 agosto 1990, n. 223. – URL: http://www2.agcom.it/L_naz/L223_90.htm
  19. Codice di autoregolamentazione Tv e minori. – URL: http://www.agcom.it/default.aspx?message=visualizzadocument&DocID=3100
  20. Minori e media, rapporto Eurispes: «Anche loro percepiscono la crisi». – URL:
    http://www.toscanaoggi.it/Cultura-Societa/Minori-e-media-rapporto-Eurispes-Anche-loro-percepiscono-la-crisi
  21. http://archiviostorico.corriere.it/1997/marzo/12/Avvenire_accusa_Unita_copia_giornale_co_0_97031214990.shtml