Languages

You are here

Особенности медиапотребления детей школьного возраста (на примере г. Углич)

Авторы материалов: 

Specificity of School-Aged Children’s Media Consumption (a case study of the city of Uglich)

 

Образцова Анастасия Юрьевна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, obraztsova.anastasia@gmail.com

Anastasia Yu. Obraztsova
PhD student at the Chair of Media Theory and Economics, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, obraztsova.anastasia@gmail.com

 

Аннотация

В основе публикации лежат материалы исследования факультета журналистики в рамках проекта «Медиапотребление школьников: информационная эпоха и социализация детей в постпереходном обществе». Материал статьи основан на глубинных интервью с представителями старшего поколения, проведенных в рамках качественного исследования. В статье рассматриваются проблемы взаимодействия детей школьного возраста со средствами массовой информации в локальном контексте (г. Углич), анализируется степень осознанности родителями влияния массмедиа на детей.

Ключевые слова: медиапотребление, г. Углич, дети школьного возраста, родители, учителя.

 Abstract

This paper is based on the research conducted by the Faculty of Journalism within the framework of the project "School Children’s Media Consumption: the Information Age and Socialization of Children in Post-Transition Society". In a survey of the in-depth interviews with members of the older generation conducted in the course of a qualitative study, the paper examines the problems of school-aged children’s interaction with mass media in the local context (the city of Uglich). It also analyzes the degree of parental awareness of mass media influence on children.

Key words: media consumption, Uglich, school-aged children, parents, teachers.

 

Эффектам влияния информационной деятельности журналистов посвящены многие работы1, в рамках этих исследований особую актуальность в научной сфере приобретают вопросы взаимоотношения детей и средств массовой информации2. Медиапотреблению в научном сообществе уделяется большое внимание: частности, этой теме посвящены работы Е.Л. Вартановой, Н. Больца, А.А. Даниловой, Д. Брайант, С. Томпсон, С.Г. Кара-Мурзы, С.С. Смирнова, Т.И. Фроловой, О.В. Смирновой, И.А. Полуэхтовой и других авторов3. Об особенностях медиапотребления среди детей написаны работы Н. Пекоры, Т.И. Фроловой, М.Е. Аникиной, И.В. Жилавской, А.В. Федорова, А.А. Гладковой 4 и др. Н. Пекора разбирает особенности американского телевизионного контента, производимого для детей в историческом аспекте, и его влияние на детскую психику; Т.И. Фролова рассматривает особенности медиапотребления в аспекте семьи, уделяет внимание медиаобразованию школьников; в серии печатных материалов М.Е. Аникиной раскрываются аспекты медиапотребления молодежной аудитории в условиях соперничества традиционных и новых средств массовой информации, рассматривается молодежь как аудитория СМИ; И.В. Жилавская акцентирует внимание на медиаобразовании и психологическом состоянии молодежи; А.В. Федоров исследует теоретические основы медиаобразования, в частности историю, теорию и методику, а также нарушение прав ребенка на российском экране. В публикациях об особенностях медиапотребления, перечисленных выше, после проведенного исследования мы нашли некоторое сходство с нашими данными, в частности, в Интернет и родители, и ученики заходят с целью поиска полезной и узкоспециализированной информации и получения уникального контента, который не получают в полном (по их мнению) объеме в традиционных СМИ. Мы нашли сходство данных, полученных в результате исследования, со статьей А.А. Гладковой, в том числе о том, что роль телевидения играет важную роль в формировании в сознании детей отношения к культурным, этническим и другим группам и во внушении восприятия к социальной реальности. А.А. Гладкова пишет, что такие ценностные характеристики, как плюрализм и толерантность, зачастую формируются из частоты просмотра телевизионного контента; чем выше количество телепотребления, тем выше уровень восприимчивости. На основе просмотренного контента, посвященного одной тематике (например, большого количества сюжетов о негативных последствиях миграции), дети строят представления о том, чего ожидать в определенных ситуациях, или об определенных людях, реагируя негативно на представителей нерусской национальности. В то же время мы видим некоторые отличия: например, в г. Углич часть родителей школьников старших классов не контролирует медиапотребление своих детей, ссылаясь на занятость либо самостоятельность школьников. В то же время исследование О.В. Смирновой и Т.И. Фроловой «Кризис семьи в медиаизмерениях (анализ текстов российских СМИ)» показало, что родители пытаются держать под контролем процесс медиапотребления юного поколения.

В нашем исследовании была предпринята попытка раскрыть малоисследованную область медиапредпочтений детей школьного возраста и рассмотреть особенности медиапотребления в региональном аспекте. Проект позволил определить специфику использования современными подростками различных источников информации в определенном локальном аспекте, выявить мотивы обращения к СМИ, понять роль и место традиционных СМИ в жизни современных школьников, описать роль представителей старших поколений в процессах медиапотребления.

 

Методология исследования

Для понимания самого термина медиапотребление (его определение до сих пор является дискуссионным5) в нашей статье мы будем опираться на трактовку российского социолога В.П. Коломийца: медиапотребление – это «социальная практика использования коммуникационных средств (медиа) для получения и освоения символического содержания и осуществления социальных связей и взаимодействий»6.

Исследование особенностей медиапотребления детей и молодежи было проведено в марте 2013 г. факультетом журналистики МГУ при сотрудничестве управления образования Администрации Угличского муниципального района (УМР). Исследование состояло из двух этапов: в рамках первого было проведено анкетирование 430 школьников (219 учеников 7-8 классов, 211 учеников 10-11 классов); вторым этапом стало качественное исследование: были проведены глубинные интервью с представителями старшего поколения, а именно, было опрошено 30 человек: 15 родителей детей школьного возраста (респонденты № 1−15) и 14 учителей местных школ (респонденты № 16−30), из-за специфики формирования выборки один из респондентов был отнесен в обе группы. Группа родителей − наличное городское населения Углича и его окрестностей в возрасте от 25 лет и старше, имеющего минимум одного ребенка школьного возраста. Группа учителей − наличное население Углича и его окрестностей в возрасте от 25 лет, имеющее опыт работы в государственных бюджетных образовательных учреждениях. Качественное исследование проводилось на основе простой случайной выборки с замещением из базы родителей и учителей трех угличских школ, предоставленной администрацией города. Количественное исследование проводилось на основе квортируемой максимально изменчивой выборки. Респонденты для количественного исследования были выбраны в процессе формирования выборочной совокупности, основными критериями являлись возраст и тип учебного заведения участников. На этапе формирования выборки было принято решение о проведении анкетирования среди равного количества учащихся средних и старших классов средних общеобразовательных школ, находящихся в г. Углич и селениях, расположенных в непосредственной близости от этого города. В задачи исследования входило: изучить взаимодействия молодежной аудитории и средств массовой информации, выявить медиапредпочтения школьников  Углича, их интересы и потребности; изучить степень влияния медиа на процесс обучения и на формирование ценностно-нормативных структур, понять, зачем сейчас подростки обращаются к СМИ и как их воспринимают. В ходе исследования было необходимо узнать не только мнение детей, но также их родителей и учителей о том, откуда подростки черпают информацию об окружающем мире, что смотрят, каким образом используют Интернет, почему они обращаются к тем или иным источникам информации, какую роль в этом вопросе играют семья и школа.

В данной статье представлены наблюдения, базирующиеся на качественном исследовании, представляющим оценочные суждения респондентов. Результаты количественного исследования приведены нами для подтверждения и иллюстрации к данным качественного. Глубинные интервью строились на основании гайда, содержащего перечисление направлений беседы, общий план интервью и примерные вопросы, которые были заданы респондентам. Гайд для проведения глубинного исследования содержал основные направления беседы с респондентами и примерные формулировки вопросов. Беседа строилась на следующих тематических блоках: семейные традиции использования СМИ, дети и СМИ, новые и традиционные медиа, при этом в интервью с учителями присутствовал дополнительный блок вопросов, посвященных медиаобразованию. Часть информации, полученной от респондентов, после расшифровки и анализа была сгруппирована и обобщена для иллюстрации распределения мнений в соответствующих тематических блоках.

 

Особенности медиапотребления школьников в Угличе

Печатная пресса. Медиапотребление среди детей школьного возраста наиболее ярко отражает состояние печатного рынка. Проведенное нами исследование показало, что школьники практически не читают газет. Данные количественного исследования показывают, что 14,6% опрошенных школьников 7-8 классов в свое свободное время читают газеты и журналы, в старших классах − только 9,5%. На вопрос «Откуда ты узнаешь обо всем интересном и важном для тебя?» 29,58% учащихся 7-8 классов и 34,7% учеников 10-11 классов ответили, что из печатной прессы, причем ежедневно потребляют бумажные издания 13,1% детей средних классов и 5,7% учащихся 10-11 классов.

Один из блоков вопросов в проведенном исследовании был нацелен на выяснение того, как приобретается печатная продукция, читают ли ее всей семьей или каждый предпочитает определенные издания. Обобщая ответы респондентов из группы родителей на вопрос «Как Вы приобретаете печатную прессу?», мы получили следующие данные: покупают и выписывают издания семьи двух респондентов; не покупают и не выписывают − 4; покупают – 7, выписывают – 2.

Участники качественного исследования (и родители, и учителя) заметили тенденцию к снижению у детей школьного возраста потребления печатной продукции. Часть из них полагает, что это происходит из-за того, что в городе есть определенные сложности, связанные с покупкой периодических изданий. В частности, так считает респондент № 5 (группа родители): «Нам просто неоткуда брать газеты. Мы их не выписываем – это дорого». Некоторые родители хотели бы приобретать прессу по подписке, но работа почтовых отделений не позволяет этого делать, считает респондент № 6 (группа родители): «Читаем и газеты, и журналы. <…> Что детское, то покупается, потому что почта сейчас работает не ахти, поэтому лучше покупать, это стабильно».

Многие родители высказывают мнение, что печатная пресса находится на стадии деградации. Респондент № 7 (группа родители) полагает, что «со временем пресса уйдет, все будет в Интернете». Респондент № 11 (группа родители): «Я “Российскую газету” читаю по Интернету. Потому что сейчас, ну, не то, что дорого, а потому что газета выходит в пятницу, а принесли ее в следующий понедельник. Новости в газетах морально устарели, проще выйти посмотреть что-то… <…>. Никаких перспектив, я думаю, у печатных изданий нет. Интернет проще, дешевле. Опять же, печатные издания − там пролил, порвал, помял, а электронные − взял с собой». Отказ от потребления печатной прессы респондент № 1 (группа родители) видит в падении интереса своего ребенка к чтению в принципе: «Ребенок пока, ну вот не хочет он читать, у него какие-то интересы. Ну, так как сейчас начинается, сейчас такой возраст, вот общение со сверстниками, а это как-то на потом. Я в его годы все читала, взахлеб читала все эти произведения. А у него нет пока такого интереса». Респондент № 8 (группа родители) считает, что в газетах сейчас много примитивной информации. А семья респондента № 9 (группа родители) отказалась от покупки печатной прессы из-за неприемлемой рекламы: «У меня ребенок, старший сын, увлекается туризмом. И я купила ему журнал путешествий. Думаю, чтобы он почитал. Путешествует он только по России, и чтобы с заграницей познакомился. Я была сильно разочарована. И знаете чем? Что ни страница − реклама сигарет и водки. И мне было так стыдно... Я понимаю, что журналам не выжить без рекламы, я реально это оцениваю, но мне было стыдно, что я ребенку купила ... И из-за этого журналов с тех пор мы больше не покупаем». Таким образом, среди наиболее часто называемых причин отказа от потребления печатной прессы назывались: отсутствие интереса детей к чтению, сложности в приобретении печатных изданий в Угличе, потребление информации в пространстве Интернета.

С респондентами из группы учителей мы также обсуждали процесс медиапотребления школьников. Респондент № 16 (группа учителя), рассуждая о процессе обучения, отмечает: «С газетами не знакомим детей. Они не умеют читать газеты, не умеют из них извлекать информацию». Респондент № 23 (группа учителя) высказывает аналогичное мнение: «Дети газет не читают, я пытаюсь различными способами привлечь их к этому, но не всегда получается. Интересы у них другие. Им интересней Интернет, пообщаться, поравлекаться».

Респондент № 28 (группа учителя) считает, что снижение интереса к чтению обусловлено тяготением школьников к телепросмотру: «Вообще газеты сейчас очень редко дети читают, поэтому чаще всего это телевидение как главный источник информации….».

В ходе интервью учителя отмечали, что на своих уроках пытаются сформировать правильный процесс медиапотребления среди своих учеников, прививая им основы медиаграмотности. Данные количественного опроса позволяют сделать вывод, что этот процесс приносит свои плоды, так как 20% школьников ответили, что учителя влияют на процесс медиапотребления,

Подводя итог, можно констатировать, что пресса среди детей школьного возраста не пользуется большой популярностью. Опрос респондентов – представителей старшего поколения показал, что школьники отдают предпочтение интернет-пространству, в частности, по наблюдению родителей, свободное время дети проводят в социальных сетях, хотя пик увлечения соцсетями (по их мнению) уже позади. Причины сложных взаимоотношений подростков с печатными СМИ кроются как в распространении, так и в финансовой целесообразности покупки печатной прессы. Кроме того, важно отметить немотивированность к чтению и наличие более привлекательных для подростков вариантов времяпрепровождения.

Телевидение. Результаты количественного исследования показали, что среди учеников 7-8 классов телевидение пользуется популярностью, в 10-11 классах школьники предпочитают интернет-ресурсы. Свое свободное время перед телевизором предпочитают проводить 65,5% учеников 7-8 классов и 33,2% школьников 10-11 классов, причем смотрит ежедневно 71,4% учащихся средних классов и 91% учеников старших классов, узнают из эфира обо всем интересном и важном для себя 46,5% детей 7-8 классов и 91% учащихся 10-11 классов.

Беседы с учителями и родителями показали, что учащиеся школьного возраста телевизор смотрят редко. Респондентам из группы родителей был задан вопрос «Сколько времени Ваш ребенок проводит перед телевизором?». Шесть из опрошенных родителей говорят, что, по их мнению, их ребенок редко смотрит телевизор, пятеро затруднились с ответом, так как они не следят за временем, которое ребенок уделяет телепросмотру, двое сказали, что очень часто их ребенок смотрит телевидение, и двое ответили, что телевизор не смотрит совсем. Как видно, мнение родителей и учителей не в полной мере совпадает с реальной ситуацией.

Респондент № 13 (группа родители) отмечает, что «сейчас, поскольку есть социальные сети, есть поисковые системы, в основном всю нужную информацию, все видеоролики, потом какие-то фотографии, они все черпают оттуда. Причем, это я уверена, процентов на 98, что, в основном средство получения информации − это Интернет, не газеты и журналы; телевизор не столь для них важен, сколько вот это».

Чаще родители замечают, что их дети смотрят развлекательный контент (7 человек), из них 3 школьника увлекаются сериалами. Только четверо родителей ограничивают просмотр телевидения (чаще запрещая просмотр определенного контента). Просмотру научно-популярных передач уделяют время четыре школьника, двое в основном смотрят новости, родители объясняют это тем, что просмотр теленовостей и их последующее обсуждение является традиционным для их семей. Те, кто не смотрят телевизор, в частности респондент № 11 (группа родители), объясняют это неподходящим для них контентом: «Телевизор мы не смотрим, вообще не смотрим в последнее время, потому что, как я поняла, та негативная волна в средствах массовой информации, на телевидении... наверное, цель нашего телевидения отвлечь население от текущих проблем, говоря, что у кого-то хуже, чем у нас, расслабьтесь, товарищи. Поэтому телевизор мы не смотрим. Сериалы − нет, тоже не смотрим, потому что сейчас есть возможность сходить в кинотеатр − лучше посмотреть просто какой-нибудь художественный фильм. Новости в основном из Интернета, телевизор чаще для воспроизведения чего-то там».

Пятеро респондентов из группы родителей не интересуются особенностями медиапотребления своих детей, это замечают и учителя. Каждый из опрошенных респондентов группы учителей считает, что родители обязаны контролировать процесс потребления их детьми информации, полученной из СМИ. Респондент № 24 (группа учителя) считает: «Надо работать с родителями, чтобы они с детства учили детей культуре общения с Интернетом, с компьютером в принципе и с телевидением. Им надо объяснять просто, что нельзя долго сидеть перед телевизором. Посмотрел один фильм − достаточно, два часа в Интернете посидел − достаточно. То есть, их учить надо с детства, чтобы они много не теряли времени на это. Потому что есть кроме этого еще и жизнь: семья, есть улица и друзья, есть много чего интересного». Четверо из них периодически затрагивают данную тему на родительских собраниях, считая эту проблему животрепещущей, потому что, на их взгляд, дети предоставлены сами себе, и это плохо сказывается на их уровне образования и личностных характеристиках. Респондент № 16 (группа учителя) приводит такой пример: «Интернет на формирование личности влияет негативно, так как черпают неполезную информацию − о насилии (+100500, мат, все без цензуры). Падает патриотизм, так как много негативных вещей показывают про русских. Много роликов националистических (про избиение нерусских). О каком росте личности и личностных качествах можно говорить, если интернет-ресурсы этого не предполагают?!» Респондент № 20 (группа учителя): «Родители с детьми говорят мало. Им удобно, что ребенок сидит за компьютером, телевидением. А потом оказывается, что я живу с тем, кого не знаю».

В ответах респондентов о том, какому медиа отдает предпочтение каждый член семьи, четко прослеживается возрастная специфика медиапотребленения. Феномен различия профилей медиапотребления, демонстрируемых представителями разных поколений, подробно рассмотрен экспертами. «Как следствие, разные социальные группы имеют разные приоритеты. Если старшее поколение успешно осваивает многоканальное телевидение, то молодежь тяготеет к Интернету»7. Старшее поколение, выросшее в СССР, привыкло к потреблению информации именно через телевидение, так как «почти однозначно воспринимается психикой индивида как информация правильная, одобренная “политикой партии и правительства”»8. Сформировавшееся в условиях социализма поколение и психологически, и социально с трудом адаптируется к появлению новых средств массовой информации, и их использование и получение из них информации зачастую является для них сложной задачей.

«Эмпирические исследования и простое включенное наблюдение за жизнью родных, друзей и знакомых свидетельствуют о том, что телепросмотр (неважно − как основное занятие или как фон) заполняет бóльшую часть домашнего времяпрепровождения основной массы россиян. 90% взрослых жителей городов России смотрят телевизор каждый или почти каждый день. А тех, кто практически его не смотрит (то есть смотрит два-три раза в месяц и реже), − всего 1,5 %»9.

В ходе нашего исследования выяснилось, что 22 взрослых участника исследования сами предпочитают смотреть телевизор (при этом лишь восемь отдают предпочтение новостям), в то время как только 5 предпочитают Интернет в качестве средства массовой информации, два человека затруднились с выбором (50% − Интернет, 50% − ТВ). Только один респондент (№ 11, группа учителя) не использует это средство информации. Эти данные подтверждают выводы исследования аналитического центра «Видео Интернешнл»: «В регионах авторитет и значимость телевидения по-прежнему высоки»10.

Опрошенные учителя считают, что телепотребление детей напрямую зависит от того, что смотрят их родители. Респондент № 20 (группа учителя) рассуждает: «Телевизор смотрят, родители потому что смотрят. Смотрят то, что смотрят родители, у нас смотрят в основном первые две кнопки и ТНТ. На первых кнопках смотрят реалити, где все друг на друга орут, где обсуждаются странные проблемы. Поэтому нужно быть медиаграмотнотными. Надо понимать, что у ведущего задача − создать конфликт, накалить обстановку. А дети все воспринимают за чистую монету. И потом это переносят в жизнь. Когда он это отклонение от нормы начинает воспринимать как нормы. Все асоциальное поведение − по телевидению».

Как видно, данные, полученные в ходе исследования от разных групп опрошенных, разнятся. Группа респондентов-учителей, делая свои выводы на основе педагогической практики и анализе поведения и разговоров детей в школе, полагает, что телепотребление среди школьников в основном бесконтрольное и зависит от того, что смотрят их родители, респондент № 22 (группа учителя): «В семье то − что смотрят взрослые, то и ребенок». В то время как большинство родителей ответили, что контролируют то, что смотрят дети, не разрешая просмотр неподходящего, по их мнению, контента.

Интернет. В ходе опроса школьников было установлено, что большинство учеников 7-8 классов (69,9%, причем 55,3% из них проводят его в социальных сетях) и две трети учащихся 10-11 классов (75,3%, 57,9% из них в соцсетях) посвящают свое свободное время Интернету.

Ежедневное потребление социальных сетей составляет 68,4% среди учеников 7-8 классов и 89,1% у 10-11 классов. О самом интересном и важном из Интернета узнают учащиеся 7-8 классов: 40,3% из социальных сетей и 57,8% из интернет-источников, учащиеся 10-11 классов: из социальных сетей – 52,6% и из интернет-источников 69,2%.

Большинство представителей старшего поколения отметили, что произошло изменение медийных приоритетов – в поисках информации дети прибегают к Интернету, так как традиционные СМИ не удовлетворяют их запросов. Респондент № 16 (группа учителя) отмечает, что «дети зациклены только на Интернете. Ничего другого они не знают». Респондент № 29 (группа учителя): «Но сегодняшние наши дети, к сожалению, не читают газеты, потому что их и не выписывают, в основном это телевидение, для детей проще, чем телевидение, это Интернет. Для детей самое оптимальное – это Интернет».

Поскольку проведенное интервью предполагало свободные высказывания мнения респондентов, на этапе анализа данных были сделаны определенные обобщения оценок и мнений. Данные позволяют предположить, что родители не имеют четкого представления о возможностях, которые дает Интернет пользователю. На вопрос «Чем занимается Ваш ребенок в Интернете?» семь респондентов ответили, что ребенок «сидит в социальных сетях», шесть – что занимается учебой, двое – что играет в онлайн-игры.

К проведению подростками свободного времени в социальных сетях 12 из опрошенных родителей относятся нейтрально. Только трое родителей негативно относятся к тому, что их ребенок проводит время в соцсетях (чаще это «ВКонтакте», «Одноклассники»). Респондента № 13 (группа родители) огорчает присутствие орфографических ошибок и нецензурной лексики в личной переписке ребенка, этот респондент сам зарегистрировался в «ВКонтакте», чтобы контролировать своих детей: «В личную переписку не влезешь, там все запоролено, не посмотришь. У меня есть страница “ВКонтакте”, я могу посмотреть коллекцию видеороликов, если вижу что-то плохое, то делаю замечание». Респондент № 15 (группа родители) против того, чтобы его дочь была зарегистрирована в социальных сетях, объясняя это тем, что из-за времени, проведенного там (стоит уточнить, что в ходе исследования было выявлено, что для многих родителей термины «Интернет» и «социальные сети» являются словами синонимами), дети становятся раздражительными, неконтролируемыми, также он опасается, что его ребенок может проникнуться симпатией к националистическим движениям. Респондент № 15 сам является учителем и, чтобы продемонстрировать опасность воздействия Интернета на мировосприятие детей, привел пример из практики: «У нас недавно был урок по патриотизму. Дети как один утверждают, что патриотизм это как национализм, что это такое чувство патриотизма. Я им приводил примеры германского, итальянского фашизма, говорил, что это неправильно. На перифериях (не знаю, как в больших городах) у нас много детей поддерживают идеи скинхедов, нацистов. Откуда они могли набраться? Это Интернет». Об этой проблеме говорил и респондент № 11 (группа родители), но он не контролирует процесс нахождения в социальных сетях, надеясь на здравый смысл ребенка. О том, что среди интернет-пользователей превалирует времяпрепровождение в социальных сетях, свидетельствует исследование «TNS России» (ноябрь 2013), которое показало, что после поисковых сетей на третьем («ВКонтакте») и четвертом («Одноклассники») местах по времени, проведенном в Интернете, лидируют именно социальные сети11.

Двое из опрошенных родителей ответили, что все свободное время в Интернете их ребенок проводит за онлайн-играми. На вопрос о том, как они к этому относятся, респонденты сказали, что не считают, что это плохо. Респондент № 9 (группа родители) ссылается на гендерную принадлежность – у нее сын. Респондент № 15 (группа родители) свое свободное время тоже проводит за играми: «Что в Интернете он сидит? Что он, что я − мы в основном играем». Онлайн-игры могут оказаться полезны с точки зрения коммуникации и пробы себя в различных социальных ролях, но одновременно таят в себе и определенную опасность12, поскольку влияют на психику подростка и могут привести к серьезным нарушениям в поведении и восприятии окружающего мира.

Родители, ответившие, что их дети в первую очередь уделяют время учебе, считают, что так происходит потому, что они контролируют этот процесс. Эти респонденты думают, что Интернет помогает в процессе обучения, способствует приобретению новых знаний. Респондент № 9 считает, что Интернет ускоряет процесс обучения: «Интернет помогает быстрее искать информацию в той же энциклопедии». Респондент № 13 (группа родители) негативно относится к тому, что ребенок пользуется Интернетом в процессе обучения: «Нам иногда за скачанные рефераты ставят пятерки. Зачем такой реферат нужен?! Она его даже не читает. Надо же проверять». Трое респондентов ищут информацию по учебе в Интернете совместно с ребенком. Но не все родители адекватно оценивают пользу новых медиа в учебном процессе, в частности респондент № 2 (группа родители) приводит сомнительный довод: «Ребенок что-то не успевает, вот даже пусть объем материала дается какой-то большой по литературе, они читают это в сжатом виде».

При ответе на вопрос «Для чего ты читаешь газеты и журналы, смотришь телевизор, слушаешь радио?» школьникам было предложено выбрать несколько вариантов ответа. Наиболее популярными среди них оказались два варианта – для развлечения и для расширения кругозора. Данные количественного исследования показали, что среди всех опрошенных учеников, использующих СМИ для занятий в школе, показатели близки и не превышают 10%.

Респонденты из группы учителей при вопросе «Какие СМИ и какие навыки медиапотребления могут быть полезны школьникам?» приводили и положительные, и отрицательные доводы. Респондент № 17 (группа учителя) говорит, что Интернет приносит большую пользу в процессе образования: «Интернет в учебном процессе – без него нереально обойтись. Современный человек без него существовать не может. Мы работаем с 9−11 классами, просим найти информацию по экзаменам, по поводу современных институтов и т.д». Респондент № 16 (группа учителя) постоянно рассказывает на своих уроках о том, что в интернет-пространстве есть множество полезных ресурсов: «Официальные. Например, сайт школы, образовательные, сайт департамента, Институт педагогических измерений. Там должна быть достоверная, должна быть практическая информация (надо попробовать онлайн-тест, к примеру). Также полезны видеоресурсы. Посмотреть фильм, так как мы читать не умеем и не хотим. Информационные ресурсы необходимы. Дети должны ориентироваться в мире». Респондент № 21 (группа учителя), рассуждая о роли Интернета, отмечает, что есть и негативные моменты: «Проблема в том, что они присваивают материалы с Интернета себе. Не добавляют от себя ничего, не редактируют», об этой проблеме упомянула и респондент № 18 (группа учителя): «Скачивают и приносят все подряд. Но положительное – делают презентации, проекты. У нас есть курсы по Интернету, взаимодействие с другими школами». Исследование показало, что каждый из опрошенных респондентов из группы учителей считает, что в проникновении Интернета в повседневную жизнь школьников и в его влиянии на процесс обучения нельзя с уверенностью говорить только о положительных или негативных моментах. Присутствует и то, и другое. Для оптимизации процесса участия Интернета в образовании в школах ведутся беседы с учениками, в ходе которых им объясняют, как правильно нужно работать с Интернетом, рассказывают о полезных для учебы порталах. Учителя отмечают, что подобные мероприятия приносят большие результаты среди школьников старшего возраста, объясняя это тем, что подростки в этом возрасте задумываются о перспективах дальнейшей жизни, о выборе профессии и карьеры, о поступлении в университеты.

Данные количественного исследования факультета журналистики в Угличе показали, что большинство детей школьного возраста предпочитают Интернет остальным медиа. О популярности Интернета в среде школьников говорит и большинство взрослых респондентов – 23 человека. Это подтверждают также и результаты опроса, проведенного школой № 8 в Угличе. В частности, респондент № 16 (группа учителя), ссылаясь на него, говорит: «Мы проводили опрос в нашей школе и пришли к выводу, что только 30% детей телевидение использует как средство массовой информации, а все остальные (там 31% и 69% – соответственно) используют Интернет».

 

Основные выводы

Результаты качественного исследования показали, что среди детей школьного возраста (по мнению опрошенных респондентов) падает потребление печатных СМИ, во многом это происходит из-за стремления к активности в использовании других медиа. Из тех школьников, кто потребляет печатные СМИ, выделяются две группы: дети средних классов читают то, что покупают им родители, школьники старших классов, по наблюдению родителей, предпочитают электронные версии журналов и газет. Обе группы обращаются к этому виду медиа как форме организации досуга.

В ходе глубинных интервью респонденты уделили недостаточное внимание радиопотреблению, что нашло отражение в результатах количественного исследования – менее 10% опрошенных в двух изученных группах иногда слушают радио.

Телевидение, по мнению опрошенных респондентов в рамках качественного исследования, в качестве способа проведения досуга стоит на втором месте после Интернета, который в большинстве своем используется школьниками для развлечения. Это подтверждают и результаты количественного исследования: на первом месте по потреблению медиа стоит Интернет, второе место − у телевидения, третье – у печатных изданий. Свое свободное время школьники предпочитают проводить в Интернете (школьники 7-8 классов: 55,3% − общаются в социальных сетях, путешествуют по разным сайтам в Интернете − 14,6%; школьники 10-11 классов: 57,8% − уделяют общению в соцсетях, проводят на различных интернет-сайтах − 17,5%), о самом интересном и важном для себя учащиеся школы узнают также из этого источника.

Исследование показало, что заинтересованность детей в использовании Интернета обусловлена тяготением к быстрому получению информации без привязки ко времени, разнообразием представленного в Интернете контента, общим снижением интереса к чтению.

Наиболее типичные ответы учителей (80% опрошенных) сводятся к тому, что СМИ (особенно телевидение и Интернет) формируют картину мира у школьников, не подготовленных к анализу получаемой информации, а таких детей, по наблюдениям преподавателей, большинство. По их словам, дети школьного возраста по телевидению смотрят развлекательные передачи и сериалы, не несущие полезной информации.

В то же время наиболее распространенное мнение родителей (за исключением двух человек) сводится к тому, что медиапотребление их детей нацелено на получение новых знаний и расширение кругозора. Это требует дальнейшего исследования, но можно предложить, что высказанные в ходе исследования мнения типичны для жителей малых городов России. Однако выводы, представленные в нашей статье, нельзя распространять на все поселения данного типа, так как исследование не репрезентативно. При этом необходимо учитывать в исследовании такого типа различия в технологической оснащенности, социально-культорологической и экономической средах. Исследование факультета журналистики продолжается в других регионах России, в частности, в таких городах, как Калининград, Пермь. В дальнейшем предполагается расширить перечень исследуемых объектов.

 


  1. См.: Матвейчек О.А. Уши машут ослом. Сумма политтехнологий. М., 2010; Бурдьё П.О телевидении и журналистике. М., 2002; Бернейс Э. Пропаганда. М., 2010; Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции. М., 2009; Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. СПб, 2008; Телевидение: режиссура реальности / Сост. Д. Дондурей. М., 2007. (Sm.: Matveychek O.A. Ushi mashut oslom. Summa polittekhnologiy. Moskva, 2010; Burd'e P.O televidenii i zhurnalistike. Moskva, 2002; Berneys E. Propaganda. Moskva, 2010; Kara-Murza S.G. Vlast' manipulyatsii. Moskva, 2009; Zelinskiy S.A. Informatsionno-psikhologicheskoe vozdeystvie na massovoe soznanie. Sredstva massovoy kommunikatsii, informatsii i propagandy − kak provodnik manipulyativnykh metodik vozdeystviya na podsoznanie i modelirovaniya postupkov individa i mass. Sankt-Peterburg, 2008; Televidenie: rezhissura real'nosti / Sost. D. Dondurey. Moskva, 2007.)
  2. См.: Аникина М.Е. LIFESTYLE Интернет-завсегдатая (Штрихи к портрету молодого поколения пользователя) // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве: Сб. мат-лов. научн.-практ. конф. М., 2006. С. 146-148; Аникина М.Е. Молодежь как аудитория СМИ // СМИ в меняющейся России: коллективная монография. М., 2010. С. 225−234; Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период (социологический анализ). М., 2006; Цымбаленко С.Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования. М., 2010.. (Sm.: Anikina M.E. LIFESTYLE Internet-zavsegdataya (Shtrikhi k portretu molodogo pokoleniya pol'zovatelya) // Zhurnalistika v 2005 godu: transformatsiya modeley SMI v postsovetskom informatsionnom prostranstve: Sb. mat-lov. nauchn.-prakt. konf. Moskva, 2006. S. 146−148; Anikina M.E. Molodezh' kak auditoriya SMI // SMI v menyayushcheysya Rossii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2010. S. 225−234; Tsymbalenko S.B., Sharikov A.V., Shcheglova S.N. Informatsionnoe prostranstvo rossiyskogo podrostka v postsovetskiy period (sotsiologicheskiy analiz). Moskva, 2006; Tsymbalenko S.B. Podrostok v informatsionnom mire: praktika sotsial'nogo proektirovaniya. Moskva, 2010.)
  3. Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российской журналистики и СМИ. М., 2013; Vartanova Е. The Media and the Individual: Economic and Psychological Interrelations // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Vol. 6. No. 1. P. 110−118; Вартанова Е., Ажгихина Н. Диалоги о журналистике. М., 2011; Больц Н. Азбука медиа. М., 2011; Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М., 2009; Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004; Кара-Мурза С.Г., Смирнов С.С. Манипуляция сознанием – 2. М., 2009; Смирнова О.В., Фролова Т.И. Гендерные трансформации российской семьи в медиаизмерениях // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2011. № 1. С. 203−227; Полуэхтова И.А. Телевидение в общественном мнении и повседневной жизни россиян // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 166−172; Телевидение глазами телезрителей // Аналитический центр «Видео Интернешнл» / Под ред. И.А. Полуэхтовой. М., 2012; Медиаобразование в российских школах: новые концепции и подходы. Сб. мат-лов межрегион. научн-практич. конф. / Под общ. ред. И.В. Жилавской, А.Н. Гудкова. М., 2013; От книги до Интернета: десять лет спустя / Отв. ред. Н.Э. Микеладзе, А.В. Раскин. М., 2009; Медиаобразование в школе: сборник программ преподавания дисциплин / Под. ред. Е.Л. Вартановой, О.В. Смирновой. М., 2010. (Sm.: Vartanova E.L. Postsovetskie transformatsii rossiyskoy zhurnalistiki i SMI. Moskva, 2013; Vartanova E., Azhgikhina N. Dialogi o zhurnalistike. Moskva, 2011; Bol'ts N. Azbuka Media. Moskva, 2011; Danilova A.A. Manipulirovanie slovom v sredstvakh massovoy informatsii. Moskva, 2009; Brayant D., Tompson S. Osnovy vozdeystviya SMI. Moskva, 2004;. Kara-Murza S.G., Smirnov S.S. Manipulyatsiya soznaniem – 2. Moskva, 2009; Smirnova O.V., Frolova T.I. Gendernye transformatsii rossiyskoy sem'i v mediaizmereniyakh // Vestv. Mosk. un-ta. Ser. 10, Zhurnalistika. 2011. № 1. S. 203−227; Poluekhtova I.A. Televidenie v obshchestvennom mnenii i povsednevnoy zhizni rossiyan // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. № 2. S. 166−172; Televidenie glazami telezriteley // Analiticheskiy tsentr «Video Interneshnl» / Pod red. I.A. Poluekhtovoy. Moskva, 2012; Mediaobrazovanie v rossiyskikh shkolakh: novye kontseptsii i podkhody. Sb. mat-lov mezhregion. nauchn-praktich. konf. / Pod obshch. red. I.V. Zhilavskoy, A.N. Gudkova. Moskva, 2013; Ot knigi do Interneta: desyat' let spustya / Otv. red. N.E. Mikeladze, A.V. Raskin. Moskva, 2009; Mediaobrazovanie v shkole: sbornik programm prepodavaniya distsiplin / Pod. red. E.L. Vartanovoy, O.V. Smirnovoy. Moskva, 2010.)
  4. Pecora N. The changing face of children's television. // Thinking outside the box : a contemporary television genre reader / Ed. by Gary R. Edgerton and Brian G. Rose. Lexington, 2005. P. 91−110; Смирнова О.В., Фролова Т.И. Гендерные трансформации российской семьи в медиаизмерениях // Гендер и СМИ − 2009. М., 2010. С. 95−115; Frolova T., Smirnova O. Gender Roles Dynamics and New Family Models in Russian Media Discourse // Гендер и СМИ 2009. М., 2010. С. 175−184; Смирнова О.В., Фролова Т.И. Кризис семьи в медиаизмерениях (анализ текстов российских СМИ) // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2011. № 1. С. 203−227; Аникина М.Е. Молодежь как потенциальная аудитория СМИ // Меди@льманах. 2004. № 2-3. С. 44−50; Anikina M.E. Young and Distrustful: Modern Russian Readers // World of Media. Yearbook of Russian Media and Journalism Studies. М., 2009. P. 49−60; Аникина М.Е. Молодежь как аудитория СМИ // СМИ в меняющейся России: Коллективная монография. М., 2010. С. 225−234; Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск, 2009; Жилавская И.В. Интернет и психологическое здоровье молодежи // Журналистика для здоровья нации: Медиакоммуникации и человеческое развитие. М., 2012. С. 141−155; Жилавская И.В. Системные аспекты медиаобразовательной деятельности СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2009. № 5. С. 123−136; Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов, 2001; Федоров А.В. Медиаобразование в России: краткая история развития. Таганрог, 2002; Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог, 2003; Fedorov A. Children and Media Violence: Comparative Analysis. Saarbrucken, 2010; Gladkova A. Role of Television in Cultivating Values of Pluralism and Cultural Diversity in Children's Audience // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Vol. 6. No. 1. P. 138−141; Смирнова О.В., Фролова Т.И. Кризис семьи в медиаизмерениях (анализ текстов российских СМИ) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2011. № 1. С. 203−227. (Sm.: Pecora N. The changing face of children's television. // Thinking outside the box : a contemporary television genre reader / Ed. by Gary R. Edgerton and Brian G. Rose. Lexington, 2005. P. 91−110; Smirnova O.V., Frolova T.I. Gendernye transformatsii rossiyskoy sem'i v mediaizmereniyakh // Gender i SMI − 2009. Moskva, 2010. S. 95-115; Frolova T., Smirnova O. Gender Roles Dynamics and New Family Models in Russian Media Discourse // Gender i SMI − 2009. Moskva, 2010. S. 175−184; Smirnova O.V., Frolova T.I. Krizis sem'i v mediaizmereniyakh (analiz tekstov rossiyskikh SMI) // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10, Zhurnalistika. 2011. № 1. S. 203−227; Anikina M.E. Molodezh' kak potentsial'naya auditoriya SMI // Medi@l'manakh. 2004. № 2-3. S. 44−50; Anikina M.E. Young and Distrustful: Modern Russian Readers // World of Media. Yearbook of Russian Media and Journalism Studies. Moskva, 2009. P. 49−60; Anikina M.E. Molodezh' kak auditoriya SMI // SMI v menyayushcheysya Rossii: Kollektivnaya monografiya. Moskva, 2010. S. 225−234; Zhilavskaya I.V. Mediaobrazovanie molodezhnoy auditorii. Tomsk, 2009; Zhilavskaya I.V. Internet i psikhologicheskoe zdorov'e molodezhi // Zhurnalistika dlya zdorov'ya natsii: Mediakommunikatsii i chelovecheskoe razvitie. Moskva, 2012. S. 141−155; Zhilavskaya I.V. Sistemnye aspekty mediaobrazovatel'noy deyatel'nosti SMI // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10, Zhurnalistika. 2009. № 5. S. 123−136; Fedorov A.V. Mediaobrazovanie: istoriya, teoriya i metodika. Rostov, 2001; Fedorov A.V. Mediaobrazovanie v Rossii: kratkaya istoriya razvitiya. Taganrog, 2002; Fedorov A.V. Mediaobrazovanie v zarubezhnykh stranakh. Taganrog, 2003; Smirnova O.V., Frolova T.I. Krizis sem'i v mediaizmereniyakh (analiz tekstov rossiyskikh SMI) // Vest. Mosk. un-ta. Ser. 10, Zhurnalistika. 2011. № 1. S. 203−227.)
  5. Состояние медиаобразования в мире: мнения экспертов. – URL: http://www.ifap.ru/library/book119a.pdf (Дата обращения: 25.08.2013.) (Sostoyanie mediaobrazovaniya v mire: mneniya ekspertov. – URL: http://www.ifap.ru/library/book119a.pdf (Data obrashcheniya: 25.08.2013.))
  6. Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 61. (Kolomiets V.P. Mediasreda i mediapotreblenie v sovremennom rossiyskom obshchestve // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2010. № 1. S. 61.)
  7. Там же. (Tam zhe.)
  8. Зелинский С.А. Указ. соч. С. 142. (Zelinskiy S.A. Ukaz. soch. S. 142.)
  9. Полуэхтова И.А. Телевидение в общественном мнении и повседневной жизни россиян. C. 166-167. (Poluekhtova I.A. Televidenie v obshchestvennom mnenii i povsednevnoy zhizni rossiyan. S. 166-167.)
  10. Там же. C. 172. (Tam zhe. S. 172.)
  11. TNS Web Index: Аудитория интернет-проектов. Результаты исследования: Ноябрь, 2013. Россия 0+. − URL: http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/internet/information/?arrFilter_pf[YEAR]=2013&set_filter=%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C&set_filter=Y (Дата обращения 21.03.2014) (TNS Web Index: Auditoriya internet-proektov. Rezul'taty issledovaniya: Noyabr', 2013. Rossiya 0+. − URL: http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/internet/information/?arrFilter_pf[YEAR]=2013&set_filter=%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C&set_filter=Y (Data obrashcheniya: 21.03.2014))
  12. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. СПб, 2007; Котляров А.В. Другие наркотики или Homo Addictus: Человек зависимый. М., 2006; Жилавская И.В. Интернет и психологическое здоровье молодежи // Журналистика для здоровья нации: Медиакоммуникации и человеческое развитие. (Egorov A.Yu. Nekhimicheskie zavisimosti. Sankt-Peterburg, 2007; Kotlyarov A.V. Drugie narkotiki ili Homo Addictus: Chelovek zavisimyy. Moskva, 2006; Zhilavskaya I.V. Internet i psikhologicheskoe zdorov'e molodezhi // Zhurnalistika dlya zdorov'ya natsii: Mediakommunikatsii i chelovecheskoe razvitie.)