Languages

You are here

Phygital-технологии – инновация в мире коммуникаций

Научные исследования: 

Phygital-technologies: an innovation in the world of communications

 

Кузьменкова Мария Анатольевна
кандидат филологических наук, преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 7686121@mail.ru

Maria Kuzmenkova
PhD in philology, Assistant Professor at the Chair of Advertising and Public Relations, Faculty of Journalism, Moscow State University, 7686121@mail.ru

 

Аннотация

Статья посвящена изучению инновационных технологий phygital-коммуникаций, которые рождаются на стыке двух реальностей – физической и цифровой. В основу статьи положен богатый эмпирический материал − кейсы технологий phygital, изучение которых позволяет впервые ввести в научный оборот понятие phygital в коммуникациях, а также впервые предложить научному сообществу типологизацию этого нового явления. Главная задача автора – на материалах кейсов изучить, как под натиском виртуальности разрушается монополия традиционных медиавещателей, как целевые аудитории становятся ретрансляторами рекламных посланий, как трансформируются способы общения и сознания людей, характер оборота информации, изменяются смыслы, рушатся стереотипы, ломаются старые форматы общественных коммуникаций. Автор приходит к выводам, что инструментарий phygital может быть интегрирован во все традиционные технологии рекламы и связей с общественностью, что послужит обновлению этих двух профессий и к появлению множественных инноваций в коммуникационном пространстве.

Ключевые слова: phygital-маркетинг, eshoper-маркетинг, добавленная реальность, интерактивный билборд, QR-код, Google Glasses, 4-D mapping-show, Sixth Sense.

 

Abstract

This article is about innovative technologies in phygital communications. They exist in between two realities: the physical and the digital. The author's main task is to study how the influence of virtual reality destroyed the monopoly of traditional media, how audiences became repeaters of advertising messages, how the ways of communications changed and how old stereotypes in communications were broken. The author comes to the conclusion that the phygital toolkit can be integrated with all traditional technologies of advertising and public relations, and that it will upgrade two professions and lead to new innovations in communications.

Key words: phygital marketing, e-shoper marketing, added reality, interactive billboard, QR code, Google Glasses, 4-D mapping-show, Sixth Sense.

 

Мы, свидетели и участники цифровой революции, настолько привыкли к бесконечной череде перемен, что перестали удивляться новому. И даже само понятие «революция» стало для многих обыденным. Но возникновение на этом инновационном фоне явления phygital стало настоящим «взрывом мозга» для многих. Одни воспринимают phygital «узко» − как уникальный технологический инструмент, раскрывающий новые возможности в коммуникационном пространстве. Другие придаютphygital значение более глубокое, полагая, что маркетинг, а значит и бизнес, вступает в новую эру своего развития, и что прогнозы некоторых исследователей об отмирании маркетинга разбиваются об идею о новом витке маркетинга, о его обновлении и усилении как бизнес-методологии. И наконец, третьи усматривают в phygital признак зарождения новой цивилизации, то есть ту философию нового устройства мира, тот сущностный цивилизационный контент фантазийного будущего, которое предвосхищали фантасты.

В последние годы интерес исследователей к цифровым коммуникационным технологиям продолжает нарастать. Актуальные дискурсы о векторах трансформации коммуникационной среды, поднятые в отечественных и зарубежных работах в области интернет-коммуникаций, интернет-СМИ, рекламы и связей с общественностью, интегрированных маркетинговых коммуникаций послужили методологической базой нашего исследования. Автору удалось найти небольшое количество исследований, посвященных добавленной реальности, однако это явление − лишь одна из граней phygital1.

Итак, понятие phygital в коммуникациях вводится в научный оборот впервые. Как известно, есть досадные разрывы между теоретиками и практиками от коммуникаций, поэтому зачастую научное осмысление коммуникационных инноваций отстает от практической их реализации. Научная новизна данного исследования заключена в том, что автор в рамках собственного научного интереса в области интегрированных маркетинговых коммуникаций случайно «натолкнулся» на явление phygital, еще не описанное, не исследованное и даже не зафиксированное ни в российской, ни в зарубежной академической среде. Именно этим и объясняется полное отсутствие литературы по проблематике phygital.

Объект нашего исследования – интегрированные коммуникации на стыке цифрового и физического пространств, предмет исследования – phygital-технологии в их применении в рекламе и Public Relations.

Цель исследования – фиксация явления phygital и выявление его сущностных характеристик. Главная задача – ввести понятие phygital в научную среду, выявить функции, направления, виды и типы, разработать типологию, определить принципы и технологические приемы, применяемые в этой сфере. Одновременно автор ставит перед собой задачу исследовать, какие тотальные сущностные изменения в сфере общественных коммуникаций уже произошли с появлением phygital, а также дать прогнозы, каковы будут векторы множественных трансформаций в общественном сознании, в СМИ, в информационном контенте, в целевых аудиториях, в маркетинге и его разновидности phygital-маркетинге, в рекламе и PR как ключевых коммуникационных маркетинговых инструментах и т.д.

Масштабность поставленной проблематики диктует необходимость формирования целого научного исследовательского направления в рамках общественных коммуникаций. Учитывая ограниченные пространственные возможности журнальной статьи, в данной работе автор сознательно сужает свои рамки и делает акцент на эмпирическом аспекте составляющей phygital. Phygital-технологии исследуются через изучение конкретных кейсов – по одному примеру на каждую из выявленных направлений phygital. Кейсы представляют собой ролики, выложенные в YouTube. Таким образом, применен метод индукции в совокупности с методами наблюдения, анализа, обобщения, синтеза и других подходов, используемых в теории журналистики, общественных науках.

Итак, данная статья посвящена изучению и описанию инновации phygital, которая будет рассмотрена в таких аспекта, как phygital-маркетинг, eshoper-маркетинг, добавленная реальность, интерактивный билборд, QR-код, Google glases, 4-D mapping-show, Sixth Sense. В качестве иллюстрации будут рассмотрены конкретные примеры применения этой инновационной технологии в рекламе и PR с указанием ссылок на интернет-ресурсы.

Что такое phygital? Это понятие, как и сам термин, пока не имеет широкого применения, даже многие специалисты скажут, что с ним пока не знакомы. Формула этого нового явления выглядит так: Physics + Digital = Phygital.

Как следует из перевода слов physics (англ. − физическое) и digital (англ. − цифровое), речь идет о срастании двух реальностей – физической и виртуальной, что приводит к возникновению нового смысла «phygital-маркетинг» и нового типа контента в phygital-коммуникациях.

Здесь мы можем говорить о том, что на наших глазах рождается принципиально новый тип коммуникации. Цифровой мир трансформирует способы общения людей, обмена информацией, а, следовательно, и методы рекламного дела. Цифровой маркетинг может быть интегрирован во все традиционные технологии рекламы и PR, превращая их в объединенный phygital-маркетинг.

Чтобы раскрыть понятие phygital и осмыслить масштабы изменений, происходящих в системе общественных коммуникаций, укажем на ряд новых трендов.

Самый главный из них − монополия традиционных медиавещателей разрушается. Мы привыкли к такому мироустройству, которое нам досталось от «доинтернетной эпохи», где монополистом в сфере информации являлся вещатель. Исторически сложилось, что вещал только тот, кто владел дорогостоящим инструментом – печатным станком и эфирным каналом. Техническая (экономическая) монополия на вещание привела к формированию монополии на трансляцию смыслов, сформировав стереотип: технический инструмент – медиа − одновременно является и главным продуктом пропаганды. Казалось, что Интернет и мобильная связь, самые последние и совершенные трансляторы информации, доведут этот принцип до своего максимума: голос «большого брата» достигнет каждого в любую минуту. Оказалась реализованной самая дерзкая мечта футурологов столетий − можно вещать всем одновременно и в любой точке земного шара.

Однако эта «вездесущность» информации преобразовала и индивидуума как получателя/потребителя этой информации. Теперь каждый стал вещателем через свой гаджет. Произошло разрушение монополии на вещание.

Цифровая революция не просто дала обратную связь – она вернула голос каждому. И этот каждый стал автором посланий, причем не только личных. Популярный гастрономический блогер-одиночка сегодня собирает аудиторию в 200 тыс. пользователей, а реальные тиражи ведущих некогда деловых еженедельников едва достигают десятков, а то и десятка тысяч экз.

Очевидно, что общество переросло двустороннюю симметричную модель коммуникации. По всей видимости, коммуникативная модель становится опять ассиметричной, но уже со смещением акцента в сторону персонального человека.

Второй тренд, замеченный многими практиками, заключается в том, что классические маркетинговые технологии работы с аудиториями уходят в прошлое. В цифровом пространстве распалась стройная традиционная маркетинговая логика: продукт – целевая аудитория – рекламоноситель.

Что касается продукта, то это наименее измененный элемент. Как и раньше, существуют три категории продукта: уникальное торговое предложение, уникальное эмоциональное предложение и уникальное социальное предложение.

Продукт остался прежним, но цифровая реальность сильно изменила логистику и формат продаж. Покупки онлайн в интернет-магазине уже никого не удивляет. Это направление получило сильное развитие в phygital и имеет название «eshoper-маркетинг», о чем будет более подробно сказано во второй части статьи.

Гораздо в большей степени изменились целевые аудитории. Главный фактор – целевые аудитории перестали быть пассивными участниками коммуникативных процессов. Их активность теперь реализуется через их персональные цифровые устройства, с помощью которых они получают информацию и отправляют информацию, содержащую контент, то есть совершают персональные маркетинговые действия в информационном пространстве.

Раньше целевые аудитории были статичными объектами, и рекламисты, вооруженные отработанными технологиями, точно попадали в намеченные цели. Теперь целевые аудитории зачастую выступают альтернативными рекламодателями, авторами своих и соавторами чужих рекламных посланий.

Что значит быть соавтором чужой рекламной компании, причем на добровольно-бесплатной основе? К примеру, вы стали очевидцем некоего рекламного action, и вам захотелось поделиться своими впечатлениями. Вы снимаете событие на камеру, сопровождаете его своими «лайками» и комментариями, и отправляете друзьям или просто в Сеть. Уже на этом этапе вы – добровольный соавтор рекламодателя, причем неподвластный ему. Вы бесплатно и по-своему усмотрению дублируете рекламное сообщение, придавая ему тем самым новый контент. В Сети ваше сообщение обрастает репликами других пользователей, приобретая новые смыслы, то есть начинает жить самостоятельной жизнью. Таков один из механизмов стихийного и бессознательного рекламотворчества масс в условиях цифровой реальности. Целевая аудитория, становясь соавтором рекламиста, направляет послание сама себе, мультиплицирует его и тем самым становится альтернативным рекламоносителем наряду с традиционными медиа.

И, наконец, рекламоноситель. Это самый уязвленный компонент маркетинговых коммуникаций. Еще не так давно с традиционными рекламоносителями было все просто: размещаешь рекламный ролик на ТВ, и гарантированно «бьешь в цель».

Самый болезненный вопрос рекламиста сегодня – как гарантированно донести рекламный message до нужной аудитории. На сегодняшний день целевые аудитории сохранились, а понятных и гарантированных инструментов охвата этих аудиторий становится все меньше. По всей видимости, через какое-то время формальное владение традиционными информационными носителями-вещателями (медиа) не будет достаточным для осуществления эффективной рекламной деятельности, потому что альтернативный рекламоноситель переключает внимание и создает альтернативный контент.

Пока это прогноз, но известная статистика о резком снижении объемов рекламы в печатных СМИ, на наш взгляд, является аргументом в его пользу.

Сам факт снижения показателей современного рекламного рынка многие трактуют как начало отмирания рекламы как института. На наш взгляд, это совершенно неверно, и специалистам нечего бояться за свои рабочие места. Возможно сократятся или даже исчезнут устаревшие формы рекламы, они уйдут вместе с устаревшими, потерявшими эффективность рекламоносителями. Одновременно мы прогнозируем невероятный бум инновационной phygital-рекламы, технологии которой нам еще предстоит освоить.

Третий тренд заключается в возвращении коммуникаторов в то место, где потребители информации физически находятся, в их реальную сиюминутную жизнь. Образно говоря, phygital-маркетинг возвращает рекламных глашатаев на площадь.

Именно потеря гарантированности в достижении охвата целевых аудиторий через традиционные рекламоносители привела к тому, что рекламодатель, чтобы быть услышанным в условиях новой цифровой реальности, был вынужден выйти в то самое пространство, в ту реальную (не цифровую!) среду, где обитает его потребитель.

Есть одна гарантия – физический контакт в публичном пространстве – на улице, в супермаркете, на заправке, в «Макдоналдсе». И реклама пришла туда, где человек обитает, вернулась в физическое состояние. Образно это можно представить, как средневековую площадь. Все галдят, зазывают, пересказывают слухи, друг другу что-то продают.

Для этого рекламодателю потребовалось создать новые маркетинговые инструменты, альтернативные медиавещанию. Такие инструменты, которые позволяют захватить целевую аудиторию в любом месте, создать с ней эмоциональный контакт и вступить с ней в интерактивное взаимодействие, которое заканчивается либо продвижением рекламной информации либо в идеале – непосредственно покупкой.

Но это был непростой шаг. Реклама вернулась на веселую базарную площадь не просто «наружкой». Она вернулась «цифровой», чтобы зацепить «живого человека», а потом обратно увести его в цифровой пространство. Технически это выглядит так: рекламодатель выходит в реальное физическое пространство по принципу «здесь и сейчас», создает там цифровое пространство и через гаджет соединяется с человеком, обеспечивая как рекламные задачи, так и непосредственно маркетинговые. Именно это взаимопроникновение и слияние реальной действительности и цифровой действительности – двух параллельных миров, в которых обитает современный человек, – и получило название «phygital».

Старая маркетинговая формула «рекламодатель – медиа – потребитель – покупка» постепенно замещается новой: «человек – гаджет – цифровая поисковая система − покупка». Очевидно, что технологии phygital способны заменить традиционные рекламоносители (СМИ) в будущем.

Phygital-маркетинг привлекает потребителей, привязывая их к обычным вещам, с которыми приходится иметь дело ежедневно. Когда виртуальная и физическая реальность объединяются, такой союз может действительно оказать положительное влияние на публику потребителей. Когда люди взаимодействуют с брендом персональным образом, гораздо более вероятно, что они станут защитниками и поклонниками этого бренда.

Phygital усилил адресность, персональность предложения: интернет-технологии позволяют «каждому дать свое» в буквальном смысле этого слова. Можно сказать, что phygital-технологии реализовали главную мечту маркетологов, которая еще вчера казалась несбыточной.

Таким образом, phygital – это новая экосреда рекламного пространства, которая спустя столетия возвращает живого человека в центр маркетинговых коммуникаций.

Четвертая инновация phygital – это управление поисковыми системами как обязательным инструментом всякой коммуникационной деятельности.

Если вернуться к образу рыночной площади, то путешественнику требуется карта. На цифровой площади функцию карты выполняют поисковые системы.

Давайте взглянем на поисковые системы немного в другом ракурсе. Поисковики не создают контент, но управляют им, причем механизмы этого управления понятны далеко не каждому. Присутствуя в Интернете, мы доверяем себя некоемому безличному разуму и оказываемся абсолютно незащищенными. Нас «считывают» помимо нашей воли, тусуют в каких-то базах, забрасывают спамом, формируют в какие-то целевые аудитории. По сути, идет слежка за каждым, и фактически имеется возможность на каждого пользователя собрать подробнейшее досье.

Возможность управления огромным массивом информации превращает поисковики в весьма важные инструменты: они в состоянии оказывать влияние на рейтинги, на различные процессы, вплоть до геополитических. Теоретически поисковики обладают возможностью манипулировать информацией, а по некоторым данным охотно этим пользуются.

Мало кто об этом задумывается, но перечисленные возможности – это параметры власти, и они невольно заставляют провести параллель между поисковиками и СМИ.

Вместе с тем, без поисковых системам существование в Интернете было бы невозможным. Поисковики мгновенно представляют персональную информацию по конкретному запросу. Всем известно, что главное условие конкурентоспособной рекламы в Интернете – это присутствие в первой десятке Google или Yandex, что достигается введением нужных параметров в поисковики.

Итак, перейдем к изучению имперического материала и рассмотрим некоторые примеры phygital-рекламы и инновационных phygital-технологий.

Одним из наиболее ярких примеров phygital-рекламы по праву считается рекламный ролик «Драматический сюрприз на открытой площади», запущенный в YouТube перед стартом бельгийского телеканала Тэ-эн-тэ (TNT)2. Это видео многие считают лучшей рекламной компанией последних лет. Его просмотрело почти 50 млн человек.

Принципиально новый подход заключается в том, что реклама вернулась на реальную городскую площадь: внимание людей стараются привлечь уличные артисты. Зрители шокированы легким «сюром», необычными поворотами и эффектами. Яркий креатив, высокая скорость действия, великолепная игра актеров, живая реальность, – и все это сразу отражается в цифровом пространстве. В YouТube размещается фильм о людях, которые смотрят эту уличную балаганную постановку, – такие разные реакции.

Очевидно, что phygital-реклама телеканала Тэ-эн-тэ формирует интерес к продукту, традиционно воздействуя на эмоции, причем воздействуя с особой силой за счет формирования физического контакта артистов и зрителей непосредственно на площади (стрельба, сирены, голая мотоциклистка), и эти ощущения немедленно транслируются в интернет-пространство.

Ссылаясь на этот пример, можно сказать, что этот актуальный формат рекламы не имеет ничего общего с теми отжившими свой век формами навязчивой и надоедливой рекламы, которую так не любят и про которую говорят, что она потеряла свою эффективность. Классическая реклама распространяется путем выкупа площадей в СМИ, поэтому она очень дорогая. Ее информационная функция является фоновой, и значительная часть информации воздействует на подсознание потребителя или зачастую активно отвергается сознанием потребителя.

Phygital-реклама, напротив, не навязывается, а развлекает, и в этом кроется секрет ее альтернативного распространения − не через СМИ, а от пользователя к пользователю через Интернет, то есть бесплатно. Люди пересылают друг другу «приколы», сопровождают их своими комментариями, формируя тем самым параллельный контекст. Не будет преувеличением сказать, что вокруг таких phygital-рекламных продуктов формируется общественное мнение. Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть комментарии к анонсу бельгийского Тэ-эн-тэ.

Более того, за счет такой яркости и персонифицированности обращения Тэ-эн-тэ быстро завоевали свою аудиторию − получили огромное количество личных приверженцев, тех, кто каждый вечер «кликнет» на этот ресурс, предвкушая продолжение городской сказки.

И еще одно немаловажное обстоятельство: 5-миллиардный охват интернет-аудитурии был достигнут мизерным бюджетом на проведенную рекламную компанию и бесплатным распространением через YouТube. Цель была достигнута: интернетный телеканал узнали далего за пределами Бельгии.

Второй пример phygital-маркетинга − единая купонная програма ibutterfly, которая была запущена сразу в нескольких городах Японии3. «Поймай свою бабочку и собери коллекцию!», «Обменяйся бабочкой с другом!», «Используй бабочку как купон!», − подобные слоганы были достаточно долго популярны в Японии. На улице, в публичном пространстве, можно было увидеть множество людей, не только детей, но и взрослых, которые совершали своим мобильным телефоном несколько странные движения, как будто они действительно ловят кого-то.

Суть заключалась в том, что для IPhone было разработано специальное приложение, с помощью которого можно было увидеть виртуальную бабочку, и когда она окажется в центре экрана, «поймать». У этой программы была экономическая подоплека: в ней участвовало несколько магазинов, в которых за цифровую бабочку-купон можно было получить скидку к различным товарам.

Этот кейс интересен нам с двух позиций. Во-первых, это пример того, как люди живут одновременно в реальном и виртуальном пространстве, интегрируя в себе эти две среды. Человеческая психика легко трансформировалась в сторону фантазийности, цифровая сказочность была принята за физическую реальность.

Во-вторых, люди охотно втянулись в электронную игру, иных даже захватил своеобразный охотничий азарт. Лишь немногие усмотрели в бабочке-купоне акцию sale promotion в рамках eshoper-маркетинг, хотя это, несомненно, так. При этом достигается стимулирование продаж сопутствующих товаров: зашел за бесплатным кофе в обмен на бабочку-купон, заодно купил булочек для семьи, хотя эта покупка не планировалась.

Удивляет другое, – насколько гибкими и завуалированными могут быть методики маркетингового продвижения товаров и услуг в phygital. Прямолинейное информирование заменено игрой, развлечением, «обработка» сознания потребителя происходит мягко и ненавязчиво, через формирование положительных эмоций и как бы по другому поводу. Благодаря такой ненавязчивости и абсолютной персонификации рекламного послания формируются более крепкие «привязанности» покупателя к рекламодателю, поскольку задействуются не поверхностные эмоции, как при классической рекламе, а глубинные ассоциативные ряды, связанные с личным пространством индивидуума.

Третий пример phygital-продвижения относится к технологии eshoper-маркетинга. Итернет-магазин – уже давно привычное для нас явление, однако все опции, которыми мы пользуемся, применяются как бы во внутрикомпьютерном пространстве, что само по себе является определенным барьером для покупки.

Инновационный прорыв из цифрового экрана в реальную жизнь совершил корейский продовольственный интернет-магазин Home Plus, который применил phygital-технологии, благодаря чему «обошел» по объему продаж своего главного конкурента – магазин TESCO4.

В рекламном видеоролике, размещенном в YouТube, Home Plus предлагает рассказ о том, как магазин достиг такого результата. Интересно, что реклама построена по принципу отчета компании по реализации маркетинговой стратегии: главный конкурент − сравнение сильных и слабых сторон − миссия и экономическая цель – характеристика покупателя. Инновационная идея – «люди делают покупки после работы и “убивают” свое дефицитное время. Пусть магазин придет к людям и сэкономит им время для отдыха».

Далее видеоролик рассказывает о нестандартном решении: на выходе из каждой станции метро Home Plus размещает ряд огромных стеклянных витрин с крупными фотографиями всего ассортимента продовольствия. Любой может совершить покупку привычным способом – через свой гаджет, при этом коробка с покупками доставляется на дом через час, то есть прибывает одновременно с покупателем, который добирается с работы домой. Так цифровой магазин вырвался из узких рамок компьютерного экрана и получил качественно новую жизнь прямо на улице − там, где протекает реальная жизнь людей.

Таким образом, phygital в eshoper-маркетинге позволил добиться главной цели – ликвидировал всякий барьер между продуктом и покупателем. Количество возможных точек пересечения совпадает с количеством мест для принятия решения о покупке продукта. Здесь применяются все инструменты, которые используются маркетингом в целом, но в данном случае они гармонизируются только с потребностями и желаниями покупателя. Покупатель – вот вокруг кого строится вся творческая стратегия eshoper-маркетинга. Именно покупатель ведет за собой крупные бренды, заставляя их учитывать свои желания лишь для того, чтобы попасть в его список покупок.

Четвертый пример – это демонстрация возможностей phygital в геолокационном маркетинге. Два рассматриваемых ресурса предлагают с помощью специальных предложений найти свободный номер в отеле или купить квартиру. Сделать это можно, находясь прямо на улице, глядя на дома через экран своего гаджета5.

Использование phygital-технологий позволяет довести адресность и локализовать предложение практически до абсолютной точности. Введение параметров по запросу дает массу важных уточнений вплоть до фотографий комнат, ресторанного меню, перечня дополнительных опций в обслуживании и т.д. С помощью цифровой геолокации мобильный компьютер моментально прокладывает запрашиваемый маршрут с указанием времени и транспорта.

По всей видимости, нас ждут изменения в сложившихся отношениях при поиске недвижимости: сейчас мы находим риэлтора и ездим за ним по его адресам; в недалеком будущем мы будем просто смотреть через экран своего телефона на дома понравившейся нам улицы и сразу получать информацию обо всех живущих или присутствующих здесь продавцах.

Информация, которую вы получаете об интересующих вас объектах в непосредственной близости вашего нахождения, – это, несомненно, реклама, но ее характер изменился. Благодаря phygital-технологиям реклама уже не раздражает вас как назойливая муха, а жизненно Вам необходима, потому что теперь по Вашему заказу она стопроцентно отражает Ваши текущие потребности.

Теперь вы как потребитель нового типа забрали инициативу из рук рекламодателей. Если раньше вас «оглушали» всем подряд, и Вам хотелось закрыться от этого информационного шлака, то теперь вы господин рекламы, а она возникает перед Вами только тогда, когда вы этого захотите.

Phygital-технологии возможно повлияют на рекламные жанры. В контексте данных кейсов, очевидно, что усилится информационная составляющая рекламного объявления. Выполненная в привычном интернетном инерфейсе, реклама обогатится множественными закладками, ссылками, фотографиями, картами и прочим техническим инструментарием.

Пример номер 5 – это рекламная компания «Макдоналдс» с использованием phygital6. Возможности наружной рекламы невероятно расширились с изобретением интерактивного билборда. Interactive billboards − это такой же рекламный щит, но с мультимедийным воспроизведением или визуальными эффектами. Такая наружка превосходно завладевает вниманием окружающих, интересно смотрится и пока еще не приелась взгляду рядовым гражданам.

Агентство «Ди-ди-би Стокгольм» (DDB Stockholm) придумало для «Макдональдса» интерактивный биллборд-игру. Билборд выполнен в стиле указателя, представляющего собой самую настоящую видеоигру. Правила игры простые: нужно успеть поймать и сфотографировать на телефон прыгающие изображения какого-либо продукта от «Макдональдса» и получить его бесплатно, предъявив фотографию в ближайшем ресторане фаст-фуда.

Добавление phygital-технологий к обычному уличному рекламному щиту обогащает возможности рекламодателя, поскольку приковывает внимание практически каждого, кто проходит мимо. У людей возникает положительная эмоциональная связь с производителем предлагаемых товаров и услуг, поскольку процесс рекламирования теперь превращается в игру, от которой люди получают подлинное удовольствие и даже испытывают эйфорию. Еще одним несомненным плюсом является распространение любительских видеозаписей или фотографий с этим билбордом зрителями, которые хотят поделиться маленьким чудом с друзьями или родственниками. 

Пример номер 6. Данный пример является иллюстрацией такого направления в phygital, которое получило название «дополненная реальность». Суть этой технологии заключается в том, что с помощью специальных приложений, разработанных для смартфонов, iPhone и iPad, можно «оживить» напечатанную картинку. Для этого человеку требуется посмотреть на нее через экран своего мобильного устройства. Как только фокус наведен, картинка как бы разблокируется и превращается в видео, и на экране iPhone и iPad вы в режиме реального времени можете увидеть этот ролик.

Эту инновационную технологию применил в Канаде концерн «Фольксваген»7 для рекламы нового поколения автомобиля Beetle, который появился в 2012 г. «Фольксваген» собрал на городских площадях перед своей напечатанной в крупном формате рекламой огромное количество «зевак».

Дополненная реальность (англ. augmented reality, AR), − термин, относящийся ко всем проектам, направленным на дополнение реальности любыми виртуальными элементами. Дополненная реальность − составляющая часть смешанной реальности (англ. mixed reality), в которую также входит «дополненная виртуальность» (когда реальные объекты интегрируются в виртуальную среду).

На самом деле с некоторыми видами «дополненной реальности» мы давно знакомы. Самые распространенные примеры дополненной реальности − параллельная лицевой цветная линия, показывающая нахождение ближайшего полевого игрока к воротам при телетрансляции футбольных матчей, стрелки с указанием расстояния от места штрафного удара до ворот, нарисованная траектория шайбы во время хоккея и т.п.

Инновация заключается в возможности дешифровать статическое изображение и извлечь дополнительную заложенную в него информацию. В настоящий момент существует множество программных решений для мобильных телефонов, которые позволяют при помощи дополненной реальности получить необходимые сведения об окружении. Итак, мы имеем еще один инструмент для оживления общественного интереса к печатной рекламе. Новый тренд – сделать печатную рекламу phygital – может быть применен в любой печатной продукции – газете, журнале, буклете, детской книжке и т.д.

Любой специалист по рекламной индустрии знает, насколько важен грамотно выстроенный рекламный макет как отражение квинтэссенции идеи бренда, как способ графической (через знак, символ) передачи послания (message) для целевой аудитории, как концентрированный смысловой «удар». Ведь вопрос эффективности печатной рекламы не столько в популярности или непопулярности самой рекламы, сколько в ее носителе, то есть в том, что печатные продукты с каждым днем утрачивают свою актуальность, уступая место своим электронным аналогам. Иными словами, печатный рекламный модуль может не работать не потому, что он плох, а потому, что люди перестали читать газеты.

На примере добавленной реальности мы сталкиваемся с парадоксом: главный соперник традиционной печатной рекламы − diital – может стать ее спасителем, а «старое» и «новое» может хорошо сочетаться, и этот союз может принести неожиданный результат. Вернуть внимание и интерес публики к печатной продукции, возможно, помогут сами цифровые технологии, как мы это видим на примере усовершенствованного с помощью инструментария phygital печатного рекламного щита «Фольксваген».

Более того, «добавленная реальность» в применении к печатной рекламе решает ее старую проблему – ограниченное пространство рекламного объявления вынуждает сжимать информацию. Рекламный модуль позволяет сделать смысловой и эмоциональный «удар», но при этом страдает информационность сообщения. Технологии phygital избавляют нас от этого существенного недостатка печатной рекламы, поскольку благодаря приложению к iPhone и iPad мы можем прикрепить любой объем дополнительной информации, которую потребитель может получить в ту же минуту, как увидел нашу рекламу, если посчитает, что она ему нужна.

Как известно, любой «клик» обсчитывается цифровой операционной системой, поэтому тот, кто размещает печатную рекламу с «добавленной реальностью», получает еще одну уникальную возможность − может с точностью определить, какое количество людей увидело его рекламу, сколько совершило повторный просмотр, сколько заинтересовалось подробностями (читай: через iPhone развернуло заложенную дополнительную информацию) и сколько купило рекламируемый продукт ( в том случае, если заложена опция электронной покупки).

Пример 7. Одной из разновидностей «добавленной реальности» является использование QR-кодов. QR-код (англ. − quick response − быстрый отклик) − двухмерный штрихкод, в котором зашифрована какая бы то ни было дополнительная информация об объекте (товаре, услуге). QR-код сканируется с помощью мобильного телефона, и на экран выводиться расшифровка (картинка или текст). Впервые QR-коды появились в Японии в 1994 г.

Цифровые возможности QR-кода были использованы в рекламной компании «Интернет 4G» «Мегафона»8. Рядом с огромным QR-кодом на щитах 6х3 был размещен слоган «Ждет тех, кто не ждет». Зашифрованная ссылка вела на промо-страницу 4G.megafon.ru, где «Мегафон» оставил аудитории предложение поделиться своими контактами, чтобы «одними из первых оказаться в новой эре мобильного Интернета».

Прием использования QR-кода в рекламе тоже относят к технологии phygital. Справедливости ради надо сказать, что эта рекламная компания в отличие от рассмотренных иностранных образцов не вызвала эмоционального шока у россиян, хотя и нельзя сказать, что осталась незамеченной. Некоторые специалисты считают, что в рекламе, рассчитанной на восприятие из движущегося автомобиля, а именно таков, по всей видимости, был замысел ее создателей, не следует использовать QR-коды, поскольку в движении его считать затруднительно.

 

Пример номер 8. В интернет-пространстве достаточно широко анонсируется Google Glasses − фактически, нательный компьютер, который совмещает три функции: дополненную реальность, Интернет и мобильную связь с фотоаппаратом и видеокамерой. Некоторые обещают, что первые образцы Google Glasses поступят в открытую продажу уже в 2014 г. В устройстве используется прозрачный дисплей, который крепится на голову и находится чуть выше правого глаза, и камера, способная записывать видео высокого качества.

Взаимодействие Glass с пользователем осуществляется через голосовые команды (базовой является команда «Ok, Glass», после которой должна идти просьба выполнить какую-либо функцию, кроме того через гарнитуру можно надиктовывать тексты), жесты, распознаваемые тачпадом, который расположен на дужке за дисплеем, и систему передачи звука с использованием костной проводимости. 

Развлекательные возможности дополненной реальности такого устройства достаточно широки: опознавания лиц окружающих людей и сравнение их с фотографиями друзей аккаунта в социальной сети; отображение кратчайшего пути для автомобилистов, мгновенное получение информации о продукте или услуге в Интернете. Так реализуется маркетинговая составляющая дополненной реальности – предоставить пользователю нужную информацию в нужное время, склонить к покупке и сразу же показать точку продаж на карте с оптимальным марштутом.

В видеоролике YouTube, анонсирующем Google Glasses, описывается день одного человека9, который с помощью инновационного устройства смотрит погоду, получает оперативно информацию о неработающей станции метро прямо рядом со входом, задает маршруты движения, покупает книги, покупает билет на концерт, заинтересовавшись уличной афишей, и в конце дня играет девушке по скайпу на гитаре на крыше высотного дома. Все, что происходит с ним, он снимает на видео, делает фотографии и пересылает их знакомым. Чтобы передать текстовое сообщение, не надо ничего записывать: компьютер реагирует на голос и произнесенные слова автоматически трансформирует в текст. Как видно из ролика, герой фильма демонстрирует, как легко управлять Google Glasses различными способами – через кнопки на правой дужке очков, голосовыми командами и специальными жестами руки.

Разработчики Google Glasses прогнозируют, что в ближайшей перспективе станет возможным мгновенно получить «досье» на любого незнакомого человека, встретив его на улице и взглянув на него через цифровые очки. Все жители планеты окажутся знакомыми друг другу. Огромное количество фотографий и разнообразной информации, которые казалось бы безобидно гуляют по просторам Интернета, могут быть легко систематизированы и сформированы в персональные папки. Уже сейчас мы имеем дело с нарушением права индивидуума на частную жизнь, иллюстрацией чего может служить спам и различные виды несанкционированной рекламы, которые «находят» нас по тем рубрикам и запросам, которые мы открываем в Интернете. Но эта угроза нивелируется сказочной перспективой цифрового маркетинга, который уже сегодня признан самым эффективным инструментом благодаря цифровому таргетированию пользователей с помощью поисковых систем. Эти возможности − основная технологическая база для phygital.

Пример номер 9 − это лазерное шоу, которое многие называют 4-D mapping-show. Эти световые рекламные представления могут длиться достаточно долго (до 5 часов) прямо на улицах и площадях городов, и их зрителями становится многотысячная толпа гуляющих людей. Четвертое измерение придает цветовой феерии музыка. Эти яркие шоу описать невозможно, поэтому просто даем на них ссылки10.

Рассмотренные кейсы лазерного 4-D mapping-show – это пример еще одной технологии phygital, которая открывает «второе дыхание» наружной рекламе. Она позволяет использовать огромные плоскости, целые фасады зданий, для того чтобы интегрировать два пространства – реальное и виртуальное – и сформировать принципиально новую среду обитания современного человека. Такая реклама не может оставить равнодушным. Иногда ловишь себя на мысли, что иллюзия оживает и трансформируется в физически существующий объект. Разорвав целостность реального пространства, phygital-технологии оказывают мощнейшее воздействие на мозг человека.

И, наконец, последняя технология physical, которая пока еще находится в опытных разработках – это physical-технология Sixth Sense (шестое чувство) − сервис, который соединяет физический мир вокруг нас с цифровой информацией, с помощью жестов руки можно управлять этой информацией.

Суть разработки проста. Когда мы сталкиваемся с чем-то новым, мы используем 5 чувств, чтобы понять и объяснить явление. Sixth Sense – это новая возможность объяснить физический объект с помощью цифровой информации, которая всегда доступна.

Sixth Sense – это мост из цифрового мира в реальный. Через естественные жесты рукой специальный сервис переносит информацию из виртуального мира в реальный, таким образом, что весь мир вокруг становится компьютером, а компьютер – всем миром вокруг нас.

Прототип Sixth Sense состоит из карманного проектора, камеры и мобильного устройства. Камера и проектор подключены к мобильному устройству в кармане пользователя. Визуальный проектор проецирует информацию на любые поверхности стен и физические объекты вокруг нас. В то время камера распознает и отслеживает движения руки пользователя и запускает одно из зашифрованных в объекте приложений.

Sixth Sense также дает пользователю возможность рисования иконок или символов в воздухе, используя движение указательным пальцем, и распознает эти символы как инструкции. Например, используя символ увеличительного стекла направляет пользователя в приложение с картой, или рисования символа «@» позволяет пользователю проверить свою почту. Система Sixth Sense также может увеличивать физические объекты и проецировать на них дополнительную информацию.

 

Итак, мы рассмотрели несколько инновационных направлений phygital -рекламы, которые, как нам кажется, в ближайшее десятилетие будут активно развиваться и во многом определять тренды в современных коммуникациях.

Что объединяет все эти инструменты и делает их отличными от традиционной рекламы?

1. Digital сообщения, как правило построены не на линейном принципе: товар – его характеристика (имидж) – призыв к покупке. Или как минимум, не только на нем. Они полифоничны, несут в себе информацию, развлечение, игру, маршрут и другую потребительскую и просто полезную и интересную информацию.

2. Digital сообщения интерактивны. Они вступают в контакт с потребителем через его мобильный гаджет

3. Digital сообщения вступают во взаимодействие с людьми, как правило, в публичных местах, но их нельзя назвать традиционной наружной рекламой. Они изначально несут в себе элемент шоу

4. Они создают интригу и провоцируют стихийную драматургию, которая потом имеет самостоятельное продолжение в Сети, как правило, в виде роликов на YouTube, распространяемых вирусно. То есть, появляется «кино про кино». Начинает работать мультипликатор, масштаб которого практически не ограничен. И здесь возникает эффект колоссальной экономии − охват в 50, а то и 100 млн без бюджета на размещение, за счет объективного интереса потребителя к сюжету и интриге. Таким образом, контакт потребителя с брендом возникает как личностный, персонализированный и интерактивный, а превращается в супер-массовый, т.е. логика коммуникаций носит обратный характер по сравнению с традиционной рекламой.

С помощью phygital как технологии будущего весь мир представляется как неиссякаемый источник информации. В любом месте можно будет воспользоваться информацией и применить ее: в аэропорту, в супермаркете, в офисе. Маршруты будут строиться сами лишь только стоит подумать о них, проецироваться на сетчатку глаза, духи можно будет понюхать перед покупкой в интернет-гипермаркете, одежду перед покупкой померить в дополненной реальности и т.д.

При этом нельзя нe отметить, что с точки зрения реального содержания phygital находится в русле трендов последних десятилетий – упрощение смыслов и глубины ценностных характеристик. Но это уже не его проблемы, а отражение общей симплификации западного сознания.

В завершении статьи хотелось бы два слова сказать о теоретической и практической значимости предложенного исследования. Рассмотрев phygital-технологии через призму серии кейсов, по одному примеру на каждое из направлений phygital-маркетинга, мы всего лишь сделали попытку зафиксировать открытие уникального явления phygital. Исследования в области phygital-технологий впереди, и для научного сообщества это направление настолько перспективно, что на наш взгляд, цифровой phygital-маркетинг даже может кристаллизоваться в самостоятельную отрасль научного знания.

В рамках предложенной проблематики автор во втором семестре текущего учебного года апробировал разработанную учебную программу спецкурса по phygital-технологиям на занятиях со студентами 4 курса дневного отделения кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ, а также по результатам научной конференции опубликовал свою статью в 9 выпуске кафедрального ежегодника (2014 г.) «Сборник научных трудов кафедры рекламы и связей с общественностью» под названием «Phygital-технологии: инновация в маркетинге».

 

 


  1. Баранова Е.А. Формы организации и проблемы использования UGC на газетном сайте // Медиаскоп. 2014. Вып. 2. – URL: http://www.mediascope.ru/node/1531; Брекенридж Д. PR 2.0: новые медиа, новые аудитории, новые инструменты. М., 2010; Вартанова Е.Л. СМИ и журналистика в пространстве постиндустриального общества // Медиаскоп. 2009. Вып. 2. − URL: http://mediascope.ru/node/73–0420900082\0031; Гиговская А. Печатная пресса не умирает. – URL: https://www.condenast.ru/about/blog/115/; Горохов В.М., Гринберг Т.Э. Связи с общественностью. М., 2011; Горошко Е.И. Информационно-коммуникативное общество в гендерном измерении: Монография. Харьков; Л.; М., 2009; Гринберг Т.Э. Коммуникационная концепция связей с общественностью: модели, технологии, синергетический эффект. М., 2012; Дзялошинский И.М. Коммуникативное воздействие: мишени, стратегии, технологии. М., 2012; Дзялошинский И.М. Коммуникационные процессы в обществе: институты и субъекты. М., 2012; Засурский Я.Н. К мобильному обществу: Утопии и реальность. М., 2009; Засурский Я.Н. От электронного общества к мобильному // Информационное общество. М., 2008. Вып. 5-6. – URL: http://www.infosoc.iis.ru/; Мальцев В. iPad-газеты убивают web // Эксперт-Online. – URL: http://expert.ru/forum/expert-articles/11603/; Интернет-СМИ: Теория и практика / Под ред. М.М. Лукиной. М., 2010; Интернет-технологии в связях с общественностью / Под ред. И.А. Быкова, О.Г. Филатовой. СПб, 2010; Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург, 2004; Белл Д. Социальные рамки информационного общества. М., 1980; Климчукова К. Введение в мобильную рекламу: что, к чему и почему. – URL: www.cybermarketing.ru/seminar108.html; Коломиец В.П. Медиасоциология: теория и практика. М., 2014; Кузьменкова М.А. Связи с общественностью: гражданский диалог. М., 2010; Кузьменкова М.А. Phygital-технологии: инновация в маркетинге // Связи с общественностью и реклама в системе коммуникаций. Сб. науч. трудов каф-ры рекламы и связей с общественностью. М., 2014. Вып. 9; Луман Н. Общество как социальная система. М., 2004; Москвина Ж.О. Мобильные газеты как сегмент системы СМИ стран Западной Европы: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. М., 2012; Почепцов Г.Г. Инжиниринг будущего. Лекции по стратегическим и форсайтным исследованиям. Киев, 2010; Скотт Д.М. Новые правила маркетинга и PR. Как использовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непосредственного контакта с покупателем. М., 2011; Тарасенко П.Н. Мобильные всерсии интернет-СМИ Испании: от персонального компьютера к планшету// Медиаскоп. 2013. Вып. 2. – URL: http://mediascope.ru/node/1294; Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2008; Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М., 2009; Филлипс Д. PR в Интернете. М., 2004; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб, 2000; Цуприков М. Особенности мобильной монетизации// Медиапрофи. 2012. № 6. – URL: apps4all.ru/.../12-23-13-osobennosti-mobilnoj-moneti.; Чумиков А., Бочаров М., Тишкова М. PR в Интернете.Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0. М., 2010; Шилина М.Г. Интернет-коммуникация в связях с общественностью. Прагматический аспект. М., 2011; Шилина М.Г. (соавт. Горохов В.М.) Связи с общественностью: инновационные ракурсы исследования // Медиаскоп. 2012. № 2. – URL: http://www.mediascope.ru/node/1097; Щербакова Е. 10 лучших рекламных кампаний для планшетов. – URL: http://adindex.ru/publication/ opinion/creative/ 2012/12/ 19/95577.phtml; Яковлев Б.С., Пустов С.И. Исторические особенности и перспективы технологии дополненной реальности // Известия Тульского государственного университета. Сер. Технические науки. 2013. № 3; Яковлев Б.С., Пустов С.И. Классификация и перспективные направления использования технологии дополненной реальности // Известия Тульского государственного университета. Сер. Технические науки. 2013. № 3. (Baranova E.A. Formy organizatsii i problemy ispol'zovaniya UGC na gazetnom sayte // Mediaskop. 2014. Vyp. 2. –URL: http://www.mediascope.ru/node/1531; Brekenridzh D. PR 2.0: novye media, novye auditorii, novye instrumenty. Moskva, 2010; Vartanova E.L. SMI i zhurnalistika v prostranstve postindustrial'nogo obshchestva // Mediaskop. 2009. Vyp. 2. − URL: http://mediascope.ru/node/73–0420900082\0031; Gigovskaya A. Pechatnaya pressa ne umiraet. – URL: https://www.condenast.ru/about/blog/115/; Gorokhov V.M., Grinberg T.E. Svyazi s obshchestvennost'yu. Moskva, 2011; Goroshko E.I. Informatsionno-kommunikativnoe obshchestvo v gendernom izmerenii: Monografiya. Khar'kov; Leningrad; Moskva, 2009; Grinberg T.E. Kommunikatsionnaya kontseptsiya svyazey s obshchestvennost'yu: modeli, tekhnologii, sinergeticheskiy effekt. Moskva, 2012; Dzyaloshinskiy I.M. Kommunikativnoe vozdeystvie: misheni, strategii, tekhnologii. Moskva, 2012; Dzyaloshinskiy I.M. Kommunikatsionnye protsessy v obshchestve: instituty i sub"ekty. Moskva, 2012; Zasurskiy Ya.N. K mobil'nomu obshchestvu: Utopii i real'nost'. Moskva, 2009; Zasurskiy Ya.N. Ot elektronnogo obshchestva k mobil'nomu // Informatsionnoe obshchestvo. Moskva, 2008. Vyp. 5-6. – URL: http://www.infosoc.iis.ru/; Mal'tsev V. iPad-gazety ubivayut web // Ekspert-Online. – URL: http://expert.ru/forum/expert-articles/11603/; Internet-SMI: Teoriya i praktika / Pod red. M.M. Lukinoy. Moskva, 2010; Internet-tekhnologii v svyazyakh s obshchestvennost'yu / Pod red. I.A. Bykova, O.G. Filatovoy. Sankt-Peterburg, 2010; Kastel's M. Galaktika Internet: Razmyshleniya ob Internete, biznese i obshchestve. Ekaterinburg, 2004; Bell D. Sotsial'nye ramki informatsionnogo obshchestva. Moskva, 1980; Klimchukova K. Vvedenie v mobil'nuyu reklamu: chto, k chemu i pochemu. – URL: www.cybermarketing.ru/seminar108.html; Kolomiets V.P. Mediasotsiologiya: teoriya i praktika. Moskva, 2014; Kuz'menkova M.A. Svyazi s obshchestvennost'yu: grazhdanskiy dialog. Moskva, 2010; Kuz'menkova M.A. Phygital-tekhnologii: innovatsiya v marketinge // Svyazi s obshchestvennost'yu i reklama v sisteme kommunikatsiy. Sb. nauch. trudov kaf-ry reklamy i svyazey s obshchestvennost'yu. Moskva, 2014. Vyp. 9; Luman N. Obshchestvo kak sotsial'naya sistema. Moskva, 2004; Moskvina Zh.O. Mobil'nye gazety kak segment sistemy SMI stran Zapadnoy Evropy: dis. ... kand. filol. nauk: 10.01.10. Moskva, 2012; Pocheptsov G.G. Inzhiniring budushchego. Lektsii po strategicheskim i forsaytnym issledovaniyam. Kiev, 2010; Skott D.M. Novye pravila marketinga i PR. Kak ispol'zovat' sotsial'nye seti, blogi, podkasty i virusnyy marketing dlya neposredstvennogo kontakta s pokupatelem. Moskva, 2011; Tarasenko P.N. Mobil'nye vsersii internet-SMI Ispanii: ot personal'nogo komp'yutera k planshetu // Mediaskop. 2013. Vyp. 2. – URL: http://mediascope.ru/node/1294; Toffler E. Shok budushchego. Moskva, 2008; Fedotova L.N. Sotsiologiya massovoy kommunikatsii. Moskva, 2009; Fillips D. PR v Internete. Moskva, 2004; Khabermas Yu. Moral'noe soznanie i kommunikativnoe deystvie. Sankt-Peterburg, 2000; Tsuprikov M. Osobennosti mobil'noy monetizatsii// Mediaprofi. 2012. № 6. – URL: apps4all.ru/.../12-23-13-osobennosti-mobilnoj-moneti.; Chumikov A., Bocharov M., Tishkova M. PR v Internete.Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0. Moskva, 2010; Shilina M.G. Internet-kommunikatsiya v svyazyakh s obshchestvennost'yu. Pragmaticheskiy aspekt. Moskva, 2011; Shilina M.G. (soavt. Gorokhov V.M.) Svyazi s obshchestvennost'yu: innovatsionnye rakursy issledovaniya // Mediaskop. 2012. № 2. – URL: http://www.mediascope.ru/node/1097; Shcherbakova E. 10 luchshikh reklamnykh kampaniy dlya planshetov. – URL: http://adindex.ru/publication/ opinion/creative/ 2012/12/ 19/95577.phtml; Yakovlev B.S., Pustov S.I. Istoricheskie osobennosti i perspektivy tekhnologii dopolnennoy real'nosti // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Tekhnicheskie nauki. 2013. № 3; Yakovlev B.S., Pustov S.I. Klassifikatsiya i perspektivnye napravleniya ispol'zovaniya tekhnologii dopolnennoy real'nosti // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Tekhnicheskie nauki. 2013. № 3.)
  2. A DRAMATIC SURPRISE ON A QUIET SQUARE // http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=316AzLYfAzw
  3. iButterfly: Catch butterflies with your iPhone! //
     http://phygitalien.com/what-is-phygital/
  4. Korean grocery store uses clever marketing campaign VIDEO //
     http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=o9zcs1dg8qo
  5. Video - hotel.de App //
     http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=D5ZFKQD2Yf0
     Layar, worlds first mobile Augmented Reality browser //
  6. McDonald's Pick n Play // http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=7u0ij9D5S4Y
  7. Кейс фольксваген //
     http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=KRA0SZhKNyo
  8. Кейс Мегафон// http://www.sostav.ru/news/2012/05/14/megafon_instinkt/
  9. Project Glass: One day...//
     http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=9c6W4CCU9M4
  10. Deadmau5 lights up London with amazing 4D projection - NOKIA Lumia Live //  http://www.youtube.com/watch?v=SX2Gd-kqV5s;  
    SAKS FIFTH AVENUE - HOLIDAY 2011 3D PROJECTION MAPPING //  http://www.youtube.com/watch?v=JfK0h6rb6M4;  
    Seasons on the Terrace HD //  http://www.youtube.com/watch?v=ZXpSZY-6h-k