Languages

You are here

Формы организации и проблемы использования UGC на газетном сайте

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Forms of Organizing and Problems of Using UGC on a Newspaper Website

 

Баранова Екатерина Андреевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и связей с общественностью Российского государственного социального университета (РГСУ), kat-journ@yandex.ru

Ekaterina A. Baranova
PhD, Associate Professor at the Chair of Journalism and Public Relations, Russian State Social University, kat-journ@yandex.ru

 

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос возрастания участия пользователей информации в ее генерации, приводятся различные формы организации пользовательского контента (UGC) на сайтах отечественных и зарубежных изданий, а также анализируются проблемы и вопросы, связанные с использованием UGC.

Ключевые слова: пользовательский контент, комментарии к статье, участие пользователей информации в ее генерации, SMS-портал на сайте.

 

Abstract

The article examines the issue of an increased participation of users in information generation, provides examples of various forms of organizing user-generated content (UGC) on Russian and foreign newspaper websites and analyzes the problems and questions associated with the use of UGC.

Key words: user-generated content, comments to the article, participation of users in information generation, SMS-portal on a website.

 

Все больше СМИ сегодня используют контент, собранный пользователями информации или User-generated content (UGС) (от англ. user-generated − «собранный пользователем» и лат. content − «содержание»), находят все новые и новые формы его организации. С развитием Интернета «СМИ все больше внимания уделяют пользовательскому контенту»1, выпуски новостей на ТВ редко обходятся без видео с You Tube. C марта 2013 г. на телеканале «Россия 2» выходит новая программа − «24 кадра». Ведущий комментирует видео (в основном с You Tube) интересных событий, происходящих на российских дорогах.

Многие практики отмечают, что UGC помогает не только наладить контакт с пользователями и увеличить их лояльность, но и добавить краски в освещение событий, особенно локальных новостей. А некоторые даже полагают, что он уменьшает затраты на производство контента.

 

UGC в СМИ: с VXII в. до современных времен

Возрастание участия пользователей информации в ее генерации традиционно связывают с Web 2.0 − сетью второго поколения развития сети Интернет, основанной на изменениях в пользовательском поведении. В отличие от Web 1.0. сети Интернет первого поколения, просуществовавшей с 1989 по 2005 гг., Web 2.0 характеризуется повышением уровня информационного обмена и двусторонним потоком информации между производителями и пользователями контента, что приводит к размыванию границ между ними, поскольку пользователи стали производителями, а производители − пользователями.

Увеличение участия читателей, слушателей и зрителей информации в ее генерации также тесно связано с развитием социальных сетей и мобильной связи. Большой рост рынка мобильной индустрии привел к тому, что аудитория многих стран мира превратилась в огромную силу по сбору информации, она способна фотографировать и снимать кого угодно, что угодно и где угодно.

Любое СМИ должно думать над тем, как повысить лояльность пользователей, искать новые каналы взаимодействия. Интернет-версия в данном случае предоставляет большие возможности, позволяет найти различные модели работы с пользовательским контентом. Отметим, что он в СМИ появился, конечно, задолго до появления Web 2.0., развития социальных сетей и мобильной индустрии и был представлен в виде писем читателей, которые публиковались в газетах еще с начала XVIII в. В веке XX авторитет и популярность издания в большинстве случаев зависели от количества читательских писем, приходивших в редакцию. Во многие издания и сегодня, несмотря на развитие новых форм организации пользовательского контента на сайте, до сих пор приходит большое количество писем, сохранились отделы по работе с ними и рубрики «Нам пишут» или «По письмам читателей».

На радио и телевидении также задолго до распространения Интернета был пользовательский контент, представленный в виде звонков слушателей в эфир.

 Из читательских писем, звонков слушателей и зрителей во время эфира журналисты черпали эксклюзивную информацию, узнавали мнение аудитории по тому или иному вопросу. Письма читателей и звонки в эфир всегда играли важную роль в организации установления обратной связи с читателями, слушателями, зрителями.

Сегодня в выпуски новостей на ТВ все чаще попадает видео с You Tube. Всем известны такие проекты, как «Ты − репортер» «РИА Новости» (материалы пользователей публикуются на сайте информационного агентства), «Вести Мобильный репортер» ВГТРК (интересные фото и видеоматериалы пользователей попадают на сайт http://mreporter.ru/, а некоторые идут в эфир).

Но если использование UGC вещательными СМИ ограничивается показом фото- и видеоматериалов, которые присылают читатели, и видео с You Tube, набравшего наибольшее количество просмотров, то газетные сайты традиционно находят более разнообразные формы его предоставления и использования в редакционных материалах.

Согласно результатам исследования, проведенного Всемирной газетной и новостной ассоциацией (World Association of Newspapers and News Publishers, WAN-IFRA) в конце 2012 г. среди редакторов национальных и региональных газет из разных стран мира, «35% редакторов часто публикуют фото, присланные читателями или взятые в социальных сетях. Только 16% редакторов регулярно используют видеоматериалы читателей. 29% респондентов систематически обращаются к читателям за советом по поиску тем»2.

Некоторые издания для работы с контентом, собранным пользователями информации, создали даже специальные отделы.

Мы решили найти и проанализировать нестандартные формы организации пользовательского контента на сайтах российских и зарубежных изданий, а также выявить проблемы, которые связаны с использованием UGC. Автор данной статьи изучил результаты социологических исследований, проанализировал сайты на предмет наличия интересных примеров организации пользовательского контента, а также провел интервью с экспертами – редакторами интернет-версий крупнейших качественных и массовых отечественных изданий. Респондентам задавались вопросы, связанные с проблемами развития пользовательского контента на сайте и интересными решениями его организации.

 

Формы организации пользовательского контента на газетном сайте

Наиболее распространенными формами организации пользовательского контента на сайте СМИ обычно являются:

  • комментарии (возможность высказать свое мнение по поводу темы статьи, события, которому посвящена статья; блогам журналистов, видео- и фотоматериалам);
  • голосования (по поводу планируемых тем освещения событий);
  • опросы (результаты читательских опросов по вопросам повестки дня; вопросы пользователей сайта к гостям редакции);
  • видео- и фотоматериалы, сделанные с помощью мобильных телефонов пользователей; видеоролики с You Tube.

Возможность комментировать статьи – это возможность, которая возникла на многих сайтах почти сразу после их появления. В 1998 г., когда увидел свет сайт «Комсомольской правды» (kp.ru), сразу можно было и написать комментарий к статье. Сегодня среди российских СМИ этот сайт обладает высокой читательской активностью, количество откликов очень большое. Но проблема в том, что, во-первых, анонимные пользователи не всегда проявляют уважение не только друг к другу, но и к журналистам, и, во-вторых, эти комментарии никак не структурированы. Эти проблемы характерны для большинства сайтов российских газет. Решение их нашли зарубежные издания. В начале 2013 г. крупнейшая среди издателей британских газет группа «Тринити Миррор» (Trinity Mirror) разрешила комментарии только после авторизации через данные социальных сетей. «Это способствует тому, что люди уважительнее относятся друг к другу, когда отвечают на чьи-либо комментарии, соответственно и сам сайт становится радушнее»3.

Качество комментариев – не единственный фактор, который определяет удобство работы пользователей. Если на сайте комментариев под статьей очень много (более 50), необходимо сделать его более удобным, для читателей. Газетные сайты используют разные подходы к сортировке комментариев. Некоторые просто располагают их в хронологическом порядке, другие – помещают лучшие комментарии в верхней строке.

Летом 2013 г. «Таймс» (Times) предложила читателям сервис, с помощью которого лучшие комментарии выделяются для читателей. Их выборка основана на ряде факторов: различные точки зрения, сжатые аргументы или даже «радикальные мнения, которые в то же время улавливают общие настроения»4. Цель состоит в том, чтобы создать подбор комментариев и людям не приходилось бы тратить много времени на то, чтобы понять, что другие думают по тому или иному вопросу.

На сайте «Нью-Йорк Таймс» (New-York Times) комментарии сортируются по таким параметрам, как: выборка читателей и/или «Нью-Йорк Таймс» выборка. На сайте «Гардиан» (Guardian) комментарии, оставленные экспертом по обсуждаемому вопросу, помечаются подписями: «эксперт по теме» или «очевидец». Система также выделяет комментарии, оставленные журналистами издания. На сайте газеты есть возможность посмотреть комментарии недели.

Можно организовывать комментарии и по другому принципу – по принципу удобства их чтения другими пользователями. На сайте «Гардиан» часть комментариев, которые разворачиваются в длительные дискуссии, можно свернуть. И другие пользователи, недавно подключившиеся к обсуждению, могут выбрать, читать все комментарии подробно или ограничиться быстрым просмотром5.

В начале 2013 г. на сайте «Таймс» появилась очень интересная функция. В редакции придумали «Термометр “Таймс”» (Times Thermometer)6. Это возможность сортировки, фильтрации комментариев по принципу негативное или положительное отношение к проблеме. Новая система позволяет оценить настроение каждого комментария, сравнивая слова сообщений со словами из словаря положительных и отрицательных слов. Система «Термометр» считает комментарии и выстраивает шкалу, показывающую количество положительных и отрицательных отношений к тому или иному вопросу.

Некоторые комментарии журналисты могут использовать, когда пишут статьи (в «Нью-Йорк Таймс», например, так часто делают), могут давать комментарии в своих блогах.

Комментарии могут влиять и на редакционную политику. Например, на сайте газеты «Комсомольская правда» после статей, посвященных жизни великих людей (к юбилейным датам) часто появляются сообщения с просьбой больше рассказывать об известных писателях, ученых и т.д. Во многом поэтому в редакции пытаются усилить культурно-образовательную функцию журналистики, не только публикуя больше подобных материалов, но и запуская новые проекты на радио «КП». С конца 2013 г. на радио идет проект «Великие люди», вскоре материалы будут дублироваться и на сайте. Пользователи, таким образом, видят, что в редакции учитывают их мнение, что, в свою очередь, провоцирует людей на то, чтобы оставлять еще больше сообщений.

 

Нестандартные формы организацииUGC на сайте

В 2012 г. на сайтах отечественных изданий появились интересные нестандартные проекты, направленные на привлечение пользовательского контента.

Консультационная площадка на сайте. На сайте газеты «Экономика и жизнь» действует проект «Виртуальная консультационная площадка», который представляет собой вопросы и ответы читателей на определенные темы. Посетители сайта задают вопросы, а другие, эксперты (такие же посетители), отвечают на эти вопросы. За принятый вопрос эксперт получает баллы. Любой посетитель может стать экспертом, для этого нужно пройти тестовое задание. Если человек его проходит, то становится экспертом. «Это игровой проект: с одной стороны, он направлен на привлечение аудитории, а с другой – помогает людям решать конкретные проблемы»7.

Спецпроекты. В газете «Советский спорт» в конце 2012 г. запустили проект «Народная газета». Каждый читатель может не только публиковать контент на сайте, но и, возможно, стать оплачиваемым журналистом газеты.

Социальная сеть на сайте. На сайте «Комсомольской правды» пользователь получает свою персональную страничку, в нее собираются все его комментарии к статьям. Он может дружить с другими читателями и заводить сообщества.Соцсети – это, по сути, посты читателей, которым скучно, они вынуждены «таскать» ссылки из изданий, чтоб заполнить пустоту. В «КП» – обратная ситуация: на сайте огромное количество материала. Наблюдается очень большая читательская активность. «На сайте “Комсомолки” ввели регистрацию для читателей, пользователь получает свою персональную страничку, в нее собираются все его комментарии. Он может дружить с другими читателями и заводить сообщества»8, – рассказывает Олеся Носова, шеф-редактор сайта kp.ru.

У испанской газеты «Эль Паис» (El Pais) также есть своя социальная сеть на сайте Eskup, по своим функциональным возможностям очень напоминающая Twitter. Пользователи могут задавать вопросы, отвечать на них, узнавать новую для себя информацию или рассказывать что-то другим. К сообщениям можно прикреплять фото- и видеоматериалы. В соцсети на сайте газеты есть тематические сообщества. В одних пишут пользователи, в других – только журналисты издания.

Еще один пример. Американская региональная газета «Бэйкерсфилд Калифорниан» (Bakersfield Californian)создала собственный эквивалент социальной сети MySpace.com для калифорнийского города Бейкерсфилда. Соцсеть получила название Baktopia. На сайте предлагаются рейтинги и интерактивные разделы, посвященные местным музыкальным группам, событиям и общению. Пользователи создают свои досье, а группы загружают на сайт музыку, блоги и подкасты. Рекомендации пользователей, досье и социальные сети являются основным источником трафика. Они привлекают больше внимания, чем статьи.

SMS-портал на сайте. На сайте «Вечерней Москвы» в начале 2012 г. появился SMS-портал, снабжающий жителей столицы последними городскими новостями. Дежурные по рубрикам принимают от пользователей SMC-сообщения и публикуют информацию на SMC-портале «Вечерки». Каждый может прислать SMC-сообщение, может сопроводить его видеоинформацией. Далее сообщение попадает на SMC-портал. Дежурные по рубрикам принимают информацию и связываются с экспертами, властными структурами. Новости обрабатываются и публикуются в газете и на сайте.

Идея SMC-портала на сайте впервые была реализована «Пресс-холдингом Сингапура» (Singapore Press Holding Ltd.) в 2006 г., когда был создан интернет-сайт Stomp (Straits Times Online Mobile Print) – мобильная, печатная и интернет-версии газеты «Стрейтс таймс» (Straits Times). Сайт решили создать для того, чтобы наладить общение с читателями этой газеты, основной контент которой составляют серьезные статьи. Он осуществляет информационную поддержку печатной, мобильной и интернет-версии «Стрейтс таймc» и других изданий пресс-ходинга. Почти 58% сайта составляют материалы, собранные пользователями9. У Stomp есть короткий телефонный номер (75557). По нему можно отправлять текстовые, фото- и видеоматериалы. Пользователи снимают видео и делают фотографии с помощью мобильного телефона, загружают его на компьютер и посылают на электронную почту или по SMS. Журналисты Stomp связываются с пользователями и интервьюируют их, после чего готовят материал.

Stomp не содержит серьезных статей. Большинство последних новостей сайта, включая фотографии, сделанные с помощью мобильного телефона, приходят от пользователей. На базе этих материалов команда Stomp готовит сводку новостей и публикует ее на сайте.

Эти материалы, включая фотографии, могут быть напечатаны в «Стрейтс таймc» и других газетах компании, последние новости приходят на мобильные телефоны читателей.

 

Проблемы и вопросы, связанные с использованием UGC

Во многих редакциях сегодня ньюсмейкерами становятся люди из экспертных сообществ Facebook, Twitter. Дело в том, что событие, о котором рассказывает обычный человек, не оставляет равнодушными других людей, этот пост выходит в топ, после чего журналисты связываются с его автором. Но здесь возникает проблема проверки новости, для чего приходится делать несколько звонков. Согласно результатам исследования, проведенного Всемирной газетной и новостной ассоциацией, 81% редакторов озабочены проблемой достоверности UGC, т.е. тем, как проверить подлинность материалов. Каждого второго редактора (50%) беспокоит качество UGC10. Именно поэтому он может быть опасен для серьезного делового издания. Например, в «Ведомостях» считают, что, «если разрешить публикацию пользовательского контента, то на сайт хлынет поток информации, который носит пиаровский и рекламный характер. Это может навредить репутации издания»11.

Традиционно качественные газеты больше боятся пользовательского контента, чем массовые. На сайтах «Гардиан» и «Нью-Йорк Таймс», например, комментарий можно оставить не ко всем статьям. Разрешение комментирования статьи – результат продуманного решения. В редакции всегда отбирают статьи, которые можно комментировать. Так что рассмотренный выше пример организации UGC на сайте газеты «Экономика и жизнь» − это скорее исключение из общей практики.

Если работать с USG, то его должны контролировать специально выделенные для этого люди. Во многих изданиях есть модераторы, которые могут удалить какие-то комментарии. Как правило, останавливаются на постмодерации, так как премодерация требует большего числа сотрудников, сообщение публикуется не сразу: это отпугивает посетителей. На многих сайтах есть правила модерирования.

Интересным в данном случае является опыт газеты «Аргументы и факты». В каждом комментарии на сайте есть кнопка «Пожаловаться». Это − дополнительный сигнал модератору, который говорит о том, что отмеченный таким образом комментарий нарушает правила, возможно, содержит ненормативную лексику или оскорбляет других пользователей. Такая функция на сайте позволяет модераторам быстрее реагировать на нарушения. На сайте «АиФ» постмодерация дает возможность пользователям свободно общаться друг с другом.

Несмотря на все преимущества UGC, его использование вызывает много вопросов. Некоторые журналисты-практики отмечают, например, что его нужно использовать с большой осторожностью: «он опасен для коммерческого издания, так как часто неконтролируем. Например, на сайте есть реклама “Кока-Колы”, люди заходят и часто пишут непроверенную информацию негативного содержания. Понятно, это портит отношения с рекламодателем»12.

Еще один вопрос, который напрямую связан с развитием UGC, − это вопрос о том, нужно ли платить пользователям за присыланный контент. Однозначного ответа не существует. Возникают дополнительные вопросы: «если платить, то сколько?»; «по каким критериям оценивать стоимость контента?»; «каким образом оплачивать?». Пока пользователи, как правило, предоставляют информацию на безвозмездной основе. Правда, есть и исключения. Например, медиахолдинг «Ньюс Медиа-Рус» в 2011 г. запустил систему оплаты видео- и фотоматериалов, которые журналисты получают от читателей. Работает она очень быстро. Но какой-то фиксированной оплаты за присланные материалы пока нет.

Только треть (35%) редакторов, принявших участие в исследовании, проведенном Всемирной газетной и новостной ассоциацией, полагают, что «пользователям нужно платить за контент. Более половины (54%) опрошенных уверены, что за UGC никогда не надо платить, другие 11% отметили, что все зависит от того, что представляет собой контент, как он получен и где будет использован»13.

 

В заключение хотелось бы сказать о такой проблеме, как влияние оскорблений в комментариях к статьям на поведение журналистов. Эта тема всегда возникает при обсуждении вопросов, связанных с UGC. Она опять всплыла совсем недавно: в начале марта 2014 г. Эмми Бинс, главный преподаватель Университета Центрального Ланкашира, возглавила исследование14, цель которого – выяснить, как влияют оскорбления пользователей на поведение журналистов.

Пока результаты исследования не подсчитаны. Но есть данные о том, что из более 160 журналистов, которые приняли участие в опросе, около 50% очень расстраиваются, когда видят оскорбления. Автор данной статьи, корреспондент газеты «Комсомольская правда», может к ним присоединиться.

16% опрошенных стали по-другому писать, а 60% перестали давать какие-либо собственные комментарии.

Проблема в том, что агрессивно настроенные пользователи могут настроить на оскорбления и других. По мнению Э. Бинс, «необходима система фильтров, которая будет отправлять комментарий к редактору. И если там будут действительно заслуживающие внимания жалобы, тогда с журналиста спросят»15.

Правда, с тем, что недружелюбные пользователи настраивают других, не согласен Игорь Настенко, шеф-редактор «Вечерки-ТВ». В прямом эфире на сайте идет постмодерация. Если заходит новый пользователь и пишет что-то нелицеприятное, то сообщение не удаляют, удаляются только прямые оскорбления. «На эти нелицеприятные сообщения отвечают другие люди в Сети, которые часто их не поддерживают, – рассказывает Настенко. – Этикета в Сети еще нет. Пользователи, которые не первый раз участвуют в передачах, приучают к этикету других, которые только пришли и хотят обратить на себя внимание грубыми высказываниями»16.

Как видим, проблем, которые возникают в результате использования UGC, очень много. Тем не менее, рассмотренные выше примеры свидетельствуют о том, что он будет все больше развиваться, а СМИ будут искать все новые формы его организации.

 


  1. Media’s hunger for user generated content. – URL: http://www.scoopshot.com/blog/media-hungry-for-user-generated-content
  2. Ibid.
  3. How to: improve the online comment experience. − URL: http://www.journalism.co.uk/skills/how-to-improve-the-online-comment-experience/s7/a553756/
  4. Ibid.
  5. Ibid.
  6. 6 ideas 're-imagining commenting' on news sites. – URL: http://www.journalism.co.uk/news/the-times-team-wins-hackday-on-re-imagining-commenting-/s2/a554288/
  7. Интервью автора с Александром Герасимовым − руководителем проектов газеты «Экономика и жизнь». 2012. Июнь, 25. (Interv'yu avtora s Aleksandrom Gerasimovym − rukovoditelem proektov gazety «Ekonomika i zhizn'». 2012. Iyun', 25.)
  8. Интервью автора с Олесей Носовой − шеф-редактором сайта kp.ru. 2012. Июль, 14. (Interv'yu avtora s Olesey Nosovoy − shef-redaktorom sayta kp.ru. 2012. Iyul', 14.)
  9. Quinn S. Asia’s Media Innovators. Singapore, 2008. P. 30.
  10. Media’s hunger for user generated content.
  11. Интервью автора с Павлом Суховым – главным редактором интернет-версии газеты «Ведомости». 2012. Июль, 24. (Interv'yu avtora s Pavlom Sukhovym – glavnyy redaktor internet-versii gazety «Vedomosti». 2012. Iyul', 24.)
  12. Интервью автора с Алексеем Синельниковым – шеф-редактором интернет-службы «АиФ» (aif.ru). 2012. Июнь, 6. (Interv'yu avtora s Alekseem Sinel'nikovym – shef-redaktor internet-sluzhby «AiF» (aif.ru). 2012. Iyun', 6.)
  13. Media’s hunger for user generated content.
  14. Is online abuse affecting journalists' behaviour? – URL: http://www.journalism.co.uk/news/is-online-abuse-affecting-journalist-behaviour-/s2/a556046/
  15. Ibid.
  16. Интервью автора с Игорем Настенко – шеф-редактором «Вечерки-ТВ» (vecherka.tv). 2012. Июнь, 29. (Interv'yu avtora s Igorem Nastenko – shef-redaktorom «Vecherka-TV» (vecherka.tv). 2012. Iyun', 29.)