- Русский
- English
Amateur Video on a Terrestrial Television Channel
Бережная Марина Александровна
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры телерадиожурналистики Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, marinaberezhnaya@mail.ru
Marina A. Berezhnaya
PhD, Professor at the Chair of Television and Radio Journalism, School of Journalism and Mass Communication, Saint-Petersburg State University, marinaberezhnaya@mail.ru
Аннотация
Любительское видео существует на ТВ в соответствии с информационной политикой телеканалов, форматами телепрограмм, используется как дополнительный источник информации, основа для последующих профессиональных репортажей и дискуссий. Мобильные репортеры не конкурируют с профессиональными тележурналистами и не рассматриваются в качестве равных партнеров, поскольку их работы не соответствуют определенным стандартам. Включенное в основной видеоконтент, любительское видео приобретает дополнительную эстетическую функцию честного и оригинального взгляда и контрастирует с профессиональными материалами высокого технического качества. Альтернативная профессиональная практика гражданской журналистики оборачивается модным эстетическим приемом.
Ключевые слова: ТВ, любительское видео, гражданская журналистика, мобильный репортер, эстетическая функция.
Abstract
Amateur video on television corresponds to channels’ information policy and the formats of TV programs; it is used as an additional source of information, as a ground for subsequent professional reports and discussions. Mobile reporters do not compete with professional television journalists and are not regarded as their equal partners because their work does not fit the standards. Included in the general video content, amateur video acquires an additional aesthetic function of a frank and fresh view which produces a favorable contrast to professional materials of high technical quality. Alternative professional practices of citizen journalism turn to become a fashionable aesthetic device.
Key words: TV, amateur video, citizen journalism, mobile reporter, aesthetics function.
Современные технологии принесли в жизнь новые возможности и практики амбивалентной профессиональной ценности. С одной стороны, телеканалы демонстрируют видеоматериалы высокого качества, используют широчайшую выразительную палитру, но при этом исследования фиксируют падение доверия к эфирному телеконтенту со стороны аудитории1, с другой – в сети Интернет существует большое количество любительского видео, которое имеет статус гражданской журналистики и высокий кредит доверия публики. «То, что мы иногда принимаем за профессионализм, это и есть самодеятельность», − считает Л. Новоженов2. Режиссер В. Манского считает: «Включая телевизор, каждый из нас становится участником перформанса с двумя параллельными реальностями, которые никак между собой не пересекаются <…> Но есть еще те, кто помнит, что бывает по-настоящему. Я и молодых людей таких знаю. Есть во многих генетическая, ими лично не тестированная память о настоящем. Рука такого человека непроизвольно тянется к гаджету − зафиксировать»3.
Профессиональное сообщество неоднозначно относится к такого рода любительской практике. Согласно исследованию международной сети независимых PR-агентств Oriella PR Network, проведенному совместно с Buman Media, в котором приняли участие 550 журналистов из 15 стран Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и Америки, читатели имеют больший авторитет в глазах журналистов, чем политики, PR-специалисты и маркетологи. С этим утверждением согласилось более половины (51%) опрошенных. Журналисты из Франции (58%), Индии (43%) и Китая (37%) утверждают, что народные корреспонденты заслуживают доверия не меньше, чем штатные журналисты. Народная журналистика рассматривается как ценный источник информации, особенно в тех случаях, когда самим журналистам по каким-то причинам сложно освещать события или если существуют опасения по поводу надежности информации от официальных источников. Однако в ряде стран эту точку зрения не разделяют, в частности, среди российских журналистов не нашлось тех, кто согласен доверять аудитории (0%). Среди скептиков также Великобритания (3% доверяющих), Швеция (2%), Новой Зеландия (1%)4. Тем не менее любительское видео все чаще используется профессиональными телеканалами в России как в виде отдельных кадров новостной хроники, так и в виде специальных проектов, активизирующих энтузиазм репортеров из народа (как, например, «Мобильный репортер» на канале «Росия-24», ставший объектом эмпирического анализа в данной статье). Проникновение подобного контента на эфирные телеканалы по-разному трактуется исследователями. Одни видят в этом ростки настоящей народной журналистики, другие, признавая достоинства такого рода сотворчества аудитории, относятся к нему лишь как к дополнительному ресурсу деятельности профессионалов5. По мнению А.А. Калмыкова, поскольку вещательные СМИ никуда не исчезнут, при отсутствии субъект-субъектных отношений в условиях массового телевидения традиционная вещательная парадигма будет отходить на второй план, заменяясь множественным полилогом субъективированных информационно-коммуникативных образований6. Исходя из этого, современные попытки эфирных каналов включиться в интерактивные потоки с привлечением аудитории представляются несколько искусственными. Однако нельзя не согласиться с тем, что под влиянием новых технологий контент ТВ вынужден будет меняться. «Форма, безусловно, важна, но она работает лишь тогда, когда содержание отвечает актуальной тенденции: зритель не хочет быть зрителем, он хочет быть действующим лицом»7. Настало время определить реальное положение любительского видео на современном телеэкране.
Понятие любительское видео имеет несколько аспектов: производственный (кто является автором, кто снимал), профессиональный (качество съемки, соответствие профессиональным критериям), эстетический (соответствие эстетическим критериям сегодняшнего дня, запросам аудитории).
Поэтому к рассматриваемому нами объекту мы можем отнести:
Часть материалов не является изначально журналистскими материалами, но используется в телевизионных программах наряду с профессиональными кадрами, становясь частью единого телевизионного текста. В совокупности сегодня любительское видео представляет собой сегмент телевизионного видеоконтента, который качественно отличается от общего изобразительного ряда современного ТВ. На фоне современной телевизионной картинки любительское видео выделяется следующими характеристиками: низкое разрешение, неправильная цветопередача, дрожание и рывки камеры при съемке, съемка на ходу, длинные кадры, злоупотребление наездами, отъездами, панорамированием, отсутствие центра кадра, запись звука на встроенный микрофон («пушку»), отсутствие выразительных крупных планов, чередования планов, немонтажная съемка, спонтанный закадровый комментарий.
Технико-технологические условия телевизионного производства в течение десятилетий объясняли крайне незначительное присутствия не телеэкране видеоматериалов (киноматериалов) операторов-любителей. Можно вспомнить отдельные фрагменты в программе «Клуб путешественников», кадры из домашних киноархивов в портретных очерках. Кинокамеры не были распространены широко, и приобретающий такой аппарат либо совершенствовался в профессиональном мастерстве, либо не претендовал на публичную презентацию снятого материала. Однако кадры, зафиксированные профессиональными кинохроникерами, и даже художественные фильмы сегодня могут восприниматься как любительские из-за качества изображения и современных эстетических критериев оценки материала, а черно-белое изображение и стилистика хроники, например фильмов С. Эйзенштейна, приобретает в современном контексте дополнительное качество документальности.
В 1997 г. Егоров В. констатировал, что со временем видео может превратиться в один из главных каналов развития любительского творчества и фиксации ключевых моментов в жизни каждого человека, заменяя кинолюбительство и бытовую фотографию8. К тому времени практика ТВ уже давала основания для таких утверждений. Всплеск массового интереса к созданию собственных видеофильмов был вызван, несомненно, появлением доступных бытовых видеокамер и большей информационной свободой в 1990-х гг. Творчество самодеятельных операторов получило дополнительный стимул и благодаря ряду телевизионных проектов, например программе «Сам себе режиссер». Это телевизионное шоу, в основе которого лежит демонстрация любительского видео с шуточным закадровым комментарием, вышло в эфир в январе 1992 г. на канале «2х2». Через два года оно стало выходить на канале «Россия 1». Программа сделала немало для популяризации новой техники и для стимулирования самодеятельного видеотворчества аудитории. Почти пять лет программа «Сам себе режиссер» монопольно господствовала на нашем ТВ в жанре любительского видео, в 1995 г. на ТВ-6 появилась передача Ивана Усачева «Вы – очевидец», с 2002 г. она стала выходить на РЕН ТВ, а затем раскололась на отдельные передачи: «Очевидец: самое смешное» и «Очевидец: самое шокирующее», определив основные тематические направления зрительских видеороликов. Воспринятая российскими зрителями как открытие, программа «Сам себе режиссер» являлась российским аналогом американского шоу «Самое смешное видео» на канале Эй-би-си (ABC). Когда в январе 1990 г. в журналах «Пипл» (People) и «ТиВи гайд» (TV Guide) было размещено объявление с приглашением всех желающих передавать на ТВ любительские съемки забавных эпизодов для участия в шоу «Смешное домашнее видео Америки», американская телекомпания получала от зрителей от 700 до 1500 видеокассет ежедневно9.
Опыт использования любительского видео в телепроектах появился за рубежом еще в 1980-х гг. и осознавался в дискурсе не столько профессиональном, сколько социально-психологическом. По мнению Г. Уотерcа из «Ньюсуик» (Newsweek), участники шоу выступали отчасти в роли репортеров, отчасти в роли зевак; они – трэш-люди. Шокирующее видео, снятое на бытовые камеры, показывали даже в традиционных ночных выпусках последних новостей на Си-эн-эн (CNN). Он указывает, что если «Я очевидец» использует любительские кадры исключительно для удовлетворения вуайеристских пристрастий аудитории в прайм-тайм, то съемки Си-эн-эн легитимируют новостные события вроде землетрясений, терактов или спортивных поражений10. Ссылаясь на мнения многих экспертов, Л. Гринстафф высказывает мнение, что «трэш-телевидение» играет на вуайеристских желаниях, равно как и на новейшем инстинкте - стремлении появиться на телевидении. «В каждой шестой американской семье есть видеокамера, и, если верить наблюдениям критиков, все они, похоже, хотят, чтобы их пленки попали на телевидение»11. При этом она справедливо утверждает, что «несмотря на вызов традиционным дихотомиям (публичное/частное, информация/развлечение, разум/чувства и т.д.), между ток-шоу и “серьезной журналистикой” есть много значимых параллелей»12. В частности, это проявляется в критериях отбора и презентации новостей в телеэфире − в призывных анонсах, формировании сбалансированного выпуска, сюжетной подаче историй и т.д.
По наблюдениям современных исследователей, сегодня наметилась очевидная тенденция взаимодействия между любительским и профессиональным телеконтентом. О.М. Ятчук отмечает: «Американский телеканал Current TV вещает по блокам, в течение дня блок повторяется, но сам блок строится на видеоматериалах зрителей, которые сочетаются с комментариями ведущих в студии между видеосюжетами. Еще один пример − российский телеканал “Дождь”, также использует зрительское видео, но не для наполнения контента, а для иллюстрации или как информационный повод, зритель телеканала может снимать видео, а затем, используя сервис You Tube, размещать его в Сети и отправлять ссылки на это видео в редакцию телеканала»13. Нужно отметить, что нарочитая небрежность как стилистика «Дождя» формировалась в противовес устоявшейся манере подачи информации на федеральном ТВ: в позиционировании канала изначально учитывалось стремление его целевой аудитории к неформальности, свободе, самовыражению.
По утверждению О.М. Ятчук, мотивацией для российских «мобильных репортеров» было не столько появление на экране, сколько желание снять свое кино. Мотивацией каналов, которые размещают такие проекты в эфире становятся как коммерческие интересы − получение финансовой прибыли для компании (продажа рекламного времени, дополнительные «внеэфирные» прибыли, например, от продажи билетов на развлекательное шоу с героями проектов и т.д.), так и имиджевые дивиденды: формируется определенное отношение к каналу, который декларирует и демонстрирует открытость и готовность прислушиваться к зрителю. Указанная мотивация – доход и имидж − находит воплощение в функционировании любительского видео на современном ТВ14.
Учитывая современные требования к телевизионной картинке, присутствие в эфире некачественного видео само по себе является свидетельством его значимости, а следовательно, непрофессиональный видеосегмент должен обладать некими дополнительными содержательными преимуществами по сравнению с основным контентом. Как вспоминает Л. Новоженов, «Времечко» − супер-VHS-ная программа. Иногда это вообще какие-то запредельные съемки, снятые на совершенно загадочных камерах. Но если есть событие, то это самое главное15. По мнению С. Зонтаг, камеры определяют реальность как зрелище для масс и как объект надзора для правящей элиты16. Мы можем сегодня выделить два обоснования для появления любительского видео в контенте эфирного ТВ: а) развлечение и б) свидетельства очевидцев, разоблачения, что соответствует коммерческой и имиджевой мотивации его функционирования.
Российское и зарубежное любительское видео по-прежнему активно используется в развлекательных шоу – «Улетное видео», «Самое вызывающее видео» (канал «Перец»), «Сам себе режиссер» («Россия 1»), а также в информационных проектах – «Пульс города» (канал «Санкт-Петербург»), «Мобильный репортер» («Россия 24»), в многочисленных программах тематических каналов, новостях, расследованиях и т.д. Можно отметить и практику соединения кадров любительского и профессионального видео, когда действие снимается двумя камерами и зритель видит два взгляда на происходящее (например, программы о путешествиях с А. Чернобровиной на канале «Моя планета»), а также использование стилистики любительского видео в современной документалистике.
Наблюдения за контентом федеральных каналов позволяют сформулировать основные и постоянные функции любительского видео – оперативное освещение неожиданных и чрезвычайных происшествий, разоблачения, расследования, человеческие истории (анекдоты), развлечения (шутки, приколы). Обычная форма таких материалов – короткие (от 10 сек) видеосвидетельства, нередко без монтажа, без комментариев или с комментариями профессионального ведущего, фрагменты репортажей, тематических обзоров, подборки однотипных видеорядов. Возможные актуальные сюжеты, которые предлагает Интернет, – катастрофы, террористические акты, преступления, выборы, ДТП, социальные акции, фиксация нарушений, недостатков, видеообращения, удивительные явления природы, забавные ролики с участием животных, детей и т.д.; телеканалы не только отбирают для эфира определенные сюжеты, но и стараются канализировать самодеятельность аудитории.
«Мобильный репортер» возник как интернет-проект в ноябре 2010 г. С 11 февраля 2013 г. на канале «Россия 24» еженедельно выходят 20-минутные выпуски программы «Мобильный репортер» (постоянный ведущий – Юрий Богданов). Как заявляют создатели эфирной версии, все самые интересные и необычные репортажи, присланные на проект, попадут в еженедельную итоговую программу «Мобильный репортер». Авторам сюжетов, которые появляются в эфире программы, выплачиваются денежные призы. В задачи проведенного исследования входило определить функциональное значение проекта для эфирного телеканала: является ли предложенный формат программы реальным явлениям общественной журналистики или проект носит преимущественно имиджевый характер и демонстрирует новую демократическую эстетику эфирной журналистики на государственном канале. В фокусе анализа были тематика, источник видео, качество материалов (видео с комментариями ведущего в студии, видео с комментариями корреспондента, действенность публикации).
Программа использует довольно разнообразные формы подачи материала: видео, присланные на сайт mreporter.ru с комментарием ведущего, видео с закадровым комментарием репортера, видео с репортером в кадре и интервью (синхронном), видеоролики, размещенные на Youtube, Twitter, ресурсах Интернета, тематические видеообзоры, подготовленные профессиональными репортерами, материалы профессиональных репортеров о ситуациях, описанных зрителями, интервью в студии (по скайпу, видеосвязи) с авторами любительских репортажей, другими гостями – блогерами, авторами различных интернет-проектов, кадры зарубежных телеканалов, материалы блогов и форумов. По информации, прозвучавшей 25 мая 2013 г. в эфире программы, ежедневно на сайт «Мобильного репортера» заходят 10 тыс. посетителей, ежемесячно размещается 200 репортажей, и 25−30 из них попадают в эфир17.
Для анализа были взяты выпуски за первые полгода существования программы, с февраля по август 2013 г., всего 26 выпусков. За исследуемый период в эфир вышло 712 сюжетов (роликов): 275 (38,6%) сюжетов созданы мобильными репортерами и отобраны с сайта mreporter.ru, 432 (60,7%) сюжета были выложены авторами на Yоutube или иные интернет-ресурсы, т.е. не являлись напрямую результатом проекта, еще 5 (0,7%) сюжетов не являются любительскими видео, а были сняты по следам заявленной зрителями проблематики профессиональными репортерами или заимствованы из эфира зарубежных телеканалов. 20% от общего количества материалов − зарубежные ролики, 3% − материалы профессиональных журналистов (интервью в студии, обзоры или, например, ролик Министерства обороны в котором начальник управления культуры Антон Губанков исполняет песню, посвященную престижности службы в вооруженных силах, в стиле рэп). Материалы, подготовленные мобильными репортерами, за редким исключением обладают характерными качествами любительского видео, при этом не более 20% сопровождаются внятным авторским комментарием, содержат интервью или стендапы; остальные сюжеты комментируются ведущим программы, который поясняет кадры, дополняет их фактами, материалами интернет-форумов и, по сути, использует как основу для тематических обзоров.
В первые полгода существования эфирного проекта определились постоянные авторы – Ю. Хаустова, Д. Ясенков, А. Гольцман, Д. Гайдулин и др. Они становились гостями студии, делились опытом поиска тем, съемки в различных погодных условиях, экстремальных ситуациях, объясняли правила монтажа, т.е. выступали экспертами, наряду с руководителями проекта «Мобильный репортер». Программа рассказала о ряде интернет-проектов: сайтах angrycitizen.ru, куда можно пожаловаться и получить ответ экспертов; о helpforest74, созданном МЧС при содействии правительства Челябинской области для сообщений о лесных пожарах; о конкурсе «Россия 10» (10.russia.ru), в котором зрители могли принять участие; о паблике vc.com/typical-chapaevsk, который стал источником оперативной информации при освещении взрывов на военных складах в Чапаевске. Несмотря на небольшое количество таких материалов в общей массе публикаций, они занимают значительное место в хронометраже программы. Редакция мотивировала получение тех ли иных материалов от аудитории. На первоначальном этапе был объявлен конкурс «О наболевшем», который способствовал привлечению социально активных репортеров к участию в проекте. Именно в ходе этого конкурса зрители присылали острые сюжеты о нарушениях, злоупотреблениях на местах, и в последующих выпусках зрителей информировали о решении той или иной проблемы (6 сообщений). Однако в дальнейшем внимание переключилось на конкурс «Сюрпризы погоды» и ДТП, возможно, как наиболее многочисленные жизненные сюжеты.
В ходе анализа тематики материалов оказалось возможным выделить группы частотных сюжетов, они наглядно демонстрируют тенденции проекта. Так, ДТП и другие происшествия на трассе (ребенок за рулем, горящий бензовоз, конфликт между водителями и т.п.) стали темой 107 видеороликов (15%); погода, стихия, удивительные природные явления – 169 (23,7%), происшествия, нарушения общественного порядка, драки, пожары, взрывы – 203 (28,5%); положению в ЖКХ были посвящены 38 (5,4%) материалов, состоянию и ремонту дорог – 43 (6%), экологии – 11 (1,5%); забавных, трогательных сюжетов или роликов, на которых люди фиксировали свои приключения (чихающая панда, поющая в машине двухлетняя девочка, прыжок с парашютом и т.п.), оказалось 106 (14,5%); встречи с авторами и уроки профессионального мастерства 20 (2,6%), и, наконец, в группу «другие», которую составили редкие, новые, оригинальные темы, попало 73 (10,3%) материалов. Это интересные и разнообразные материалы, среди которых кадры с корпоратива Волжского трубного завода, где дама-руководительница дрессировала с помощью плетки мужчин-подчиненных (2013. Февр., 23), сюжет из Иванова о том, как День Победы одни и те же венки перекладывали от одних памятников к другим (2013. Май, 25), рассказ о действиях пенсионных агентов в Белгороде (2013. Март, 30), ролики, которые участвовали в конкурсе «Россия-10», и др. Следует отметить, что ряд сюжетов был включен в две группы, поэтому общее количество материалов по результатам тематического анализа (766) превышает число эфирных материалов (712). Например, ролик о том, как во время паводка на дачном участке в Чехове ловят карасей (2013. Июнь, 1), вошел в группы «Погода» и «Забавное», кадры драки на конкурсе трансвеститов (2013. Июнь, 29) в группы «Происшествия» и «Забавное», а сюжет о священнике из Благовещенска, который открыл собственный телеканал, – в группы «Авторы» и «Другие» и т.п. Таким образом, происшествия, ДТП, погодные явления и забавные истории составляют почти три четверти сюжетов программы, оставляя социальным и оригинальным темам не более 25%. Эту тенденцию можно проследить и на примере конкурса «ТОП-5», который проводился еженедельно до июня 2013 г.: в 16-ти рейтингах ДТП занимали первую строчку 8 раз и вторую 6 раз.
Непрофессиональный контент существует в программе как информационный ресурс, который в дальнейшем обрабатывается редакцией и подготавливается для выпуска, это можно обнаружить, сопоставив ролики на интернет-ресурсе и вышедшие в эфир. В ходе обработки большого массива информации формируется проблемное поле: состояние и ремонт дорог в России, безопасность авиаперелетов, поведение водителей, состояние ЖКХ, экология территорий. Материалы, присланные в редакцию, являются свидетельствами происходящего, дают возможность представить картинку как достоверное доказательство, хотя, по сути, функция данного видео не отличается от читательского письма в прежнюю технологическую эпоху, оно лишь обладает новой выразительной возможностью для ТВ. Взрывы, пожары, драки и аварии нередко фиксируются авторами как любопытные события, трэш, что развлечение значительно обгоняет разоблачние, и даже для свидетельств очевидцев характерна развлекательная событийность, а не проблемность. В ходе проекта предпринимаются попытки совершенствовать профессиональные навыки мобильных репортеров – уроки операторского мастерства, съемки в различных условиях, советы по видеомонтажу, при этом содержательная составляющая не акцентируется, а тематический сдвиг от острых социальных материалов в сторону обзоров, посвященных погоде и происшествиям, очевиден в исследуемый нами период. Тенденциозность подбора видеоматериала проявилась в игнорировании темы беспорядков в Пугачеве (июль 2013 г.), а позднее − московских выборов (сентябрь 2013 г.), в формате подачи информации о событиях в Бирюлеве (октябрь 2013 г.).
Как справедливо заметил В. Манский, «…одной фиксации мало. За этим должна стоять личность, высказывание. Одно дело − сообщать нечто, пусть даже острое, и совсем другое − выстраивать коммуникацию, разговаривать с людьми»18. Однако сегодня очевидны границы проявления позиции самодеятельных репортеров на эфирном ТВ, а это оставляет за любительским видео, воспринимаемым многими исследователями в контексте гражданской журналистики, роль более эстетическую, чем содержательную: непрофессиональные кадры являются неким маркером демократизации эфирного контента, но, по сути, добавляют лишь новую краску в палитру выразительных средств телевизионной картинки.
Выводы: