- Русский
- English
Category of Political Information in Media Studies Today
Жорова Юлия Валерьевна
аспирантка кафедры международной журналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, jorova.j@rambler.ru
Julia V. Zhorova
PhD student at the Department of Foreign Journalism, School of Journalism and Mass Communications, Saint Petersburg State University, jorova.j@rambler.ru
Аннотация
Несмотря на повышение значимости информации в политических процессах, подходы к анализу современного политического дискурса в медиаисследованиях разнообразны и несогласованны. В первую очередь, это связано с проблемой понятия информации и ее сущностных характеристик, так как именно они, являясь неизменными в рамках различных научных дисциплин, формируют основу исследования. Опираясь на общенаучные методы познания, автор формулирует категориальные характеристики политической информации на основе выявления сущностных характеристик информации как философской категории, как объекта изучения теории коммуникаций и медиатеорий.
Ключевые слова: политическая информация, политический дискурс, категория политической информации.
Abstract
Despite the increasing role of information in political process, there is no common and totally accepted approach to political discourse analysis. This is primarily due to the uncertainty of scientific information concept and information essential characteristics, since, being unchanged in the framework of various scientific disciplines, they have to be the ground for research. This article is an attempt of theoretical framework for defining the essential characteristics of political information, which are described by the author relying on the interdisciplinary approach, taking in account basic ideas about the information concept in philosophy, communication science and media theories.
Key words: political information, political discourse, political information essence.
Философский статус информации
В научном поле понятие «информация» появляется относительно недавно, в середине XX в. Несмотря на значимость информации в развитии современного общества, вопрос о научном определении понятия по-прежнему не решен. В контексте различных наук определения этого термина выглядят несогласованными. Причиной является то, что в разных науках понятие информации рассматривается с различных сторон, ведь «качество определения оценивается на основании того, насколько хорошо оно помогает исследователям анализировать вопросы, связанные с определяемым явлением»1. Информация является базовой категорией для следующих исследовательских направлений: кибернетики, общей теории систем, синергетики, теории управления, концепции информационного общества и других. Развитие и продвижение исследований в этих направлениях осуществляется в рамках различных наук: социологии, психологии, лингвистики, биологии, физики, математики, политологии. Междисциплинарность в подходе к исследованиям различных объектов привела к формированию иерархии типов научных определений, фундаментальные понятия науки принципиально нового типа начинают сочетать в себе отдельные свойства как частнонаучных, так и философских категорий. Они обладают двумя важными особенностями качественного характера: «они, с одной стороны, принципиально применимы во всех без исключения областях научного знания, с другой – в отличие от категорий философии − не обладают логико-гносеологической универсальностью, не являются необходимыми инструментами человеческого мышления»2.
В данной работе нас интересует поиск совокупности сущностных характеристик политической информации, ее отличительных признаков, которые позволили бы выстраивать логичную и последовательную схему анализа изучаемой категории – политической информации, а также создать основу качественного и количественного анализа политического дискурса.
Первая проблема заключается в том, что вопрос о присвоении информации статуса философской категории, поставленный еще в 1970 гг. XX в., до сих пор не получил официально признанного решения3. «Общепринятая теория содержательного смысла информации до сих пор не предложена, и это не удастся сделать без предварительного философского анализа места информации среди других атрибутов бытия, без выяснения ее всеобщей природы»4, то есть без категориального анализа.
Исторически развитие общей теории информации берет свое начало в русле точных наук. С точки зрения общей теории информации, любое сообщение обладает тремя основными характеристиками − объемом, сообщением (смыслом), упаковкой. Все три характеристики в данной теории являются самодостаточными. С этим сложно спорить применительно к математическому подходу, в котором информация рассматривается в количественных характеристиках, однако, с точки зрения других наук, данных характеристик недостаточно для осмысления информационных процессов в современном обществе.
Н. Винер дает определение информации за счет противопоставления ее другим формам бытия: «Информация есть информация, а не материя и не энергия»5. С развитием общей теории информации понятие информации начинает активно использоваться в различных областях знания, и возникает вопрос о необходимости присвоения ей категориального статуса философии для согласованности характеристик информации как объекта исследования в рамках различных дисциплин.
Согласно А.В. Соколову, в качестве философской категории информация может иметь следующее определение: «Информация, в сущности, это амбивалентный феномен, выражающий духовные смыслы в коммуникабельной знаковой форме»6. Определение фиксирует пять принципиальных сущностных свойств феномена информации: амбивалентность, вторичность, смысловая содержательность, знаковая форма, коммуникабельность. Все пять признаков отражают субстанциональные и функциональные характеристики, корректируя определение информации Н. Винера, признавая ее дуальную сущность, совокупность идеального и материального.
Философская категория обладает высоким уровнем абстракции и гносеологической универсальностью, поэтому не может дать необходимые параметры для анализа в русле интересующего нас предмета, однако общекатегориальные характеристики информации, несомненно, должны учитываться при частнонаучном исследовании.
Понятие политической информации в теории коммуникаций
Смысловая содержательность предполагает наличие смысла, заключенного в знаковую форму, набор знаков, не имеющий смысла, не является информацией. Принципиально важно для нас то, что семантическая информация, как философская категория, не является первичной, она всегда представляет собой не само идеальное, а выражение идеального, осмысленное субъектом. Именно эта особенность определила манипулятивные возможности информации и принципиально важна для анализа политической информации. Вторичность информации определяет ее социальную обусловленность, так как осмысление первичных объектов отдельным субъектом происходит в контексте «языковых и познавательных норм, принятых в данной культуре»7. Знаковая форма, в которой передается информация, является логичным расширением характеристики вторичности информации, так как знак в данном случае представляет собой итоговую форму договоренности людей о способах фиксации информации.
Информация, как частнонаучная категория, является объектом исследования со сложной внутренней структурой и набором постоянных и переменных характеристик.
В теории коммуникации информация рассматривается в рамках коммуникативных моделей, которые в упрощенном виде можно представить в виде упрощенной схемы «Субъект информации – Источник информации – Объект информации, или Источник − Сообщение – Адресат». Информация не является непосредственным предметом изучения в теории коммуникации, скорее, на первый план выдвигаются процессы, отношения, возникающие по поводу информации, в «результате общения (обмена информацией/смыслами) между людьми и их общностями…»8 и формы реализации этих отношений.
Коммуникация определяется как информационное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для обоих субъектов9. В рамках коммуникативистики различаются процессный и семиотический подходы к анализу информационных отношений. Процессный подход, основывающийся в том числе и на математической модели Шеннона−Уивера, характеризует движение информации − от отправителя к получателю. Семиотический подход сфокусирован на знаке, на средствах выражения коммуникативной субстанции – на информации, сообщении.
Политическая информация – содержательный аспект политической коммуникации и массовой коммуникации − обладает почти всеми признаками, характерными для информации как философской категории: вторичностью, смысловой содержательностью, знаковой формой, коммуникабельностью. Фактически подход к пониманию и анализу информации, с точки зрения коммуникативистики, раскрывает пятую сущностную характеристику информации как категории философии – коммуникабельность, то есть «способность сообщения возбуждать в сознании реципиента смыслы, подобные смыслам в сознании коммуниканта»10. Из принципиально значимых для частнонаучного термина в рамках теории коммуникаций появляются дополнительные характеристики: системность, социально-политическая обусловленность, иерархичность, опосредованность, функциональность.
Системность политической информации определяется ее социальной обусловленностью. Так как современное общество представляет собой систему, организованную согласно нормам и традициям общества, то и информационные процессы, протекающие в нем, подвержены определенным нормам и правилам, то есть они не хаотичны и бесконтрольны, а реализуются в рамках определенной системы.
Вторичность семантической информации раскрывается в теории коммуникации наличием участников коммуникации, неравноправность которых изначально обусловлена тем, что субъект (источник информации) передает объекту (реципиенту информации) субъективно осмысленную информацию. Наличие субъектов предполагает не абстрактное существование информации, а движение информации, что и положено в основу коммуникационных моделей. В связи с этим в рамках этого научного поля возникает дополнительная характеристика информации, не являющаяся общенаучной с точки зрения общей теории познания, − функциональность информации.
Информация в рамках коммуникативного процесса выражается в сообщении, обладающем содержательными характеристиками, имеющем смысл для субъектов коммуникации. Совокупный смысл сообщения, в которое заключена информация, придается отправителем сообщения. Эффект вторичности провоцирует смыслообразование, а так как коммуникативный акт всегда является реализацией какой-то задачи, независимо от степени ее осознанности, то содержательные характеристики информации (передаваемого сообщения) будут тесно связаны с целью совершения коммуникативного акта.
Опосредованность политической коммуникации также влияет на содержательные характеристики политической информации.
Иерархичность в системных характеристиках политической информации тесно связана с неравноправным распределением знаний по поводу социальной обусловленности распространяемых политических сообщений. Кроме того, иерархичность также означает не только неравенство в изначальных информационных вводных, но и в отношении распределения информационных возможностей. Отношения к политической информации зависят от информационных законов и традиций системы, в которой они существуют.
Контроль и распространение сведений политического характера – важный элемент в определении типа политических режимов: при авторитаризме информационные процессы берутся под строгий контроль, тогда как демократический режим предполагает, что политическая информация широко распространяется между различными членами общества. В основе идеальной, подлинно демократической модели политической коммуникации лежит диалог между «управляющими» и «управляемыми». Этот диалог должен быть открытым, основываться на прозрачных, проверяемых сведениях и на фундаментальных правах и свободах человека. Открытость и равноправность диалога должны нивелировать статусно-полномочное неравенство отправителей и получателей информации, заведомо превращающее политическую коммуникацию в неравноправную информационную ситуацию. Открытость и равноправность диалога возможны только в рамках трансакционной модели коммуникации.
Информация также является центральной категорией теоретических представлений о журналистике. Вся система журналистики направлена на сбор, обработку и передачу информации. Отношения журналистики с различными социальными институтами и прежде всего со своими учредителями, государственными институтами, регламентирующими ее деятельность, массовой аудиторией, а также внутри нее самой, представленной различными изданиями, конкурирующими друг с другом, строятся в связи и по поводу получения, предоставления и распространения информации11. В эмпирических исследованиях необходимо учитывать, что информация не существует абстрактно, сама по себе − она существует в форме сообщений, текста, который, в свою очередь, составляет то, что принято называть политическим дискурсом. Таким образом, политическая информация, как часть массовой информации, обладает также сущностными характеристиками массовой информации.
В дополнение к универсальным гносеологическим характеристикам информации в рамках теории медиа большое внимание уделяется не только процессным и системным особенностям, но и содержательным характеристикам информации, ее функциональным задачам, эффектам. Информация не рассматривается вне материальных носителей, и ее характеристики неразрывно связаны с особенностями системы воспроизводства, распространения и потребления информации в обществе. Также информация «не может быть передана, принята или хранима в чистом виде. Носителем ее выступает сообщение»12.
Сущностные признаки политической информации в рамках нормативных медиатеорий
Любая теория журналистики представляет собой нормативную теорию, опирающуюся на совокупность философских представлений о роли информации в обществе. Функциональная нагрузка журналистики в общем смысле, не учитывая всю совокупность подходов к классификации функций журналистики в обществе, заключается в предоставлении обществу информации.
С точки зрения теории журналистики, информация обладает совокупностью характеристик: общих, присущих информации, с точки зрения журналистики, постоянно, и частных − переменных характеристик, свойственных отдельно взятому сообщению.
В медиатеориях массовость – непременный атрибут информации, основными признаками которой являются адресная безграничность и массовость канала распространения, средства массовой информации (коммуникации). В отличие от общей теории коммуникации, в медиатеориях массовая информация не просто социально обусловлена, а социально значима, т.е. актуальна и своевременна.
Фиксируемость информации, возможность закрепить информацию на каком-то носителе тесно связана с характеристикой ретроспективности информации и ее бессрочности – возможности хранения. Однако фиксируемость информации, в свою очередь, ставит ее в зависимость от материальных объектов – носителей и каналов распространения.
Предметная содержательность является одним из ключевых сущностных признаков политической информации, так как именно предмет отображения, а следовательно, и тема сообщения, в первую очередь позволяют нам классифицировать его как политическое или имеющее политическое значение. В данном случае нельзя не учитывать контекст, в котором подается сообщение. Предметное содержание текста напрямую связано с контекстом его существования. Именно контекст позволяет нам идентифицировать информацию как политически значимую, даже если она напрямую не связана с политической тематикой. Это сближает политическую информацию с любым другим видом социально значимой информации.
Еще одной характеристикой политической информации как части массовой информации является символичность, так как «большая часть нашей реальности формируется вербально, <…> полная же картина складывается благодаря системе символов»13. Предмет отображения – предметная содержательность политического сообщения – символична.
С одной из базовых философских характеристик информации, знаковостью, связано наличие у политической информации формы и структуры. Информация не может существовать абстрактно − она выражается в форме знаков и символов, которые закодированы в соответствии со способом передачи. Поэтому политическая информация, как и любая другая в рамках массовой коммуникации, обладает такими характеристиками, как объем сообщения, форма сообщения, структура сообщения.
Предметная содержательность и форма выражения политической информации в рамках медиатеорий объединяются в понятие жанра журналистского произведения. Информация, заключенная в журналистский текст, приобретает дополнительные характеристики: сообщение, которое имеет знаковую форму, понятную целевой аудитории; законченную смысловую композицию и определенного рода упаковку, о которой существует договоренность в профессиональной сфере. В большинстве случаев информация (медийный продукт) − концептуально обусловлена, т.е. приобретает форму, структуру, цели под влиянием устоявшихся профессиональных и социальных концепций14.
Форма, в которую заключена информация, в свою очередь, зависит от социально-профессиональных рамок распространения. Различия в понимании форм массовой информации создают исследовательские проблемы при проведении компаративного анализа на уровне различных стран. Так, система жанров, принятая за основу журналистского мастерства в России, предполагает наличие форм в трех группах: информационные, аналитические и художественно-публицистические журналистские материалы, распространяемые через каналы массовой коммуникации. В то же время в западной теории журналистики не существует понятия, эквивалентного российскому термину «журналистский жанр».
Интенциональность политической информации, то есть наличие целевой установки, выражающееся в характеристиках речевого акта15, распространяемой через средства массовой информации, тесно связана с функциональными характеристиками политической журналистики в данный период времени в конкретной социально-политической общности.
Вторичность информации в философском контексте, переходящая в опосредованность в рамках теории коммуникаций, в медиатеориях тесно связана с характеристикой общедоступности. Под общедоступностью массовой информации подразумевается как идеологическая и техническая возможность всеобщего доступа к этой информации, так и предоставление информации в такой форме, которая будет доступна для восприятия широким кругом лиц. Однако характеристика общедоступности не универсальна для массовой информации: она ограничена рамками социокультурных пространств, языковых пространств и рамками государственных границ.
Вторичность, символичность и модальность не являются определяющими признаками именно политической информации, за исключением, вероятно, символичности, которая характерна для самого предмета отображения. В то же время мы не можем не упомянуть их в общем списке признаков, так как они характеризуют в том числе и информацию политического характера.
Журналистская информация не безлична, она всегда имеет источники и автора. В этом еще раз проявляется характеристика вторичности, тесно связанная с опосредованностью массовой информации в теории коммуникации. Ведь сообщение, как форма реализации, материализации информации, в данном случае выступает не только отражением субъективно осмысленной реальности, но и результатом журналистского творчества.
С точки зрения теории журналистского творчества, политическая информация, выраженная в сообщении определенной структуры, обязана обладать временными характеристиками: актуальностью, оперативностью, своевременностью. Эти характеристики менее относительны, чем рассмотренные в предыдущем абзаце, но тоже носят нормативный характер, а результаты их анализа с трудом поддаются научной верификации.
Фактологичность – обязательная характеристика журналистских текстов, не зря в атлантической модели журналистики свято чтут разделение фактов и мнений, потому что факты – это своего рода инструмент преодоления субъективности как результата вторичности информации.
Принципиальным для анализа политической информации является разделение на непосредственные характеристики политических сообщений и процессные характеристики (отношения по поводу политической информации, возникающие в рамках системы). Анализ содержательной части невозможен без учета внешних характеристик, так как система циркулирования политической информации непосредственно влияет на ее содержательные характеристики.
Итак, «политическая информация» представляет собой частнонаучную категорию. Она является частным случаем информации как содержательного элемента массовой коммуникации в обществе, поэтому исследование данной категории происходит в русле различных теорий коммуникации и медиатеорий. Следовательно, политическая информация будет обладать признаками и характеристиками информации как философской категории, категории теории коммуникации и медиатеорий.
Сообщение, с точки зрения политической коммуникации, рассматривается как средство взаимодействия и управления, и основной акцент делается на изучение внешних, структурно-функциональных аспектов политической информации, в то время как содержательный аспект не менее важен и представляет большой интерес для анализа. Логичным представляется подходить к содержательному анализу с инструментарием теории журналистики.
Изучение политической информации зависит от базовой модели изучаемой системы, типов источников, особенностей коммуникационных связей, методов обработки и воспроизведения информации.
Категория политической информации существенно отличается от общефилософского понимания информации ярко выраженной зависимостью от смежных систем функционирования. То есть, если информация любого характера является отражением внешнего мира, выраженным в знаковой форме, то в отношении политической информации эта особенность многократно усиливается тем, что она является отражением отраженного мира, отражением представлений человека о социально-политической действительности, которая, в свою очередь, является творением человека на основании его представлений об идеальном. Политическая информация в рамках медиа всегда является элементом медиакартины мира. Политическая информация не только вторична, она не является независимой, абстрактной изначально. Она зависит от социальной среды, в которой формируется и воспринимается субъектами коммуникации. В итоге политическая информация обладает определенными сущностными признаками. Внешние характеристики − системность, опосредованность, адресность, иерархичность, социально-политическая обусловленность. Внутренние характеристики − наличие предмета отображения, наличие формы, интенциональность, символичность, модальность, социальная значимость, достоверность, актуальность, фактологичность. Именно на эти характеристики представляется логичным опираться при проведении исследований в рамках данной тематики.