Languages

You are here

Роль деловой прессы Республики Корея в период международного финансово-экономического кризиса (на примере анализа публикаций «Ханкук кьендже синмун»)

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Role of Business Press in the Republic of Korea during the Global Economic Crisis (a study of articles in the Hankuk Kyungjae Sinmun newspaper)

 

Чо Хюнен
аспирант кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, lenya7710@gmail.com

Cho Hunen
PhD student at the Chair of Foreign Journalism and Literature, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, lenya7710@gmail.com

 

Аннотация
Автор исследует роль деловой прессы Республики Корея в экономической жизни страны в период международного финансово-экономического кризиса на примере анализа публикаций «Ханкук кьендже синмун» («Корейская деловая газета») 2008-2009 гг. В статье также дается характеристика «Корейскойделовой газеты», определяется место деловой прессы в современной cистеме СМИ страны.

Ключевые слова: деловая пресса; экономические газеты, деловые журналы, деловые интернет-издания, «Ханкук кьендже синмун» («Корейская экономическая газета»).

Abstract
The author investigates the role of the business press in the Republic of Korea during the global economic crisis in a case study of articles from the Hankuk Kyungjae Sinmun newspaper (The Korea Economic Daily) for 2008-2009. The paper provides a characteristic of the newspaper and defines the place of the business press in modern mass media system in the Republic of Korea.

Key words: business press, business newspapers, business magazines, business online publications, the Hankuk Kyungjae Sinmun newspaper (The Korea Economic Daily).

 

Республика Корея является одной из быстро развивающихся стран Юго-Восточной Азии и имеет некоторые особенности рынка деловых СМИ, обусловленные как своеобразием исторического развития массмедиа в стране, так и высокими экономическими темпами ее развития. Говоря о научной разработанности данной темы, отметим, что в теоретической литературе Республики Корея отсутствуют исследования о деловых изданиях. В ежегодных сборниках «Корейская пресса» обычно освещаются все аспекты деятельности национальных СМИ, изменения в законодательстве, статистические данные о доходах, тиражах, но отсутствуют именно фундаментальные теоретические работы. Поэтому неслучайно автор опирался в своем исследовании на труды зарубежных и российских ученых.

В сложившейся ситуации, как для исследователей, так и для практиков медиарынка, представляется важным изучение места деловой прессы в современной системе СМИ Республики Корея, а также исследование ее роли в экономической жизни страны (в частности, в период международного финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.) на примере газеты «Ханкук кьендже синмун» («Корейская деловая газета»). Выбор данного издания был обусловлен тем, что это была первая экономическая газета в стране, которая уже в течение 50 лет является ведущим деловым изданием, имеет самый большой тираж и пользуется доверием и авторитетом среди читателей.

 

Место деловой прессы в общей системе СМИ Республики Корея

В Республике Корея газетная индустрия в большинстве своем подразделяется на две группы: столичная и прочая, куда входят провинциальные, городские и локальные газеты. Для корейских газет характерно также разделение на ежедневные, еженедельные и ежемесячные издания, на утренние и вечерние газеты. Причем разделение на утренние и вечерние более характерно для провинциальной прессы. Национальную печать можно условно разделить на массовую (бульварную), качественно-массовую и качественную, где важное место принадлежит деловой прессе, переживающей в последние годы бурное развитие. Деловые СМИ Республики Корея представлены экономическими газетами, журналами и интернет-изданиями.

Из наиболее популярных и читаемых экономических газет выделим следующие: «Ханкук кьендже синмун» («Корейская деловая газета»), «Мэиль кьендже» («Ежедневная экономика»), «Хангук кьендже» («Корейская экономика»), «Сеул кьендже» («Сеульская экономика»), «Мани Тудэй» (Money today), «Геральд кьендже» («Экономический вестник»), «Файнэншл Ньюс» (The Financial News), «Азия кьендже синмун» («Азиатская деловая газета»).

Что касается деловых журналов, то их количество незначительно. Выделим наиболее известные: еженедельники «Экономист» (Economist), «Мэкьенг Экономи», «Хангьенг Бизнес», «Экономик Ревью» (Economic review); ежемесячные экономические журналы «Форбс Корея» (Forbs Korea), «Мани» (Money), «Форчун Корея» (Fortune Коrea) и «Ульган-СЕО» («Ежемесячный журнал для генеральных директоров») (тираж последних двух не превышает 1000 экз.).

Все финансово-экономические газеты и деловые журналы имеют свои интернет-порталы. Но наиболее массовый и популярный – Hankyung.com, который был создан «Ханкук кьендже синмун» в середине 2000-х гг. В настоящее время ежедневно его посещают 1,75 млн человек. 50 журналистов постоянно работают на портале и освещают последние события в финансово-экономической сфере.

 

«Хангук кьендже синмун»

«Хангук кьендже синмун» - это первое национальное деловое издание; оно начало выходить в 1964 г. в формате журнала. Девиз газеты - «Быть самой достоверной экономической газетой», т.е. предоставлять своим читателям точную информацию из мира глобальной экономики, а также серьезные аналитические прогнозы. Как отмечает главный редактор Ким Ки Вунг, основная цель газеты – продвижение демократических ценностей рыночной экономики1.

Для реализации поставленной цели «Хангук кьендже синмун» обладает широкой развитой сетью корпунктов, включая США, Японию, Китай и другие страны, и тесно взаимодействует с наиболее известными и авторитетными бизнес-изданиями, например с «Уолл Стрит Джорнал» (The Wall Street Journal) в США и «Чайна Экономик Дайли» (The China Economic Daily) в КНР. «Хангук кьендже синмун» входит в состав корпорации «Ханкунг Медиа Групп» (Hankyong Media Group), объединяющей ряд известных общенациональных деловых СМИ: «Корея Бизнес Ньюс» (Korea Business News), «Ханкук кьендже мэгэзин» («Корейский экономический журнал»), деловой интернет-портал Hankyong.com, «Ханкуг-Кьяндже ТВ» (The Hankuk-Kyungje TV).

Среди основных вех развития этой газеты отметим наиболее важные. 12 октября 1964 г. вышел в свет первый номер газеты «Ильган кьендже синмун», которая в 1980 г. была переименована в «Хангук кьендже синмун». В декабре 1990 г. редакция газеты первой внедрила автоматизированную компьютеризированную систему. В декабре 1991 г. совместно с государством она учредила премию «Да сан», присуждаемую выдающимся финансовым деятелям. В 1992 г. было учреждено еще две премии – премия «Да сан» в области менеджмента и премия «Да сан» в области технологий. В 1999 г. редакция учредила новые журналы «Ханкук Бизнес» (Hankuk-Business) и «Ханкук Кьяндже» (Hankuk-Kyungje), а также электронный портал Hankyong.com. В июне 2000 г. было основано деловое телевидение «Ханкуг-Кьяндже ТВ» (The Hankuk-Kyungje TV). В марте 2004 г. издательскую группу возглавил новый руководитель − президент Шин Сэн-мин. В марте 2005 г. стали издавать экономическую образовательную газету для студентов вузов «Сангл Сангл» (Sangle Sangle), а в июне − журнал «Мани». С февраля 2006 г. стал функционировать электронный портал инноваций.

Выбор материалов «Хангук кьендже синмун» в качестве предмета исследования был обусловлен тем, что, будучи ведущей экономической газетой страны, она, по существу, отражала общие позиции деловой прессы по отношению к кризису 2008-2009 гг. Из более чем 50 материалов, посвященных данной проблеме, мы, используя метод анализа и наблюдения, выбрали около десятка, руководствуясь объективностью и наличием реальных предложений.

 

Роль деловых изданий в кризисные периоды

Мы солидарны с мнением исследователя социальной ответственности СМИ К.Е. Виноградовой, которая применительно к ситуации в России отмечает, что в период кризиса, начавшегося в 2008 г., деловые печатные СМИ приобрели особую значимость в создании новой экономической парадигмы. Меры стабилизации экономики, предпринятые правительством в кризисный период, бюджетная стратегия, инфляция стали предметом постоянного интереса журналистов и темой публикаций о масштабах, причинах и возможных последствиях экономического кризиса, рассматриваемого в широком политическом контексте. Именно в период кризиса деловые СМИ стали наиболее востребованы обществом как источник полноценной и достоверной экономической информации. Этому способствовало и осознание самими журналистами своей ответственности в подготовке выпусков, во взаимодействии с источниками информации и аудиторией2.

Но прежде, чем перейти к анализу, рассмотрим, какое место занимала деловая пресса в период Азиатского финансово-экономического кризиса 1997-1998 гг. Летом 1997 г. в ряде азиатских стран появились первые признаки приближавшегося кризиса, который нарастал в течение нескольких месяцев, а потом целиком охватил все ведущие государства Восточной и Юго-Восточной Азии. К декабрю 1997 г. кризис захватил Индонезию, Южную Корею, Малайзию, Таиланд, Филиппины, в меньшей степени он коснулся Японии и Тайваня. Следствием кризиса стало падение курса национальных валют, инфляция, рост безработицы, прекращение поступательного развития экономики, падение уровня жизни населения.

Мы солидарны с мнением российского исследователя южнокорейской прессы Е.В. Круглова, который отмечает, что по мере нарастания финансового кризиса в странах АТЭС все чаще стали задумываться о причинах кризиса, о степени вины властей, банков, промышленных и финансовых монополий и т.д.3 Неслучайно тема финансово-экономического кризиса стала одной из главных на страницах газет и журналов. Свои оценки и мнения высказывали журналисты, видные экономисты, политологи. Так, например, даже звучали и такие мнения, что кризис был «подстроен» США, которые видели для себя угрозу в успешном развитии стран АТЭС4.

В корейском обществе возникли тогда серьезные претензии к самим журналистам, особенно к тем, которые писали об экономике и, следовательно, должны были предвидеть надвигающуюся опасность. Но времена режима военных диктатур и жесткого контроля властей над СМИ оставили серьезный след в их сознании, и они по привычке продолжали доверять оптимистическим заявлениям и прогнозам правительства страны, редко поднимаясь до уровня их критического осмысления. Действительно, в прессе того периода явно не хватало объективных, аналитических обзоров на экономические темы, что впоследствии сыграло серьезную роль в дезориентации общества в целом, включая бизнес.

Сами журналисты впоследствии признались в этом. В частности, один из редакторов газеты «Тона ильбо» Ли Хен-нак в своей статье от 10 января 1998 г. отмечал, что национальная пресса тоже должна разделить ответственность за экономические потрясения: «Прессе не удалось обнаружить признаки надвигавшегося кризиса, она проигнорировала предостережения зарубежных специалистов и полностью пренебрегла сообщениями о работе международных банков в кризисных ситуациях»5. Наоборот, накануне кризиса в прессе больше звучали оптимистические ноты в оценке состояния национальной экономики и финансов. А экономический обозреватель газеты «Чосон ильбо» Сон Су публично потом каялся: «Мы, журналисты, должны объяснить своим читателям, почему ввели их в заблуждение и не смогли оценить реальные масштабы проблемы. На нас также лежит вина и за то, что мы слишком часто публиковали правительственные заявления без достаточной проверки фактов»6.

Действительно, ситуация с южнокорейскими СМИ была критической. Все свидетельствовало о необходимости в первую очередь вывести управление прессой из-под сферы крупных монополистических групп. Результатом стало создание первой некоммерческой общественной организации – «Коалиции граждан за реформы в СМИ», которая приняла активное участие в реформировании и взяла на себя функции контроля за качеством информационной продукции и за структурой собственности в СМИ. Как отмечал ее основатель и руководитель Ким Чжуи Бэ, коалиция должна проверять, насколько последовательно СМИ выполняют свою контролирующую роль в корейском обществе7.

Действующий тогда президент страны Ким Дэ Чжун поддержал инициативу «Коалиции граждан за реформы в СМИ» в конце 1998 г. Основные шаги по реформированию СМИ прошли в период правления президента Но Мун Хена (2002−2008 гг.), когда в национальной прессе на смену механическим повторениям фраз официальных властей пришли взвешенные аналитические материалы в области финансово-экономической информации. Именно в этот период деловые издания стали больше пользоваться доверием у своих читателей. Но существенные изменения, по нашему мнению, произошли с приходом к власти 25 февраля 2008 г. президента Ли Мен Бака − первого в истории страны руководителя, пришедшего из бизнеса. Большая часть его деловой карьеры связана с корпорацией Hyundai, где он прошел путь от рядового сотрудника до позиций топ-менеджера. В планы главы государства и его администрации входили серьезные изменения в области экономики страны, управления на всех уровнях. Этот президент вступил в должность в нелегкое время, поскольку как раз осенью разразился международный финансово-экономический кризис8.

С момента прихода к власти президента Ли Мен Бака национальные СМИ стали более прагматично и взвешенно подходить к освещению и анализу тех или иных событий. Что касается деловой прессы, то она наконец взяла на себя функции по аналитической оценке экономики в стране, прогнозам развития, критическим выступлениям и др. Об этом красноречиво свидетельствуют следующие факты. Так, анализ публикаций «Хангук кьендже синмун» в период с января 2008 – декабрь 2009 г. позволил выделить ряд публикаций, где наиболее ярко проявились новые черты деловой прессы Республики Корея и ее важная роль в период международного финансово-экономического кризиса.

 

Роль «Хангук кьендже синмун» в экономической жизни страны в период финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.

В январе 2008 г., когда в Соединенных Штатах Америки разразился финансово-экономический кризис, еще не затронувший тогда ведущие страны мира, в «Хангук кьендже синмун» появился ряд аналитических материалов, посвященных прогнозам дальнейшего развитии ситуации в мире в целом, включая Республику Корея.

Так, например, в статье от 22 января 2008 г. «Как следует расценивать ситуацию в связи с глобальной паникой на мировом фондовом рынке» отмечается, что постепенно растет угроза кризиса повсеместно, не только в США: «Из-за краха ипотечного кредитования все известные финансовые предприятия потерпели убытки, и уже начинается дефицит денег. В частности, Китай, Индия, которые считали, что без влияния США будут и дальше развивать свою экономику, теперь также переживают начало рецессии, в том числе падение акций». В конце статьи делается закономерный вывод: «Республика Корея также попадет под влияние мировой экономики, поскольку наша страна очень сильно зависит от экспорта товаров»9.

Через несколько дней, 28 января 2008 г., была опубликована статья «Экономике Республики Корея грозит сильный шторм». В ней отмечалось, что правительству страны необходимо сейчас думать на шаг вперед, а не заниматься выяснением отношений со своим населением: «Экономика Республики Корея столкнулась с рядом серьезных угроз. Но, к сожалению, наше правительство фокусирует свое внимание совершенно на другом и не пытается дать им достойный отпор, в результате чего в стране все время проходят многочисленные демонстрации и забастовки. Это сродни ситуации, когда экипаж корабля пытается столкнуть своего капитана за борт во время сильного шторма»10.

15 февраля 2008 г. в статье «Как следует реагировать на резкие скачки на мировых рынках ценных бумаг» газета предлагает правительству страны следующие рекомендации: «Видимо, еще рано говорить о том, что мировой финансовый кризис закончится в ближайшее время. Поэтому государству следует активно помогать национальным банкам, чтобы они смогли привлечь больше долларовой валюты в страну и тем самым обеспечить ликвидный поток денежных средств. Кроме того ему необходимо жестко контролировать ситуацию на предмет того, чтобы в стране не начались «черные» банкротства компаний и банков»11.

В статье от 26 октября 2008 г. − «МВФ: нынешняя экономика Республики Корея серьезно отличается от той, что была 10 лет назад» − критически рассматриваются ссылки правительства страны на мнение Международного валютного фонда по поводу достаточно стабильной экономики в Республике Корея. Здесь, наоборот, опубликовали пессимистические прогнозы из ведущих зарубежных финансово-экономических изданий: «Недавно английская газета “Файнэншл Ньюс” написала о своих предчувствиях возможности финансового кризиса в Республике Корея и того, что экономика страны может просто “утонуть”, а американский «Уолл Стрит Жорнал» отметил, что “МВФ серьезно думает о Республике Корея как приоритетной стране для финансовой поддержки”, в результате чего в стране сразу было отмечено резкое падение акций. Газета “Нью Йорк Таймс” акцентировала внимание на слабости корейской экономики именно в области дефицита счетов по текущим финансовым операциям и отмечала проблемы серьезной внешней задолженности»12.

В статье от 31 октября 2008 г. «День за днем замерзает обрабатывающая промышленность Республики Корея. Каковы перспективы в этой области?» редакция газеты забила тревогу по поводу катастрофического состояния в ведущем секторе экономики страны: «Согласно исследованиям министерства экономики, показатели четвертого квартала 2008 г. свидетельствуют о том, что результаты обрабатывающей промышленности оказались наихудшими за все последние годы мониторинга. Таким образом, мы узнали, насколько слабыми и некомпетентными оказались топ-менеджеры ведущих корпораций отрасли». По мнению авторов материала, правительству необходимо увеличить финансовую поддержку предприятиям и усилить государственный контроль за управлением, чтобы дальше не ухудшать ситуацию в реальном секторе экономики. При этом авторы призывают не бояться перемен, потому что, согласно корейской народной поговорке, «время кризиса есть время возможностей»: «Нужно смело искать новый бизнес, куда можно инвестировать средства, решать вопросы слияния и поглощения обанкротившихся предприятий. Такие решительные шаги помогут развитию экономики страны и поддержат национальную обрабатывающую промышленность»13.

Помимо анализа экономической ситуации в стране в условиях кризиса в целом, «Хангук кёнчже синмун» выступала также и с конкретными предложениями по поводу ее стабилизации. Так, в статье от 12 февраля 2009 г. «Обеспечение нормального денежного оборота в стране должно стать приоритетным делом» авторы публикации подчеркивают необходимость снижения процентных ставок на банковском рынке. По их мнению, корейским банкам в целях оживления финансового состояния предприятий необходимо активно сотрудничать с ними и снижать процентные ставки по кредитам за счет приобретения облигаций: «Поскольку сейчас в стране создалась чрезвычайная экономическая ситуация, необходимы упреждающие меры, например покупка банками корпоративных облигаций»14. Все это будет способствовать укреплению реального сектора экономики и спасет страну от финансово-экономического краха.

В статье от 24 февраля 2009 г. «От итогов первого года зависит дальнейшая судьба экономики страны» газета негативно оценивает основные итоги первого года пребывания у власти правительства Ли Мен Бака: «Несмотря на то что правительство страны предприняло ряд мер по спасению экономики, тем не менее ситуация в ней с каждым днем становится все хуже и хуже. Ожидания народа постепенно превращаются в сильные разочарования. Самая большая проблема – неспособность своевременного реагирования правительства на кризис. Акцентируя свое внимание на стратегии развития экономики и с оптимизмом думая о будущем, правительство ничего не сделало для того, чтобы предпринять упреждающие шаги по стабилизации ситуации. Возможно, прошедшие события – это только начало кризиса, а более серьезные проблемы возникнут только сейчас. Поэтому необходимо быть готовыми ко всему, а не рассчитывать на то, что ситуация будет меняться в лучшую сторону15.

Весной 2009 г. наметилось оживление в экономиках ряда стран, но эксперты «Хангук кьендже синмун» не стали разделять подобный оптимизм. В аналитической статье «Теория постоянного восстановления экономики дает повод для серьезного беспокойства» от 24 апреля 2009 г. отмечается, что, согласно данным АТЭС, Республика Корея лидирует по темпам восстановления национальной экономики: «Однако пока нельзя достаточно оптимистично говорить об этом. Сейчас, наоборот, нужно сфокусировать еще больше внимание на стратегии экономического стимулирования промышленности». По мнению аналитиков газеты, одной из первоочередных задач является разумное расходование национального бюджета: «Необходимо распределить бюджет для поддержания экономики страны без ущерба для инвестиций. Кроме того, предпочтительнее распределить эти финансы в тех отраслях бизнеса, где предусмотрен наибольший эффект для создания рабочих мест. И, естественно, нужно больше сфокусировать внимание на улучшении корпоративной среды посредством законодательных реформ – с тем, чтобы укрепить промышленную структуру для реструктуризации»16.

Аналогичные выводы делают эксперты газеты и в дальнейшем. В статье от 4 июня 2009 г. «Станет ли основанием для восстановления экономики повышение расходов» подчеркивается, что нельзя пока еще делать однозначно оптимистические прогнозы по поводу восстановления экономики страны: «Именно поэтому правительство должно постепенно снижать кредитный кризис и стабилизировать финансовый рынок. Нужно провести успешно работу по корпоративной реструктуризации, чтобы оборотные средства без проблем перетекали в область производства»17.

Показательна позиция редакции газеты в статье «Был тяжелым 2009 год. Но мы также увидели надежду» от 30 декабря 2009 г., в которой подводятся итоги кризисного года. В ней проанализированы основные результаты в экономике страны за прошедший период: «Из-за беспрецедентного мирового финансово-экономического кризиса этого года нам поначалу было очень сложно увидеть “свет в конце тоннеля”. Однако корабль, по имени “Республика Корея”, вновь смог выдержать бурный шторм и остаться на плаву. В этом году наша экономика испытывала серьезные трудности, подъемы и падения, подобно катанию на крутых американских горках: то резко вверх, то резко вниз. Тем не менее определенные успехи были достигнуты». Несмотря на то что были отмечены позитивные результаты, газета постаралась напомнить своим читателям, что в дальнейшем предстоит еще много работы по восстановлению темпов развития национальной экономики, и пожелала всем сохранять дух предпринимательства и даже из тяжелых ситуаций извлекать положительный опыт18.

 

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать ряд следующих выводов. В условиях глобализации экономики роль деловой прессы Республики Корея существенно возросла. Особенно ярко это проявилось в период международного финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Анализ ряда материалов «Хангук кьендже синмун» позволяет сделать вывод о том, что деловая пресса страны взяла на себя функции по аналитической оценке экономики в стране, прогнозам развития, критике действий правительства. Редакция постоянно публиковала на своих страницах новости о состоянии бизнеса, национальной промышленности. Критически оценивая политику правительства, газета одновременно предлагала свои рекомендации по поводу того, как можно улучшить ситуацию в экономике страны. Таким образом, можно констатировать тот факт, что уроки кризиса 1998 г. не прошли даром. Деловая пресса Республики Корея приобрела большой профессиональный опыт и проявила себя реальной «четвертой властью».

В настоящее время деловая пресса страны является важной составляющей общенациональных СМИ и играет серьезную роль в экономическом развитии страны, что обусловлено этикой ведения предпринимательской деятельности и социальной ответственностью, изменением подхода к таким фундаментальным понятиям, как экономика и рынок, а также переносом акцентов с получения прибыли в условиях конкуренции на взаимное сотрудничество, кооперацию и взаимопомощь. Следовательно, деловая пресса страны стремится стать проводником новой экономической парадигмы, а также не просто проводником информации для бизнеса, но и равноправным партнером.

 


  1. Хангук кьендже синмун. 2011. Март, 9. С. 5. (Khanguk k'endzhe sinmun. 2011. Mart, 9. S. 5.)
  2. См.: Виноградова К.Е. Социальная ответственность деловых СМИ: опыт взаимодействия с властью и с бизнесом в условиях экономического кризиса: дис. … канд. полит. наук. СПб, 2010. (Sm.: Vinogradova K.E. Sotsial'naya otvetstvennost' delovykh SMI: opyt vzaimodeystviya s vlast'yu i s biznesom v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa: dis. … kand. polit. nauk. Sankt-Peterburg, 2010.)
  3. См.: Круглов Е.В. Пресса Южной Кореи. М., 2005. С. 95. (Sm.: Kruglov E.V. Pressa Yuzhnoy Korei. M., 2005. S. 95.)
  4. Сеульский вестник. 1998. Июнь, 30 − Июль, 4. (на корейском языке). (Seul'skiy vestnik. 1998. Iyun', 30 − Iyul', 4. (na koreyskom yazyke).
  5. Korea Focus. 1998. № 1. P. 138.
  6. Far Eastern Economic Review. 1998. November, 5. P. 23.
  7. Ibid. P. 24.
  8. http://www.ruskorinfo.ru/wiki/osnovnye_etapy_razvitiya_respubliki_koreya/
  9. Хангук кьендже синмун. 2008. Янв., 22. (Khanguk k'endzhe sinmun. 2008. Yanv., 22.)
  10. Там же. 2008. Янв., 28. (Tam zhe. 2008. Yanv., 28.)
  11. Там же. 2008. Февр., 15. (Tam zhe. 2008. Fevr., 15.)
  12. Там же. 2008. Окт., 26. (Tam zhe. 2008. Okt., 26.)
  13. Там же. 2008. Окт., 31. (Tam zhe. 2008. Okt., 31.)
  14. Там же. 2009. Февр., 12. (Tam zhe. 2009. Fevr., 12.)
  15. Там же. 2009. Февр., 24. (Tam zhe. 2009. Fevr., 24.)
  16. Там же. 2009. Апр., 24. (Tam zhe. 2009. Apr., 24.)
  17. Там же. 2009. Июнь, 4. (Tam zhe. 2009. Iyun', 4.)
  18. Там же. 2009. Дек., 30. (Tam zhe. 2009. Dek., 30.)