В современном процессе полиграфического производства все иллюстрации и элементы оформления представлены цифровыми изображениями различных типов. Цифровые изображения по способу дискретизации оригинала подразделяются на растровые, векторные и смешанного типа.
К растровым изображениям относятся двухмерные массивы данных (матрицы пикселей), каждый элемент которых представляет участок оригинала с усредненным цветовым показателем.
Растровые изображения получают двумя способами. Первый - сканирование оригинала - производится с помощью особого устройства - сканера - в котором каждый оптический элемент ПЗС-линейки (либо ПЗС-матрицы) считывает яркостные и цветовые характеристики оригинала. Эти характеристики преобразуются в двоичный код цвета и посылаются в ячейки двухмерного массива данных (матрицы пикселей). Второй способ получения растрового изображения - проецирование оригинала на ПЗС-матрицу через систему линз (объектив). Этот способ растрового аналого-цифрового преобразования характерен для цифровых фотоаппаратов и видеокамер.
Основные характеристики растрового изображения - размер и глубина цвета.
Размер изображения в пикселях - это количество строк и столбцов матрицы, использующихся для хранения изображения.
Разрешение цифрового изображения можно произвольно менять, изменяя физический размер картинки при печати, при этом размер матрицы пикселей будет оставаться неизменным.
Глубина цвета - это характеристика, определяющая качество воспроизведения цвета, количество оттенков, которые могут отображать элементы матрицы пикселей.
Каждый элемент массива данных (матрицы) представляет собой число в двоичной системе счисления. Его размерность определяется в битах. Глубина цвета - это количество бит на пиксель изображения. Изображение с глубиной цвета 16 бит/пиксель может воспроизводить 65.535 цветов, а 24 бит/пиксель позволяют получить уже 16.777.215 оттенков, что вполне достаточно для полиграфического производства.
В интернет-изданиях для оформления сайтов могут использоваться изображения, глубина цвета которых составляет 4, 2, даже 1 бит, и этого бывает достаточно для воспроизведения технической графики (черно-белых схем, диаграмм и т.д.).
При аналого-цифровом преобразовании всегда происходит потеря некоторого количества информации, поскольку дискретизация всегда производится путем усреднения и обобщения потока исходной аналоговой информации.
Отсюда - основной недостаток растровых цифровых изображений - невозможность их масштабирования без потери качества.
В печатных СМИ растровые изображения используются повсеместно для решения многих оформительских задач. Но основная сфера их применения - это фотографические иллюстрации.
В СМИ растровые изображения получают с помощью сканеров и цифровых фотоаппаратов.
Растровые изображения используются во всех случаях, когда необходимо воспроизвести аналоговый оригинал, будь то фотография, рисунок, сложный элемент оформления, который нерационально переводить в векторы.
Еще шире распространены растровые изображения в электронных СМИ.
На телевидении они используются для оформления эфира, создания заставок и титров. Эфирный видеопоток также состоит из последовательности кадров, каждый из которых сам по себе является матрицей пикселей.
В сфере Интернет-СМИ растровое изображение в 90% случаев является единственно возможным с технической точки зрения способом воспроизведения оригинала.
Вторым видом цифровых изображений являются векторные изображения.
Наименьшими элементами векторного изображения являются вектор и кривая Безье. Вектор в компьютерной графике - это отрезок, соединяющий две точки с заданными координатами. Основным управляющим элементом кривой Безье является узел (node), также называемый контрольной точкой (CP, control point) либо контрольной вершиной (CV, control vertex). Степень кривизны линии определяются координатами узла и двух управляющих точек.
Контур изображения в цифровом виде представляет собой массив данных, содержащий координаты контрольных и управляющих точек, а также характеристики кривой в целом - ее толщину, цвет, направление, а если кривая замкнута - то и цвет и тип заливки.
Примитивы представляют собой простые геометрические формы, которые в массиве данных кодируются целиком, без разделения на кривые Безье и вектора, условным кодом той или иной геометрической фигуры, а также кодами размера фигуры, ее координатами, кодами типа и цвета заливки фигуры, толщины и цвета контура и других характеристик.
Информация о тексте, составляющем часть изображения, как правило, бывает представлена в виде ASCII кодов символов, сопровождающихся цифровой информацией о визуальных характеристиках текстового блока - гарнитуре шрифта, начертанию, цвете контура и заливки, способе заливки, методе выравнивания текста в блоке и т.д.
Векторные изображения получают двумя способами - путем ручного трассирования оригинала и путем автоматического трассирования.
При ручном трассировании художник или дизайнер фактически «с нуля» создает изображение, как бы «обводя» имеющиеся контуры, при помощи графического редактора задавая вектора, кривые Безье и графические примитивы.
Автоматическое трассирование оригинала производится с помощью программного обеспечения, которое с помощью интеллектуальных алгоритмов распознает контуры оригинала, представленного растровым изображением, и на основе полученной информации воссоздает линии, заливки и пр. таким образом, чтобы из них сложилось векторное изображение, максимально близкое к оригиналу.
Основное достоинство векторного изображения - это возможность масштабирования без потери качества.
Еще одним плюсом векторных изображений является сравнительно небольшой размер файлов, их содержащих. Это делает удобной передачу векторных изображений по электронным каналам связи. Главный недостаток векторных изображений - это то, что они почти всегда воспроизводят оригинал в упрощенном виде. Некоторые детали оригинала бывает невозможно воспроизвести в векторном изображении.
В печатных СМИ векторные изображения, как правило, применяются для создания элементов оформления. Реже векторные изображения являются полноценными иллюстрациями. В электронных СМИ векторные изображения применяются редко.
Особое распространение векторные изображения получили в рекламной продукции благодаря возможности качественного полиграфического воспроизведения четких линий, ярких цветов, ровных заливок и геометрически правильных контуров.
Цифровые изображения смешанного типа представляют собой массивы данных, содержащие информацию как в виде матрицы пикселей, так и в виде описания векторов, кривых Безье, примитивов и текстовых блоков.
В основе вертикальной структуры векторно-растровых изображений лежит понятие слоя (layer). Слой - это область данных, содержащая информацию об отдельном элементе вертикальной структуры изображения.
Векторно-растровые изображения получают из исходных векторных и растровых элементов путем сведения с помощью графических редакторов. Также условно к изображениям смешанного типа следует отнести результаты работы программ компьютерной верстки, в которых в качестве основного векторного элемента выступают текстовые блоки.
Изображения смешанного типа сочетают в себе достоинства и недостатки тех типов изображений, которые присутствуют в них в виде элементов (слоев).
Также следует отметить, что современные графические редакторы позволяют создавать многостраничные изображения.
Основным достоинством изображений смешанного типа является возможность свободного редактирования каждого слоя отдельно, а основным недостатком - большой объем массива данных и, соответственно, конечного файла.
Стандарты предпечатной подготовки макетов подразумевают использование векторных слоёв для текста и графических символов (логотипов, товарных знаков, лого-групп, линеек и т.д.), а растровых слоёв - для подложек и фотоизображений.