Languages

You are here

Скандалы в «Нью-Йорк Таймс»

Научные исследования: 
2003-й год был отмечен двумя крупными скандалами, связанными с ведущей американской газетой «Нью-Йорк таймс» (The New York Times). Первый, касающийся журналистской этики, был вызван так называемым «делом Блэра». 27-летний черный репортер «Нью-Йорк таймс» Джейсон Блэр был уличен в фабрикации статей, плагиате и ушел 1 мая в отставку. Созданный газетой комитет по расследованию исследовал его материалы, опубликованные в «Нью-Йорк таймс» с октября 2002 г. по апрель 2003 г. и выявил 36 из 73 случаев плагиата, обмана, фактические ошибки и неточности. Блэр заимствовал пассажи из статей «Вашингтон пост», «Уолл-стрит джорнэл», ряда местных газет. «Нью-Йорк таймс» призывала и своих читателей проверить материалы Блэра примерно за три года, что он работал в газете. В итоге проверок выяснилось, например, что в статье Блэра о СПИДе, опубликованной в одном из августовских номеров «Нью-Йорк таймс» за 2001 г., содержатся пассажи из серии статей из «Уолл-стрит джорнэл», напечатанной около пяти лет назад. Сам Блэр подтвердил, что сфабриковал статью о родительском доме американского солдата, попавшего в плен в Ираке. В интервью еженедельной газете «Нью-Йорк обсервер» Блэр признался, что дурачил таких умных людей, блестящих журналистов, и заявил, что сожалеет о содеянном. Он пытался придать скандалу расовый подтекст, разыграть расовую карту. По его мнению, то, что «он черный, и вредило ему, и помогало». «Расовые предпочтения (его, кстати поддерживал управляющий редактор газеты Дж. Бойд, тоже черный) и расовые предрассудки не сбалансированы, и расизм все же имеет большее влияние»1. Но то, что Блэр фабриковал статьи, заимствовал без ссылок чужие материалы, противоречит журналистской этике независимо от цвета кожи журналиста.

Такого рода скандал разразился впервые за 152-летнюю историю газеты. Сам Блэр признал, что случай с ним - свидетельство того, что с «Нью-Йорк таймс» не все в порядке, и довольно долгое время.

Созданный «Нью-Йорк таймс» комитет в связи с «делом Блэра» расследовал и политику управления газетой, при которой стал возможным такой случай, практику найма на работу, использования анонимных источников и материалов внештатных авторов. Скандал послужил поводом для критики стиля управления газетой ее двумя редакторами - управляющим редактором Джеральдом Бойдом и особенно исполнительным редактором Хоуэлом Рейнсом. Спустя пять недель после отставки Блэра они подали в отставку. Коллеги их отмечали, что в общем это хорошие журналисты, заслуженные люди. Под их руководством «Нью-Йорк таймс» получила в 2002 г. семь Пулитцеровских премий сразу, шесть из них за освещение событий 11 сентября 2001 г. и их последствий. Но Рейнс признал свои ошибки как редактора и человека: он был груб, высокомерен с подчиненными, недоступен для рядовых журналистов. Издатель «Нью-Йорк таймс» Артур Сульцбергер-мл. отставку редакторов принял, но с сожалением2.

В конце мая в отставку подал репортер газеты, лауреат Пулитцеровской премии Рик Брэг. Он ушел после того, как один из редакторов заметил ему, что он подписал своим именем материал, подготовленный стрингером, - о торговле устрицами во Флориде.

Резонанс скандала в американских СМИ был огромный. Многие газетные компании издали новые меморандумы для своих служащих по поводу соблюдения норм журналистской этики, с предписанием не использовать анонимные источники, с призывами редакторам быть бдительными в работе с материалами, в особенности молодых журналистов.

В прессе поднимался вопрос о доверии к «Нью-Йорк таймс». У некоторых газет возникли сомнения в необходимости подписываться на материалы ее информационной службы (а у нее около 600 газет-клиентов). Конечно, репутация газеты была подмочена, но она сама реагировала на скандал самокритично, писала: «Мы сидим, не плачем, мы работаем, совершенствуем нашу деятельность»3.

В июне после ухода в отставку двух топ-редакторов был вызван временно исполнять обязанности исполнительного редактора Джозеф Леливельд, который находился на этой должности до 2001 г., до ухода на пенсию. В августе на должность исполнительного редактора был назначен Билл Келлер, бывший, в частности, с 1985 по 1991 гг. корреспондентом «Нью-Йорк таймс» в Москве. На должность управляющего редактора были назначены сразу два человека - Джон Гэддес и Джил Эбрамсон (женщина). Назначение женщины на такой высокой пост произошло впервые за 152-летнюю историю газеты. В октябре 2003 г. в «Нью-Йорк таймс» была учреждена новая должность - омбудсмена. Ее занял Дэниэл Окрент, который должен отслеживать работу газеты, принимать и рассматривать жалобы на ее работу и сообщать о своих наблюдениях руководству. А в бизнесе «Нью-Йорк таймс» особых изменений не произошло - инвесторы восприняли скандал как «внутренний конфликт».

Другой скандал, касающийся «Нью-Йорк таймс», был связан с попыткой лишить самой престижной в стране журналистской премии - Пулитцеровской - Уолтера Дюранти, корреспондента газеты в Москве в 1922-1934 гг. (умер в 1957 г.).

Американские и канадские украинцы, их общественные организации в связи с 70-летием голода на Украине направили в Совет по Пулитцеровским премиям письмо с требованием отозвать премию У.Дюранти за то, что он замалчивал голод и его катастрофические последствия - гибель нескольких миллионов людей.

Уолтер Дюранти - фигура неоднозначная. Считаясь знатоком СССР, он консультировал Рузвельта, принимал участие в подготовке к установлению в 1933 г. дипломатических отношений между США и СССР. Он дружил с Б.Шоу, А.Дункан, С.Льюисом. В Москве был «дуайеном» журналистского корпуса иностранных корреспондентов, и как и другие, был вынужден работать в СССР в подцензурных условиях. Он действовал по правилам советской системы, чтобы получить доступ к информации. В угоду Сталину, чтобы получить у него интервью, Дюранти замалчивал голод на Украине. Если он и упоминал о нем, то использовал эвфемизм - «нехватка пищи». Некоторые коллеги отзывались о Дюранти очень резко. Джозеф Олсоп, в частности, называл его «модной проституткой на службе у коммунистов». Вышедшая в 1990 г. биография У.Дюранти, написанная С.Тейлором, называлась «Апологет Сталина»4.

Вопрос о Пулитцеровской премии У.Дюранти поднимался еще в 1990 г. Сама «Нью-Йорк таймс» не раз писала в свете новых, ставших известными фактов о недостатках, ошибках в работе Дюранти, в одной из редакционных статей упрекая его за «равнодушие к катастрофическому голоду... когда миллионы людей погибали на Украине»5.

Тогдашний исполнительный редактор газеты Макс Френкел консультировался с издателем Артуром Сульцбергером-старшим по поводу возвращения Пулитцеровской премии. Позиция редакции заключалась в следующем: «Это была история, и что сделано - не может быть переделано, но если есть доказательства того, что он не заслужил премии или неверно освещал события, тогда мы ее возвратим»6. В итоге было принято решение оставить портрет Дюранти в галерее лауреатов Пулитцеровской премии в здании редакции газеты и предоставить Совету по Пулитцеровским премиям решать это вопрос. Тогда Совет ничего не предпринял, а в апреле 2003 г. он вернулся к этой проблеме, создав комитет по расследованию. В письме Совету нынешний издатель «Нью-Йорк таймс» Артур Сульцбергер-младший отмечал, что газета примет любое его решение, но это будет очень плохой прецедент, если премию отзовут. (В 1981 г. Совет по Пулитцеровским премиям отменил свое решение присудить премию репортеру «Вашингтон пост» Джанет Кук за статью о восьмилетнем наркомане, которого, как потом выяснилось, она выдумала).

Более полугода потребовалось Совету, чтобы решить вопрос в пользу «Нью-Йорк таймс». Премию решено было не отбирать, поскольку она получена за освещение событий в СССР в 1931 г., а голод свирепствовал на Украине в 1932-1933 гг., и «нет ясных и убедительных доказательств намеренного обмана» в статьях, за которые получена Пулитцеровская премия7.

1 Associated Press Online. 2003, 21 May, 6 June, 12 June, 11 September, 13 September.

2 International Herald Tribune. 2003. 7-8 June.

3 Ibid.

4 Columbia Journalism Review. 2003. November/December. P. 46.

5 Ibid. P. 44.

6 Ibid.

7 Associated Press Online. 2003. 22 November.