Languages

You are here

Рынок деловых СМИ как фактор модернизации современной России

Научные исследования: 

The market of business press as a modernization factor of contemporary Russia

Блинова Марианна Владимировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, marbl33@gmail.com

Marianna V. Blinova
PhD, Associate Professor at the chair of media theory and economics, Faculty of Journalism, Moscow State University, marbl33@gmail.com

 

Аннотация
В статье рассматривается трансформация рынка деловых СМИ России как фактор модернизации. Автор типологически разделяет деловые средства массовой информации, представленные на российском медиарынке, а также уделяет внимание развитию современной российской рекламы.

Ключевые слова: модернизация, рынок, деловые СМИ, реклама.

Abstracts
The article analyses the transformations of the business press market in Russia as a factor of modernization. The author typologically distinguishes business media which are present on the Russian media market. Attention is paid to the development of contemporary Russian advertising.

Key words: modernization, market, business media, advertising.

 

Модернизация – ключевой фактор развития, любого рынка, рынок, в свою очередь, важный фактор модернизации. Рассмотрим это взаимовлияние, на примере медиарынка.

Информационный рынок тесно связан с рынком влияния. Если модернизация – это развитие и, соот­ветственно, обновление, то наш интерес фокусирует­ся в первую очередь на том, как это отражается на экономике рынка СМИ, в частности на рынке дело­вых СМИ.

Сегодня деловая журналистика – один из наибо­лее динамично развивающихся сегментов системы средств массовой информации России. Непрерывно увеличивается количество медиа, работающих с информацией делового характера, влияние бизнес-СМИ на протекающие в обществе и экономике про­цессы, повышается внимание общества, бизнеса и журналистского сообщества к вопросам развития деловых масс-медиа.

Модернизация страны и общества приводит к трансформации информационной деловой системы. Развитие российской экономики, рост потребитель­ского спроса, активное развитие определенных сег­ментов бизнеса, повышение курса акций многих рос­сийских компаний, проникновение на российский рынок зарубежных брендов, изменения в структуре собственности СМИ, конвергенция деловой информа­ции и электронной коммерции и т.д., – все это влечет за собой как ответную реакцию на происходящее ? потребность в деловых медиа, и, соответственно, быстрое развитие рынка деловых средств массовой информации. Издания ориентируются на определенную аудиторию, находят свою нишу на рынке деловой прессы, т.е. происходит сегмен­тация рынка по различным параметрам.

Круг людей, принимающих участие в финансово-экономических, деловых, отношениях постоянно расширяется. Встает вопрос о необходимости обеспечения их информацией, на основе которой они могли бы руководить своими действиями: принимать решения, упра­влять компаниями, улучшать свой бизнес. Деловые средства массо­вой информации необходимы не только банкирам, экономистам и финансистам, но и инвесторам, держателям акций, да и любому другому потребителю (особенно имеющему свой бизнес).

В России деловые СМИ представлены как в «традиционных» формах (печатные, аудиовизуальные), так и в «новом» формате (онлайновые версии). Основную часть делового медиарынка кон­тролируют крупные медиагруппы, в составе которых бизнес-медиа сконцентрированы чаще по вертикальному (ИД Родионова, ИД «Коммерсантъ», ИД «Экономическая газета»), но также и по диагональному принципу (например, группа «Эксперт», РБК). Газетно-журнальная сфера представлена разветвленной сетью изданий различных по формату, периодичности, тиражам, аудиторной ори­ентации, способам финансирования. В структуру деловой прессы входят газеты, журналы, периодически выходящие бюллетени и приложения.

Среди печатных деловых СМИ выделяют ежедневные («Бизнес», «Ведомости», «Коммерсантъ», «РБК Daily » и др.; в 2007 г. появилось новое печатное издание Business & Financial Markets первая и един­ственная российская биржевая газета) и еженедельные газеты, а также еженедельные и ежемесячные журналы, причем некоторые из них распространяются только по подписке (например, еженедельник «Экономика и жизнь», Vending Business и др.).

Сегодня выпускается немало изданий для целевой аудитории ? менеджеров и управленцев («Искусство управления» (российский партнер британского The Economist ), «Менеджмент сегодня», «Менеджмент в России и за рубежом», «Финансовый менеджмент»,«Консультант», «Управление компанией»).

Можно выделить разные типы корпоративных СМИ на рынке деловых медиа, в частности, В2 B - и B 2С-издания. Главная цель газет и журналов для клиентов ( B 2С) – наладить контакт с потребителем, создать позитивный имидж компании, привлечь внимание к конк­ретной сфере промышленности. Эти издания распространяются бес­платно.

Внутрикорпоративные издания (часть изданий В2В), как правило, распространяются внутри компании. Они являются одним из инстру­ментов создания корпоративной культуры.

Деловые СМИ активно осваивают региональный российский рынок. Некоторые издательские дома имеют специальные региональ­ные выпуски (примерами могут служить ИД «Экономическая газета», публикующий специальные выпуски «Экономика и жизнь. Сибирь», «Экономика и жизнь. Черноземье», «Экономика и жизнь. Русь»; а также группа «Эксперт», которая выпускает региональные издания, 16 региональных выпусков журнала The Chief .

Деловые СМИ широко представлены также и в интернете. Деловая информация рассматривается разносторонне, подается оперативнее. Можно выделить два типа деловых медиа в интернете: онлайновые издания, которые доступны только в интернете ( Forex Magazine ) , и электронные версии печатных СМИ. Так, например, в 1998 г. группа РБК создала сайт, который стал еще одним каналом распространения деловой и финансовой информации.

Деловое телевидение в России представлено единственным на сегодня специализированным деловым каналом «РБК ТВ», вещающим с 2003 г.

С 1 марта 2007 г. на частоте 87.5 FM в эфир выходит первая и пока единственная деловая радиостанция « Business FM ». Это очеред­ной проект Издательского дома «Московские новости».

Таким образом, состояние российской деловой журналистики, с одной стороны, обусловлено спецификой формирования националь­ной медиасистемы, с другой – ростом рекламного рынка России. Состояние рекламного рынка является одним из показателей того, что происходит в стране, в ее экономике.

Если говорить о рекламных бюджетах, потраченных рекламодате­лями в нашей стране, то он увеличивается год от года. Такие показа­тели (в 2005  г. – 142,3 млрд руб., 2006  г. – 180,9 млрд руб., 2007 г. – 228,7 млрд руб.) уже не первый год позволяют России выйти на первое место в Восточной Европе по объему рекламного рынка.

Инвестиции в российский рекламный рынок ежегодно растут более чем на 20%, что дает возможность России входить в двадцатку крупнейших рекламных рынков в мире.

По итогам 2006-2007 гг. в России заговорили о революции в сек­торе интернет-рекламы, который демонстрирует наибольший рост. По оценкам экспертов, в 2008 г. доля интернет-рекламы в совокупных рекламных бюджетах российских рекламодателей достигает показателя 4,9%.

Контекстная реклама сегодня составляет 55% всего рынка интернет-рекламы в России, это наиболее активно растущий сектор. Впе­чатляющий рост этого сектора происходит за счет малого и среднего бизнеса, который полагает, что именно этот канал наилучшим обра­зом способствует росту продаж. Крупные рекламодатели, напротив, в среднем тратят на контекстную рекламу не более 5% своих бюджетов на интернет-рекламу.

В 2007-2008 гг. в коммерческом секторе 25% всей рекламы в стране приходилась на долю ведущих рекламодателей лекарственной, автомобильной, пищевой и табачной промышленности, розничной торговли, финансовых услуг и связи.

Да сих пор рекламисты мало внимания уделяли B 2 B -сектору, но сегодня – это новая ниша на рынке коммуникаций. Банковские про­дукты, тарифы сотовых компаний и т.п. становятся все более сегмен­тированными и требуют специального внимания к продвижению биз­нес-продуктов.

Другая российская новинка – появление специализированных телеканалов, посвященных исключительно рекламе. Появляются также новые рекламоносители, например реклама в маршрутных такси (Маршрут ТВ).

 

Заключение

Рекламный рынок России развивается в соответствии с требова­ниями рынка страны в целом. Рынок СМИ модернизируется, постоян­но обновляется, развивается.

Информационная деловая система трансформируется, и мы можем наблюдать это на конкретных примерах.

Изменения, происходящие в этой области, диктует сама экономи­ка, развитие новых технологий, культура и общество .