Languages

You are here

Районная газета в локальном медийном пространстве

Научные исследования: 
Авторы материалов: 
The District Newspaper in the Local Media Space
Ливанова Марина Владимировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и зарубежной литературы Смоленского государственного университета

Livanova Marina V.
Ph.D., associate professor, chair of journalism and foreign literature, Smolensk State University.

Аннотация
В статье на примере изданий муниципальных образований Смоленской области рассматривается районная газета как тип издания, выступающего в качестве полноценного участника информационного рынка и как средство укрепления социальных связей местных жителей.

Ключевые слова: ареал распространения, аудитория, местная пресса, районная газета, локальный информационный рынок, Смоленская область, традиционный контент.

Abstracts
The district paper as a type of publication operating on the information market and serving to consolidate the social links among the locals is discussed in the case study of the Smolensk region’s municipal papers.
Key words: distribution area, audience, local press, district paper, local information market, Smolensk region, conventional content.

Одним из важных типологических признаков периодической печати является ареал распространения - географическое пространство с его системой социальных коммуникаций. По данному признаку квалифицируются группы общероссийских и региональных газет (последние подразделяются на издания краевых, областных, городских, районных территориальных общностей, имеющих статус муниципальных образований).

По мнению российских исследователей сегодня для оптимального функционирования изданий любого из перечисленных уровней вертикально-пространственной иерархии всеми участниками информационных отношений должны быть учтены «все составляющие среды распространения - экономическая, социальная структура региона, его научно-культурный потенциал; состояние политического поля; все агенты (субъекты) массовой коммуникации, включая собственников СМИ, основные характеристики информационного рынка»1. Даже в условиях вертикали партийно-советской печати с ее жестко регламентированным набором типов, согласно уровню партийных комитетов и советских органов, теоретики и практики журналистики усматривали возможность профилирования изданий в соответствии с самыми разнообразными особенностями ареала распространения, определяемыми как «информационно-идеологический климат региона».

Сегодня медийный рынок каждого из субъектов Российской Федерации перенасыщен изданиями разного рода - рекламными, развлекательными, бульварными. Однако лидерами рейтинга читаемости остаются массовые общественно-политические, универсальные по тематике местные газеты: доля их аудитории составляет около 35%2.

«В условиях слабости и неразвитости социальных сетей, проблем транспортной и иных видов коммуникации, ограниченности доступа к электронным СМИ в большинстве малых городов и в сельской местности именно муниципальные печатные СМИ скрепляют разнородное население со всеми его противоречивыми интересами в некое целое, что позволяет ему адаптироваться к происходящим изменениям»3. В первую очередь речь идет о традиционных районных газетах. Несмотря на типологическую идентичность, особенности их функционирования в реальном медийном пространстве могут кардинально отличаться даже в границах одного региона. Далеко не все издания существуют по законам локального информационного рынка, часть из них по-прежнему не имеет конкурентов на «своей территории», но, поддерживаемая местными властными структурами, остается единственным средством социальных связей жителей района. Конкуренция же подступает с другого пространственного уровня: массовые «пожелтевшие» региональные еженедельники и официальные газеты региональной администрации ждут исчезновения «районок» как типа, чтобы занять их место на новых для себя периферийных рынках.

Данные явления исследованы на примере изданий Смоленской области. Методами медиакартирования и контент-анализа были изучены 25 районных газет всех муниципальных образований.

Сегодня 36% из них - еженедельники, 64% выходят дважды в неделю (вторник - пятница, среда - суббота). Большинство газет двухразовой периодичности имеют объем 4 полосы, еженедельники - 8 полос. 20% изданий увеличивают его за счет ежемесячных тематических вкладок. Только три издания перешли на цветную печать, но лишь одно («Вяземский вестник») отличается современным дизайном, имеет свой интернет-сайт.

В состав учредителей всех локальных газет входит информационно-аналитическиое управление аппарата Смоленской областной администрации, другим обязательным учредителем является администрация муниципального образования. Духовщинская газета (единственная в области) ограничивается только вышеназванным составом. У 80% газет в число учредителей входит редакция, у 20% - районный Совет депутатов или районная Дума, в зависимости от схемы управления муниципальным образованием. Учитывая, что большинство глав муниципальных образований Смоленской области практически избираются или назначаются из состава представительного органа, в котором преобладают депутаты от партии «Единая Россия», можно говорить о том, что районные издания «встроены» в вертикаль региональных государственных СМИ во главе со «Смоленской газетой» - официальным органом областной администрации и областной Думы с большинством депутатов от партии власти.

Известно, что индикатором успешности издания считается тираж. Лидеры - издания Ярцевского, Вяземского, Рославльского, Руднянского, Сафоновского районов (от 3000 до 4500 экз.). Суммарный разовый тираж этих пяти газет составляет почти половину разового тиража всех районных газет области (18083 из 39500 экз.). У изданий - лидеров отмечен, хоть и незначительный, рост тиражей в сравнении с данными году экспертного опроса редакторов4, проведенного в 2004.

На другом полюсе - издания не требующие лицензирования (до 1000 экз.). Таких насчитывается восемь газет, из них «Заря» (Темкинский район), «Глинковский вестник», «Сельские зори» (Новодугинский район) выходят тиражом от 600 до 700 экз. Самая многочисленная группа районных газет (почти половина) имеет тираж от 1000 до 2000 экз. В ней отмечено наибольшее падение тиражей со времени экспертного опроса 2004 года (в среднем от 100 до 350 экз.).

Формально территория как политическая административная единица включает в себя такие элементы, как политико-административные границы, органы власти и население. Однако далеко не всегда административно-территориальные единицы становятся активными субъектами - это происходит только в том случае, если в их границах возникает «взаимодействие между людьми, предполагающее активный информационный обмен... Именно коммуникации создают сообщество, которое таким образом представляет собой географически компактный сгусток социальных коммуникаций»5. Данный коммуникативный подход к территории, предложенный Р.Ф. Туровским, позволяет рассмотреть географическое пространство как медийное и, следовательно, как субъект информационной политики с собственной идентичностью, которая определяет его информационные интересы, взгляды, пристрастия.

Как и географическое, медийное пространство имеет вертикальное измерение в зависимости от плотности социальных коммуникаций. Иерархия пространственных уровней включает глобальный (макроструктуры мирового масштаба); национальный (отдельное государство); субнациональный (региональный); локальный (районы, городские и сельские поселения). По отношению к региональному локальный уровень является субрегиональным. Их соотношение определяется и плотностью социальных коммуникаций - чем больше размер территорий, тем они более обезличенные, групповые. Местные (локальные) территориальные сообщества отличаются наименьшими размерами и наибольшей компактностью, персонифицированными отношениями. Помимо вертикального (стратификации), пространственная неоднородность обладает и горизонтальным измерением (фрагментацией). Горизонталь локальных территориальных сообществ позволяет выявить весь спектр регионального разнообразия, так как входящие в него территории развиты крайне неравномерно.

На региональную структуру и, как следствие, степень развитости медийных рынков оказывают влияние такие факторы, как административно-территориальное деление, этнокультурные, социально-экономические и природно-географические особенности6. Для Смоленской области процесс формирования региональной структуры всегда был инициирован сверху: в соответствии с определяемыми законодательным путём административными границами районов складывалось и информационное пространство. С севера область граничит с Тверской и Псковской, с юга - Брянской областью, западная граница (государственно-политическая) разделяет Россию и Белоруссию. Восточная же граница (с Московской областью), фактически унаследованная от Смоленского княжества XII-XIII веков, не изменилась и во времена воеводства и губернии вплоть до образования области в 1937 году. Эти территории - самые древние из входящих в состав региона и традиционно тяготеющие к Москве. Начиная с 1917-1918 годов карта области и ее политическое пространство претерпели существенное изменение в связи со сменой субъектов власти (появлением Советов) и созданием Западной области, в результате чего Смоленская губерния сначала вошла в состав Белоруссии, а впоследствии была восстановлена в составе РСФСР. Из выходящих сегодня районных газет 40% ведут историю с 1917-1920-х годов. Вторая волна (также 40%) появления местных изданий приходится на конец 1920-х - 1930-х годов - период создания другого территориального объединения под прежним названием - Западная область. В рамках гигантского конгломерата, в итоге оказавшегося нежизнеспособным, были объединены 102 района, до того входившие в состав Брянской, Калужской, Орловской и Ленинградской областей, что очевидно нарушало идентичность локальных сообществ, их традиционные внутренние и внешние связи. В дальнейшем административное деление, упразднение и воссоздание районов завершилось формированием в 1944 году территории Смоленской области в ее нынешних границах. Таким образом, несмотря на многократную трансформацию, политико-административная структура региона в основном осталась в границах либо губернских уездов, либо районов семидести-восьмидесятилетней давности. В этих условиях районная газета продолжает оставаться необходимым институциональным атрибутом даже самой социально неблагоприятной и экономически депрессивной территории и в этом качестве традиционно поддерживается властными структурами. Как следствие - консервация не только статуса, но и унаследованного от советских времен газетного бренда. Часть изданий до сих пор сохранила прежние названия («Знамя труда», «Искра», «Заря», «За урожай», «Сельская новь»). Их архаичная идеологизация явно рассчитана на поддержание многолетней привычки к местным изданиям аудитории пожилого возраста. Этнокультурная дифференциация в регионе практически отсутствует. Общераспространенной является русская культура и православная христианская конфессия (Смоленск - центр Смоленско-Калиниградской епархии РПЦ). Во всех городах и районах доля русского населения превышает 90%. Отсутствуют компактные моноэтнические ареалы, приток мигрантов незначителен, поэтому в этнокультурном плане региональное информационное пространство можно назвать однородным.

Влияние природно-географического фактора на локальное медиапространство, напротив, отчетливо прослеживается в том, что территория области явно ассиметрична по отношению к своему центру - Смоленску. Понятие «центр» связывается в первую очередь с Москвой, а не с региональной столицей. Муниципальные образования ориентированы или на соседний столичный регион (Гагарин, Вязьма, Сафоново, Ярцево), или на южное направление (Починок, Рославль), или на трансграничные связи с Белоруссией (Рудня). Сосредоточенные вдоль транспортных (автомобильных и железнодорожных) магистралей международного и федерального значения, эти локалитеты, будучи неравноценными по размерам территории, используют природно-географический фактор как ресурс социально-экономического развития. Этот фактор оказывает решающее влияние на интенсивность социальных связей локальной общности и развитие местной периодики. Территории с выгодным географическим положением и развитой транспортной инфраструктурой (их 20%) создают «положительный» полюс экономического пространства, с которым контрастирует «отрицательный» - слаборазвитые территории с преобладанием сельского населения. Подобная ситуация полностью соответствует общероссийской с теми же полюсами (но четче выраженными) богатства и бедности при довольно большой группе «середняков, различия между которыми на самом деле на так велики»7.

Смоленская область является дотационным регионом. Многие экономические показатели в пересчете на душу населения отстают от общероссийских, основной объем производства в электроэнергетике, ювелирной и химической промышленности (доля этих отраслей в объеме производства - 52,4%). В ряде районов предприятия отраслей сменили местных собственников на столичных. Сложилась негативная демографическая ситуация: население составляет чуть более миллиона человек, что ниже послевоенного уровня. В некоторых районах (Глинковский) насчитывается 6,5 тыс. жителей; плотность составляет 5,4 человека на кв. км (Угранский район). Высоки также естественная убыль населения и доля жителей старше трудоспособного возраста (до 33,8%). Список локалитетов - экономических лидеров - почти совпадает с перечнем «географических» и дополняется лишь пригородным Смоленским районом и Дорогобужским, на территории которого находится завод азотных удобрений - крупнейший налогоплатильщик области, объем промышленного производства которого составляет почти 12% областного.

Административно-территориальное деление советских времен сохранило традиционные многолетние бренды районных газет власти во всех без исключения муниципальных образованиях. Однако их суммарный разовый тираж вдвое меньше разового тиража периодики одного только регионального издательского дома «Рабочий путь» (кстати, в прошлом - областной партийной газеты). Тем не менее в восьми районах локальные СМИ представлены лишь одной газетой. Эта тенденция прослеживается на экономически слабых территориях и типична для Центральной России. В подобных депрессивных районах может существовать и простейший «рыночный набор»: районные газеты власти и межрайонное информационно-рекламное частное издание «Авось-ка!», негативно воспринимаемое и местными журналистами, впервые почувствовавшими конкуренцию, и сельской аудиторией с её слабым интересом к тому, что происходит на соседних территориях.

Только устойчивая немногочисленная группа географически выгодно расположенных локалитетов, использующих природные преимущества для наращивания социально-экономического потенциала, имеют развитую типологическую структуру периодики с разными типами собственника: так, в Ярцевском районе в нее включены, помимо районной газеты, та же «Авось-ка!», местная рекламная «Сигма плюс», партийная (ежемесячник КПРФ). Потребности молодёжной аудитории удовлетворяют молодёжные вкладки районной газеты и ученические издания школ города. Предпосылки для более активного информационного рынка появляются там, где власть благоприятствует конкуренции, действуют столичные бизнес-структуры, активны местные предприниматели.

На страницах 25 районных газет отмечено 33 тематических сферы - в разных «наборах» и с неодинаковой интенсивностью. Единственная тема, присутствующая во всех изданиях - деятельность местных властных структур, которые и являются основными ньюсмейкерами. Под многочисленными рубриками «В администрации района» или «Местные власти» помещены информационные сообщения о деятельности главы муниципального образования по исполнению им должностных обязанностей («провел совещание», «выступил с докладом», «участвовал в церемонии открытия», «подписал документ» и т. п.). Каждая районная газета помещает и материалы пресс-центра информационно-аналитического управления аппарата администрации Смоленской области, которое является их соучредителем. Большая часть публикуемых официальных материалов касается работы органов исполнительной власти, но в тех районах, где схема управления муниципальным образованием предусматривает наличие и выборных законодательных структур (районной Думы или Совета), газеты освещают и их деятельность, публикуя соответствующие документы.

Практически везде официальные материалы располагаются на первой странице. Общественно-политические СМИ в большинстве случаев фактически перепрофилированы в информационные бюллетени органов местной власти и даже силовых структур (так, «Сельские зори» Новодугинского района полностью напечатали отчет об оперативно-служебной деятельности ОВД района за I полугодие 2006 года). Изданиям в провинции, «районным и городским газетам с 70-80-летним стажем сегодня труднее всего перейти на новую модель работы, занять позицию максимальной открытости по отношению к своим читателям, избавиться от партийно-официозных привычек»8. Элементы диалога власти и населения, публичного обсуждения общественно значимых проблем встречаются в районках достаточно редко и часто носят односторонний характер. Рубрики типа «Заботы власти», «Лики власти», («Краснинский край»), «Местная власть» («Искра» Угранского района) также делают попытки представить власть «с человеческим лицом». На страницах газет она предстает «своей», испытывающей те же трудности, ту же зависимость от недосягаемых федеральных и региональных структур, что и рядовые граждане. Возникает иллюзия, что местная власть терпит все тяготы наряду со своим населением, которому лучше полагаться на собственные силы, а не требовать от неё исполнения властных полномочий. «В стране и сегодня распространена психология «социального бессилия», ориентация на терпение и выживание, а это антиподы социального участия»9.

Второй по интенсивности присутствия является аграрная проблематика (76%). Диапазон тем в этих рамках весьма широк - от сельского хозяйства как отрасли до приусадебного участка. И если официальный аспект данной проблематики, актуальной с точки зрения муниципальной администрации, выражается в публикации информации о проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи (газеты Руднянского и Шумячского района), а также в помещении традиционных сводок об уборке зерновых в коллективных хозяйствах (в большинстве изданий), то интересы рядового читателя связаны, в первую очередь, с урожаем на личном подворье, а также с продуктивностью домашнего скота и птицы. Личное подсобное хозяйство остается для сельских жителей не только залогом физического выживания, но и своеобразным центром приложения сил, сосредоточением ведущих жизненных интересов, столкновение которых может стать предметом серьезной дискуссии.

На третьем месте в рейтинге (40%) - тема исторического прошлого и вопросы здравоохранения. Наиболее активно тема памяти освещается газетами территорий с неблагоприятной социально-демографической ситуацией - низкой плотностью и высокой естественной убылью населения. Воспоминания о минувшей войне ныне живущих ветеранов, материалы местных краеведов, учителей, музейных работников воспринимаются возрастной аудиторией не только в качестве свидетельства подвига земляков и примера для молодого поколения, но и как консервация нравственных ценностей, незыблемых в прошлом и утерянных в сегодняшней рыночной реальности. В освещении темы исторического прошлого издания используют разнообразные формы подачи богатого фактического материала: тематическая полоса «Напишем историю села» (глинковская газета), страница «История в лицах», содержащая публикации об известных земляках, памятниках культуры, новых книгах по истории района («Вяземский вестник»). Отмечая 75-летие газеты «За урожай» (Шумячи), сотрудники перепечатали поистине уникальные материалы из газеты-предшественницы «Колхозный путь», в том числе воспоминания о пребывании в Шумячах в 1970-х годах Константина Симонова, который, будучи военным корреспондентом, летом 1941 года оказался на территории района с отступавшими частями. Тема памяти, рассказы о прошлом присутствуют в районных изданиях постоянно - в отличие от региональной прессы, обращающейся к ним лишь в канун Дня Победы или очередной годовщины освобождения области от немецко-фашистских захватчиков.

Темы здоровья и здравоохранения представлены крайне неравноценно: от ежемесячной вкладки - информационно-рекламной газеты аптечной сети «Авиценна» в ярцевских «Вестях Привопья» до единичных рецептов народной медицины, реплик по поводу нехватки в аптеках лекарств, отпускаемых по льготным рецептам, справочной информации о лекарственных растениях и способах их заготовки. Для нескольких редакций («Велижская новь» и др.) поводом обращаться к данной теме в не свойственном районной газете формате (обширные разъяснительно-просветительские статьи) стал национальный проект «Здоровье нации». Газета поместила две серии материалов - «Искусство быть здоровым» и «Вредные привычки», подготовленных централизованно (при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям). С основными положениями национального проекта познакомила аудиторию и газета «Вперед» (Холм-Жирковский район), причем представлен нацпроект в сопутствующем материале лидера партии «Единая Россия» В.В.Володина, что придало публикации очевидный пропагандистский характер.

Тематические ниши «льготы, пенсии, пособия», «криминал» и «религия» занимают в рейтинге одну и ту же - четвертую - позицию (32%). Первая тема, традиционно представленная справочной информацией и текстами экспертов-сотрудников местного отделения Пенсионного фонда или службы социальной защиты, присутствует практически в каждом издании, большинство читателей которых - пенсионеры. В летние месяцы из-за сезонного фактора (занятость в личном подсобном хозяйстве) ее пик несколько снижается.

Криминальные сообщения, а также примыкающая к ним информация о пожарах и стихийных бедствиях периодически появляются на страницах газет в рубриках «Криминал» или «01» в виде официальных сводок небольшого объема (исключение составляет полоса «Человек и закон» в лидере тиражей «Вяземском вестнике»). В основном освещаются бытовые преступления, кражи и правонарушения подростков (в этих материалах находит отражение и тема воспитания подрастающего поколения, так как самостоятельно данная проблематика присутствует в районной прессе достаточно редко).

Особый интерес из-за весьма высокого места в рейтинге представляет религиозная тема, появившаяся в газетах сравнительно недавно - в последние 12-15 лет. Однако около трети изданий имеют постоянную рубрику (как холм-жирковская «Вперед»), а три газеты выпускают ежемесячную православную страницу («Искра», «Нива», «Вяземский вестник»). При освещении данного контента лидируют такие темы, как «внутренняя жизнь религиозных общин», в том числе таинства, обряды, церемонии, церковные праздники, правила поведения в храме, что явно имеет просветительскую направленность. Однако жизнь рядовых прихожан, бюджет религиозных организаций, их социальная работа, взаимоотношения со сферой светского образования и культуры остаются «закрытыми зонами» для прессы, что является общей тенденцией10. Но неожиданно широко (что весьма нехарактерно для районной печати) представлены темы, связанные с богословием и вероучением. Тексты в жанре, который можно определить как проповедь (что принадлежит не к периодике, а к церковной риторике - гомилетике), затрагивают важные вопросы вероисповедания, христианской этики и морали. Парадоксально, но ярко выраженное преобладание мировоззренческих публикаций с объемным универсальным видением происходящего в сфере религиозной жизни резко контрастирует в районных газетах с пристальным вниманием к проблемам повседневного выживания, которыми озабочена их аудитория. Несовременный, малодоступный, трудный для рядового читателя стиль как богословских, так и информационно-справочных текстов также нуждается в адаптации. Но очевидно, что в настоящее время существует серьезный общественный запрос на духовные темы, что и пытается учитывать локальная периодика российской провинции.

Среди других тем, которым уделяется внимание (от 28 до 20%), «спорт», «проблемы ЖКХ», «рост цен», «культура», которые представлены в основном творчеством читателей в «Литературных страницах» и сообщениями о выступлениях местных артистов).

Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» строго разграничивает полномочия администрации района и сельских поселений, наделяя последних правом формирования, утверждения, контроля бюджетов; установления и снижения налогов; владения и пользования имуществом. Но дотационные сельские поселения не готовы стать самостоятельными субъектами управления по целому ряду очевидных причин, в первую очередь - экономических, настороженно относятся к переменам. Соответствующие рубрики в семи районных газетах регулярно фиксируют и настроения селян, и первые шаги местного самоуправления: на сельских сходах жители обсуждают возможные источники формирования бюджета, называют главные проблемы (как правило, плохая работа водопровода; неупорядоченные ставки земельного налога; отсутствие клуба или амбулатории) и пытаются их решать. Угранская «Искра» сообщает о том, что жители центральной усадьбы Дрожжинского сельского поселения после многолетних постоянных жалоб на ветхость водопровода решили на сельском сходе выделить специального человека для поддержания в исправности водопровода и водозаборных колонок. Положение заметно улучшилось.

Подобные сообщения отражают новую тенденцию в освещении деятельности местной власти: в качестве ньюсмейкеров на газетных страницах наряду с постоянными статусными фигурантами - представителями районной администрации - появляются новые, в том числе коллективные (сельский сход).

Среди других тем районных изданий, чье присутствие носит «разовый», рассеянный характер, выделяются «трудоустройство», «экология», «воспитание», «образование», «социальное страхование», «портреты земляков». Последняя реализуется как в традиционных для советской журналистики зарисовочно-очерковых формах, так и в достаточно необычном для районного издания жанре социологического очерка. Акцент делается не на индивидуально-неповторимых чертах личности, а на объективных причинах, породивших те или иные социальные характеры и ситуации, анализе черт и свойств данного типа людей и событий («Люди из тени» в угранской газете - о бывших работниках совхоза, трактористах, шоферах, уезжающих на заработки, чтобы обеспечить свои семьи, переживающих трагедию разрушенных родственных связей).

В постоянном репертуаре «вечных» тем пока заметны лишь незначительные изменения. Газеты локалитетов разной степени развитости социальных коммуникаций, существующие в разных типах информационного пространства транслируют в свои различные по информационным запросам территориальные сообщества практически однотипный «патриархальный» контент. На тех территориях, где жители в целом адаптировались к реалиям рыночной экономики и социальным трансформациям, ориентируются во многом на столичного потребителя товаров и услуг, где пересекаются информационные пространства всех уровней (находят своих потребителей общенациональные, региональные и местные СМИ), показатель распространенности традиционных газет власти неизбежно снижается, как и их роль. Это происходит из-за отсутствия потребности как в традиционном контенте «выживания» (здоровье, приусадебное хозяйство, льготы, пенсии, пособия), так и в официальной информации, транслируемой местными властными структурами. Экономические связи данных районов фактически вывели их из статуса, определенного еще сталинским административно-территориальным делением. Районки не выдерживают конкуренции с теми типами изданий, которые оказываются более востребованными аудиторией динамично развивающихся и вполне самодостаточных муниципальных образований. Предпочтение отдается федеральным или областным (в пригородных районах) изданиям, деловой и информационно-рекламной прессе, в том числе локальной и межрайонной.

В то же время районная газета является своеобразным центром социальных связей конкретной территориальной общности, то есть её можно рассматривать как средство порождения «коммьюнити» - формы «саморегулирующейся совместной деятельности людей, объединённых местом жительства или интересами»11. Как канал соединения людей, СМИ способны поддерживать их совместное существование, то есть социальные общности. Безусловно, население района как общность способно существовать и без СМИ, но они «помогают сохранять, воспроизводить, укреплять себя за счет массовых коммуникаций, делая это наряду с иными коммуникациями... Эта функция может быть обозначена как социально-организационная в узком смысле слова»12. Авторы, пишущие на эти темы, подчеркивают, что коммьюнити - это место взаимодействия социальных институтов, которые продуцируют в жителях чувство взаимозависимости, кооперации, взаимодействия и общности13. Для депрессивных локалитетов именно местная общественно-политическая газета власти самим фактом своего существования поддерживает такие составляющие «коммьюнити», как локальная идентичность и солидарность. «Включенность в аудиторию день ото дня формирует непроизвольный механический тип единения, хотя содержание прямо к этому и не призывает. Здесь в основе - эффект повторения»14. Районные газеты становятся одним из способов связи личности и общества и в этом качестве должны поддерживаться местной властью при отсутствии рекламных рынков, малого и среднего бизнеса, покупательной способности населения. Полноценная политическая субъектность власти напрямую зависит от физического выживания и социального самочувствия населения на управляемой территории.

Печатная периодика относится к типу коммуникаций, неразрывно связанных с понятием пространства в его административно-территориальном, природно-географическом, социально-экономическом и этнокультурном измерениях, с его вертикальной иерархией и горизонтальной фрагментацией. Структура регионального информационного пространства предстает как совокупность неравномерно развитых локальных медийных пространств, функционирующих в соответствии с двумя моделями: полицентричной на социально благополучных и моноцентричной на депрессивных территориях. Районная газета выступает либо в качестве полноценного участника информационного рынка, либо как средство укрепления социальных связей жителей муниципального образования, поддержания их совместного существования. В последнее время исследователи отмечают, что «вертикально-иерархическая структура газетно-журнального рынка уступила место горизонтальным, почти сетевым конфигурациям на региональных /местных/ рынках. Местная газета, выходящая рядом с домом читателей, становится все более нужной и аудитории (поскольку находится в центре каждодневных интересов читателей), и рекламодателям»15.

Сетевое структурирование рынка предусматривает построение совокупности однотипных предприятий или учреждений, расположенных на одной территории и связанных одной системой (сеть магазинов). Исходя из данного принципа, близкую к сетевой технологию используют некоторые издательские дома (например, «Провинция»), создавая в регионах сеть типологически идентичных массовых универсальных еженедельников с контентом, совпадающим во многом, из которого лишь часть отводится локальной проблематике. Становясь субъектами местных информационных рынков, они конкурируют с другими изданиями, но не между собой (внутри сети). На депрессивной территории, где локальное информационное пространство существует по принципу «один район - одна газета», можно скорее усмотреть признаки коммуникации другого типа - социальных интернет-сетей, находящихся сегодня на пике популярности и востребованности. В социальной сети тоже присутствуют прямые и косвенные связи между элементами, её участники равнозначны и объединены не только предметом общего интереса, но и самими связями между собой. Однако от аудитории СМИ такая сеть отличается главным - наличием дискуссионной площадки, которая объединяет людей на основе общности обсуждаемых проблем и которую локальные газеты сегодня не могут предоставить своим читателям в качестве пространства для диалога и взаимодействия власти с обществом.


1. Типология периодической печати / Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М., 2007. С. 57.

2. Российский рынок периодической печати. 2005 год. Состояние, тенденции и перспективы развития. Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. М., 2006. Май. http: // www.fapmc.ru / docs / Report_12.05.doc.

3. Муниципальная пресса, реформа местного самоуправления и национальные проекты. М., 2006. С. 8.

4. Ливанова М.В. Районная газета на информационном рынке: сегодня и завтра // Журналист. 2006. № 11. С. 25.

5. Муниципальная пресса, реформа местного самоуправления и национальные проекты. С. 15.

6. Там же. С. 22-23.

7. Там же. С. 26.

8. Ерёменко М.Л. Диалоговые отношения в деятельности городской газеты // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. М., 2006. С. 225.

9. Фомичёва И.Д. Социология СМИ. М., 2007. С. 102.

10. Религия в информационном поле российских СМИ. М., 2003. С. 91.

11. Фомичёва И.Д. Социология СМИ. С. 156.

12. Там же. С. 67.

13. Фомичёва И.Д. Социология СМИ. С.

14. Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб., 2003. С. 65-66.

15. Средства массовой информации России. М., 2005. С. 137.