Languages

You are here

Развитие PR в Венгрии. Влияние венгерского менталитета на формирование этического кодекса PR

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Андрианова Н.А.

В начале XX столетия Будапешт был быстро развивающейся монополией в Европе. Представители венгерской нации, особенно в последние два столетия, внесли ощутимый вклад и в развитие мировой науки и культуры.

В наши дни Будапешт стал привлекать к себе внимание Международных PR-организаций. Этот интерес растет и по сей день. Отношения между СМИ и PR были, как и в других странах, финансово-дружественными. Конечно, это одинаково вредит имиджу как СМИ, так и PR, и для того, чтобы отрегулировать отношения между СМИ и PR, сформировать благоприятный образ специальности PR, был создан этический кодекс Венгерского Союза PR, в котором ярко прослеживаются особенности менталитета венгров, их твердая позиция в Европе.


По результатам исследований сумма затрат на PR в стране приблизительно 10 млн. долларов в год. Для сравнения, затраты на рекламу составляют примерно 350 млн. долларов. Все это свидетельствует об отсутствии в Венгрии организованной PR-работы. Венграм присуща толерантность и компетентность, консервативность во взглядах и предпочтениях, они строго соблюдают традиции, в принятии решений они спокойны и уравновешенны. Венгры допускают креатив в рамках привычного уклада жизни, однако главное для них - чтобы новые веяния не затронули исторические памятники, которыми очень гордится нация. Поэтому большинство венгерцев, относятся к PR как к новшеству, с большим подозрением. Зачастую PR-акции воспринимаются общественностью совсем не так, как задумывали организаторы. Например, Coca - Cola в преддверие рождественских праздников решила украсить гирляндами из лампочек не только свои грузовики, но и знаменитый Цепной мост. Совершенно неожиданно эта акция вызвала буквально взрыв негодования у венгров.

Огромное влияние на менталитет венгерцев оказал католицизм. Они не признают иконопочитание, стремление к небесному первообразу, считают, что всего можно добиться собственным трудом.


В декабре 1990 года на заре изменения политического строя в Венгрии (т. к. основное условие для того, чтобы заниматься деятельностью по связям с общественностью, демократия и рыночная экономика) был сформирован Венгерский Союз по связям с общественностью MPRSZ. Молодой союз почти сразу установил контакты с международными профессиональными организациями по связям с общественностью, занялся активной дипломатической деятельностью в интересах обеспечения Международного признания и необходимой поддержки для того, чтобы приступить к развитию этой специальности в Венгрии.

Общее собрание MPRSZ, которое состоялось 6 апреля 2000 года, приняло Венгерский этический кодекс PR, принимая во внимание в качестве руководства к действию Устав профессионального поведения, принятый Международным Союзом PR(IPRA) в 1961 году в Венеции, а также Европейский устав профессионального поведения, который был оглашен Европейской Конфедерацией PR в 1978 году в Лиссабоне,


Венгерский этический кодекс PR, создавался с целью способствовать осуществлению деятельности PR в соответствии с общепринятыми в обществе нормами морали, развития системы моральных ценностей для субъектов PR, поддержания и укрепления общего доверия к специальности PR. Основной акцент в кодексе делается на уважении принципов Всеобщей Декларации Прав человека, уделяя особое внимание свободе слова и печати, праву личности на получение информации, соблюдение нормативных актов, этических норм той страны, в которой осуществляется деятельность PR.


Проанализировав Лиссабонский кодекс, кодекс (IPRA), на основе которых был создан Венгерский этический кодекс, можно сделать вывод, что венгерский кодекс является своего рода сводкой положений, ранее упоминавшихся кодексов, резких отличий в нем нет. Однако существуют некоторые нововведения: процессуальные правила, представленные дополнительно к кодексу, как то если физическое или юридическое лицо ведет себя не этично, в ходе осуществления деятельности PR, то информация об этом может быть донесена до сведения Комитета по этике MPRSZ, на основе этого Комитет по этике может начать процесс, в ходе которого проводит расследование и формирует свое мнение, после чего обращается к своему президиуму. Президиум выносит решение, принимая во внимание интересы MPRSZ.

Венгры - единственный народ, который, сохранив политическую и культурную идентичность, смог пустить глубокие корни в регионе Карпатского бассейна и стал, не утратив самобытности, активным участником Европейской истории. Сейчас Венгрия - надежная и выгодная для инвестиций страна. Политическая обстановка спокойная, без потрясений, оправдывает свое положение в центре Европы. В Венгрии очень сильно развит аграрный сектор, сельскохозяйственные продукты экспортируются во многие страны. Венгрия входит в Нато, участвует в Натовских операциях. Они занимают очень твердую позицию в Евросоюзе, их цель не выделяться, а подкреплять устойчивость и стабильность, что ярко прослеживается в Венгерском этическом кодексе Public relations.