Languages

You are here

Проблемы классификационных систем теле- и киноиндустрии США в защите детей от нежелательной аудио-визуальной инф-ии

Научные исследования: 

Topical problems of the classifying systems used in the TV and cinema industries for protecting children from undesirable audio or visual information

 

Кумылганова Ирма Александровна
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, irmajunona@yahoo.com

Irma A. Kumilgnova
Ph D in philology, associate professor at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of journalism, Moscow State University, irmajunona@yahoo.com

 

Аннотация
Рейтинговая система телевидения США состоит из семи категорий, три из которых были разработаны специально для детской аудитории; система классификации фильмов включает в себя пять категорий по рейтинговой системе Американской кинематографической ассоциации. При всей очевидной полезности классификационных систем встает вопрос об их низкой на сегодняшний день эффективности, когда речь заходит о защите детей от нежелательной аудио-визуальной информации. Попытки пересмотреть критерии объективного анализа инфоконтента, явились, в частности, мотивацией создания альтернативных классификационных систем, в частности, Консультативного правления по фильмам и Христианского проекта по защите детей.

Ключевые слова: рейтинговая / классификационная система; рейтинговая / классификационная категория и субрейтинговая отметка; инфоблокирующая технология; саморегулирование теле- и киноиндустрии.

Abstracts
The ratings system used on the US television consists of seven categories, three of which were developed especially for the child audience. The system of film classification comprises five categories based on the ratings of the American society of cinematographers. Taking into account the obvious utility of the classifying systems, there is a problem of their low efficiency when we talk about protecting children from undesirable audio or visual information. The attempts to revise the criteria of objective infocontent analysis have resulted in creating alternative classifying systems, in particular, the one that was launched by the Consulting board of the Christian project for child protection.

Key words: ratings, classifying systems, ratings / classifying category and sub-ratings marks, info blocking technology, self-regulation in TV and cinema industry.

 

Последние годы с новой силой возродили к жизни дискуссию в США о регулятивной роли телевизионной классификационной / рейтинговой системы. Специальные исследования Родительского совета по телевидению (the Parents Television Council) выявили, что показ насилия на телеэкране достиг «эпидемических пропорций», увеличившись за шесть лет на 75%. Беспокойство американских родителей разделяют и работники здравоохранения: ведущие медицинские эксперты страны привели результаты многочисленных научных изысканий, свидетельствующих о том, как бездумное, безответственное и неоправданное транслирование жестокости провоцирует агрессивное поведение детей. В свою очередь, Федеральная комиссия по связи США (ФКС), проведя собственный анализ современных телевизионных рейтинговых систем и программных фильтров, также пришла к выводу об их далеко недостаточной эффективности в защите детей от нежелательного телевизионного контента.

В ответ на подобные претензии, телеиндустрия объединила свои усилия, чтобы запустить социальный проект стоимостью в 300 млн долл. США с целью обучения родителей технологии использования рейтинговой системы, в частности специальных устройств блокирования программ и т.д. Этот проект получил одобрение ФКС, которая нашла его полезным, но недостаточным по целому ряду причин, которые следует искать в современном положении и результативности классификационной системы. Поэтому прежде чем обратиться к основаниям столь неутешительного резюме, рассмотрим актуальное состояние данной системы телеиндустрии США.

Характеристика классификационных категорий телевидения США

19 декабря 1996 г. телевизионной индустрией, Федеральной комиссией по связи и Конгрессом США была предложена классификационная система телевидения в помощь родителям. Она включает в себя семь категорий, три из которых были разработаны специально для детской аудитории.

1. Телевизионные передачи, предназначенные для детей любого возраста.

All Children

Содержание, игра актеров, анимационные сцены и т.д. разработаны специально для детской аудитории, включая малышей от двух лет.

Для примера: «Покемон» в версии «Кидс даблю-би» (Pokemon, Kids WB version).

 

2. Телевизионные передачи, предназначенные для детей от семи лет и старше.

Directed to Older Children

Предполагается, что, начиная с семи лет, дети начинают приобретать навыки и умения различать фантазию и действительность.

Для примера: «Дом Фостера для воображаемых друзей» (Foster’s Home for Imaginary Friends)

 

3. Телевизионные передачи, предназначенные для детей старшего возраста.

Directed to Older Children - Fantasy Violence

Интенсивность фантазии в программах данной категории более напряженная и жесткая. Теоретически они предназначены для детей в возрасте от семи лет, однако некоторые сцены могут содержать следующие характеристики: жестокость как превалирующая тема передачи; поединок между «злодеем» и «супергероем» представлен захватывающим, иногда ужасающим, образом, при этом жестокие действия героев могут одобряться и прославляться; жестокость трактуется как возможное и эффективное решение проблемы.

Для примера: «Покемон» в версии «Картун нэтворк» (Pokemon, Cartoon Network version).

 

4. Телевизионные передачи, предназначенные для общей зрительской аудитории без возрастных ограничений.

General Audiences

Данная категория не означает, что программа создана специально для детей, однако некоторые телевизионные передачи классификации TV G нацелены, в том числе, на детскую аудиторию. Как правило, они не содержат или содержат незначительный процент сцен жестокости, темы секса, некоторые отрывки диалога могут выйти за рамки вежливой беседы, но не за пределы обычных ежедневных выражений. Кпримеру: данной категорией обозначаются некоторые игровые шоу «Си-Би-Эс» (CBS) (The Price Is Right; Family Feud), некоторые документальные фильмы «Хистори чанэл» (History Channel).

Для примера: некоторые игровые шоу на «Си-Би-Эс» (The Price Is Right; Family Feud),некоторые документальные фильмы «Хистори чанэл» (History Channel)); многим программам «Дисней чанэл» (Disney Channel), предназначенным для семейного просмотра, вместо рейтинга TV-Y7 присваивается категория TV-G.

При использовании классификационной системы в целом и следующих трех категорий в частности вещатель также вправе выбирать показывать или нет специальную субрейтинговую отметку (в четырех вышерассмотренных категориях субрейтинги не используются):

V (Violence) − для обозначения сцен насилия;

FV (Fantasy Violence) − для обозначения фантазийной жестокости, рисованных «сцен насилия»;

L (Coarse or crude indecent language) − для обозначения вульгарной или непристойной лексики, грубых выражений;

S (Sexual Situations/Content) − для обозначения сексуального контента;

D (Suggestive dialogue) − для обозначения непристойных выражений (обычно означает непристойный диалог на тему секса).

 

5. Телевизионные передачи, рекомендуемые для просмотра детьми под наблюдением/в сопровождении родителей / опекунов.

Parental Guidance Suggested

Программа данной категории содержит материал, не рассчитанный для просмотра маленькими детьми. Сама тема передачи может предполагать совместный просмотр несовершеннолетних со взрослыми. Трансляция может сопровождаться субрейтинговыми отметками V, S, L, D. Программа может включать в себя некоторое количество неактивных сцен: насилия (субрейтинг V), секса (субрейтинг S), вульгарной лексики (субрейтинг L), или непристойных диалогов (субрейтинг D).

Для примера:сериальные драмы «Эй-Би-Си» (АВС) в основном обозначаются данной категорией. Кроме того, в этой категории обычно выходят анимационные серии «Симпсоны» (The Simpsons), большинство комедий положений в прайм-тайм, такие как «Каждый любит Раймонда» (Everybody Loves Raymond), а также игровые и реалити-шоу, содержащие диалоги и шутки на тему секса и/или неприличную лексику, такие как «Суперняня» (Supernanny) и «Американский идол» (American Idol).

 

6. Телевизионные передачи с настоятельным предупреждением родителей / опекунов: взрослые строго предостерегаются от бесконтрольного просмотра данной телевизионной передачи несовершеннолетними младше 14 лет.

Parents Strongly Cautioned

Трансляция может сопровождаться субрейтинговыми отметками V, S, L, D. Программа содержит активные сцены одного или более из следующих характеристик: жестокости (субрейтинг V), секса (субрейтинг S), вульгарной лексики (субрейтинг L), непристойного диалога (субрейтинг D).

Для примера:в данной категории обычно выходят дневные драмы «Си-Би-Эс» и «Эн-Би-Си» (NBC). Кроме того, этой категорией отмечены большинство программ, транслирующихся после 21 часа, такие как «Вечернее шоу» (The Tonight Show), «Жизнь в субботу вечером» (Saturday Night Live), ситкомы и т.д. В эту же категорию за сцены насилия и жесткую лексику попало спортивное рестлинг-шоу (World Wrestling Entertainment's RAW), выходящее в эфир по понедельникам в 21 час на «Ю-Эс-Эй Нэтворк» (USA Network).

 

7. Телевизионные передачи, адресованные только взрослой аудитории. (До осени 1998 г. маркировались как TV-M.)

Mature Audience Only

Программа данной категории создана специально для просмотра взрослой аудиторией, поэтому не рассчитана для зрителей младше 17 лет. Трансляция может сопровождаться субрейтинговыми отметками V, S, L. Субрейтинг D в данной категории не используется. Передача содержит активные сцены одного или более из следующих элементов: показательной жестокости (субрейтинг V), откровенного секса (субрейтинг S), непристойно вульгарной лексики (субрейтинг L).

Для примера: В данной категории часто выходят серии «Южный парк» (South Park), большинство программ на «Эйч Би Оу»(НВО) и «Шоутайм» (Showtime). Первый фильм, показавший данную рейтинговую маркировку в формате телевизионной программы, был «Список Шиндлера» (Schindler’s List): он транслировался на «Эн-Би-Си» в феврале 1997 г. и марте 1999 г., на «Пи-Би-Эс»(PBS) в июле 2000 г. Первым телевизионным шоу, отмеченным в данной категории и получившим ее за жестокие и кровавые сцены, стал пилотный выпуск полицейского сериала «Южный Бруклин» (Brooklyn South) на «Си-Би-Эс».

В целом, в этой категории выходит незначительный процент программ.

Использование классификационных (рейтинговых) отметок

Все классификационные обозначения опознаются специальным устройством, известным как ви-чип1, встраиваемым во все телевизионные приемники, с диагональю от 33 см (13 дюймов), изготовленные с 2000 г. К раннее выпущенным телевизорам могут быть подсоединены внешние устройства-аналоги. Однако ви-чипы должны быть активированы владельцем устройства, после чего они обеспечивают общее блокирование для программ с той категорией/категориями, который определил владелец. Для того, чтобы ви-чип обнаружил рейтинговую оценку, ее код должен быть заложен в телевизионный сигнал создателем программы (таким же образом, как закрытый ввод субтитров для людей глухих/ плохо слышащих, либо изучающих иностранный язык, либо смотрящих телевизор в шумной обстановке и т.п.).

В течение первых 15 секунд каждой прошедшей через классификационную систему телевизионной программы, длящейся до получаса, изображение рейтинговой категории появляется в левом верхнем углу телевизионного экрана. Если программа длится час или дольше, то в начале каждого получаса. Начиная с середины 2005 года, многие вещатели показывают изображение после каждой рекламной паузы. «Эй-Би-Си» была одной из первых телевизионных вещателей, которые начали выставлять классификационный значок программы после каждой рекламной паузы в дополнение к его изображению в начале программы. Некоторые телесети, как «Си-Би-Эс», продолжают маркировать рейтинги только в начале программы, причем используют меньшие изображения по сравнению со стандартом. У «Фокс»(Fox), наоборот, маркировка больше, чем у оригинального обозначения, и появляется на экране как в начале программы, так и после каждой рекламной паузы, начиная с 9 апреля 2007 г. Большинство каналов, специализирующихся на трансляции художественных фильмов, презентуют классификационные обозначения перед показом фильма. Что касается субрейтинговых отметок D-L-S-V, то, к примеру, «Эн-Би-Си», «Пи-Би-Эс» и аффилированные кабельные сети стали использовать их лишь с 2005 г.

Как видим, американские телевещатели приходят к рейтинговой системе каждый «своим путем», по мере осознания степени необходимости подобной классификации. Ведь несмотря на то, что рейтинговая система специально разрабатывалась таким образом, чтобы использоваться с ви-чипом, сама система никакой юридической силы не имеет. Кроме того, поскольку классификационная система предполагает добровольное участие, ее используют не все телевизионные вещатели. К тому же рейтинговая система не распространяется на рекламу, а также на новостные и спортивные программы, транслируемые, к примеру, на «Си Эн Эн»(CNN)», «Си-Эн-Би-Си»(CNBC), «И-эс-пи-эн»(ESPN), «Фокс ньюс чэнэл»(Fox News Channel)и «Фокс Спортс Нэт»(Fox Sports Net). Заметим, что это, конечно, не означает, что эти вещатели и программы не имеют определенные профессионально-этические обязательства перед аудиторией и иные средства саморегулирования.

 

Рейтинговая система киноиндустрии США

Система классификации фильмов в США введена в действие 1 ноября 1968 г. и с некоторыми незначительными изменениями действуют до сих пор. Кинофильмы оцениваются по рейтинговой системе Американской кинематографической ассоциации (the Motion Picture Association of America2, MPAA) − некоммерческой организации, основанной в США в 1922 г. как Ассоциация кинопродюсеров и дистрибьюторов (the Motion Pictures Producers and Distributors Association) для отстаивания бизнес-интересов крупнейших кинопроизводителей и переименованной в 1945 г. В настоящее время членами Американской кинематографической ассоциации являются голливудские студии-мэйджоры: «Парамаунт пикчерс» (Paramount Pictures), «Сони пикчерс интертэймэнт инк» (Sony Pictures Entertainment Inc.), «Твентив сенчури фокс филм корпорэйшэн» (Twentieth Century Fox Film Corporation), «Эн-Би-Си Юниверсал» (NBC Universal), «Уолт Диснэй студиоз Моушэн Пикчерс» (Walt Disney Studios Motion Pictures), «Уорнер Браверс Интертэймэнт Инк.» (Warner Bros Entertainment Inc.).

 

Предпосылки создания современной рейтинговой системы

До 1968 г. механизмом системы самоцензуры, принятой голливудскими студиями и регулировавшей содержание производимых ими фильмов, служил Кодекс производства кинематографической продукции (The Motion Picture Production Code), более известный как Кодекс Хейса (Hays Code). Он был разработан Организацией американских кинопродюсеров и прокатчиков во главе с Уиллом Х. Хейсом на основе созданного ими же в 1927 г. так называемого списка запретных тем.

Кодекс Хейса принимается в марте 1930 г., всего через пять месяцев после биржевого краха. В критическое для страны время «Великой депрессии» американские кинематографисты поняли: на какое-то время они должны убрать с экранов всё, что может еще больше расшатать ситуацию, спровоцировать людей и увеличить и без того высокий уровень стресса в обществе. Мотивировкой для принятия Кодекса послужил ряд громких скандалов, связанных с частной жизнью голливудских знаменитостей, и многочисленные общественные требования о введении цензуры в кино.

В преамбуле принятого документа говорилось:

«Производители кинофильмов осознают высокое доверие, которое оказывается им людьми во всём мире, что сделало кино универсальной формой досуга.

Они осознают свою ответственность перед публикой как из-за этого доверия, так и потому, что развлечения и искусство оказывают большое влияние на жизнь нации.

Таким образом, они понимают, что кино, рассматриваемое даже лишь в рамках развлечения, без явной учебной или пропагандистской цели, напрямую ответственно за духовный и моральный прогресс, за более высокий тип общественной жизни, за формирование правильного мышления.

В ходе стремительного перехода от немого к звуковому кино они осознали необходимость и возможность подписания Кодекса, дабы управлять производством звуковых фильмов и ещё раз подтвердить свою ответственность перед обществом»3.

Кодекс жёстко ограничивал способы демонстрации насилия и содержал конкретные запреты: на указание методов совершения преступлений, на высмеивание святости брака, на изображение христианских священнослужителей в дурном свете, на употребление даже мягких богохульственных выражений, на включение в фильмы сексуальных сцен, поз и жестов (регламентировал любые проявления сексуальности, вплоть до танцевальных номеров и характера одежды), на сексуальные отношения между представителями черной и белой расы, гомосексуализм, наконец, на изображения казни, процесса родов и другие откровенно натуралистичные сцены.

Фильм выходил на широкий экран только после того, как производители получали разрешение на прокат в виде «Печати Непорочности» (Purity Seal of approval), т.е. одобрения «офиса Хейса» − так называли администрацию, следившую за выполнением одноименного кодекса (The Production Code Administration). Кроме того, в контракты кинозвезд были включены пункты о праве студий увольнять их за скандальное поведение в частной жизни. Так, актриса Ингрид Бергман, бросившая мужа Петера Линдстрома ради итальянского режиссера Роберто Росселлини, на протяжении семи лет была лишена возможности работать в Голливуде.

 

От оценки содержания к возрастным ограничениям

В мае 1966 г. президентом Американской кинематографической ассоциации становится Джек Валенти. Это также было непростое время для США, отмеченное волнениями в университетских городках, ростом движения эмансипации, уличными протестами молодёжи, выпадами в сторону института брака − в общем, практически под вопрос были поставлены социальные традиции. Конечно же, кино как «универсальная форма досуга», не могло остаться незатронутым происходящими изменениями в обществе. Поэтому, вступив в должность, новый президент сразу же столкнулся с вопросами этического характера.

К этому времени ряд режиссеров − Алфред Хичкок, Престон Стёрджес, Отто Людвиг Преминджер и другие − находили различные способы обходить кодекс Хейса, а социальные перемены в обществе постепенно приводили к его неофициальному смягчению. После того, как в апреле 1968 г., американский Верховный Суд поддержал конституционную власть штатов об ограничении доступа детей к книгам и фильмам, предназначенным только взрослым, стало очевидно, что старая система саморегулирования себя изжила. Кроме того, отношение нового президента Американской кинематографической ассоциации к Кодексу Хейса было довольно критичным: Валенти усматривал в нем «одиозный запах цензуры».

В результате множества встреч Валенти с представителями Национальной ассоциации театральных владельцев (National Association of Theatre Owners, NATO), Комитета международных кино импортеров и дистрибьютеров Америки (the International Film Importers & Distributors of America, IFIDA), а также с членами гильдий актеров, сценаристов, директоров и продюсеров, профсоюзов, критиков, религиозных организаций Кодекс Хейса был отменен, а 1 ноября 1968 г. Американская кинематографическая ассоциация совместно с Национальной ассоциацией театральных владельцев, Комитетом международных киноимпортеров и дистрибьютеров Америки и их подразделениями объявила о рождении новой добровольной рейтинговой системы в киноиндустрии4. Речь больше не шла об оценке содержания фильма – его одобрении или неодобрении, задача новой системы заключалась в предоставлении совета взрослым относительно просмотра детьми той или иной картины.

Таким образом, сегодняшняя система полностью опирается на предполагаемую ответственность родителей/ опекунов. В противном случае – в случае безответственности взрослых – вся система становится бесполезной.

 

Характеристика современных классификационных рейтингов Американской кинематографической ассоциации

В настоящее время выходящий в американский прокат фильм может получить один из следующих пяти рейтингов:

1. G - General Audiences

Общая зрительская аудитория без ограничений.

Данный рейтинг получают фильмы, в содержании которых не присутствует сцен, которые могут хоть как-то негативно повлиять на детскую психику. Тем не менее, если картина получает рейтинг G, то это никоим образом не предполагает, что фильм предназначен только для детей.

Обнажение, сексуальные эпизоды и сцены приёма наркотиков отсутствуют; сцены насилия минимальны; отрывки диалога могут выйти за рамки вежливой беседы, но не выходят за пределы обычных ежедневных выражений.

Преимущественно рейтинг G присваивают классическим семейным комедиям и мультфильмам.

 

2. PG - Parental Guidance Suggested

Рекомендуется просмотр под наблюдением/в сопровождении родителей/ опекунов.

Явные сексуальные эпизоды и сцены употребления наркотиков отсутствуют; показ наготы, если присутствует, то весьма ограниченно, ужас и насилие не превышают умеренного уровня.

До просмотра фильма рекомендуется объяснить и обсудить материал, который, возможно, не подходит для детей, но может присутствовать в фильме.

Рейтинг PG обычно не присваивают ленте жанра хоррор или триллер.


3.
PG-13 - Parents Strongly Cautioned

Настоятельное предупреждение для родителей/ опекунов. Данный рейтинг введен с 1 июля 1984 г.

Некоторые сцены адресованы аудитории старше 13 лет. Дети до 14 лет должны допускаться на просмотр фильма только с родителями / опекунами.

Эпизоды грубого насилия или продолжительные сцены жестокости, а также наготы отсутствуют; могут присутствовать некоторые сцены употребления наркотиков, а также единичные употребления грубой сексуальной лексики.

 

4. R - Restricted

Ограниченная аудитория. Требуется сопровождение взрослых для детей младше 18 лет.

Родителям / опекунам рекомендуется больше узнать о фильме прежде, чем разрешить его просмотр детям, поскольку некоторый материал фильма предназначается для взрослых.

Рейтинг R может быть присвоен также из-за используемых в фильме определенных языковых форм (к примеру, нецензурной брани), тем насилия, секса, сцен с использованием наркотиков.

 

5. NC-17 - No one 17 and under admitted

Просмотр может быть разрешен только для людей старше 17 лет.

Фильм может содержать явные сексуальные эпизоды, многократное использование сексуально-ориентированной языковой лексики и сленга, сцены употребления наркотиков и чрезвычайного насилия.

Рейтинг NC-17, однако, не означает, что данный фильм является непристойным или порнографическим. До 1990 г. использовалась рейтинговая категория Х, которая, единственная из всех классификационных обозначений, не была зарегистрирована Американской кинематографической ассоциацией. Первоначально предполагалось, что кинопроизводители, не апеллирующие к рейтинговой системе в целом, могут самостоятельно использовать символ Х, показывая тем самым, что фильм предназначен только для взрослых. С конца 1960 гг. до середины 1980 гг. несколько фильмов-мейнстримов были выпущены в прокат с этим обозначением, к примеру «Полуночный ковбой» (Midnight Cowboy). Однако в 1970 гг. символ стал активно использоваться создателями порнографической кинопродукции, некоторые из них даже использовали несколько Х (ХХ, ХХХ и т.д.), чтобы подчеркнуть степень визуального сексуального содержания в фильме. Постепенно в общественном сознании это обозначение стало ассоциироваться с порнофильмами, и мало кто из кинопроизводителей не порно-продукции осмеливался обратиться к нему. В итоге 27 сентября 1990 г. Американская кинематографическая ассоциация объявила об изменении обозначения Х на NC-17 и официально зарегистрировала его.

Для фильмов, не получивших рейтинг Американской кинематографической ассоциации, обычно используется обозначение NR (Not Rated), а для картин, вышедших в прокат до введения системы рейтингов, то есть до 1 ноября 1968 г., − обозначение U (Unrated). Фильмы, которые еще не получили прокатные рейтинги, но ожидают классификации, обычно рекламируются с обозначением «Этот фильм еще не классифицирован» (This Film Is Not Yet Rated), или «В ожидании рейтинга» (Rating Pending). Данные обозначения, однако, не являются официально принятыми Ассоциацией.

С 1990 г. все желающие могут получить краткие объяснения того, почему данный фильм проходит по категории PG, PG-13, R или NC-17 по телефону или в кассах кинотеатра, в специальных обзорах СМИ, а также на домашней интернет-странице Американской кинематографической ассоциации.

 

К вопросу о рейтинговой системе кинорекламы

Отдельного внимания заслуживает кинореклама, система ограничения аудитории которой является частью саморегулирующего механизма кинопроизводства. Всей рекламе фильмов, прошедших рейтинговую классификацию, необходимо получить одобрение Рекламной администрации Американской кинематографической ассоциации. Каждая кинореклама должна иметь отличительную отметку, обозначающую, во-первых, аудиторию, для которой данный анонс был одобрен, и, во-вторых, рейтинговую категорию рекламируемого фильма. Анонсы, предназначенные для всей аудитории, имеют отметку зеленого фона; анонсы, предназначенные для ограниченной аудитории, имеют отметку красного фона. Это касается печатной, радио, телевизионной и видео рекламы, включая упаковки кассет. Кстати, Ассоциация дилеров видеообеспечения (the Video Software Dealers Association, VSDA), главная американская торговая ассоциация в сфере торговли видео, активно поддерживает соблюдение добровольной рейтинговой системы продавцами видео продукции.

Процесс классификации и присуждения рейтинговой категории

Так называемая Рейтинговая комиссия (The film rating board of the Classification and Rating Administration, CARA) состоит из Рейтингового комитета и Правления по апелляции; расположена в «столице киноиндустрии» − Лос-Анджелесе, штате Калифорния. В Рейтинговый комитет входит от восьми до тринадцати сотрудников, чей полный рабочий день финансируется деньгами, вносимыми производителями/ дистрибьюторами для классификации их фильмов. Посмотрев фильм, каждый член Комитета высказывает свое мнение, и после группового обсуждения все эксперты заполняют определенную форму, где обстоятельно объясняют свой выбор рейтинговой категории. Затем идет голосование за тот или иной рейтинг, решение принимается большинством голосов. Производитель фильма имеет право затребовать пояснения по поводу присужденной категории. Он также имеет право, отредактировать фильм с учетом присужденной категории и вновь обратиться в Рейтинговый комитет, чтобы добиться менее строгой оценки. В таком случае процесс классификации начинается по новому кругу.

В случае, когда производитель/ дистрибьютор не согласен с присужденной категорией, он вправе обратиться в Правление по апелляции. Правление состоит из 14−18 членов. После просмотра искомого фильма, члены Правления выслушивают претензии заявителя, а затем доводы председателя Рейтингового комитета. При этом апеллирующая сторона имеет право на диспут. После того, как оппоненты удаляются из зала, члены Правления обсуждают апелляцию, а затем тайно голосуют. Для пересмотра оценки Рейтингового комитета требуется две трети голосов. Решение Правления по апелляции окончательно и пересмотру не подлежит. Далее в случае невыгодной для себя классификации создатели картины решают: либо удалить спорные сцены, либо переснять (перемонтировать), либо согласиться с присужденной категорией.

Хотя президент Американской кинематографической ассоциации не принимает никакого участия в решении Комиссии, он назначает ее Председателя. Для контроля над деятельностью Комиссии создан специальный Наблюдательный совет, состоящий из представителей Американской кинематографической ассоциации и Национальной ассоциации театральных владельцев. Кроме того, для отслеживания общественного мнения по поводу эффективности классификационной системы в национальном масштабе ежегодно проводятся опросы Принстонской Корпорацией исследования общественного мнения, Нью-Джерси, (the Opinion Research Corporation of Princeton, New Jersey) которые в целом дают системе одобрительные оценки родителей.

 

Актуальные проблемы систем классификации и фильтрации

Конечно, факт использования рейтинговой системы не гарантирует высокую степень результативности в процессах регулирования аудио-визуальной информации. Интересно, что сама Федеральная комиссия по связи, по прошествии более 10 лет, признавая полезность классификационных систем в целом, тем не менее ставит вопрос об их низкой на сегодняшний день эффективности, когда речь заходит о защите детей от нежелательного контента5.

Действительно, слабости подобных систем обнаруживаются уже на этапе дефиниций. В частности, как точно определить, что является «непристойным» (obscene) материалом? Ответ вроде бы нашелся в решении Верховного суда США по делу 1973 г. «Миллер против штата Калифорния». Материал определяют непристойным по трем критериям, а именно, когда рядовой гражданин, опираясь на современные общественные нормы, находит, что материал:

● в целом вызывает низменные инстинкты;

● изображает или описывает сексуальное поведение оскорбительным образом (специально определенным законом штата);

● лишен существенной литературной, художественной, политической, научной ценности (известной как the LAPS test: literary, artistic, political, scientific).

Однако нечеткость этого определения позволяет интерпретировать его различным образом. Некоторая размытость формулировок касается и других ключевых положений.

Сегодня вновь остро ставится вопрос и о «неприличном» (indecent) материале как о «несоответствующим принятым стандартам нравственности». Многие аффелирующие «Эй-Би-Си» станции отказались от трансляции фильма «Спасая рядового Райна» (Saving Private Ryan) в День ветерана из-за некоторой ненормативной лексики. После того, как ФКС объявила этот фильм приемлемым для трансляции, многие вещатели остались в недоумении, как интерпретировать неприличный материал в будущем.

Сама Федеральная комиссия по связи уже не первый год ставит вопрос о более четком определении понятия «violence» («жестокость/ насилие») для регулятивных целей в отношении телевидения 6 и в упомянутом докладе предлагает на рассмотрение Конгресса пути выработки юридически жизнеспособного определения.

Трудности возникают не только из-за неотчетливости характеристик основных «оценочных» терминов, но и из-за сужения границ этих понятий в ходе драматических изменений общественных норм и зрительских предпочтений. Когда в 1896 г. на кинопленку впервые сняли поцелуй, этот короткий двадцатисекундный фильм под названием «Майский поцелуй Ирвина» (The May Irwin Kiss) был назван порнографией и вызвал возмущение Римской католической церкви. Сегодня же американцы полагают, что сцены неоправданно жестокого насилия во многих телепрограммах аморальнее, чем вульгарный показ наготы или трансляция сквернословия.

С этой же проблемой связан и вопрос негативных сдвигов в культурном пространстве. Применение рейтинговой системы главным образом связано с вопросами секса и насилия на экране; другие же последствия аудио-визуального воздействия на детей, такие как утрата традиционных ценностей и падение общественного уровня культуры, по мнению экспертов, остаются незатронутыми.

Кроме того, если классификационные системы не воздействуют на информационные процессы, если они играют роль лишь упаковочной маркировки, позволяющей потребителю знать, что ему предлагается, то опять-таки возникает вопрос достоверности маркировки.

Несмотря на то, что классификационные системы носят всего лишь рекомендательный характер, нередко тот или иной рейтинг значительно влияет на судьбу телевизионной программы или сборы фильма в прокате. Поэтому, играя столь важную роль в аудио-визуальном контенте, система неизбежно подвергается критическим нападкам с двух сторон: с одной ее осуждают поборники свободы слова, инкриминирующие ей де-факто цензуру, с другой ей достается от недовольных «слишком снисходительными» стандартами оценок.

Попытки пересмотреть сам подход к вопросу оценивания фильма, критерии его объективного анализа, явились, в частности, мотивацией создания альтернативных классификационных систем, таких как рейтинговая система Консультативного правления по фильмам и Христианский проект по защите детей.

 

Рейтинговая система Консультативного правления по фильмам

Это вторая из двух официальных рейтинговых классификаций, хотя и не столь известная как система Американской кинематографической ассоциации. В 1988 г. в ответ на запросы так называемых независимых кинопроизводителей и дистрибьюторов и в качестве альтернативы − в том числе менее дорогостоящей − Консультативное правление по фильмам7 создало собственную рейтинговую систему. Она используется в основном дистрибьюторами коммерческого видео. Сюда входит шесть рейтинговых категорий, каждая из которых включает краткое объяснение присужденного рейтинга8.

 

Для детей (до 11 лет).
Рейтинговая категория обозначена на желтом фоне.
Для семейного просмотра.
Некоторые сцены, к примеру исторические эпизоды, могут содержать «жестокость в батальных сценах», вызвать испуг у малышей и т.п.
Рейтинговая категория обозначена на зеленом фоне.
На родительское усмотрение
Некоторые эпизоды могут содержать краткие сцены сексуального характера, незначительный процент грубой лексики, насилия, жестокости и т.д.
Рейтинговая категория обозначена на синем фоне.
От 13 лет и старше.
Могут присутствовать сцены сексуального характера, наготы, грубой лексики, насилия.
Рейтинговая категория обозначена на синем фоне.
От 17 лет и старше.
Некоторые сцены могут детализировать изображение наготы, содержать откровенные сексуальные эпизоды, грубую лексику, жестокость и насилие.
Рейтинговая категория обозначена на оранжевом фоне.
Только для взрослых (от 18 лет и старше).
Фильм сексуального/ эротического характера.
Рейтинговая категория обозначена на красном фоне.

 

 

Христианский проект по защите детей

Эта система также включает в себя шесть категорий:

1.     Wanton violence / crime − Распутное насилие/ преступление;

2.     Impudence / hate − бесстыдство/ ненависть (среди оценочных критериев здесь, в частности, представлены расизм, пренебрежение родителями, ложь, сквернословие и т.д.);

3.     Sexual immorality − половая распущенность;

4.     Drugs / alcohol − наркотики/ алкоголь;

5.     offence to God − прегрешение против Бога (оскорбительное использование имени Бога, пренебрежение словом Божьим и т.д.);

6.     Murder / suicide − убийство/ самоубийство.

Если сложить первые буквы названий категорий на английском языке, составится слово wisdom – благоразумие.

По мнению создателей данной системы, Американская кинематографическая ассоциация занижает рейтинговые стандарты (к примеру, когда вместо категории R фильмы часто получают рейтинг PG-13), тем самым нанося вред неокрепшим детским душам. Поэтому своей Целью Христианский проект по защите детей (The ChildCare Action Project,также известный как CAP или CAPAlert) видит анализ содержания фильмов с точки зрения фундаментального христианства и определения их соответствия христианским нормам. Результаты своих оценок Христианский проект размещает в интернете 9 «для пользования родителями».

 

Так или иначе, сегодня все существующие системы классификации, рейтингов и и иных специальных инфоблокировок ставят перед американским обществом новый вопрос – о переосмыслении концепции свободы слова. Само введение системы рейтингов вызывает вопрос – где проходит граница между добровольностью и принуждением? Законодательство США больше концентрируется на свободе слова, в то время как Европейская Конвенция о правах человека и ее аналоги в других регионах гарантируют не только право распространять, но и право получать информацию. В упомянутом выше докладе докладе Конгрессу США Федеральная комиссия по связи признала, что телепередачи с «жестким контентом» находятся под защитой Первой поправки, но при этом подчеркнула, что в правительственные интересы входит также защита детей от чрезмерной трансляции жестокости и насилия, а значит телевизионные программы с подобным содержанием должны быть соразмерны конкретным целям. Как видим, решение одних проблем этического характера немедленно рождает другие, не менее сложные.

Таким образом, сегодня в американском обществе ощущается острая заинтересованность в объективации рейтинговых категорий как в цивилизованном средстве саморегулирования национального телерынка для защиты детей от нежелательной аудио-визуальной информации. В работе над этим задействованы и представители телевидения, и рекламной индустрии, и государства, и общественности в целом.


  1. V-chip: изначально буква V в аббревиатуре означала viewer (зритель), поскольку устройство предоставляло зрителю возможность выбора. Затем оно изменилось с канадского толкования на американское и стало означать violence (жестокость/ насилие).
  2. Не путать с Киноассоциацией (the Motion Picture Association, MPA) – международным аналогом Американской ассоциации кинопромышленников. Организация, изначально имевшая название Американская ассоциация киноэкспорта (the Motion Picture Export Association of America), была основана в 1945 г., с целью вновь утвердить американские фильмы на международном рынке после окончания II Мировой войны. В 1994 г. Американская ассоциация киноэкспорта была переименована в Киноассоциацию, чтобы подчеркнуть глобальный характер аудиовизуальных средств в стремительно меняющемся мире.
  3. The Motion Picture Production Code of 1930 (Hays Code) // http://www.artsreformation.com/a001/hays-code.html
  4. Джек Валенти (Jack Valenti), носивший прозвище «отец Голливуда», скончался 26 апреля 2007 года в возрасте 86 лет. Он ушел с поста президента Американской кинематографической ассоциации 1 сентября 2004 года. На смену ему пришел Дэн Гликман (Dan Glickman), бывший директор Института политики Гарвардского университета (с августа 2002 года по август 2004 год), бывший глава министерства сельского хозяйства при президенте Клинтоне (с марта 1995 года до января 2001 год), до этого в течение 18 лет был членом конгресса от штата Канзас. На кандидатуре Гликмана семь крупнейших кинокомпаний сошлись после долгого и утомительного поиска, в ходе которого рассматривались кандидатуры многих общественных и политических деятелей США.
  5. FCC Report to Congress on TV Violence, April 25, 2007. Текст доклада размещен на официальной Интернет-странице Федеральной комиссии по связи США // http: // www.hraunfoss.fcc.gov/edocs_public/attachmatch/FCC-07-50A1
  6. См., к примеру: Notice of Inquiry// Violent Television Programming and Its Impact on Children, 19 FCC Rcd 14394 (2004).
  7. Консультативное правление по фильмам (The Film Advisory Board, Inc)былоосновано в 1975 году; существует на средства членов организации разных профессий.
  8. Первоначально данная система была задумана в четырех категориях: "L", "V", "N" и "S" – соответственно: Язык, Насилие, Нагота и Секс.
  9. Данные на официальном сайте Христианского проекта по защите детей // http: // www.capalert.com