Слово - одна из единиц текста. В каждом типе текста у слова свое место, свое значение, свое назначение. Так, если в научной речи основные задачи слова (термина) - номинация, объяснение, то, например, в художественной речи слово может выполнять не только номинативную или, шире, когнитивную функцию, но и - на уровне текста - текстообразующую, текстоорганизующую функцию. Примером могут послужить образы-символы в романе А. Белого "Серебряный голубь" (1909).
Проза А. Белого насыщена образами-символами. Они являются ключевыми, опорными языковыми единицами его произведений. Перефразируя А. Блока, утверждавшего, что всякое стихотворение - "покрывало, растянутое на остриях нескольких слов", можно сказать, что роман Белого - покрывало, растянутое на остриях образов-символов.
По сути образ-символ в романе "вырастает" из простой лексемы, и в этом процессе важны несколько аспектов. Во-первых, "развитие" образа-символа происходит благодаря его многократному повторению в тексте: повторы слов, словоформ, синонимичных слов играют важную роль в создании символики романа. Во-вторых, большое значение имеет "окружение" образа-символа - экспрессивная лексика, слова с оценочным значением, которые раскрывают, дополняют семантику образа. Также для формирования семантики образа-символа важно его взаимодействие с другими образами романа. Образ-символ в "Серебряном голубе" Белого а) появляется неоднократно и тем самым участвует в организации текста как единой, связной структуры; б) активно взаимодействует с другими образами-символами, создавая своеобразную кристаллическую решетку, каркас текста.
На основе повторения образов-символов в романе рождаются лейтмотивы. По мнению многих исследователей творчества Белого, "лейтмотивность" - одна из главных особенностей его прозы. По словам Л. Силард, "главный отличительный признак орнаментальной прозы - как это оформилось у Белого - господство мотивной структуры, то есть простого и вариативного повтора словесно-образных единиц в качестве основного структурообразующего принципа". В прозе Белого лейтмотив, не только и не столько преобладающее настроение, главная тема, основной идейный и эмоциональный тон произведения, сколько образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении как момент постоянной характеристики героя, переживания или ситуации.
Поскольку основа лейтмотива - повтор, а одна из характеристик образа-символа в "Серебряном голубе" - его повторяемость, то на основе образов-символов можно выделить соответствующие им лейтмотивы: дороги, луга и др. Как отмечает Л. Новиков, лейтмотив у Белого - "это и характерный "сопроводительный" штрих портрета, речи, поведения, случайных обстоятельств... и определенная сквозная тема... и, наконец, сам внутренний, переживаемый автором "звук темы" как начало и музыкальная основа художественного произведения". Леймотив вырастает из повтора, но в основе его не обязательно буквальный повтор определенных слов или фраз. Н. Кожевникова, например, выделяет восемь видов повторов в прозе Белого. По ее же словам, "повторы объединяют и соотносят не только отдельные части небольших фрагментов текста, но и далеко отстоящие друг от друга фрагменты текста. Фразы, повторяющиеся в замкнутых отрезках текста, затем появляются и за их пределами, растекаясь по всему произведению как намеки на определенную тему или ее развитие". Таким образом, образы-символы, повторяющиеся в тексте, и лейтмотивы, возникающие на основе повторов, являются важными текстообразующими элементами романа "Серебряный голубь".
Подобный подход к анализу структуры текста позволяет выделить типологические особенности текста того или иного функционального стиля: он в равной степени может быть применен и к научной, и к публицистической, и - как в данном случае - к художественной речи.