Languages

You are here

Отмена пошлины на ввоз иностранной газетной бумаги и экономическая независимость

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

The abolishment of customs duties on the import of foreign printing paper for the newspaper industry and economic independence

 

Назаров Антон Анатольевич
кандидат филологических наук, преподаватель кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель пресс-службы телеканала «Ren-TV».

Anton A. Nazarov
Ph D, lecturer at the sub-department of mass media theory and economics (Department of journalism, MSU), Chief of the ‘Ren-TV’ channel press service

 

Аннотация
В чем причина перебоев с поставками газетной бумаги, которые испытывают издатели и полиграфисты? Автор статьи рассматривает, как постановления Правительства РФ, а также деятельность инициативных общественных групп влияют на разрешение проблемы ввоза иностранной газетной бумаги. Кроме того, автор предлагает собственные методы преодоления усложнившейся в последнее время ситуации.

Ключевые слова: рынок печатной продукции, конкуренция, кризис, газетная бумага, модернизация отрасли.

Abstracts
What is the reason of the bottlenecks in print paper supplies that the polygraphists and publishers experience? The author examines how the resolutions of the Russian government and the activities of Russian public initiative groups affect the problems of foreign print paper import. Besides, the author suggests his own ways of tackling the situation.

Key words: the print market, competition, crisis, print paper, modernisation of the field.

 


12 февраля 2006 г . вступило в силу постановление Правительства РФ № 754 от 9 декабря 2005 г . «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды оборудования для производства целлюлозно-бумажной продукции», согласно которому импортные пошлины на некоторые виды технологического оборудования для производства целлюлозно-бумажной продукции устанавливаются в размерах 0% и 5% от таможенной стоимости.

Ранее постановлением № 202 от 7 апреля 2005 г . Правительство РФ отменило, установив равными нулю, импортные пошлины на некоторые виды технологического оборудования для производства целлюлозно-бумажной продукции, одновременно утвердив ставки пошлин по новым позициям в размере 5% от таможенной стоимости.

Однако, несмотря на столь благоприятные для производителей бумаги действия правительства, к концу 2005 г . целлюлозно-бумажные комбинаты России не смогли обеспечить российских издателей и полиграфистов газетной бумагой. Одновременно они объявили о повышении на 11-12% цен на качественные сорта газетной бумаги, предупредив о следующем повышении к середине следующего года. В 2006 г . ситуация может только ухудшиться, и единственным способом её исправить издатели считают снятие 15% пошлины на ввоз бумаги из-за границы.

 

Рынок

В настоящее время мировой объём рынка печатной продукции оценивается в 477 млрд евро. Согласно прогнозам, в ближайшие годы темпы роста составят 2,2% в год и к 2012 г . его объём достигнет 553 млрд евро.

На развитые страны приходится примерно 88% мирового производства печатной продукции. Например, в США на душу населения ежегодно производят печатной продукции на 509 евро, в Бразилии – на 33 евро, в Китае – на 12 евро, а в России – на 10 евро.

Очевидно, что значительного экстенсивного роста полиграфии в развитых странах ожидать уже не приходится и основным направлением развития полиграфического производства станет внедрение новых технологий.

Стабилизировавшаяся после кризиса 1998 г . экономическая ситуация в России приводит к всё возрастающему потреблению бумаги, картона и полиграфической продукции. Учитывая, что в себестоимости высококачественной полиграфической продукции затраты на бумагу и картон составляют не менее 50%, становится очевидным влияние стоимости мелованной бумаги и картона на развитие полиграфии.

В последние годы до предела обострилась конкуренция с крупными зарубежными предприятиями, которые зачастую прибегают к ценовому демпингу за счёт более выгодных для ведения бизнеса законодательных условий. А самую серьёзную конкуренцию российским полиграфистам составляют сейчас предприятия из стран ближнего зарубежья (Украина и Прибалтика) и Восточной Европы.

При значительном дефиците отечественных материалов для полиграфии, порядка 70% мелованной бумаги и картона в Россию импортируется. При этом ставка ввозной таможенной пошлины составляет 15%, в то время как западные полиграфисты везут в Россию уже готовую печатную продукцию (ТН ВЭД 4821 - ярлыки, этикетки) по таможенной пошлине 5%, а издания, подпадающие под Флорентийское соглашение - беспошлинно.

В результате увеличивается рост переменных затрат в себестоимости нашей полиграфической продукции и, как следствие, падает доходность отечественных типографий.

За последние пять лет объём импорта полиграфических заказов составил 3122,7 млн долл. Это те деньги, которые при наличии разумной таможенной и налоговой политики, в короткий срок могли бы обеспечить модернизацию отечественной полиграфии, вернуть в страну печатание практически всех российских изданий и значительно увеличить поступления в бюджет от производства и реализации печатной продукции в Российской Федерации.

 

Ситуация в России

Перебои с поставками газетной бумаги издатели и полиграфисты начали испытывать с октября 2005 г . В интервью газете «Бизнес» гендиректор типографии «Экстра М Медиа» Александр Каверзнев сказал, что крупнейшие российские производители газетной бумаги «Соликамскбумпром» и «Кондопога» в октябре 2005 г . поставок не осуществили, из-за чего «приходилось брать её у мелких дилеров, что дороже».

В решающей степени причина кризисной ситуации на российском рынке газетной бумаги связана с коренной перестройкой индустрии печати, среагировать на которую производители бумаги либо не захотели, либо не смогли. Российские газеты в последние годы активно переходят на цветную печать и увеличения объема. В соответствии с этими потребностями развивается и полиграфическое производство: типографии устанавливают новое оборудование, требующее качественных сортов бумаги. Проблема в том, что при общем перепроизводстве газетной бумаги в России (внутренний рынок может потребить немногим более трети всего объема) бумаги качественных сортов, пригодной для печати цветных газет, имеется не более 5% от всего объёма производства газетной бумаги в РФ. Между тем, именно такая бумага активно востребована на мировом рынке, и на внутренний рынок РФ она поступает в недостаточном количестве, несмотря на то, что цены на нее наиболее привлекательны для производителей.

Издатели и полиграфисты объясняют недостаток бумаги тем, что качественная бумага продается за границу. В интервью газете «Бизнес» вице-президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) по полиграфии Марина Переверзева сообщила, что «при общем перепроизводстве газетной бумаги в России качественных сортов, пригодных для печати цветных газет, производится не больше 5% от общего объёма. А такая бумага востребована и за рубежом, поэтому на наш рынок она поступает в недостаточном количестве».

Спрос на продукцию российских ЦБК на внешнем рынке остаётся неизменным, зато на внутреннем растёт. Причина сохранения российскими предприятиями своей доли на мировом рынке – низкая цена на российскую целлюлозу. Это происходит по двум причинам: во-первых, в России дешёвый лес (средняя цена кубометра древесины составляет 1,28 долл. США, в то время как в странах Балтии – в 12 раз больше, а в Финляндии – в 20 раз); во-вторых, на большинстве российских предприятий для отбелки целлюлозы до сих пор используют токсичный хлор и другие подобные реагенты (в силу неэкологичности подобного способа такая – самая дешёвая – технология уже давно не используется на Западе).

В связи со всем этим, наиболее прозорливые иностранные целлюлозно-бумажные компании стали активно расширять своё участие в российских ЦБК. Из-за низкой себестоимости продукции, высокой концентрации производства, выгодного экономико-географического положения (дешёвые древесина, энергия, вода и рабочие руки) и относительной дешевизны активов российская целлюлозно-бумажная индустрия остаётся весьма желанным объектом для иностранных инвесторов.

Тем не менее, сейчас экспортные цены на бумагу практически сравнялись с ценами на внутреннем рынке (560?580 / 550–560 долл. США за тонну соответственно). При этом производители бумаги уже предупредили, что эти цены действуют лишь до июня 2006 г ., а потом вновь повысятся. Покупать бумагу за границей российским издателям и полиграфистам невыгодно: импортная бумага облагается 15% пошлиной.

 

Что сделано?

По инициативе ГИПП 14 декабря 2005 г . в Федеральном агентстве РФ по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК) состоялся «круглый стол», на котором производители бумаги, представленные вице-президентом РАО «Бумпром» Анатолием Черноволом, согласились, что объёмов бумаги недостаточно, а её качество невысоко: «Отрасль стала возрождаться только с 1998 г ., и сейчас производство восстановилось на 60% по отношению к 1990 г . Модернизация отрасли не успевает за издателями и полиграфическим бизнесом. Заводы построены до войны, а оборудование стоит очень дорого: одна машина обойдется в 500 млн евро, а для того чтобы построить нормальное предприятие, нужен 1 млрд долл.»

При этом весь объём инвестиций в отрасль не превышает 400 млн долл., – говорит Анатолий Черновол. По его словам, ожидать иностранных инвестиций на этот рынок тоже не приходится, потому что «велики сырьевые риски». А директор информационных проектов ЦБК «Волга» Алексей Агуреев объясняет кризис на рынке бумаги «лесными войнами»: «Мы уже давно говорили о том, что корпоративные войны приведут к кризису отрасли, и теперь этот кризис налицо. Инвесторы не рискуют вкладывать деньги в отрасль, в которой постоянно бушуют корпоративные конфликты».

С ним соглашаются и издатели. В заявлении ГИПП сказано, что «создающую ощутимый ущерб внутреннему рынку политику российских ЦБК, продающих на экспорт до 80% газетной бумаги качественных сортов, ни чем иным, как экспортом капитала и необходимостью защиты собственности в условиях известных корпоративных конфликтов объяснить невозможно. А у российских издателей и полиграфистов возможность адекватной защиты ныне отсутствует, поскольку действующая в РФ 15% пошлина на импорт бумаги в страну делает её закупку за рубежом экономически нецелесообразной».

Понимая существующую коллизию, в 2005 г . депутаты Государственной Думы ФС РФ сформулировали и направили в адрес Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ предложения по поддержке отечественных производителей полиграфической продукции с экономическим обоснованием изменения ставок ввозных таможенных пошлин на товарную продукцию групп ТН ВЭД 4810, 4821, 4819. Смысл этих предложений заключался в следующем:

  • С целью обеспечения равных конкурентных условий для отечественных производителей полиграфической продукции по сравнению с иностранными поставщиками снизить пошлины на ввоз необходимых и производимых в недостаточных количествах внутри страны расходных материалов - мелованных бумаги и картона (ТН ВЭД 4810) до 5-10% по ряду основных товарных подгрупп. Это позволит отечественной полиграфической промышленности более эффективно конкурировать с иностранными поставщиками полиграфической продукции.
  • Для компенсации потерь бюджета от снижения таможенных пошлин на мелованные бумагу и картон (ТН ВЭД 4810) и защиты собственных производителей повысить ставку ввозной таможенной пошлины на этикеточную продукцию (ТН ВЭД 4821) и упаковку (ТН ВЭД 4819) до 15%.
  • Пошлины на газеты, журналы и прочие периодические издания (ТН ВЭД 4902) сохранить на прежнем уровне (0%) в соответствии с условиями Флорентийского соглашения.
  • Сохранить установленную 15% ставку ввозных пошлин на рекламную продукцию (ТН ВЭД 4911 10).

В качестве примера поддержки отечественных полиграфистов была приведена таможенная политика Украины. Так, например, для импорта российского картона там ввозные пошлины отсутствуют, а для импорта картона из других стран ввозная пошлина составляет 10%. В то же время экспортные пошлины для готовой упаковки отсутствуют (в России они составляют 10%), а импортная пошлина составляет 25% (в России 10%, а в отношении Украины, при наличии сертификата СТ-1 – 0%).

В результате эффективной таможенной политики Украины в развитие полиграфии были привлечены значительные инвестиции, за счёт чего полиграфические мощности были обновлены и значительно расширены. В результате российские издатели в массовом порядке стали переходить на украинскую полиграфическую базу. Ещё раньше по этому пути пошли Финляндия, Польша, Чехия, Словакия, Литва, Латвия, Эстония - и везде он оказался оправданным. Поэтому сейчас у украинских полиграфистов есть основания открыто заявлять о намерениях захвата российского рынка, что при сегодняшней таможенной политике России вполне осуществимо.

 

Что нужно сделать?

Как известно, во всём мире таможенные пошлины создаются для защиты не только внутренних производителей товара, но и его потребителей. Однако, по мнению ГИПП, «существующая сегодня ввозная пошлина на бумагу является не защищающей, а заградительной. Она не способствует ни развитию издательского и полиграфического рынков, ни самого рынка бумаги. Более того, активно выталкивает российских издателей на зарубежную полиграфическую базу, где и бумага, и полиграфические услуги существенно дешевле, чем в России».

Российский президент Владимир Путин неоднократно отмечал, что по-настоящему свободными средства массовой информации могут стать лишь при условии обеспечения их экономической независимости. Достижению этой цели, а также развитию отечественного полиграфического производства, в немалой степени мешает нынешняя политика страны в области таможенных пошлин и НДС на ввоз бумаги для производства периодической печати и книг.

Поэтому единственным способом исправить ситуацию издатели и полиграфисты считают требование отмены 15% пошлины на ввоз бумаги в страну. «Это заставит ЦБК активизироваться, а издателей сделает менее зависимыми»,- говорит президент ГИПП Леонид Макарон. С ним согласен вице-президент ГИПП по полиграфии Марина Переверзева: «Мы не хотим зависеть от производителей. Если комбинаты боятся работать в рыночных условиях, надо стараться отменить пошлины».

 

Приложение. Производство бумаги в России

В России работает около 60 производителей бумаги и 40 производителей целлюлозы. Как правило, эти предприятия входят в состав крупных лесопромышленных холдингов, в которых присутствует полная технологическая цепочка - от вырубки леса до производства конечного продукта (бумаги и картона). Как в сегменте целлюлозы, так и в сегменте бумаги 7 крупнейших предприятий обеспечивают около 70% всего объема, а 5 крупнейших производителей – около 60%.

Крупнейшими производителями газетной бумаги являются ОАО «Кондопога» (Карелия), ОАО «Волга» (Нижегородская область), ОАО «Соликамскбумпром» (Пермская область), ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» (Сыктывкар). Производимая ими продукция составляет около 95% рынка газетной бумаги в России.

ОАО «Кондопога» является крупнейшим в стране предприятием по выпуску газетной бумаги (производит более трети всей газетной бумаги, выпускаемой в России – 34,93%). Первая буммашина была запущена в 1929 г . Сегодня производит около 1 млн т. бумаги в год. ОАО «Кондопога» – комбинат полного цикла – производство от целлюлозы до газетной бумаги. Кондопожскую бумагу покупают свыше двадцати стран мира.

ОАО «Волга» выпускает бумагу с 1928 г . Бумагоделательная машина БМ8 компании Voith (Австрия) является лучшей из установленных в России машин для выпуска газетной бумаги. «Волга» работает на привозной целлюлозе из хвойных пород деревьев производства Архангельского, Байкальского и Усть-Илимского ЦБК.

OAO «Волга» является одним из крупнейших российских производителей газетной бумаги (газетная бумага составляет около 98% всей продукции, что соответствует 27,67% рынка).

ОАО «Соликамскбумпром» было создано на базе Соликамского ЦБК, построенного в 1941 г . Продукция Соликамского ЦБК предназначалась для крупнейших издательств Советского Союза. Часть бумаги отправлялась на экспорт, в основном, в страны СЭВ.

В 1992 г . на базе Соликамского ЦБК создано открытое акционерное общество «Соликамскбумпром». Для обеспечения древесиной в составе акционерного общества имеется шесть дочерних лесозаготовительных предприятий.

Общая мощность предприятия по выпуску газетной бумаги в настоящее время на четырёх скоростных широкоформатных буммашинах составляет 500 тыс. т. (23,56% рынка газетной бумаги в России).

ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» (МБП СЛПК) - один из крупнейших производителей целлюлозно-бумажной продукции в России. Компания является частью группы Mondi (подразделение Mondi Business Paper ) – лесобумажного бизнеса транснациональной корпорации Anglo American . Mondi Business Paper - занимается выработкой бездревесной немелованной бумаги и имеет производственные мощности кроме России в Австрии, Венгрии, Израиле, Словакии и ЮАР.

Сыктывкарское предприятие располагает картоноделательной и тремя бумагоделательными машинами. Общая производительность комбината составляет более 750 тыс. тонн готовой продукции в год. В структуре комбината собственное древесно-подготовительное производство, целлюлозный завод, вырабатывающий около 720 тыс. тонн целлюлозы в год, ТЭЦ, мощность которой вдвое превышает собственные нужды комбината, и комплекс очистных сооружений.

МБП СЛПК контролирует 13 лесозаготовительных компаний Республики Коми, которые обеспечивают древесным сырьем комбинат.

В структуре предприятий МБП СЛПК трудится 13,8 тыс. чел. С учетом косвенной занятости предприятие формирует рабочие места примерно для 28 тыс. человек, от его работы зависит доход около 100 тыс. человек. Из близлежащих районов республики.

Сыктывкарский комбинат обеспечивает более 40% рынка офисной и офсетной бумаги в России и СНГ, производит газетную бумагу (8,96% рынка).

В целом российская целлюлозно-бумажная промышленность представляет собой довольно консолидированную отрасль, так как концентрация производственных мощностей по-прежнему велика.

Объёмы бумаги, произведённой в 2005 г . крупнейшими российскими предприятиями, тыс.т.

  Бумага – ВСЕГО в т.ч. бумага газетная
  2004 2005 % 2004 2005 %
Произведено в России – ВСЕГО: 3903,2 3968,7 101,68 1978,0 2007,5 101,49
1. ОАО «Кондопога»   703,4 713,7 101,46 693,2 701,2 101,15
2. ОАО «Волга»   565,1 570,6 100,97 552,7 555,4 100,49
3. ОАО «Соликамскбумпром» 477,7 479,1 100,29 469,0 472,9 100,83
4. ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» 566,0 586,8 103,67 171,8 180,0 104,77
  Источник: РАО «Бумпром», 2006