Languages

You are here

Новые пути и «ловушки» современной молодежной коммуникации

Научные исследования: 
Аникина М.
Большая часть технологических новшеств на первых порах осваивается жителями центральных регионов нашей страны, поэтому различные группы российской молодежи изначально оказываются в неравном положении по отношению к продуктам и процессам информационно-технической революции. Тем не менее, определенные преобразования происходят, и не обращать на них внимания нельзя.

Новшества затрагивают различные аспекты коммуникации. Остановимся на процессах в сфере так называемой «виртуальной» реальности, и на изменениях в области межличностного общения молодежи. В каждом из названных сегментов можно выделить как позитивные, так и негативные факторы развития.

Разумеется, наиболее яркие изменения произошли в связи с появлением и ростом доступности для пользователей сети Интернет. В значительной степени это касается молодых людей. С точки зрения особенностей коммуникации, нахождение в этой среде обеспечивает интерактивность общения. Она - в свою очередь - означает активное взаимодействие с источником, носителем информации. Кроме того, интерактивная модель предоставляет относительную свободу и независимость в отборе и потреблении информации, в интенсивности и объеме общения. Нельзя забывать и о существенном расширении границ, а, значит, о некотором расширении кругозора и коммуникативной среды молодых пользователей. Здесь как позитивный результат можно рассматривать повышение самооценки от обмена мнениями на равных с более знающими людьми, определенное самосовершенствование.

Однако многие из достоинств интерактивной коммуникации на данном этапе развития могут стать и ее существенными недостатками. Огромные потоки представленной в Интернете информации плохо структурированы и упорядочены. Если говорить о молодых людях, то они зачастую не могут критически оценить полученные сведения, не имеют навыков обращения с лавиной данных. К тому же, значительная часть интересующих молодежь материалов - это вторичные сведения, комментарии, свидетельства. Их изучение часто заменяет подросткам необходимый и естественный процесс познания окружающего мира. Отсюда - искажение в восприятии и понимании полученной информации и непредсказуемые последствия такого интерактивного общения, опасность того, что активный пользователь сформирует на основании воспринятой им информации не соответствующую реальности картину.

Также важно отметить явление, которое современные лингвисты обозначают термином «глокальность». Несмотря на возможность общения с жителями практически любой точки мира, пользователь остается в своем замкнутом индивидуальном пространстве с крайне ограниченной реальной коммуникативной средой. А это может привести к определенным изменениям в психологии личности. Новые информационные технологии вносят изменения и в сферу межличностного общения, стимулируя появление новых форм коммуникации. Одним из таких необычных вариантов коллективного взаимодействия в последнее время стал флэш-моб (flash-mob). Еще рано говорить о природе этого феномена, можно лишь перечислить некоторые его характеристики, представляющиеся значимыми. Спонтанные акции, проводимые участниками этого движения и организованные при помощи новых технологий, по мнению исследователей, апеллируют к социальной усталости человека. Активность приверженцев данного способа коммуникации (как показывает практика, это в большинстве своем молодые люди) направлена не на повторение событий и ситуаций реального мира, а на заполнение пустующих сегментов восприятия. В определенном смысле она призвана пробуждать рефлексию, процессы изучения и преобразования собственного Я. Это явление стоит на пересечении ролевых субкультур, виртуальной реальности и современного искусства. Жизнь флеш-моберов определяется четкими правилами, обеспечивающими относительную масштабность, анонимность и мгновенность действия.

Сегодня наиболее значимыми недостатками этой новой для России формы коммуникации становится, пожалуй, ее моделируемость и манипулятивный потенциал. Толпа часто не знакомых друг с другом участников акций так и остается толпой и - что важно - организованно действующей толпой. А такая активность может быть направлена модераторами в самое неожиданное русло. Критики флэш-моба отмечают отсутствие понятных всем участвующим целей и задач предпринимаемых ими действий, а также недостаточный уровень сознательности представителей этого направления.

Особенности, тенденции развития новых форм общения молодежи в информационном мире заставляют обратить внимание на фигуру коммуникатора. По всей вероятности, эта роль должна принадлежать высоко квалифицированному специалисту, готовому нести ответственность за организацию деятельности, за структурирование информационных потоков в рамках отдельно взятого канала. Это должен быть человек, способный грамотно участвовать в формировании осознанного восприятия мира молодыми людьми и исправлять - в случае необходимости - результаты социальной деформации. Отрадно отметить, что сегодня в Рунете уже существуют проекты, призванные скорректировать недостатки новых форм информационного взаимодействия.