Languages

You are here

Негативный образ России в зарубежных СМИ как угроза информационной безопасности государства

Научные исследования: 
Авторы материалов: 
Васюков Д.
Проявления антироссийской информационной войны - осязаемая реальность практически в любой стране и она требует адекватных действий [3]. Агрессии в информационном пространстве, наносящей ущерб внутренней и внешней политике Российской Федерации, необходимо противопоставить планомерную реализацию комплекса мер по улучшению имиджа (образа) России за рубежом. Прежде всего - в странах Западной Европы и в США. Особый интерес представляет Германия - и как основной кредитор правительства России и как важный стратегический партнер. Образ страны - комплекс объективных взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы, сформировавшихся в процессе эволюционного развития российской государственности. Принято выделять три группы факторов, определяющих образ (имидж) страны за рубежом: 1) «условно статичные» 2) «корректируемые условно динамичные» социологические 3) «корректируемые условно динамичные» институциональные [1,2]. Документальным воплощением интересов Российской Федерации в информационной сфере является «Доктрина информационной безопасности РФ», утвержденная Президентом в 2000 году.

Целью нашего исследования является выявление ключевых характеристик факторов, влияющих на формирование образа России за рубежом (Германия - как частный случай), с целью получения как можно более полной и объективной картины восприятия отечественных реалий немецкими журналистами, соотнесение полученной картины с принципами обеспечения информационной безопасности России, прописанными в соответствующей Доктрине, и выявление предпосылок появления негативных составляющих в образе (имидже) России за рубежом. Объектом исследования в нашем случае выступает весь спектр публикаций, посвященных российской проблематике, в печатных СМИ ФРГ. Для оптимизации исследовательского процесса мы сделаем акцент на публикациях немецкого еженедельного журнала «Der Spiegel». Наш выбор объясняется тем, что, согласно многим исследованиям, данное издание значительно чаще других используется немецкими журналистами как источник информации и, следовательно, задает тон многим публикациям, посвященным интересующей нас теме, в других СМИ ФРГ [4] .

В ходе исследования нами были решены следующие ключевые задачи:

1) Обобщены и классифицированы основные составляющие образа России в немецких печатных СМИ согласно приведенной выше схеме по Э. А. Галумову;

2) Соотнесены понятие «угроза информационной безопасности государства» в трактовке соответствующей Доктрины и понятие «негативный образ России»: последнее однозначно является частным случаем первого;

3) Проанализирован опыт реализации мер по улучшению образа России за рубежом, осуществляемых соответствующими государственными структурами;

4) Проанализированы причины, влияющие на появление негативных составляющих в образе (имидже) России за рубежом.

Список литературы:

1. Галумов Э. А. «Имидж и дипломатия» // Информация. Дипломатия. Психология, 2002, с. 159-171.

2. Панарин И. Н. «Информационные войны и Россия» » // Информация. Дипломатия. Психология, 2002, с. 130-159.

3. Хачатуров К. А. «Умение писать для зарубежной аудитории» » // Информация. Дипломатия. Психология, 2002, с. 489-521.

4. Вороненкова Г. Ф. Путь длиной в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие СМИ Германии. М., 1999.

5. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. Киев. 2002.