Languages

You are here

Далекое эхо Конфуцианства в творческих мыслях Гоголя

Научные исследования: 
Авторы материалов: 
Далекое эхо Конфуцианства в творческих мыслях Гоголя: некоторые идеи Конфуция в книге Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями»

The Far Echo of Confucianism in the Creative Thoughts of Gogol: Some Ideas of Confucius in Gogol’s Book ‘Selected Passages from the Correspondence with Friends’

 

Жэнь Гуансюань
КНР, Пекинский университет

Jen Guansuan
China, University of Beijing

 

Аннотация
Материал посвящен двухсотлетию со дня рождения Н.В. Гоголя. На примере сопоставления идей книги Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» и традиционного китайского учения конфуцианства описывается феномен взаимовлияния и взаимодействия разных культур на протяжении их исторического развития. Отмечается схожесть основных мыслей Гоголя и учения Конфуция, которая может быть обусловлена влиянием восточной философии на русскую культуру, общностью мышления русских и азиатских философов-моралистов, или «тайным совпадением» развития разных культур.

Ключевые слова: Гоголь, конфуцианство, «Выбранные места из переписки с друзьями», Китай, «Лун-Юй».

Abstracts
The material is devoted to the bicentennial of the birth of N. V. Gogol. By comparing the ideas of Gogol's book «Selected Passages from Correspondence with Friends» and the traditional Chinese teachings of Confucianism, the author describes the phenomenon of mutual influence and interaction between different cultures throughout their historical development. A major connection between Gogol's thoughts and the teachings of Confucius is observed. This connection may be attributed to the influence of Eastern philosophy on the Russian culture, the similarity of thinking of Russian and Asian philosophers-moralists, or to a «secret coincidence» of development of various cultures.

Key words: Gogol, Confucianism, «Selected passages from the correspondence with friends», China, Lun-Yu.

 

Книга «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя представляет собой самобытный итог мучительного духовного поиска Гоголя за долгие годы, это его духовное завещание. «Я был тяжело болен; смерть уже была близко. Собравши остаток сил своих и воспользовавшись первой минутой полной трезвости моего ума, я написал духовное завещание…». Читая эту книгу и делая анализ текста, мы можем обнаружить в этом духовном завещании Гоголя много общего с Конфуцианством, с некоторыми высказываниями Конфуция. Тем самым, кажется, что духовное завещание Гоголя – это своего рода далекое эхо конфуцианства.

Одним из центральных и ключевых вопросов Конфуцианства является то, как быть человеком с большой буквы, или в настоящем смысле этого слова, быть каким человеком. Книга «Суждения и беседы» («Лунь-Юй») Конфуция учит нас именно тому, как быть человеком, и «Выбранные места из переписки с друзьями» учат нас одному и тому же. Видно, «как быть человеком, и быть каким человеком» – это важный вопрос, заслуживающий общего внимания и древнекитайского Конфуция и русского писателя XIX века Гоголя.

В книге «Суждения и беседы» Конфуций и его ученики, рассуждая о разных видах человека, разделяют их по моральным качествам на три категории:

1.     «Святой». Это – человек-бог, к которому стремятся все. Конфуций считает, он никогда не был таким, хотя его ученики так его называли.

2.     «Благородный муж».

3.     «Низкий человек», или «маленький человек».

«Благородный муж» – это по конфуцианству, идеальный и совершенный человек. «Благородный муж» обладает двумя основными качествами, т.е. гуманностью и долгом. «Гуманность – это закон любви и свойство человеческого сердца». Гуманность включает в себя пять свойств: «почтительность, великодушие, искренность, честность и доброта». Обладая этими качествами, «благородный муж» не пользуется богатством и знатностью, которые составляют главный предмет человеческих желаний.

В учениях конфуцианства «благородный муж» и «низкий человек» – два противоположных понятия и совершенно разных человека по нравственным качествам. «Благородный муж думает о добродетели, а низкий – о спокойствии. Благородный муж боится закона, а низкий жаждет корысти. Поэтому знающий долг благородный муж противоречит только знающему выгоду низкому человеку».

В понятии Гоголя есть два типа человека: «замечательный человек» и «секретарь». «Замечательный человек» – это, по Гоголю, идеал, к которому человек стремится. «Замечательный человек» обладает тоже двумя важными качествами, т.е. чистотой души и благородством. Гоголь считает, что чистота души дороже всего на свете. Для толкования понятия «замечательный человек» Гоголь приводит пример художника Иванова как человека с «чистой душой». И поэтому надо учиться у него.

«Что нужно, как Иванов, умереть для всех приманок жизни; как Иванов, учиться и считать себя век учеником; как Иванов, отказывать себе во всем, даже и в лишнем блюде в праздничный день; как Иванов, надеть простую плисовую куртку, когда оборвались все средства, и пренебречь пустыми приличиями; как Иванов, вытерпеть все и при высоком и нежном образованье душевном, при большой чувствительности ко всему вынести все колкие поражения и даже то, когда угодно было некоторым провозгласить его сумасшедшим…».

А «секретари», по Гоголю, это – люди, которые «больше всех стремятся выступить из пределов своей должности». «Какой-нибудь чиновник-секретарь производит отважно свою пакость в уверенности, что как он ни напакости, о том никто не узнает, потому что и сам он – незаметная пешка. Вот почему много истинно полезных и нужных людей иногда бросали службу единственно из-за скотинства секретаря…». Короче говоря, «секретарь» – стопроцентный эгоист, который противоположен «замечательному человеку».

Из вышеописанного видно, что «замечательный человек» под пером Гоголя равняется «благородному мужу» в понятии Конфуция, а между «секретарем» у Гоголя и «низким человеком» под пером Конфуция можно ставить знак равенства.

У Конфуция и Гоголя разные изложения о добре и зле, Гоголь считает зло – одним из существенных качеств человека, а Конфуций считает, что добро является одним главным существом человека. Но это не мешает им обоим прийти к единому мнению о том, как «быть хорошим человеком».

По Гоголю, если человеку хочется «быть хорошим человеком», то он должен заниматься самоусовершенствованием, а важным способом нравственного самоусовершенствования является самоанализ, человек должен «воспитать самого себя». Гоголь говорит, что «по причине бесчисленного множества моих недостатков мне было необходимо хотя немного воспитать самого себя в некотором отдалении от людей». Он даже хотел дать себе звонкую оплеуху. «О, как нам бывает нужна публичная, данная в виду всех, оплеуха!».

«Воспитать самого себя», – значит начать самоанализ «с самого себя». И в этом отношении Гоголь учит «А узнавать душу может один только тот, кто начал уже работать над собственной душой своей».

Конфуций тоже занимается самоанализом, как он выражается «исследовать себя», он учит: «ежедневно исследую себя в трех отношениях: обдумывая что-нибудь для других, был ли я предан им, был ли искренен в отношениях с друзьями и усвоил ли я то, что было преподано мне Учителем».

Гоголь требует от человека ответственности и делового отношения к работе. Примером такого человека является художник Иванов. «Как труженик, сидел всю жизнь свою над работою и позабыл даже, существует ли на свете какое-нибудь наслажденье, кроме работы». «Он не только не ищет профессорского места и житейских выгод, но даже просто ничего не ищет, потому что уже давно умер для всего в мире, кроме своей работы».

Гоголь считает, писатель тоже должен быть таким. «Я писатель, а долг писателя – не одно доставленье приятного занятья уму и вкусу; строго взыщется с него, если от сочинений его не распространится какая-нибудь польза душе и не останется от него ничего в поучение людям».

Конфуций одинакового мнения насчет этого. Он считает, «необходимо постоянное внимание к делам».

Служение народу – это одна из главных идей книги «Выбранные места из переписки с друзьями». Гоголь считает, «Я думаю так не потому, чтобы имел высокое о себе понятие и надеялся на уменье свое быть полезным, но потому, что никогда еще доселе не питал такого сильного желанья быть полезным». «Быть полезным» – это и своего рода служение. И государь, и простой человек должны быть полезными людям, т.е. быть полезными путем служения.

В понятии Конфуция, служение, прежде всего, это служение государю, «государю – до самопожертвования». «Служба государю, заботиться о своем деле, а потом о жалованье». «…Чиновники должны служить государю с преданностью», потом – служба людям.

Но Гоголь расходится с Конфуцием в этом отношении одной идеей.

Гоголь считает, чтобы лучше служить, надо занимать известный пост, т.е. быть важным чиновником. Поэтому он обращается к «ЗАНИМАЮЩЕМУ ВАЖНОЕ МЕСТО». А Конфуций считает, служить можно и без известного поста. Поэтому Конфуций спрашивает: «Почему же только занятие известного поста следует считать службой».

Мы не можем перечислять всю схожесть учения Конфуция и идей Гоголя. Короче говоря, в книге Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» много идей и мыслей, которые откликаются на учение Конфуция, и как будто через двести с лишним лет в ней слышится далекое эхо конфуцианства.

Это явление интересное и неоднозначное. А как его объяснять?

Во-первых, это феномен взаимовлияния и взаимодействия разных культур на протяжении их исторического развития. Каждая культура развивается не изолировано, а во взаимообмене и взаимоконтакте с культурами других наций. Так и прошла русская культура свой исторический путь развития.

Во вторых, русская культура – культура открытого типа и характера. Она умеет вобрать в себя все лучшее наследие культур других наций и мировой цивилизации, в том числе и восточной, и им обогащается. Конечно, Гоголь, наверняка, не мог знать учения Конфуция, но Гоголь как писатель и мыслитель, не мог не принимать все лучшее мировой культуры, в том числе и восточного учения Конфуция.

Третье, метод мышления русских людей во многом и в некоторой степени похож на метод мышления азиатов. Поэтому Конфуций и Гоголь могли бы иметь одинаковый метод мышления и размышлять об одном и том же одинаковым образом, невзирая на удивительную разницу временного пространства.

Четвертое, в мире существуют общечеловеческие этические и нравственные критерии и принципы. Гоголь и Конфуций, как мыслители-моралисты, не могли бы не высказать одинаковые или близкие по значению и по смыслу вещи.

В заключение я хотел бы сказать, что идеи Гоголя – это сложный комплекс разных идей, в которых переплетены и элементы язычества, и христианства, и восточной культуры, и на которые следует обращать особое внимание. Далекое эхо конфуцианства в творческих мыслях Гоголя, с одной стороны, может быть, представляет собой своего рода влияние учения Конфуция на него, с другой стороны, не могло быть никакого влияния от учений Конфуция на Гоголя, а идеи Гоголя родились просто на русской почве, и чисто являются одним русским культурным феноменом. И это тоже очень может быть. Потому что в развитии разных культур имеются какие-то общие закономерности, встречаются явления «тайного совпадения». Тогда мы могли бы только явлением «тайного совпадения» объяснять схожесть идей Гоголя и Конфуция.