Languages

You are here

Глобальный кризис и «длинные волны» Н.Д. Кондратьева в свете теории цикличности и современной синергетики

Авторы материалов: 

The Global Crisis and Kondratiev’s Long Waves in Relation to the Cycle Theory and Contemporary Synergetics

 

 

Кустова Людмила Сергеевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, lkustova@mail.ru

 

Lyudmila S. Kustova
PhD in philology, Associate Professor at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, lkustova@mail.ru

 

   

Аннотация
Современный глобальный кризис – закономерное явление в мировой экономике, периодически возникающее согласно Н.Д. Кондратьеву через 45?60 лет (большой цикл, или «длинные волны»). «Длинные волны» Кондратьева – это частный случай теории цикличности А.Л. Чижевского, строящейся на «принципе всеобщего круговращения». Открытия Чижевского 1920 гг. получили подтверждение в современной синергетике, основанной на философии нестабильности И.Р. Пригожина. Пригожин отрицает пессимистические пророчества и видит задачу в том, чтобы «найти узкий путь между глобализацией и сохранением культурного плюрализма». Он делает ставку на творческого человека, нацеленного на «справедливое общество» и «гармонические отношения» в нем, готового взять на себя «тяжелое бремя ответственности» в выборе путей развития.

Ключевые слова: кризис, «длинные волны», феномен нестабильности, бифуркация, многовариантность путей развития, опасность адаптации, фазовый переход, «предсказания», глобализация, плюрализм культур, человеческие ценности, этическая ответственность.

 

Abstracts
The current global crisis is a naturally determined phenomenon in global economy, which according to Kondratiev periodically appears every 45?60 years (‘big cycle’ and ‘long waves’). Kondratiev’s long waves are a particular case of the cycle theory introduced by Chizhevsky and based on the principles of global circumrotation. Chizhevsky’s discoveries proved to be true thanks to contemporary synergetics, which is grounded on the philosophy of instability of Ilya Prigogine. Prigogine refutes the pessimistic forecasts and thinks that the main goal is ‘to find a narrow path between globalization and preservation of cultural pluralism’. He places his bets on a creative person aimed to build a fair society and establish harmonic relations in it, a person ready to take the burden of decision making when choosing the paths of future development.

Key words: crisis, long waves, instability phenomenon, bifurcation, multiplicity of development paths, the danger of adaptation, transition from one phase to another, predictions, globalization, cultural pluralism, human values, ethical responsibility.

 

 

Мир есть конструкция, в построении которой мы все можем принять участие.
И. Пригожин.

 

Кость еще не брошена.
Послание будущим поколениям.

 

В 2008 г. наши СМИ отметили 70-летие со дня смерти Николая Дмитриевича Кондратьева, автора циклической концепции в экономике. Причина этому, по-видимому, не только круглая дата, но и современный глобальный экономический кризис. Концепция «длинных волн» Кондратьева была в центре внимания исследователей США в период экономического кризиса середины 1970 гг. Нередко приходится слышать о ней и сейчас при анализе причин нынешнего глобального кризиса.

В 1920 гг. теория больших циклов Кондратьева в экономике оказалась в русле всеобщей теории цикличности А.Л. Чижевского1, которая в наши дни получила подтверждение на практике и дальнейшее научное развитие в теории диссипативных систем и синергетике.

А.Л. Чижевский (1897−1964), основатель гелио- и космобиологии, установил зависимость между циклами активности Солнца и многими явлениями в биосфере, рассматривал цикличность как космическое качество, охватывающее все области земной жизни – как живую природу, так и исторические процессы. Он считал, что ритмика свойственна не только физиологической и материальной активности человека, но и экономической, общественно-политической и культурной сферам. Ученый понимал периодичность как всеобщую и неотъемлемую черту динамического равновесия мира.

Чижевским была разработана фундаментальная теория мировоззренческого и философско-методологического уровня. Исследования Н.Д. Кондратьева2 были сосредоточены в одной сфере: он выявил циклические волновые процессы в экономических системах, практически работая параллельно и независимо, пользуясь той же методологией, что и Чижевский.

Предположение о существовании длинных волн3 было высказано Кондратьевым в 1922 г., колебательная и волновая теория экономических циклов была разработана им в публикациях 20-х годов на основе значительного статистического материала за существенный промежуток времени – 100−150 лет с привлечением множества разнообразных показателей4. Ученый понимал, что в этом случае речь может идти только о вероятностном подходе, поскольку 150 лет для научного подтверждения существования больших циклов недостаточно (для сравнения Чижевский использовал данные за 2500 лет в 70 странах). Кондратьев искал дополнительную информацию: индексы цен, государственные долговые бумаги, номинальная заработная плата, внешнеторговый оборот, добыча угля, золота, производство чугуна, свинца и т.д.

Кондратьевым была определена длительность большого цикла в 45−60 лет при малом традиционном цикле в 7−11 лет. По его расчетам к началу 20-х годов мировой капитализм пережил две с половиной длинных волны, в которых отмечены следующие стадии: подъемы − 1789−1814, 1849−1873, 1896−1920; спады − 1814−1849, 1873−1896. Три волны подъема сопровождались глубокими изменениями всей жизни общества, прежде всего научно-техническими открытиями и обилием социальных потрясений (революции, войны), которые являются, по его мнению, следствием сложившихся экономических и социальных условий.

Кондратьевым было установлено четыре фазы экономической активности: периоды минимальной активности, нарастания активности, максимальной активности и спада. При этом периодические кризисы краткого 7−11-летнего цикла как бы нанизываются на соответствующие фазы длинной волны и изменяют свою динамику в зависимости от нее. В периоды длительного подъема больше времени приходится на «процветание», в периоды длительного спада учащаются кризисные годы.

В работе «Длинные волны конъюнктуры» ученый выделил три видаравновесных состояний: краткосрочные (3−3,5), связанные с товарными запасами, среднесрочные циклы (7−11 лет), определяемые межотраслевым переливом капитала, и равновесие третьего порядка, касающееся «основных материальных благ»: это промышленные здания, инфраструктурные сооружения и квалифицированная рабочая сила, которые должны соответствовать существующему техническому способу производства (отраслевая структура, сырьевая база, источники энергии, цены, занятость, общественные институты, состояние кредитно-денежной системы). Периодически это равновесие нарушается и требует обновления «основных капитальных благ» в соответствии с научно-техническим прогрессом. По Кондратьеву, это обновление осуществляется в периоды длинных фаз толчками и для выхода из спада использует ранее накопленные ресурсы, способные обеспечить радикальную перестройку хозяйства в целом.

Статистический анализ позволил Кондратьеву сделать вывод об эндогенном, характере длинных волн, внутренне присущих капиталистической экономике, и рассмотреть их как одно из проявлений свойственного капитализму механизма, обеспечивающего его волнообразное развитие. Среди основных элементов длинного цикла он отметил производственную инфраструктуру и квалифицированную рабочую силу, являющиеся главными составляющими «основных капитальных благ» и находящиеся в равновесии со всеми факторами хозяйственной и общественной жизни. Именно они определяют технический способ производства на том или ином этапе.

При нарушении этого равновесия требуется новый запас «капитальных благ». Обновление «капитальных благ» происходит не плавно, а толчками и сопряжено с научно-техническими нововведениями и изобретениями. Продолжительность длинного цикла зависит от среднего срока жизни производственных инфраструктурных сооружений, что соответствует периоду длинной волны, составляющему, по Кондратьеву 45−60 лет. Экономические преобразования в свою очередь оказывают влияние на социальные процессы, вызывая разного рода катаклизмы – революции, войны, миграцию населения.

Теория длинных волн Кондратьева дает объяснение многим явлениям общественно-политической и экономической жизни на протяжении всей истории человечества, подтверждает закономерность периодических подъемов и спадов мировой экономики. Выход из стадии спада и переход в стадию подъема целиком зависит от замены основных «капитальных благ», что требует существенных вливаний в натуральной и денежной форме.

В последние десятилетия идеи Н.Д. Кондратьева оказались не только востребованными в практической деятельности, но и получили теоретическое развитие. Среди его последователей не только авторы концепций, связанных с отдельными компонентами экономического «организма»(термин Кондратьева): инновациями, перенакоплением, рабочей силой, ценами и т.д., но и сторонники интеграционного подхода, поскольку многие модели совместимы друг с другом. Наряду с экономическими теориями объяснения длинных волн, существуют социологические и теория военных циклов.

Задача, сформулированная Кондратьевым в работе «Длинные волны конъюнктуры», о создании общей теории колебаний остается актуальной и в наши дни, поскольку она могла бы дать не только научное объяснение экономическим кризисам, неизбежно возникающим при капитализме, но и установить условия их появления и возможности более или менее безболезненного их преодоления.

Концепция длинных волн экономического развития Кондратьева – это лишь частный случай, подтверждающий фундаментальную теорию Чижевского: минимальная фаза экономической активности Кондратьева совпадает с пиком солнечной активности Чижевского (7−11лет). Оба ученых являются предшественниками современной синергетики, их научные разработки: концепция длинных волн Н.Д. Кондратьева и теория цикличности Чижевского − органично вписались в новую картину мира, сложившуюся во второй половине ХХ столетия.

Гипотетические идеи Чижевского о роли и значении динамического равновесия5 и заключения Кондратьева о волнообразном движении капиталистической экономики, основанном на стремлении к равновесию, получили подтверждение в теории диссипативных систем физика И.Р. Пригожина6, основателяфилософии нестабильности, исходящей из многовариантности, нелинейностии открытости Вселенной. По Пригожину, в мире, представляющем собой открытую, диссипативную, неравновесную, нелинейную систему, неравновесность может служить источником организации и порядка: «…порядок и беспорядок сосуществуют как два аспекта одного целого и дают …различное видение мира»7. По определению немецкого физика Г. Хакена8, в рамках новой науки, которой он дал название – «синергетика»9, «изучаются процессы перехода от хаоса к порядку и обратно» в открытых нелинейных сложных системах различной природы. Движение «от хаоса к порядку и обратно» является основой саморазвития и самоорганизации систем, что можно рассматривать как аналог «принципа всеобщего кругообращения» Чижевского10 и теории «длинных волн» Кондратьева.

С синергетических позиций «длинные волны», границы которых обозначены кризисными явлениями во всех сферах жизни, сопоставимы с фазовым переходом11, сопровождающимся коренными сдвигами в качественном состоянии систем, находящихся в взаимном влиянии, Так, открытия в науке влияют на производственные структуры, соответственно идет накопление флуктуаций12 до критического объема в экономических и социальных отношениях, общественная сторона жизни характеризуется катаклизмами: революциями, войнами, миграцией населения. В синергетической парадигме скачки, взрывы в развитии системы получили название бифуркаций13.

Бифуркациями с синергетической точки зрения являются экономические кризисы, которые, по мнению Кондратьева, возникают в результате нарушенного равновесия между частями экономического «организма» или между «организмом» и внешней средой, это не случайные толчки, а часть присущего капитализму механизма, обеспечивающего волнообразное развитие экономики и многообразие путей ее совершенствования с вариативным выбором одного из них.

Многочисленные варианты выхода из кризиса, предлагаемые современной научной методологией, основанной на системно-синергетическом подходе, дают возможность выбора одного из двух путей, каждый из которых включает множество конкретных действий, − это адаптация системы к новым условиям или фазовый переход. Адаптация системы опасна унификацией, сохранением традиционного, привычного, не способного к развитию, мешающего самоорганизации системы, закономерно ведущей к разнообразию форм. Фазовый переход предусматривает коренную перестройку экономики на абсолютно новой основе, прежде всего изменение производственной сферы и квалифицированной рабочей силы. Фазовый переход болезнен для общества в своей начальной фазе, но он создает базу для развития экономики в течение длительного периода – до следующей волны бифуркаций, неизбежных в нестабильных саморазвивающихся системах.

Фактор нестабильности, который Пригожин, в отличие от существующей традиции, склонен считать скорее положительным, чем отрицательным, не только способствует жизнестойкости системы, но и несет в себе еще одно важное свойство. Поведение нестабильных систем можно предсказывать, что может облегчить выбор путей развития: «…феномен нестабильности естественным образом приводит к весьма нетривиальным, серьезным проблемам, первая из которых – проблема предсказания»14.

Одно из предсказаний такого рода содержится в статье О. Виханского «Homo economicus должен умереть» в журнале «Эксперт», заявляющей об обреченности финансового капитализма. Автор статьи считает, что одной из главнейших причин нынешнего глобального кризиса, порожденного спекуляциями и махинациями американских финансистов, является «эрозия этической базы» финансового сектора экономики, нацеленного на получение «больших денег» «из ничего», «из воздуха».

По мнению Виханского, современный глобальный кризис впервые в истории выступает в роли предвестника возникновения новой общественной формации. На место существующего мирового устройства должна прийти цивилизация нового типа, в которой экономика не будет играть самодовлеющей роли, уступив первенство образованию, научно-техническому совершенствованию, достижениям в экологии. По Виханскому, «новое общество будет обществом комплексных социально ориентированных объединений, основанных на интеллектуальной деятельности, тесно интегрированной с образовательным процессом. Уже сейчас имеются примеры таких объединений, например Селиконовая долина»15.

В интеллектуально-технологической формации Виханского важное место отводится «людям знаний» (knowledge workers), этическая проблема затронута лишь в связи с экономикой. О человеческой личности как носителе культуры, ее духовно-душевных устремлениях речи нет. Утопия, проецируемая автором «Эксперта», может быть рассмотрена как одна из «ветвей» развития, возникшая после бифуркационного взрыва, каковым является кризис. Не исключено, что она может стать реальностью, по свидетельству Н.А. Бердяева, утопии в России сбываются. Но вряд ли новая формация в таком виде, как она представлена в статье, окажется жизнеспособной, поскольку общество, сосредоточенное на экономико-технологических проблемах и нацеленное на техницизм и единую культуру, обречено, его ждет судьба строителей Вавилонской башни.

Игнорируется Виханским и национальный компонент, с новой силой заявивший о себе в связи с глобализацией, вызвавшей к жизни параллельное движение, получившее название глокализации или регионизации, нацеленное на защиту национальных ценностей. Кризис продемонстрировал опасные свойства глобализации в сфере экономики: начавшись в одной стране, он стал всемирной бедой. В то же время кризис показал, что национальные особенности, считавшиеся до их пор важными только для культуры, являются существенным фактором в поисках путей выхода из кризиса: успешные меры в одной стране оказываются бесполезными в другой, а то и приводят к противоположным результатам.

В посткризисную эпоху руководством к действию может служить работа И. Пригожина «Кость еще не брошена. Послание будущим поколениям»16, связывающая будущее прежде всего с человеком, его творческим потенциалом, гармоническим сочетанием интереса к изучению природы, достижениям в науке с деятельностью в области культуры. Пафос обращения Пригожина направлен на то, чтобы в «глобальной деревне» информационного общества, «базирующегося на информационных технологиях», не был забыт человек «с его радостями и печалями» (С. 66).

Ученый исходит из многовариантности мира, которая «раскрывает перед человечеством возможность выбора – выбора, означающего, между прочим, и определенную этическую ответственность…»17. С науками, «изучающими сложность мира», он связывает появление «метафоры, которая может быть применена к обществу (С. 64). Важные составляющие этой метафоры бифуркации, приводящие к «возникновению новой социальной структуры», и флуктуации, являющиеся следствием индивидуальных действий» (С. 64).

С точки зрения синергетики бифуркации представляют собой основополагающий элемент развития всех форм жизни, в научной системе Пригожина им отводится особая роль: «…бифуркации служат одновременно показателем нестабильности и показателем жизненности какого-либо рассматриваемого общества. Они выражают также стремление к более справедливому обществу» (С. 65). Прекращение бифуркаций, по Пригожину, означает конец истории и осуществление «кошмарного предвидения Оруэлла или Хаксли» (С. 68).

Задачей ближайшего будущего ученый считает развитие информационных технологий: «Я убежден, что мы приближаемся к точке бифуркации, которая связана с прогрессом в развитии информационных технологий и со всем тем, что к ним относится, как-то: средства массовой информации, робототехника и искусственный интеллект». Главной фигурой «общества с сетевой структурой» (networked society), по мнению Пригожина, является человек, способный творить: «…человек до сих пор остается единственным живым существом, которое осознает удивительный мир, создавший его самого и который он, в свою очередь, способен изменять» (С. 67). Именно с творческой сущностью человека Пригожин связывает его стремление к «справедливому обществу» и «гармоническим отношениям» в нем: «Человек постоянно испытывает новые возможности, строит утопии, которые могут привести к более гармоничным отношениям человека с человеком и человека с природой» (С. 65).

Важная часть статьи ученого непосредственно обращена к будущим поколениям, поскольку именно от них «зависит инициирование флуктуаций, которые придадут такое направление течению событий, которое соответствует наступлению эпохи информационного общества» (С. 65-66). Он формулирует задачи, стоящие перед ними, и пытается предостеречь от опасностей, которые могут встретиться на пути решения этих задач. Показательно, что на первое место в «деле будущих поколений» Пригожин ставит «человеческие ценности», а науку на второе (С. 67). Свои надежды на будущее он связывает с их уменьем сочетать «интерес к изучению природы» с «желанием участвовать в культурной жизни». Призывая покончить с пессимистическим пророчествами о «конце Науки», «конце Истории»» или даже о наступлении эры «пост-Человечества», ученый заявляет: «… я остаюсь оптимистом. Я верю в возникновение необходимых флуктуаций, посредством которыхте опасности, которые мы ощущаем сегодня, могли бы быть успешно преодолены» (С. 67-68).

Существенное место в размышлениях Пригожина о современном мире и его судьбе занимает глобализация. Обращая внимание на многозначность этого понятия, он вспоминает о римских императорах, которые, «возможно, уже мечтали о «глобализации» − об одной единой культуре, которая господствовала бы в мире. Сохранение плюрализма культур и уважение к другим культурам потребует внимания будущих поколений. Но на этом пути существуют также и опасности» (С. 66). В этом кратком пассаже заключен глубокий смысл. Параллель с Древним Римом выполняет роль предостережения, исторического урока: цель древних властителей создать «одну единую культуру» для многочисленных народов великой империи не только не была достигнута, но привела к ее гибели. Понятие «плюрализм культур» вбирает в себя две взаимосвязанные тенденции, свойственные всем национальным культурам, - стремление сохранить свою самобытность сочетается у них с тягой к единству с другими культурами человечества.

«Послание будущим поколениям» И. Пригожина обращено к человеку, современному и будущему, к его разуму и совести: «Мы не нуждаемся ни в каком «пост-Человечестве». Человек, каким он является сегодня, со всеми его проблемами, радостями и печалями, в состоянии понять это и сохранить себя в следующих поколениях. Задача в том, чтобы найти узкий путь между глобализацией и сохранением культурного плюрализма, между насилием и политическими методами решения проблем, между культурой войны и культурой разума. Это ложится на нас как тяжелое бремя ответственности» (С. 68).

«Бремя ответственности» разделяют все, кто пытается определить характер нынешнего глобального кризиса. Руководствуясь «принципом всеобщего кругообращения» Чижевского, можно установить, к какого рода проявлениям цикличности в экономике он относится. Может быть, это очередной виток малого цикла, но не исключено, что наша «глобальная деревня» оказалась под «большой волной» Кондратьева. Возможно, это «фазовый переход», предвещающий формирование «новой формации» в духе Виханского или какого-либо другого прогнозиста. В любом случае это бифуркация большего или меньшего масштаба, что означает неизбежность выбора того «узкого пути», на который указывал Пригожин. В поисках этого пути нельзя забывать о судьбе отдельного человека, будущем народа, к которому он принадлежит, поскольку в условиях глобализации тот или иной выбор может повлиять на будущее всего человечества.

 

 


  1. У Чижевского были предшественники, современники и последователи, внимание которых привлекали проблемы цикличности в той или другой сфере. Древнегреческий ученый Полибий во II веке до н.э. выделил цикл из 6 фаз в смене политических режимов. Сам Чижевский ссылался на неоплатоников и пифагорейцев. В ХVI веке концепцию политических циклов разрабатывал француз Л. Ле Руа. Его современник Ф. Бэкон выделял три фазы политической истории, уподобляя их биологическому циклу. Дж. Вико (1668−1744) принадлежит теория исторического круговорота. Позднее циклические концепции цивилизационного процесса выдвигались О. Шпенглером и А. Тойнби. П.А. Сорокиным разработана модель социокультурной системы.
  2. Краткие биографические данные: Кондратьев родился в 1892 г., учился в Петербургском университете на юридическом факультете. С 1915 г. занялся экономическими проблемами в сельском хозяйстве. После Февральской революции 1917 г. участвовал в подготовке аграрной реформы, недолго был заместителем министра продовольствия в правительстве Керенского. После Октябрьской революции работал в Сельскохозяйственной академии. В 1920 г. создал Конъюнктурный институт, директором которого был до 1928 года. Участвовал в подготовке первого пятилетнего плана, выступал против форсированной индустриализации за счет сельского хозяйства. Арестован в 1930 г. на длительный срок. В 1938 погиб в тюрьме.
  3. Внимание к явлению длинных волн наблюдается уже в середине ХIХ века. Английский ученый Кларк сделал предположение, что срок в 54 года между мировыми экономическими катастрофами – 1793 и 1847 гг. – не случаен, за этим должны скрываться какие то причины. Не смог найти объяснение повторяющимся длительным интервалам роста и падения в экономике и другой англичанин – В. Джевонс, также заметивший их периодичность. На цикличность кризисов опирался в своей теории К. Маркс. Последователь Маркса русский марксист А.И. Гельфанд был не только согласен с утверждением, что для капиталистической экономики характерны длительные периоды спада и застоя, но также считал, что кризисы во время подъема не столь глубоки, как вовремя спада. Подъем экономики в начале ХХ века он связывал с появлением новых рынков, внедрением электричества и ростом добычи золота. Длинные волны были предметом изучения голландских экономистов марксистской ориентации – Ван Гельдерена и Де Вольфа, которые разработали теорию волнообразного эволюционного движения при капитализме, используя многообразную статистику: ряды цен и производства, данные о финансах, международной торговле, миграции, занятости и т.д.
  4. См.: Длинные волны Н.Д. Кондратьева. http://74.125.77.132/search?q=cache:F5DQ8NcCnCOJ:ss.xsp.ru/c...
  5. «Представления Чижевского о роли и значении динамического равновесия в природе и обществе оказываются поразительно созвучными <…> теории диссипативных структур или синергетике. <…>. Разумеется, Чижевский не пользовался этой позднейшей научной терминологией. Но его объяснение динамического равновесия аналогично синергетическому». См.: В.И. Сергеев. Чижевский или тайны великого наследия. М., 2006. С. 550-551.
  6. И.Р. Пригожин, бельгийский ученый российского происхождения, лауреат Нобелевской премии, в своих работах по термодинамике преодолел разрыв между математическими, биологическими, социальными сферами, между наукой и искусством. Его называют «поэтом термодинамики».
  7. И. Пригожин. Философия нестабльности. Цит. по: В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. Межкультурная коммуникация. М., 2008. С. 3.
  8. Герман Хакен (Herman Haken, 1927) – выдающийся немецкий ученый, создатель новой науки – синергетики.
  9. Синергетика (от греч. «синергия» − содействие, совместный труд) – универсальная научная парадигма, теория, исследующая точки соприкосновения между живой и неживой природой. Это новое междисциплинарное направление второй половины ХХ века. В основе синергетики – термодинамика: теория неравновесных процессов, теория случайных процессов, теория нелинейных колебаний и волн.
  10. В работе 1921 г. «Основное начало мироздания. Principium Universale Circulationis» Чижевский связывал единство природы с единым природным субстратом − электроном и с единым правящим в мире принципом: «…механика природы должна покоиться на едином, всеобъемлющем принципе» − принципе всеобщего кругообращения (principium universale circulationis), которому подчинено все, окружающее нас». Цит. по: В.И. Сергеев. А.Л. Чижевский или тайны великого наследия. М., 2006. С. 41.
  11. Фазовый переход – переход от одного связного многообразия к другому, принципиальное изменение состояния системы.
  12. Флуктуация – случайное отклонение мгновенных значений величин от их средних значений, показатель хаотичности процессов на микроуровне системы. Флуктуации и бифуркации можно наблюдать в истории, культуре, языке.
  13. Бифуркации (от латинского слова «раздвоенный») возникают в особых точках, где траектория движения разделяется на «ветви». Дальнейшее движение возможно по любой из ветвей, но осуществляется только по одной, то есть возникает возможность выбора − множественность, многовариантность путей развития. Обычно наблюдается целая последовательность бифуркаций. Вслед за Пригожиным этот термин стали употреблять не только в точных и естественных науках, но и гуманитарном знании.
  14. И. Пригожин. Философия нестабильности. Цит. по: В.Г. Зинченко и др. С. 7.
  15. См.: О. Виханский. Homo economicus должен умереть» // Эксперт. № 17-18 (656). 2009. Май, 11.
  16. И. Пригожин. Кость еще не брошена. Послание будущим поколениям. Цит. по: В. Г. Зинченко и др. С. 62−68. Далее номера страниц цитат из этой работы указаны в скобках в тексте.
  17. И. Пригожин. Философия нестабльности. Цит. по: В.Г. Зинченко и др. С. 8.