Languages

You are here

Американская газетная пресса остается прибыльным бизнесом. Несмотря на вызовы времени

Научные исследования: 

Голованова Галина Анатольевна

В 2004 году в газетной отрасли продолжали развиваться тенденции, отмеченные в предыдущие годы, в частности падение тиражей ежедневных изданий. Журнал газетной ассоциации Америки "Пресстайм", отмечая свое 25-летие, привел в октябре 2004 г. такие цифры: число ежедневных газет страны за 25 лет сократилось на 307 - с 1763 до 1456, общий тираж их упал на 7,1 млн - с 62,2 млн экз. до 55,1 млн, а население страны за этот период выросло на 74 млн - до 294 млн.

По сведениям Газетной ассоциации Америки, которые привел этот журнал в декабре, тираж 841 газеты (примерно 58% от всех ежедневных газет) упал в сентябре 2004 г. на 0,9% до 47,7 млн экз. по сравнению с сентябрем 2003 г., а тираж 662 воскресных газет сократился на 1,5% до 51,6 млн.

По данным Бюро по учету тиражей, за 6-месячный период, закончившийся 30 сентября 2004 г., в первой двадцатке у половины ежедневных газет тиражи упали, у некоторых изданий - значительно; например, у "Лос-Анджелес таймс" - на 5,5%, у "Сан-Франциско кроникл" - на 6%. У другой половины из 20 ведущих газет тиражи повысились, но очень незначительно - на 0,1-0,8%. Есть и исключения: "Ю. Эс. Эй. тудей" повысила тираж на 2,8%, "Нью-Йорк пост" - на 5,1%, очевидно за счет снижения цены. Из 20 крупнейших воскресных газет у 15 тиражи снизились.

Причины снижения тиражей традиционные - концентрация газетной печати, конкуренция других СМИ, Интернета, рост цены за номер газеты; "Сан-Франциско кроникл", например, удвоила цену за номер до 50 центов и потеряла 6% тиража. В прошлом году среди причин снижения тиражей некоторых газет называли ураганы (их было четыре). Они захватили Америку, и в зоне их действия снижалась продажа тиража газет в розницу.

В тиражах, в распространении газет происходят изменения не только количественные, но и качественные.

По результатам исследования тиражей 40 ведущих американских ежедневных газет, проведенного "Дойче банк" в августе прошлого года, общий тираж их упал на 1%, и если доля оплаченного полностью тиража падает, то доля льготного тиража, оплаченного частично, на сумму менее 50%, - растет. В 2002 г. эта доля составила 4%, в марте 2004 г. - 10%. Этим очень недовольны в первую очередь рекламодатели, считающие частично оплаченный тираж, который распространяется бесплатно в гостиницах, аэропортах, университетах, среди сотрудников газетных компаний, "бесполезным".

Возможно, одной из причин сокращения тиражей газет были скандалы в газетной индустрии страны, связанные с журналистской этикой, по поводу плагиата в "Нью-Йорк таймс" в 2003 г. и в "Ю.Эс.Эй.тудей" в 2004 г., и скандалы, вызванные завышением тиражей в четырех газетах, - в июле-августе прошлого года.

Еще не успел утихнуть скандал по "делу Джейсона Блэра", репортера "Нью-Йорк таймс", занимавшегося плагиатом и фабрикацией статей, как разразился новый, на сей раз в "Ю. Эс. Эй. тудей". Корреспондент газеты Джек Келли, занимавшийся международной проблематикой, был уличен в плагиате (он заимствовал куски своих материалов из других изданий, в частности, из "Вашингтон пост"), лжи, обмане. Ему был предложен выбор - отставка или увольнение, и Келли выбрал отставку. В газете была создана авторитетная комиссия в составе трех видных журналистов, среди которых был Билл Ковач, для исследования материалов Келли за 10 лет его работы в газете. Он, кстати, работал в "Ю. Эс. Эй. тудей" с момента ее основания, и в первом номере за 15 сентября 1982 г. был опубликован его материал. Комиссия выявила около 20 случаев заимствования им материалов, фабрикации статей. Любопытно, что и Джейсон Блэр, и Джек Керри закончили одну и ту же школу журналистики в Мэриленде.

В результате этого скандала в профессиональной печати интенсивно обсуждался вопрос об ответственности редакторов (оба редактора газеты - и исполнительный, и управляющий - вынуждены были уйти в отставку, как и редакторы "Нью-Йорк таймс" в 2003 г.), об ужесточении правил приема на работу молодых журналистов. Речь шла о проверке их предыдущей деятельности, моральных качеств; но наверное, трудно, а скорее, невозможно распознать заранее - способен человек на обман, честный он или нет.

В июле-августе прошлого года разразился еще один скандал, связанный с завышением некоторыми компаниями тиражей своих газет. Были замешаны четыре газеты трех компаний: "Ньюсдей" и "Ой" "Трибюн компани", "Даллас морнинг ньюс" "Белоу корпорейшн" и "Чикаго сан-таймс" - "Холлингер интернэшнл". Они завышали тиражи, отсылая сведения в Бюро по учету тиражей, с целью установления более высоких ставок за рекламу. Доверие к газетам было подорвано, ситуация вызвала раздражение рекламодателей, и они потребовали компенсации. Газетные компании были вынуждены вернуть им деньги. Это довольно солидные суммы; в частности, "Белоу корпорейшн" вернула рекламодателям 23 млн дол. за "Даллас морнинг ньюс", "Трибюн компани", по оценкам, 80-95 млн за "Ньюсдей" и "Ой".

Скандал с завышением тиражей вынудил ряд газетных компаний принять меры по ужесточению их проверок, а Бюро по учету тиражей - по усилению контроля за правильностью предоставляемых ему сведений. Формула "Trust but verify" - "доверяй, но проверяй" стала в прошлом году очень актуальной в газетной печати. Скандал с завышением тиражей коснулся в первую очередь рекламодателей четырех газет, но до конца года случаев обмана больше выявлено не было, и какого-то негативного влияния на общие доходы газет от рекламы он не оказал.

Расходы на рекламу в стране выросли, и это отражение оживления в экономике страны. Экономический рост сказался, в частности, на увеличении объема классифицированной рекламы в газетах, в особенности объявлений о найме на работу и купле-продаже недвижимости. После двух трудных лет, когда наблюдалось падение доходов от рекламы, в 2001 г. - на 9% до 44,3 млрд. дол, и в 2002 г. - на 0,5% до 44,1 млрд., в 2003 г. доходы начали медленно расти и составили 44,4 млрд. (рост на 1,9%). В 2004 г. рост доходов от рекламы был более значительным и, по оценкам, должен был составить 4,1% - до 46 млрд. 793 млн дол.

В связи с падением тиражей газет по-прежнему одной из главных их задач считается привлечение новых читателей. Ставка делается на молодежь и представителей этнических меньшинств. Сравнительно новая тенденция в развитии газетной печати, проявившаяся в последние два года, - издание ежедневными газетами Чикаго, Нью-Йорка, Вашингтона, Далласа специальных ежедневных изданий, нацеленных на молодежь в возрасте 18-24 лет. Этот сегмент аудитории считается очень перспективным. Расчет "материнских" газет состоит в том, что предназначенные для молодых людей таблоиды, ориентированные в целом на развлечения, привлекут их яркой, краткой манерой изложения материала, это разовьет привычку к чтению, будет способствовать тому, что в конечном итоге они станут регулярными читателями основных газет. Вот некоторые названия недавно появившихся "молодежных" ежедневных газет: "Ред ай" (издает "Чикаго трибюн"), "Ред стрик" ("Чикаго сан-таймс"), "Экспресс" ("Вашингтон пост"), "Квик" ("Даллас морнинг ньюс"). На подходе аналогичные газеты в Лос-Анджелесе, Орландо. Компания Ганнета и некоторые другие выпускают еженедельные молодежные газеты таблоидного формата, что, по мнению специалистов, очень нравится молодежи, отвечает ее потребностям.

Еще одна категория потенциальных читателей газет - этнические меньшинства; они составляют 31,7% населения страны. Демографические изменения в обществе, новую сегментацию его, когда иммиграция растет быстрее, чем ассимиляция, газеты пытаются учитывать и создают издания на национальных языках, в частности, на испанском (в стране около 20 миллионов испаноязычных американцев в возрасте 18-49 лет). Пионер здесь - "Майами геральд", которая выпустила "Нуэво геральд" еще в 1987 г. Среди новых ежедневных газет на испанском языке - "Ой" в Чикаго ("Трибюн компани"), "Диа" в Далласе ("Белоу корпорейшн"), "Диарио эстрелла" ("Найт-Риддер корпорейшн"). В этих так называемых нишевых изданиях, нацеленных на молодежь и этические меньшинства, издатели и аналитики СМИ видят залог успешной деятельности ежедневных газет, озабоченных падением тиражей.

В прошлом году в профессиональной прессе, посвященной журналистике, слово "diversity" (разнообразие, многообразие) стало одним из ключевых. Журналистские организации поощряют те редакции газет, которые принимают на работу представителей этнических меньшинств. Фонд Найта публикует так называемый индекс diversity - доли меньшинств в редакциях газет, и на первом месте здесь "Ганнет компани" (из 100-88), "Найт-Риддер корп." - на втором, на третьем - "Маклатчи компани", на четвертом - "Нью-Йорк таймс компани". Этот индекс был выведен Фондом путем сравнения процента этнических меньшинств в редакциях 1413 ежедневных газет и доли меньшинств в населении района, в котором распространяется газета. Число сотрудников редакций - представителей этнических меньшинств третий год подряд растет, но медленно; в частности, в 2003 г. выросло на полпроцента - до 12,9%, но это все-таки почти в два с половиной раза меньше, чем доля меньшинств в населении страны - 31,7%.

В стране наряду с бумом изданий для испаноязычных американцев возрождается афроамериканская печать. Журнал "Эдитор энд паблишер" пишет о новом рождении ежедневной газеты "Чикаго дифендер", которой в 2005 г. исполняется 100 лет. Газета в 50-60-е годы, период борьбы за гражданские права черных, переживала расцвет, была влиятельной, имела тираж 230 тыс. экз., а потом захирела. В начале 2003 г. ее тираж составлял всего 14,6 тыс., и это в городе, где свыше одного миллиона афроамериканцев. В январе 2003 г. газету купила группа "Риэл таймс", был назначен новый редактор, а президентом и главным управляющим стал Кларенс Никсон, который в 80-е годы возродил автомобильную компанию "Крайслер". В штате газеты - хорошие журналисты, даже лауреаты Пулитцеровской премии. Есть основания полагать, что единственная пока ежедневная газета для черных "Чикаго дифендер" на пути к успеху.

Главным политическим событием в стране в прошлом году были президентские выборы. В изданиях, посвященных деятельности СМИ, активно обсуждался вопрос о роли и значении "endorsement" - поддержки в редакционных статьях газет того или иного кандидата. Руководители ряда газетных компаний и отдельных изданий, опрошенные журналом "Эдитор энд паблишер", согласились в том, что поддержка газетами того или иного кандидата имеет сравнительно небольшое влияние на выбор избирателей на президентских выборах и большое - на выборах на уровне штатов и местном (в конгресс, губернаторских и т.д.). Укрепляется тенденция не поддерживать никого из кандидатов в президенты. Из крупных газет не сделали выбора "Уолл-стрит джорнэл", "Ю.Эс.Эй.тудей", "Лос-Анджелес таймс". Объясняют свою позицию газеты так: читатели должны сами сделать свой выбор. Точка зрения тех газет, которые поддерживают кого-либо из кандидатов в президенты, - мы хотим помочь избирателям сделать выбор, принять решение. Из крупных газет "Нью-Йорк таймс", "Вашингтон пост", по традиции поддерживающие демократов, выступили в поддержку Дж. Керри; "Чикаго трибюн", "Нью-Йорк пост" - Дж. Буша.

Каковы же итоги деятельности газетной печати в 2004 г. и перспективы ее развития в 2005 г.? Несмотря на все вызовы и угрозы газетной индустрии в последние годы, руководители газетных ассоциаций, аналитики прессы все-таки в целом с оптимизмом оценивают положение в отрасли.

Тиражи газет падают, общий их тираж сокращается, но газеты по-прежнему остаются важным средством информации и рекламы для американцев, в особенности в местных сообществах. Читательская аудитория 100 ведущих газет достигает 85,4 млн, а 100 воскресных - 103 млн; исследование Газетной ассоциации Америки показало, что хотя процент читателей газет на 50 главных газетных рынках в 2003 г. (новее цифр еще нет) немного снизился, он все-таки достаточно высок - 54,1% (в 2002 г. было 55,4%). Что касается скандалов в газетной отрасли, связанных с завышением тиражей, то они захватили лишь малую часть газет, а в отношении скандалов, связанных с плагиатом в "Нью-Йорк таймс" и "Ю.Эс.Эй.тудей" бывший глава Газетной ассоциации Америки и руководитель компании "Найт-Риддер" Энтони Риддер так сказал на съезде Ассоциации: "На каждого Джейсона Блэра и Джека Келли приходятся десятки тысяч честных, достойных журналистов, и это важно для завоевания молодых читателей в возрасте 18-24 лет". Что касается реакции читателей газет на скандалы, то совместное исследование Центра по Первой поправке и журнала "Америкен джорнализм ревью" показало, что большинство - 66% по-прежнему доверяют местным газетам.

В рекламе перспективы газет неплохие. Доходы их выросли в 2004 г. на 4,1%, а в 2005 г., по прогнозам, учитывая благоприятную экономическую конъюнктуру, вырастут еще на 4% и составят 48,6 млрд. дол.

Цены на бумагу несколько выросли в 2004 г., но ненамного, на 10% - до 580 дол. за тонну, и возможно, будут расти, но не чрезмерно, скачков в их росте не предвидится.

Конкуренция с Интернетом, в области рекламы, в частности, будет возрастать, но газеты имеют долгую историю приспособления к деятельности различных СМИ, противостояния конкуренции.

Но самое главное, наверное, и это подчеркивает известный газетный аналитик Джон Мортон, - несмотря на вызовы и угрозы, газетный бизнес остается весьма прибыльным, что свидетельствует о здоровье отрасли. Многие газетные компании, чьи акции котируются на бирже, сообщили о прибылях в 2003 г. - 22 цента на доллар, а в первой половине 2004 г. прибыль составила тоже более 20 центов на доллар. Это выше, чем в нефтяной и автомобильной промышленности, т.е. газетная отрасль продолжает развиваться, преодолевая трудности, решая свои проблемы.